Перейти к содержанию

Гай Ричи


Рекомендуемые сообщения

ведь последний фильм со Стейтемом у Ричи был совсем дурной.

Почему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 265
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

"Револьвер" - потрясающее кино, один из лучших фильмов в моём детстве. надо бы пересмотреть как можно быстрее.

есть подозрения, что тем, кому не нравится - они посмотрели убитую американскую версию с излишними разъяснениями. смотрите европейскую, что ли)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему?
Потому что "Револьвер" невнятное нечто, приправленное понтовым монологом. И с роялями в кустах.

 

они посмотрели убитую американскую версию с излишними разъяснениями. смотрите европейскую, что ли)
Возможно, но пересматривать такой трэш с клиповым монтажом желание не возникает.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю что там ждать

 

Посмотревшие практически все довольны, а многие из них и вовсе в восторге. Сужу по отзывам в топике. Плюс Жека, естественно, ну и Риччи само собой тоже

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что "Револьвер" невнятное нечто, приправленное понтовым монологом. И с роялями в кустах.
Здесь должна быть мета-цитата Эхнатона:cool:
Вы знали, что Гай Ричи — дальний родственник Кейт Миддлтон? А о том, что режиссер владеет несколькими пабами? И за что он так ценит Джейсона Стейтема? Обо всем этом и других ключевых составляющих жизни и творчества последнего оплота традиционной маскулинности в кино рассказываем в алфавите The Blueprint — и отправляемся смотреть его «Гнев человеческий» на большом экране. (с)

:arrow: Вселенная Гая Ричи от А до Ю

Шрифт адовый, конечно, но прочла

Главная фишка фильмов Ричи — в их непредсказуемости. Истории несутся по скоростным сюжетным рельсам, влетая из одного лихого поворота в другой. При этом он всегда оставляет себе пространство для маневра: когда кажется, что фильм уже выдал все свои козыри и раскрылся по полной, режиссер вытаскивает джокера в финале. Или, как сказал бы рьяный поклонник творчества Ричи, переводчик Дмитрий Goblin Пучков, «ломик в рукаве» — чтобы окончательно добить зрителя.
Вопрос:D : А если все козыри выданы в первой трети фильма и джокеров нема, - получается, "Гнев человеческий" это фильм Ричи без фишек, или это вообще мог бы бы фильм любого режа, не обязательно Ричи?))

И вот это ещё,

Нелинейность — еще одна отличительная черта режиссерского стиля Ричи. Как правило, в почти любом его фильме есть несколько (минимум три) сюжетных линий, часто начинающихся не с начала и заканчивающихся не в конце. Все они сплетаются в тугой детективный клубок, чтобы сохранить интригу до самого финала. А чтобы зритель и вовсе открыл рот, его еще несколько раз побросают во времени.
Лично я считаю, что нелинейность имеет смысл не просто для того, чтобы зрителю было повеселее, она должна вызывать у зрителя катарсис, иначе любой параллельный монтаж это просто тупо монтаж. Не всегда параллельный монтаж (или флэшбэки) у Ричи достигают такой цели. В отличие от Нолана, например)
Я примерно такого же мнения, но Рок-н-рольщик у него получился:)
ой, и мне оч нравится:cool:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос : А если все козыри выданы в первой трети фильма и джокеров нема, - получается, "Гнев человеческий" это фильм Ричи без фишек, или это вообще мог бы бы фильм любого режа, не обязательно Ричи?))

Ричи решил попробовать что-то новое.:)

Лично я считаю, что нелинейность имеет смысл не просто для того, чтобы зрителю было повеселее, она должна вызывать у зрителя катарсис, иначе любой параллельный монтаж это просто тупо монтаж. Не всегда параллельный монтаж (или флэшбэки) у Ричи достигают такой цели. В отличие от Нолана, например)

Здесь конкретно параллельный монтаж раскрывал характер самого скверного крысюка и чтоб тебе хотелось получить его органы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ричи решил попробовать что-то новое.:)
я написала в ветке)
Здесь конкретно параллельный монтаж раскрывал характер самого скверного крысюка и чтоб тебе хотелось получить его органы.
Для меня смысла в этом нет. Ткой монтаж имеет смысл, когда одно действие как бы сравнивается с другим, причём, ты примерно представляешь, чем закончится одно (наверняка!), значит, и второе, паралельное, закончится тем же самым. И тебе хочется увидеть, так это будет или не так. И прикольно, когда НЕ ТАК)).

Простейший пример - Крёстный отец, эпизод разборки с кланами и крещения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здесь должна быть мета-цитата Эхнатона:cool:
Давайте тогда применим подобную цитату к каждому шедевру Уве Болла, что бы было справедливо. А то какие-то детсадовские деления на чёрное и белое.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зря с Мадонной связался.

"Гнев человеческий", конечно, рано заносить (свежак), но пусть будет, благо, покамест без перекосов.

104d92a92447.jpg

Изменено пользователем Гвалиор
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Критикам он не нравится. А вот зрителям кроме Револьвера идет весьма хорошо
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зря с Мадонной связался.

"Гнев человеческий", конечно, рано заносить (свежак), но пусть будет, благо, покамест без перекосов.

715a9cd0226c.jpg

 

на дубане у карт 9? ты не покрасил

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

на дубане у карт 9? ты не покрасил

 

Спасибо, исправил)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зря с Мадонной связался.
Кому нужен ремейк замечательной Вертмюллер?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мадонна круче, известнее и талантливее Ричи в разы. "Муж Мадонны" - вот как его называли.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Талантливее и круче в чем, в режиссуре фильмов? :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а какие критерии складывали для получения этого суммарно?

Давайте обсудим :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У "Револьвера" правильные оценки, отвратительный фильм :redface:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

абсурдише, сравнивать 30-летнее творчество поп-певицы с творчеством начинающего режиссера
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотел расковырять несколько стереотипов и случайно написал книгу. Такую эпичную, что в один комментарий не влезла.

Ч.1

Горю от стереотипов не потому что они искажают какую-то истину (не уверен, что она тут есть), а потому что они создают ее, из предубеждений и домыслов. Все, что мне попадается в сети по Ричи, за редким исключением, тиражирование одних и тех же стандартов.

