Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Свой среди чужих, чужой среди своих

Рекомендуемые сообщения

Не знаю, мне при просмотре казалось, что передо мной сильно порезанная версия двух (а то и трех) серийной картины. Все как-то сумбурно и истерично - думается, что Михалков во время съемок дебютного полного метра еще не разобрался со своим стилем.

 

Согласен. После просмотра разрывают противоречивые мысли: "Михалков так специально задумал, весь этот сумбур - это его фишка" и "Михалков до конца сам не знал, чего же он хочет снять и как выстроить повестование".

При этом, в глубине души больше склоняюсь к последнему утверждению.

 

А на счет нарочитой фирменной истеричности в игре актеров в фильмах Михалкова - то тут даже мне (люблю надрывную игру и в Утомленных и в Цирюльнике и в Родне и в 12) иногда казалось, что планка перегибается. Может быть, действительно Михалков еще не нащупал свой Стиль, который в более поздних его работах лично мне доставлял сугубо позитивные эмоции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 414
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Советским ответом западному голливудскому Чемберлену, в конце 60-х- начале 70-х заполонившего мировые экраны однотипными вестернами (некоторые из них, например «Великолепная семерка» или «Золото Маккены» демонстрировались даже в советском прокате), стало появление нового условного киножанра — «истерна» (по аналогии Вест — запад, ист — Восток). Гражданская война в России — чем не фон для игры в красных «шерифов» с комиссарскими звездочками и бандитов, роли которых по праву достались белогвардейцам, махновцам, басмачам. В конце концов, российские степи, на экране смотрятся ничем не менее выразительно, чем прерии американского Среднего Запада, а формула типичного вестерна всегда столь же утрирована: благородное и честное добро против ужасного и мерзкого зла. Как тут не вспомнить цитату из классика: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»?

 

В новоиспеченном жанре было выпущено немало крупных кинохитов, в числе которых «Белое солнце пустыни» Мотыля, «Неуловимые мстители» Кеосаяна, «Шестой» Гаспарова. Это были стопроцентные «истерны», ловко сочетающие в себе скачки на лошадях и цирковые перестрелки с мягким, подобно прижиганию каленым железом, напоминанием о том, какой нелегким трудом добывалось для ныне живущих советских людей, их выстраданное народное счастье.

 

Дебютная картина Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» всегда держалась особняком от прочих представителей жанра, и на то были свои причины. Честного красноармейца Егора Шилова вероломно подставляют, будто он раскрыл белогвардейскому подполью время и место перевозки конфискованного золота; чтобы оправдать свое имя он вынужден бежать на поиски истинного виновника. Хороший? Белогвардейский ротмистр Лемке, участвовавший в похищении красного золота, остается единственным выжившим в результате бандитского налета, теперь его задача — вернуть вновь исчезнувшее достояние Республики. Плохой. Есааул Брылов, эстетствующий подонок и бандит, одним из последних узнает о заветном золотом бауле, и не остановится ни перед чем, чтобы заполучить его. Злой! В финале они сойдутся, и жребий обладания искомым предметом решат не сила идеологии, а две быстро летящие револьверные пули. А помимо этого — классическая сцена ограбления поезда, драматический эпизод на горной речке, неумолимо вызывающие такое множество, не всегда уловимых голливудских ассоциаций. Нет, господа, «Свой среди чужих» — это самый настоящий ВЕСТерн с множеством цитат из аналогичных образцов этого жанра и компактно упакованной на самое дно заветного баула с золотом, идеологической составляющей! Чуть менее юморной, совершенно лишенный цинизма оригинала, но тем не менее, практически советский вариант легендарной картины Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой».

 

Подобно яблочку, которое с аппетитом похрустывает сам Михалков в уже, ставшей легендарной, сцене налета на поезд, сам фильм имеет множество слоев, сначала незаметных под толстой кожурой. Тут тебе и ярко выраженная детективная составляющая с поиском белогвардейского предателя, которого уличат в лучших традициях дедуктивного метода Сами-знаете-Кого, и линия настоящей мужской дружбы, которая лишь крепнет со временем в такой чугун, что и руками не разорвешь, и даже мотивы юношеского идеализма, когда на фоне катящейся по склону холма кареты, трое совсем юных героев сбегают ей вслед — за собственными мечтами о «нашем новом мире», котором им суждено построить, хотя бы в своих наивных романтических мечтаниях.