Например, таких: Унесенные и Аладдин - это не Ричи. Корни Ричи в криминале. Ричи подражает Тарантино. Ричи не уважает женщин и меньшинства. Ричи - токсик маскулин для настоящих пацанов.

Все это ерунда.

За исключением корней в криминальном жанре. Хотя криминальный жанр как таковой для Ричи не база, а удобный инструмент для реализации своих концепций, крайм - первое, что попалось ему под руку по важным обстоятельствам: фильмы Ричи родом из британских 90-х и прямо из духа того времени они впитали реакцию на власть и непочтительность к авторитетам. У этой непочтительности социальные причины. Посттэтчеровская эпоха разочарования в законе, сложное отношение общества к преступности, отсутствие консенсуса в отношении того, что определялось законом как "преступность". Когда закрытые предприятия, безработица итд сделали воровство и торговлю наркотиками нормальными стратегиями выживания, границы между мелкой и организованной преступностью и основным обществом размылись. Размытые моральные границы, разочарованный релятивизм - база бриткрайма 90-х. В том числе ричевских Карт и Куша. Традиционный криминал о противостоянии организованной преступности и официального закона приказал долго жить, потому что сия бинарная оппозиция стала неактуальной.

Это одна часть ричевских корней, социальная.

 

Другая часть - рекламные и музыкальные видеоклипы из которых вылупилась эстетика Ричи. От них его "кинематографическая чувствительность" и технические навыки: умение монтировать, умение в свободные ассоциации, фрагментированность и ненарративность т.е. замена или дополнение повествовательной логики логикой музыки, ритма, и так далее.

Техника помогает Ричи травестировать авторитеты, классические жанровые итд образцы. Травестировать значит снижать их высоту. У Ричи это не насмешка, не пародия, не ироническое переосмысление или еще какая-то критика и утверждение собственных смыслов взамен старых, а скорее процесс превращения застывшей классики с ее готовыми образцовыми смыслами в подвижное и открытое произведение, смыслы которого создаются восприятием зрителя.

 

Как этому помогает техника, которой Ричи научился у видеоклипов?

Например, у каждого персонажа есть свой саундтрек, т.е. мелодия, песня, манера говорить. Это незаметно помогает не запутаться в многофигурных замесах. Кроме того, при столкновении разных персонажей, сталкиваются и их саундтреки. Иногда из таких столкновений выходят занятные эффекты. К примеру, когда в Холмсе классическая опера Моцарта "Дон Жуан", а также Шуберт (саундтреки Мориарти) встречаются с расстроенным пианино, фолком и хриплой скрипочкой Холмса.

 

Затем, стилизованные или скрытые переходы. Камера совершает ложное движение, как бы проходит через стену соединяя в одном кадре две разные среды, которые находятся вовсе не по соседству. Пространства становятся проницаемыми. В Аладдине эквивалент этого движения - перемещение взгляда в одном панорамном кадре от нищего квартала на одной стороне города до дворца на другой. Там же и, например, в Артуре, движение камеры и нашего взгляда воплощено в движении персонажей, что бегут через кварталы, пронизывая несколько различных пространств своим движением.

e7981904d9eedd5e4a7550382b5cfe58.gif

Примерно тому же, но зачастую не соединению разных пространств, а разобщению, служит параллельный монтаж у Ричи. В одном кадре у него происходит действие, а в другом, параллельном - его метафора. Или, в одном кадре - действие, в другом - словесный рассказ о нем ("холмсовидение"). Часто действие и его описание не соответствуют друг другу, порождая комический эффект несовпадения слов с делом. К примеру, в Артуре все путешествие в Темные земли построено на этом приеме: слова описывают одно (Артур хвалится, что это путешествие легкая ерунда), а параллельное действие показывает другое (трудные и опасные испытания). Так Ричи подчеркивает разницу между рассказываемым и показываемым, различие между повествованием и его формой в изображении и звуке.

Подобное различие есть между человеком и тем, во что он одет. Очень важный во всех фильмах Ричи сюжет. В маскарадном Аладдине он сформулирован наиболее ясно:

8e3b10e34400310783a5b00a115ce938.jpg

- People don’t see the real you, when you’re royalty.

Но об этом позже.

 

Вернемся к корням.

Карты и Куш т.о. не про четкие позиции, не про логику и стройные причинно-следственные связи, а про случайности, свободную игру неразрешимостей, непонимания и недопонимания, выраженную в непрерывном ритмичном/аритмичном движении фигур, смены позиций и статусов. Здесь весьма подробно разбирают Куш, мне почти нечего добавить. Кроме того, что в Куше уже более-менее отчетливо нарисовались центральные элементы ричианства.

Такие, например, как представитель олдскульной субкультуры организованной/карьерной преступности - Кирпич. Традиционный криминальный босс во главе "семьи", авторитет, проигравший мелким преступникам и непонятному бродяге. Но повержен авторитет не столько силами мелких, сколько "высотой своей башни", т.е. собственным большим весом и самоуверенностью.

 

Затем, сам нищий бродяга. Центральный элемент ричианских композиций, появившийся у Ричи впервые "персонаж-макгаффин". Который определяет все, сам являясь ничем. Подвижный, нестабильный и непредсказуемый; его невозможно зафиксировать в одной позиции и статусе, невозможно подчинить, заключить в рамки принятых правил, он пустое место, размывшее основания, казалось бы, прочных иерархий. Он лжец, речь его непонятна, помыслы непрозрачны. Мне нравится, как в разборе по ссылке выше непонятность его роли объясняется тем, что рассказчик (Турецкий) - ненадежный, в силу того, что сам не знает всего в рассказываемой им истории.

 

Наконец, третий элемент: переодевания и перевоплощения, ричианский карнавал-маскарад. Поддельные евреи в начале Куша - образ динамики отношений, в которой последний дурак оказывается королем, как в Куше, так и во всех фильмах Ричи. Фальшивые евреи - предки всех переодетых, меняющих костюмы и лица персонажей каждого будущего фильма Ричи.

 

Следующие его базовые фильмы - Унесенные и Револьвер.

 

Сначала Револьвер

 

de1e92662723af476158fdc108ae4b33.jpg

 

Что в нем?

Путешествие по "darklands" своего разума, выход из тюрьмы собственного сознания, отчуждение своего сознания от самого себя, избавление от чувства собственной важности, собственного превосходства, высокомерия, стремления к власти и нагибанию других. В философском контексте это избавление от самости, одной из главных ценностей, на которых основана традиционная философская и практическая этика рационального ака "универсального" человека. Образ которого отождествляется с набором определенных характеристик: белый, урбанизированный, говорящий на стандартном языке, гетеросексуальный полноправный гражданин признанного государства, мужчина, наконец - таков "универсальный человек" в гуманизме. Узко применимая идентичность, стремящаяся к универсальной норме, системному стандарту, по которому все остальные могут оцениваться и регулироваться; историческая и социальная конструкция, ставшая нормативной конвенцией о "человеческой природе". В ричианских терминах - Сэм Голд. Таким образом, Сэм Голд - это в том числе и так называемая "токсичная маскулинность". Стремление обладать силой и властью, считая это стремление естественным - Сэм Голд.

Путь от статуса пешки через все поле к статусу короля - процесс познания Сэма Голда и одновременно ускользания от Сэма Голда. Сэм Голд не всевидящая и всезнающая авторитарная сила извне, существующая как данность, готовая и вечная, диктующая тебе правила игры, которой ты обязан подчиниться. Нет, ты сам - Сэм Голд - твои гордость и зацикленные на себя амбиции. Как только ты понимаешь Голда настолько, чтобы ускользнуть от него, тогда и становишься тру королем

47e546ed4142ad6c84b5acac3d35a38f.jpg

В еще более широком философском контексте, Сэм Голд - это всегда репрессивная власть какого-либо символического порядка. Сэм Голд - господин классической культуры, он - присутствие - Истины, Смысла, Центра, родитель всех бинарных оппозиций, конфликт которых в замутах Ричи обессмыслен, поскольку мутится вокруг отсутствующего центра в поле бесконечной по этой причине игры.

Переборщ? Нет, подводка к тому, что игра Ричи карнавальной природы. Незавершенный и открытый круговорот противоположностей, освобождающий от "гнета таких мрачных категорий, как вечное, незыблемое, абсолютное, неизменное", свободная игра означающих, чье значение постоянно меняется в процессе этой игры.

 

Фирменные ричианские элементы в Револьвере:

традиционный авторитетный босс, Мака. Гипертрофированно маскулинный настолько, что кажется педерастом. Эстетически Мака носитель порочного вайба римских императоров. Позже он повторится еще раз, не менее впечатляюще, в образе Вортигерна.

Вот Мака хвалится своим Phallus:

 

752e39700dcc39d79270545f260fd363.jpg

 

6ef250fce79b4d98af9aa95e2c7a0f45.gif

Античная эстетика в образе Маки неслучайна. Она символизирует не только имперские амбиции. Мака и Вортигерн словно выходцы с античных драм, обломки классической культуры. А именно - трагические герои. Одержимый Сэмом Голдом пресловутый белый мужик - единственный носитель трагедии в фильмах Ричи, в отличие от в принципе бестрагедийных карнавала и его отсутствующего центра ("несуществующего кэша", "макгаффина"). При всей трагедийности "отжившего белого мужика", Ричи обходится без назидательности и возвышения героев за счет унижения злодеев.

Трагедийный Мака так и не понял, что не Сэм Голд - это он, а он - это Сэм Голд. Мака в тюрьме собственных установок, табу и канонов, которые нельзя нарушать, ведь "Сэм Голд" карает безжалостно и Мака покарал сам себя, зациклившись на самого себя и избавившись от себя буквально, посредством самоубийства ("мертвого не убить"). Он не король. Также, как и следующие истребляющие сами себя ричианские властолюбцы исполняющие правила "Сэма Голда", в тюрьмах собственных страстей:

d1d4c67f5cd894aaf427597268d5f355.jpg aa75789cb39247d016e59f94820a7c15.jpg

 

577f7da06dc75c8d46da507b7b64fde5.jpg

- Ты сам создал меня (Артур - Вортигерну)

- Это твое собственное желание (Аладдин - Джафару)

- Ты сам привел меня к себе (Холмс - Мориарти)

 

эти и другие варианты афоризмов Револьвера: "играй с более сильным противником" и "дай почувствовать противнику, что он силен, а ты слаб, что он хищник, а ты жертва" ("он рыбак, а ты рыба" в Холмсе) - иллюстрации победы над самим собой/истребления авторитетом самого себя благодаря собственной гордыне. В восточных martial arts, что Ричи практикует в реальной жизни это принцип использования силы противника против него самого. Противник такой тяжелый, что может раздавить всё. Значит просто направь его вес на него самого. Визуализировано это примерно так:

f92bb4320da41f77b01243599798a5bd.gif

 

d315ad25fb16fa16fe621258c6f7233e.gif

 

eea8fb6744d25e1bbce248b07bbd0e87.gif

Затем, следующий фирменный ричианский элемент в Револьвере - снова персонаж-макгаффин - мистер Грин, который учится быть макгаффином. Он стащил кэш у черных и белых фигур, заставив их обвинять в этом друг друга и истреблять друг друга из-за пустого места (отсутствующего центра).

 

Третий очень важный элемент "стиля Ричи" в Револьвере, собственно, противоположности-оппозиции, две стороны поля, черные и белые фигуры. Шахматы.

Как шахматы?!

Так, шахматы. Насколько я помню, впервые, осмысленно, вместо азартных игр в карты, шахматы появились в Унесенных и Револьвере.

Сам Ричи отвечает за шахматы:

The rules in chess are consistent with the rules of all cons. I like the idea that the characters could all be different pieces on a chess board. I think we all embody the attributes of pawns, bishops, knights and castles, kings and queens. It’s just a question of do we decide to be a pawn or do we decide to be a queen.

Шахматы - ассоциативный образ, символизирующий многофигурность композиции и ее подвижность, игровые отношения противоположностей: черного и белого, вора и короля и возможность превращения одной фигуры в другую, пешки в свою противоположность - ферзя.

Вот шахматы в Гневе:

 

e5c6c827c2236f979f7f0a8012eccc84.jpg

 

Сам фильм я не смотрел, но уже в картинке из него очевидны не только сами шахматы как таковые, но и отражение их в композиции кадра, освещении, персонажах.