 

Актерский состав, по истине удивителен — ни одной случайной роли, ни одного выстрела «в молоко2 — как и подобает настоящему красному ковбою, каждый из них поразительно удачно поразил задуманные режиссером мишени. Юрий Богатырев, Александр Кайдановский (до сих пор, холодок пробегает по спине от всей силы его крика «Господи, ну почему ты помогаешь этому кретину, а не мне?»), сам Михалков в роли Брылова (чем-то напоминающий, еще более оскотевшего собственного персонажа из рязановского «Жестокого романса»), первое, по истине, феерическое появление на экране Константина Райкина в роли юродивого узбека, великолепный Калягин в роли мелкого и трусливого станционного смотрителя, Солоницын, Пороховщиков, Шакуров… Удивительно, как фильм, продолжительностью всего в полтора часа, смог стать прибежищем такого количества ярчайших актерских дарований, при этом не растеряв ни капли из них, предоставив каждому — по возможности показать себя.

 

Отдельное упоминание — сценарий самого Михалкова и Эдуарда Володарского, удачно сочетавший юмор и драматизм с острым сюжетом. Операторская работа Павла Лебешева, буквально летающая по всему экрану вслед за героями. Ну и естественно — наш ответ итальянцу Энио Мориконе, великолепный саундтрек за авторством Эдуарда Артемьева, с его незабвенным трубным «Финалом», ныне ставшим в Союзе кинематографистов, печальным символом прощания с ушедшими от нас, навечно прославленными и заслуженными кинодеятелями.

 

Некоторые фильмы тяжело пересматривать со временем: блекнут некогда яркие краски, устаревают когда-то революционные художественные решения. К дебюту Михалкова это не относится: наоборот, он и по сей день, смотрится очень ярко и свежо, особенно по сравнению с многими последующими работами этого режиссера.

 

Не верьте, если Вам будут говорить, что главное в искусстве — это опыт. Главное — это талант, который с опытом может видоизменяться, терять искренность и мутировать в нечто тяжеловесное и насквозь меркантильное. Молодой Михалков, наделенный легкостью и мечтательностью, был готов сам, вприпрыжку скатываться со склона холма, вместе со своими героями — навстречу идеалам собственной молодости, беззаботно и искрометно. Разве можно эту беззаботность угадать в его последних фильмах, которые напоминают загруженные под завязку тяжелые баржи, перевозящие для своего создателя несоизмеримый груз из солидных наград, признания мировой кинообщественности и солидных кассовых сборов? Время бежит, люди меняются, и только старые бобины с кинопленкой остаются прежними. Минует еще одна эпоха, забудутся награды, а перевозившие их баржи, рано или поздно затонут. А наивные мечты останутся, ведь в отличие от кассовых сборов, они не имеют цены.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Советским ответом западному голливудскому Чемберлену......

.......

Хороший отзыв, спасибо! Прочитала с удовольствием.

 

ССЧЧСС очень люблю и считаю одной из лучших работ Михалкова.

Столько энергии в этом фильме, огня! Да, и музыка, и операторская работа. Чего стоит только один проход по долгим коридорам одним планом. А панорама двора с бельем...

Да, и карета с горы...

 

...Молодой Михалков, наделенный легкостью и мечтательностью, был готов сам, вприпрыжку скатываться со склона холма, вместе со своими героями — навстречу идеалам собственной молодости, беззаботно и искрометно. Разве можно эту беззаботность угадать в его последних фильмах, которые напоминают загруженные под завязку тяжелые баржи, перевозящие для своего создателя несоизмеримый груз из солидных наград, признания мировой кинообщественности и солидных кассовых сборов?

 

Эх... отлично сказано!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Долгое время был знаком с этим фильмам лишь по фрагментам, довольно продолжительное время разыскивал его, намереваясь посмотреть и сопоставить с моими любимыми спагетти, на основе которых, как говорили, Михалков и снял свое творение.

Да, действительно, Михалков много чего сцитировал из вестернов Леоне и еще некоторых фильмов, например "Золотой пули", пригласил много хороших актеров, хорошего сценариста и композитора, но результат мне не пришелся по душе. Главной причиной этого я считаю отсутствие собственной авторской идеи помимо желания "сделать так же круто как там". Поэтому действительно красивые сцены, красивая музыка, великолепные актеры, на мой взгляд, работают исключительно на эффектность, на форму. В итоге получается совершенно стандартная для советского кино история о гражданской войне, выполненная в стиле позднего вестерна, в то время как оригинальные фильмы не были просто боевиками, но переосмысливали миф Дикого Запада и содержали различные авторские месседжи, благодаря чему и вошли в историю.