И так в каждом фильме :arrow:

 

 

Изменено пользователем телескоп
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ч.2

 

Шахматный контраст, игра между составляющими его противоположностями, наверное, главный визуальный мотив Ричи. Те его фильмы, что в сдержанной цветовой гамме сделаны такими не ради суровости, но ради большей контрастности. Часто в кадре даже третьестепенные персонажи на фоне контрастно освещены или одеты в клетчатое или полосатое. Шахматность в кадре - в чередовании темных и светлых деталей, ночных и дневных эпизодов (особенно это заметно в ДЯДЕ), масс, объемов, толстости и тонкости, цветовых и световых пятен, в ритме, в медленной и быстрой скоростях, и, конечно, в одеждах.

Одежде Ричи придает крайне важное значение. В каждом фильме найдутся рассуждения о фасонах туфель или странных шляпах. Костюм маркирует носителя, внешний вид говорит о его статусе и роли в системе определенных правил. Судят по одежке, уличный вор может обмануть всех просто нарядившись в принца. Костюм - это соответствие правилам, оковы, вариант "Сэма Голда".

Соответственно, отсутствие одежды - это отсутствие условностей и победа над "Сэмом Голдом". Отсутствие одежды - это real you, а не you’re royalty. В фильмах Ричи довольно много обнаженного тела, фильмы Ричи вообще весьма телесны. Персонажи-макгаффины, преодолевающие условности и ограничения у Ричи почти всегда обнажаются. Микки в Куше, нарушающий все правила. "Рокнрольщик" Джонни Фунт в состоянии под кайфом, на грани здравого смысла и наркотического трипа. Холмс, когда из законного пространства приличного ресторана прямой склейкой переносится в незаконное пространство подпольных боев. Артур, когда учится технике обращения силы противника против него самого. Оба героя Унесенных в момент, когда они полностью преодолевают своих "Сэмов Голдов":

215df1155d6a167263bc2633a07d4ce0.jpg

Про телесность фильмов Ричи хочу добавить, экспрессивное актерское тело у Ричи напоминает мне "тело фильма" о котором писала Вивиан Собчак здесь и в своих книгах о феноменологии кино.

Вкратце: игра актера мускулиста, когда сконцентрирована на выражении, восприятии и ощущении движения, на точности жестов, на том, как тело располагается в пространстве, на кинестетических ощущениях, таких как вес, скорость или гравитация.

В некоторых актерских практиках актер создает цепь мобильных точек концентрации внутри тела, что позволяет ему декомпозировать и рекомпозировать себя по желанию, чтобы создать множество телесных возможностей (Джим Керри явный пример). В таких случаях о теле можно говорить как о монтаже, состоящем из сегментов, кадров и монтажных фраз. Монтаж воплощается в теле фрагментированием движений путем изменения ритма, фокус - акцентированием жеста или части жеста, синхронизация - соответствием изображения и звука. В кинетическом и кинестетическом синема Гая Ричи мне удается почувствовать, как атлетическое тело актера или актрисы отражает "тело фильма", т.е. вступает с фильмом в "миметические отношения".

Какой из этого вывод? Любителям "фильмов со смыслом" он не понравится.

 

Унесенные

 

d0e4782cc9f3245b4943932ac0412359.jpg

 

Камерный спектакль на две фигуры, черную и белую. Ремейк итальянского пост-неореализма 70-х Лины Вертмюллер, ее критики идеологий - буржуазной с севера Италии и коммунистической с юга и их борьбы, в которой обе стороны оказываются одинаковы неприятны. Политические смыслы и критика были важны, они определяли ту эпоху.

Ремейк Ричи о другом.

Персонажи стали не итальянцами, но американкой и итальянцем. [Когда-нибудь трансконтинентальным отношениям в фильмах Ричи критики уделят пристальное внимание, надеюсь на это].

Пропали нравоучительные интонации. Ричи как всегда социален, оставлено классовое разделение и оставлен язык, т.е. сюжет борьбы за власть, но политический словарь вместо серьезного отношения к конкретным социально-политическим дискурсам, служит лишь очередным оформлением "правил Сэма Голда", условиями для игры.

 

Унесенные - компактная мелодрама на два лица и в ней хорошо видно какие у Ричи плоские и картонные персонажи. Ричи снимает свои фильмы не про психологического человека, а про концепции. Не глубокие портреты правдоподобных людей, а их внешний вид, обманчивую или нет типажность, харизму, пластику и движение в кадре. Под костюмами и масками героев Ричи нет глубины, никакого real you.

Как нет?!

Так, нет. Отношения американской богачки и итальянского рыбака, королевы и пешки - ролевая игра, о чем прямо заявляется едва не в самом начале фильма. Так же и Револьвер начинается за игровым столом, за которым "есть место только для двоих". Игра Унесенных идет по "правилам капиталистического общества", в рамках иерархий, которые рассыпаются, когда герои оказываются вне общества, одни, на необитаемом острове, где привилегированный и репрессированный члены бинарной оппозиции принимаются непрерывно меняться местами. Постепенно скидывая с себя социальные одежды, пешка и королева взаимно преодолевают свою гордыню бедняка и гордыню богачки; каждый из них в кульминационный момент растворяется в своей противоположности, преодолев порядок, не позволявший им вырваться из тюрем своих социальных, до этого ошибочно принимаемых за естественно-врожденные, ролей. Каждый из них добрался бы до своих настоящих страхов и уязвимостей, до real you, если бы это было предусмотрено режиссером. Но режиссер не снимает про real you, он снимает процесс игры, превращение пешки в ферзя и наоборот. В центре внимания Ричи не герои на противоположных сторонах шахматной доски, а движение между ними; оно наделяет фигуры смыслом, но само смыслом не является.

Это движение можно назвать "нонсенс" т.е. "не-смысл". Иногда оно воплощено в "персонажах-макгаффинах". И в "предметах-макгаффинах", таких как "несуществующий кэш", отсутствие, ради которого рвут жопы противоположные стороны.

 

В Унесенных такая символическая вещь - рыба.

 

c6c96499b324946c87e6f40a03955004.jpg

 

Утоляющая как материальный голод, так и моральный. Добывается как трудом, так и за деньги. Надменная богачка стремясь унизить рыбака отказывается есть пойманную им рыбу, потому что эта рыба "плохая". Покупает на рынке свою рыбу и велит готовить ее. Однако, рыбак по-прежнему готовит пойманную им рыбу, но подавая ее на стол говорит, что это рыба с рынка. Теперь она, разумеется, нравится богачке, теперь это "хорошая" рыба. Несуществующая рыба, которую хвалит богачка и которую подает на стол рыбак - несуществующий кэш. Пустое место вокруг которого строятся отношения пешки и ферзя; оно и есть настоящий король в этом фильме.

 

587ad60e90d415a992d9391e1356ad3a.jpg

Из той же серии несуществующая страна Абабуа, которая находится одновременно на севере и на юге. Похожа на необитаемый посреди моря остров Унесенных, что находится на неизвестно каком пути: из Греции в Италию или из Италии в Грецию.

На город в Револьвере, неопределенное место где-то между Западом и Востоком.

На счастливую игровую фишку оттуда же, фиолетовую …lovely colour, purple, discretely sandwiched within the colour spectrum between blue and white. Always a royal winner.

На счастливую картину в Рокнроле, метафорически дублирующую рокнрольщика Джонни Фунта, персонажа-макгаффина. Картина перемещается по разным клеткам игрового поля, между разных фигур, и всегда повернута к нам спиной, мы никогда не видим, что это за картина, лишь слушаем, как ее характеризуют другие: Очень хороша. Дорого стоит. У вас отличный вкус… Она ричианизмический голый король, ее также обсуждают по одежке, надев которую можно казаться кем угодно, будучи пустым местом.

712f6f100c3068b54c772af8da3a1c0c.jpg

Ролевые игры в Унесенных разнообразны: классовые, гендерные, возрастные. Меняют одежду, играют в пантомиму изображая знаменитостей в диапазоне от Христа до Чарли Чаплина. Играют и словами конечно. Мне нравятся такие игры в слова в Унесенных:

- Fish is the plural for fish.

 

[...]

 

- What she said? What’s the fucking bitch complaining about now?

- Did one of your crew members just swear in front of me?

- No, no. You mean "fuking"? This is the Italian name of the fishes. He doesn’t think it’s very good.

- "Fuking" is a fish?

- Yes.

- I don’t care if it’s fuking, puking, or a fucking kung fu king! I want that fish. And I want it tonight.

 

Хватит на этом о базовых элементах Ричи.

Следующие фильмы будут так или иначе развивать и модифицировать идеи Куша, Унесенных и Револьвера. Клубок ричианизма выглядит довольно плотным, но все-таки можно разобрать, что Револьвер, к примеру, наиболее отчетливо виден в Холмсе и Артуре, а Унесенные в ДЯДЕ и Аладдине.

 

Но сперва пара (сотен) слов о Рокнрольщике. Просто как закрепление пройденного.

 

d822eac3964be154dc81536d69af160e.jpg

 

Рокнрола - одна из самых явных вариаций Ричи на тему Долгой Страстной пятницы, классики бриткрайма конца 70-х.

О чем там?

Герой Пятницы - Гарольд Шенд, его сочетание предпринимательства и империализма предвосхищало английские ценности 80-х, эпохи тэтчеризма, которая была сделана из экономического неолиберализма пополам с социальным консерватизмом. Экономические темы корысти, конкуренции и "свободы" сочетались с традиционными темами нации, семьи, морали и социального порядка. Все это характерно для Гарольда Шенда и для его подражателя из Рокнрольщика - Ленни, очередного властного авторитета у Ричи. Манера вести бизнес нагибая всех, отношения с пасынком - "рокнрольщиком" Джонни Фунтом, мачизм, консерватизм, ксенофобия и национализм - все это Ленни, не британец, но англичанин, традиционный криминальный начальник. Который все провалил.

Фильмы Ричи рождены в британских 90-х и нулевых, за это время все изменилось, социально, культурно, политически. Бриткрайм 90-00-х - это истории о последствиях, о пострадавшем от тэтчеризма рабочем классе, это кислотные и героиновые драмы, это отход от традиционных жанровых моделей. Традиционный гангстер с его привязанностью к устаревшим социальным, сексуальным и расовым иерархиям, с его ностальгией по ушедшим временам империи, стал анахронизмом. Устарел и Ленни, "директор старой школы".

Ленни - фаллический вертикал, старая школа, повержен не новой школой, новыми деньгами, иммигрантами, не чтящими английские традиции, а тем, что в собственном стремлении к власти, укусил самого себя за хвост; оказалось, его вертикаль не имеет смысла.

Все это в Рокнроле вовсе не значит, что на смену Ленни, т.е. на смену традиционной реакционной гангстерской политике пришла молодая и модернизированная (и потенциально также традиционная). Арчи, который вместо Ленни стал боссом старой, национальной школы, не менее фаллический. Омович, босс новой, транснациональной школы - тоже. Они - две главные стороны игрового поля, черная и белая, а между ними рокнрольщик Джонни Фунт, персонаж-макгаффин. Пока все гонялись за одним и тем же кэшем, кусая себя за хвосты, он подорвал абсолютно все стороны, он и есть настоящий король, которому не нужно никакой власти и в то же время нужно всё.

Смотрите, какой он амбивалентный и нестабильный, прямо с первого кадра:

 

Мрачный вид, лица не видно, обнаженная фигура двигается в танце стоя на месте спиной к нам, прямо как символизирующая ее картина в фильме, на которой мы никогда не узнаем, что именно изображено. За поясом поблескивает револьвер, камера надвигается, напряжение нарастает, вот персонаж вынимает револьвер, и - тот оказывается зажигалкой для бонга. Этой спиной, снижением высоких ожиданий открывается фильм. Открытие сопровождается закадровым высокопарным, чтобы нагнать серьезного тона (и потому что его произносит Арчи) текстом.

Мы только что увидели и услышали краткий пересказ ричианской игры и сути ее центральной фигуры. Дальше, где-то в центре фильма, спич продублируется (в фильме вообще всего по паре): в пабе, перебирая черно-белые клавиши пианино, сам рокнрольщик опишет расклад игры на примере сигаретной пачки, лежащей на том же пианино:

 

 

Финальный штрих: - Наркоманы ебучие, толку от вас ни хера. Валите отсюда, пошли нах. - Хозяин паба прогоняет Джонни Фунта из своего заведения. На что тот отвечает, что может купить этот паб целиком, и сваливает. И это правда, он действительно может.