Недавно в разделе "фильмы" видел обсуждение корейской вещицы "Хороший, Плохой и Долбанутый", там тоже похожая ситуация - цитаты ради цитат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему-то "Свой среди чужих" хвалят за вестерновость, приключения. На самом деле это выражено больше в таких фильмах, как "Белое солнце пустыни" или "Достояние республики". А здесь Михалков показал, как ни странно, трагедию ярых большевиков. Когда шашки наголо - то друзья не разлей вода. Когда надо строить новый мир - полное несостоятельность. И готовность обвинить вчерашнего друга и тут же шлёпнуть его возле стенки.

 

И финальная сцена не вызывает умиления. Это встреча людей, которым суждено вскоре погибнуть. От собственного яда, как пауки в банке. Того же Шилова расстреляют в первую очередь - вряд ли в ЧК поверят в историю: поехал к бандитам и забрал назад большущие деньги; уже готового к расстрелу председателя губкома или председателя ЧК ждёт великая чистка - и до Отечественной им не дожить. А вот искрення душа Андрей Забелин, рвущийся поменять счёты на шашку вполне готов идти работать в застенки, выбивая у своих бывших соратников признания во вреде народу.

 

В 1974 году прямо сказать про великий красный террор против своих было нельзя. Поэтому можно было показать только атмосферу. Атмосферу страха, трусости и низости героев революции. И Михалков это сделал блестяще. Вроде бы получился фильм про героических "красных альбатросов", расправляющихся со всякой швалью. Кстати, на каждый фильм Никиты Сергеевича, в основном, высказывается следующее мнение - Михалков - нехороший редиска, но это произведение сделал мастерски. Что уже раздражает. И Дисней, и Тарковский были далеко не ангелы - но от этого их произведения, может, даже выиграли. Так и здесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Саундтрек фильма отличный, один из моих любимых среди советских фильмов, фильм тоже хороший)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень даже неплохой фильм. У Михалкова был талант.

Его самолюбование и позерство, конечно, достают немного, но ничего не поделаешь, такой уж у него характер.

А кино очень грамотное, сыграли все хорошо и эффектные сцены есть. Если бы не долгий план на портрете Ленина, то в идеологическом плане фильм смотрелся бы совсем современно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень даже неплохой фильм. У Михалкова был талант.

 

Берегитесь, ща налетят и заклюют!

 

Я клюну слегка:roll: Фильм - не неплохой. Он просто лучший.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень даже неплохой фильм. У Михалкова был талант.

Его самолюбование и позерство, конечно, достают немного, но ничего не поделаешь, такой уж у него характер.

 

Да уж... Справедливости ради, мне тоже нравится эта картина. В первую очередь актерскими работами, а музыкальная составляющая просто пронзительная. Артемьев написал чудесную музыку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Артемьев написал чудесную музыку.
благодаря КП узнал это имя, иногда музыка крутится в голове, всё время хотел узнать кто написал.)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поскольку ВСЁ, что высказывается на форумах, априори имхо, то не побоюсь и выскажу собственное: "Свой среди чужих" не просто лучший фильм Михалкова, а единственный его хороший фильм. Все остальное я у него без отвращения смотреть не могу. Должно быть, в юные годы в Никите Сергеевиче еще было нечто человеческое, что и отразилось в картине.

Очень люблю эту вещь, давно приобрела в коллекцию и регулярно пересматриваю. Некоторые режиссерские огрехи (вполне простительные для дебютанта) фильм нисколько не портят, актерский ансамбль - идеален, операторская работа (хорошо, что в последних постах вспомнили и о ней) - волшебная. Музыка... ну, про нее уже тоже все сказано.

А Богатырев - это вообще что-то невероятное. Я не знаю больше ни одного отечественного актера с таким ролевым диапазоном. Он гений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поскольку ВСЁ, что высказывается на форумах, априори имхо, то не побоюсь и выскажу собственное: "Свой среди чужих" не просто лучший фильм Михалкова, а единственный его хороший фильм. Все остальное я у него без отвращения смотреть не могу.

А вы все видели?:unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вы все видели?:unsure:
К сожалению, да.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Свой среди чужих" не просто лучший фильм Михалкова, а единственный его хороший фильм.