Визуально Рокнрольщик бешено декоративный. Как всегда у ГР все сделано ради игры света и тени, но здесь это особенно хорошо видно. Вот что такое настоящий "стиль Ричи"

766cc59e8622106b7bf4c36e370829d5.jpg 0f8c629b918fc1f2175f17aecdc2e3a5.jpg

 

b57159241023fbaf439e55d79b2394ac.jpg 905b5718ce0aa9acd0372b847a82e624.jpg

 

4c81235035ae4b77c0f99e0d58171660.jpg f36d18ffc59ea565ddad0fc4dea40e06.jpg

 

76dacc635054c911ebea6b4262be8ff9.jpg 904144f369a1302c595643df6011e9f9.jpg

 

 

Все это поддержано множеством масок и зеркально перевернутых отражений: Ленни/Сидни. Имена/псевдонимы. Гей/натурал. Олдскул/ньюскул. Бухгалтер в высших кругах/мошенница в низших. Действие и словесный рассказ о нем, реализованный в параллельном монтаже. Притворно хромая нога и реально сломанная нога. Белый гипс на одной ноге и черная штанина на другой. Два удара по затылку палкой. Две обманки-зажигалки. Два путешествия на дно Темзы где живут голодные американские раки. Два ветерана Чечни, толстый и тонкий, у которых по паре одинаковых шрамов на зеркально разных сторонах тела. Два вида пощечин - справа и слева. Два ограбления. Два торчка - "братья-оборотни" (werewolf brothers) продающие ворованные женские шубы надев их на себя. И так далее.

 

Два торчка - "братья-оборотни" (werewolf brothers) продающие ворованные женские шубы надев их на себя.

376f734e8dbcdac6d98ee234a74f3ca2.jpg b648f9f85ab1197b7a335c14cfd65322.jpg

простите, пацаны.

 

 

Изменено пользователем телескоп
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ч.3

Что насчет Холмса?

 

7d409d9f1db81a4f3f39a16df57327a6.jpg

 

В Холмсе "Гарольд Шенд" одержимый "Сэмом Голдом", аналог Маки, Вортигерна, Джафара, Ленни и других - высокомерный аристократ, лорд Блэквуд, застывший в своей властной башне национальных интересов.

 

Холмс же - нестабильный персонаж, вечно переодевается и перевоплощается. Он все и он никто. Хотя его костюмы и маски вызывающе хреновые. Пересекает различные лондонские пространства с легкостью прыжка в окно: из мэрии - в грязную Темзу, из ресторана - на ринг, из ведущего расследование - в тюрьму; он законник и преступник одновременно, границы закона и преступности в Холмсе размыты. Высшее общество облеченных властью не обязательно законопослушно, общество уличных воров и барыг не обязательно преступно.

Сам Холмс, в отличие от всех своих прошлых киновоплощений полностью избавлен от псевдоаристократической высоты и снобизма. Этому Холмсу нужно напоминать, чтобы он помылся. Он ворует одежду Ватсона. Он, словно рокнрольщик Джонни Фунт и бульдог Гладстон, жив и мертв одновременно. Его восприятие воплощает эстетику видеоклипа, его взгляд - кинокамера, его пластика - киномонтаж. Его играет американский актер, наконец.

 

Трансконтинентальные отношения в фильмах Ричи требуют отдельного исследования. Которое начнется с ревностного оберегания национальной идентичности от американских актеров и американских жанров в британском жанровом кино середины 20в. а продолжится американцем Бенисио дель Торо рядом с Кирпичом в исполнении Алана Форда который играл в Долгой Страстной пятнице. Никому не известным британским спортсменом Джейсоном Стетхемом рядом с очень известным Брэдом Питтом. Американцем Макконахи в британии Джентльменов и британским Стэтхемом в америке Гнева. Неужели никто не видит напряжения между ними? Даже я его чувствую. Заочно, потому что Гнев еще не смотрел. Что значит это напряжение у Ричи? Не знаю, еще предстоит постичь.

 

Но самое любопытное на мой взгляд в первом фильме ричианического Холмса - это отношения Холмса с лордом Блэквудом. Лорд, словно готический вампир, восставший из мертвых, подчеркнуто старомодный аристократ.

Кто же он?

Не кто иной, как всем давно привычный, традиционный, иконический культурный образ, национальное достояние и гордость - Шерлок Холмс увековеченный в классических исполнениях Бэзила Рэтбоуна и Джереми Бретта. Вот с кем сражается, чью власть подрывает Холмс-рокнрольщик у Ричи. Таким образом, перед нами снова сражение с более сильным противником, то есть с самим собой, которое закончится избавлением от самости. Сэм Голд для Холмса-рокнрольщика - это властный Холмс-Блэквуд. Воплощающий в себе власть, правила и правильность классического образа. Сцена их диалога в тюрьме почти самоцитата разговора мистера Грина с Голдом в камере лифта на 13 этаже в Револьвере:

 

1839ff40c95a897b43941a4d6f30efc9.jpg

 

"Саморазоблачительная" победа над Блэквудом заключается в том, чтобы подорвать его могущество, которое оказывается не сверхъестественной магией адских демонов, неподвластной человеку, а техническими фокусами-покусами и умением манипулировать публикой.

 

Во втором фильме происходит не менее интересное.

Старые национальные интересы сменились новыми, транснациональными. Теперь для Холмса проницаемы не только районы Лондона, но границы европейских держав; шахматная доска увеличилась в размере.

Две ее стороны, черная и белая, что рвут жопы за несуществующий кэш теперь - Германия и Франция, а Мориарти, гениальный трикстер, разводит их на войну и взаимное истребление друг друга. Знакомая схема. Также поступали мистер Грин и Джонни Фунт.

Поэтому Мориарти равный противник для Холмса. Мориарти тоже "король", он познал своего Сэма Голда и умеет с ним справляться. Настолько, что может использовать Сэмов Голдов в головах европейских правителей в своих интересах. Манипулировать их гордыней, чтобы те перестреляли друг друга, и интересует его не победа какой-то одной из воюющих сторон, но сама война как процесс игры. Только в отличие от рокнрольщика и мистера Грина которым плевать на прагматические цели, ведь они преодолели их, Мориарти важно материально нажиться на своей разводке. Кажется в случае Мориарти его Сэм Голд оказался хитрее и просто притворился проигравшим...

Таким образом, Холмс, схватившись с равным себе Мориарти снова сражается с собой, но теперь - потенциальным собой. И в результате сознательно самоистребляется. Может быть, подобным образом завершилась бы история Артура у Ричи, если бы он воплотил задуманное.

 

Что запомнилось во втором Холмсе. Замечательные переодевания и маскировки: от грима до пластических операций. И завязанная на изменении внешности развязка на ричианский мотив people don’t see the real you, when you’re royalty, буквально.

 

Запомнились поддельные близнецы. Вариант "братьев-оборотней".

 

1681520cc16066c5e79a3313064a1b16.jpg

 

Здесь они напомнили мне двух стариков-близнецов из тюрьмы сознания мистера Грина в Револьвере. Близнецы развозят книги по камерам, и занимаются этим уже 22 года.

 

1a8c3b8ec88ffbe17db0cd9676ca7a36.jpg

 

Те и другие - периферийные двойники, что встречаются у Ричи там и сям.

 

ecf3ff3ec5c3ee82ca47ab8e78ab1b55.jpg

 

12ebf20512605debf724f5034ee24ef8.jpg

 

Запомнился также весь эпизод с Холмсом когда он сам явился к Мориарти и даже претерпел пытки, чтобы обмануть, позволить думать, что Холмс - слабая рыба, а Мориарти - сильный рыболов.

ffda78962c0dc9f88771ecbe6fb3721b.gif

Так же и Грин приходил в дом к Маке. И Артур придет в замок к Вортигерну.

 

На этом закончим с Холмсом.

 

В ДЯДЕ Ричи покрыл маскарадностью тотально все. В ДЯДЕ нет ни одного персонажа, который был бы тем, кем он кажется. Абсолютно все носят маски.

 

e0676ea900858d4234061ca9cd4c72f6.jpg

 

Начиная с двух главных героев - Соло и Курякина. Эти черная и белая фигуры как будто зеркально отражают друг друга. Один - вор, который поднялся до статуса шпиона. Второй - из среды кремлевских небожителей, который наоборот, до статуса шпиона опустился.

Таким образом, статус шпиона (а с ним и сам этот максимализированно-шпионский фильм) - состояние в котором пешка и король сливаются. Не завершенное застывшее состояние, а игровой процесс непрерывного определения и переопределения друг друга, нескончаемая дружба-вражда.

 

Здесь никто не раздевается, но отношения строятся на внешнем виде. На ролевых значениях фасонов, брэндов, аксессуаров, на цветах, контрастах, на подходящих или не подходящих друг другу элементах костюма. В момент наибольшего слияния противоположных фигур, в котором герои Унесенных полностью сбрасывают с себя всю одежду, американец Соло и русский Курякин надевают одинаковое - черную униформу британского спецназа.

 

Соло и Курякин - аналоги Востока и Запада в Револьвере, двух героев Унесенных, и всех остальных ричианских представителей воюющих друг с другом противоположных сторон игрового поля.

А между ними, соотвественно, персонаж-макгаффин. Центральный персонаж ДЯДИ, его несуществующий кэш - женщина. Ее, как цыгана Мики, невозможно поймать, заключить в определенные рамки. Однако Соло с Курякиным с обеих сторон постоянно ее для себя определяют, решая, как она должна выглядеть, что должна делать, какую роль играть, не замечая, что это "пустое место", модель для любого костюма, сама подрывает их собственные роли, маски и правила, направляет их внимание на самих себя, на Сэмов Голдов в их головах, которые устами начальников разведок нашептывают обоим одно и то же: - Тот, кто владеет [макгаффином] - владеет всем миром. Ты должен им завладеть. Таковы правила. Убей противника.

Все так. У Ричи тот, кто владеет искусством несуществующего кэша - настоящий король; но этот король не про силу и власть.

 

Соло с Курякиным выглядят здесь, мне кажется, будто увиденные женским глазом. Идеальные мужчины слишком идеальны, как Мака в Револьвере был слишком маскулинен в своих леопардовых плавках. Мужественность Соло-Курякина травестирована, их надменная павлинность карикатурна, но, важно, не унизительно карикатурна. Ричи мягко, ненавязывающе и неназидательно подрывает мачистскую идеологию, т.ч, по-моему, видеть в нем то, что видит большинство критиков (и зрителей тоже): апологию мачизма, ностальгию по регрессивным идеологиям, традиционным социальным и жанровым моделям - слишком одномерно.

 

Пожалуй, любимый кадр в фильме, последний:

8a0939a09898b803113f9ffdd5e861e0.jpg

 

bfa2e1619233b58bf917047b51baf484.jpg

повторение финальной сцены Карт. Он обрывается прямо в движении - каждого персонажа в разные стороны, не касаясь друг друга.

 

 

Изменено пользователем телескоп
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ч.4

 

2d2fb301eedd62a3532e4be51d79b699.jpg

 

Артур

продолжает и развивает женскую тему.

Может, кому-то не очевидно, но характерная черта Вортигерна, традиционного ричианского авторитета - маскулинность и нагибание женщин. Его высокая башня откровенно фаллической формы, он в конфликте со служанкой (фемкой-социалисткой), он уничтожает своих жену и дочь в обмен на собственную власть.

В противовес ему, Арутр воспитан женщинами, проститутками на мосту, за них он сам легко отдаст свою жизнь. Его наставница - Мерлин - женщина. Мерлин здесь определенно женщина, она повелитель зверей, и выглядит как женщина, втч в рассказывающих о Мерлине флэшбэках

d3c02bf5acb9c35fb9937df017238c22.jpg

Все это не значит, что фильм о гендерной войне. Или о социалистическом пафосе противоборства вертикальной башни и горизонтального города, патриарха-узурпатора и народа воплощенного в "настоящем короле" что родом одновременно из королевского дворца и грязной канавы. Это было в Холмсе и будет в Аладдине, и все это варианты противоположных сторон поля, конфликтующие оппозиции. А в центре этих конфликтов - главное противоборство в этой истории и вообще у Ричи - битва Артура с самим собой, со своей внезапной высотой и непрошенной властью. Битва эта не что иное, как процесс избавления от самости, что в случае с великим культурным героем могло бы выглядеть крайне интересно, закончи Ричи свою артуриану как собирался.