Сильно сказано, а главное - объективно :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надеюсь, мы все же не примемся здесь за обсуждение всего многолетнего творчества Никиты Сергеевича? ;)

На всякий случай продублирую первую фразу своего поста:

всё, что высказывается на форумах, априори имхо

Если кто-то считает, что личное мнение (чужое или собственное) может быть объективным... это его право. Точно так же, каждый вправе любить либо не любить фильмы Михалкова - целиком или частично. Мне категорически неприятны ВСЕ (за исключением обсуждаемого). Потому что в каждом из них - за фигурами актеров, за сюжетом, за постановочными изысками - я отчетливо вижу личность режиссера. Для этого, кстати, нужен особый талант - максимально раскрывать в своих работах самого себя. Наличие подобного таланта у Михалкова отрицать невозможно. А то что конкретно меня от "раскрываемого" тошнит - так ничего не поделаешь. Я даже искренне удивляюсь: как получилось, что "Свой среди чужих" выпал из ряда? Если бы не узнаваемые режиссерские приемы - вообще могла бы подумать, что другой человек снимал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Свой среди чужих" выпал из ряда

не выпал, присутствует юдофобия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что в каждом из них - за фигурами актеров, за сюжетом, за постановочными изысками - я отчетливо вижу личность режиссера.

Очень интересно.

А что вы видите, можете как-то описать.... сформулировать ?

Для этого, кстати, нужен особый талант - максимально раскрывать в своих работах самого себя.

В данном случае ( про данной личности) - талантом можно было бы назвать - скрывание самого себя.

А так ........... :roll:

Это просто естественный, самый органичный процесс для михалкова ... совершенно не представляющий для него никаких усилий.

А Богатырев - это вообще что-то невероятное. Я не знаю больше ни одного отечественного актера с таким ролевым диапазоном. Он гений.

совершенно согласна.

Блестящий актер !!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуй, единственный фильм, который запомнила в раннем детстве, причем последние кадры. То ли музыка, то ли общее настроение произвели неизгладимый эффект (скорее, все вместе). И только сейчас пересмотрела.

 

Потрясающий фильм, великолепные актеры. Безусловно, Богатырев потрясающий, но как же Кайдановский, Калягин, Солоницын, Шакуров? Поистине, звездная игра. Но самое яркое впечатление от Кайдановского.

 

Невозможно не выделить видеоряд и музыку Артемьева.

 

Фильм-шедевр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К Впечатлительной!

А Костя Райкин, бритый татарин??!! К тому же чуть не утонувший при съёмке?! А?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Пастухов? "Чего-то сердце ноет".

 

"Ай, конь, конь! Я конь жалел… Бай, собак! Лицо камча бил! Какай бай? Каюм жениться хотел! Деньга не был калым платить! Папка старый у мене, старый! Мамка старый. Юрт совсем худая стал! Халат не был у меня , халат не был. Честное слово, у меня халат не был. Каждый шакал халат носит. Я целый год без халата ходил."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К alinette!

Ага, ага. Век не забыть - до того ярко сыграно!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот фильм - мой пунктик. У Сергеича хороших кин валом, но это. Солоницын такой. Чахотошный, что ли. В шляпе. Зубы плохие. Класс. У Богатырева там торс такой, плечи свитером обтянутые, талия, ноги от ушей. Где взял? Привыкли, что он увалень, неуклюжий, даже полный. Хотя Штольцем он тоже красавец.

Вот нету такого режиссера, чтоб столько любимых фильмов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К alinette!

А тут наши пути сильно расходятся: я за Никитой Сергеевичем только обсуждаемый фильм числю.В смысле: за "Своего..." ему зачтётся...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

За Своего он уже в раю и в истории. А "Обломов" - неее? Никак? "Родня"? "Вечера"?

Все, не дружу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот фильм - мой пунктик.
Аналогично!

А сам Михалков каков! Очень его здесь люблю.

И фильм люблю. Нежно и безгранично. Особо трепетное отношение к самому началу и самому концу. Не помню, чтобы что-нибудь когда-нибудь производило на меня такое же потрясательно-трогательное впечатление. Разве что в "Рабе..." то, как Соловей бьёт стёкла Михалкову, а Михалков рыдает в усы. Фу, аж мурашки побежали.

 

Вообще, на мой взгляд, всё... ну, или почти всё, что снял Никита Сергеич до "Цирюльника" гениально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...