 

Мерлин учит Артура не столько тому как быть властелином, сколько тому, как познать себя, как повстречаться с Сэмом Голдом в самом себе и выйти из встречи победителем. Мерлин - мастер метаморфоз и фармаконства, агент волшебного меча наделяющего властью и отнимающего ее; макгаффинический родственник аладдиновского Джинна с его лампой и дядиной Габи с рецептом атомной бомбы. Уверен, роль Мерлина в будущих фильмах, которые не произошли, была написана шире. Здесь же мне симпатична как раз неопределенность образа и неназываемость по имени. Характер Мерлина непонятно хороший или плохой. Образ красивый или нет. Сильный или слабый. Несовершенный, как и сам этот фильм, незавершенный, непричесанный, диковатый, аритмичный.

 

Симпатичны фактуры. Твердый камень, металл и огонь Вортигерна и нестабильная, текучая водная среда Артура.

 

Запомнилась сцена побега Артура от меча, попытка ускользнуть от своей обреченности властвовать. Убегает одетый в белый кафтан, как белая шахматная фигура, но вот, споткнулся и летит в грязную канаву из которой поднимается - черным. Это уже интересный кульбит, но есть еще кое-что. Лужа грязи в сознании лежащего в ней Артура оборачивается глубинами озера в которых он, омытый чистыми водами, принимает обратно меч из рук Владычицы Озера. Словно мистер Грин ставший королем после разговора с Голдом в тесной камере лифта, на 13 этаже в собственном сознании.

интересный кульбит
похожий встречался и в Холмсе, когда тот, замаскировавшись в кого-то, прыгал из окна (его способ перехода из одного пространства в другое) в белой рубахе, и, проломив крышу, падал прямо в угольный сарай. Из которого поднимался уже в черной одежде. То была одновременно специальная и случайная маскировка.

 

Визуально фильм, как Рокнрольщик и ДЯДЯ, подчеркнуто контрастный, много света и тени

28bb51906f0f169097c29f0a5df6cbcd.jpg 79ebcf83fce85cec33264ce1c5a83d89.jpg

 

024d7235d76a9d5641c93690f3eb5064.jpg b40c7cf3090aecf8640287cf8f8ded02.jpg

 

1ecb049d09fe4647862c8d3f7a0e7638.jpg fb99c4a09b33a3a5e5faae4bcce5b544.jpg

 

Контрасты Аладдина выглядят мягче, но это все еще контрасты, горячий арабский день пополам с синей арабской ночью.

 

af4d31c2e0d49bb7b3687f1a777ba170.jpg

 

Здесь вновь не найти персонажа, который не менял бы свой вид, костюм, позицию, статус.

Концентрированный Ричи в понятной форме, знакомая ричианская поп-философия, но уже в блокбастерном виде. В Аладдине заработало миллиард то, что в Унесенных ужасно провалилось и до сих пор ненавидимо, вот что значит одежда.

 

Расклад такой:

Джазмин и Ал - вариация двух героев Унесенных. Оба заточены в тюрьмах своих социальных статусов и обречены никогда из них не выйти, если только не научатся искусству несуществующего кэша. Просто сменить костюм, принцессе нарядится служанкой, а воришке принцем - не поможет, ведь это всего лишь костюмы и маски.

 

Джафар (очередной ричианский Гарольд Шенд и также не без национальных имперских амбиций) - бывший вор, надел платье и маску визиря и прирос к своей роли. Он отдался своему Сэму Голду и тем самым уже проиграл, он уже не король. Аладдин готов повторить этот путь и также проиграть, если не сразится со своими амбициями, желаниями, гордостью, воплощенными наглядно в Джафаре, и сам не откажется от всего, отпустив Джина на свободу, потратив на это свое последнее желание, нарушив тем самым тысячелетние правила. Мистер Грин в Револьвере учился именно этому.

 

Джафар свое последнее желание потратил на беспредельную власть и превратился в джина и угодил в тесную тюремную камеру лампы, сразив таким образом самого себя, проиграв своему Сэму Голду. Одновременно с Аладдином, который тоже победил себя, но сразив своего Сэма Голда. (кувыркание по мотивам "Сэм Голд - это не я, но я - это Сэм Голд" в Револьвере).

 

226e11b6d1d229e49e7907cb31ef223c.jpg

 

Проведя поверхностный околопсихологический разбор, увидим, как хорошо, что Джафар не сделан инфернальным колдуном из Ада. В начале своего пути он не очень примечательный тип, такой же уличный вор, как и Аладдин, и также боится остаться в этом статусе навсегда. Индивидуальность и интеллект не могут ему этого позволить, он начинает воровать лица, надевать новые костюмы, но чем слаще новые костюмы, тем сильнее угроза деперсонализации. - Ты всегда второй! - кричит ему попугай, сам обреченный лишь повторять и имитировать, чем в точности отражает Джафара [как вороватая макака является "неосознанной" формой Аладдина, так лицемерный попугай - Джафара] В наивысшей точке Джафаровского пути он возвращается к самому себе, к тому, что действительно оказалось ничем, и уничтожает себя, пусть не осознанно как Мака, но с тем же смыслом, что и в Револьвере - "мертвого не убить".

 

Аладдин начинает так же, он тоже "неограненный алмаз". И отталкивает его в Джафаре то, что присутствует в нем самом, пусть в скрытом, до поры, виде. Но в отличие от Джафара, Аладдин завладевает волшебной лампой. Только она дана ему не столько за добродетели, сколько за его непослушание правилам пополам с очарованностью внешним блеском сокровищ: обезьяна схватила сокровище, нарушив запрет.

А "вручил" ему лампу собственноручно Джафар, который, подобно Воритгерну, Ленни, Мориарти и др, сам столкнул Аладдина со своей высоты - вниз, сам т.о. лишившись лампы, думая, что наоборот, завладел ею. Мартышка ворует лампу точно так же как Холмс пытаемый Мориарти стащил у того из внутреннего кармана важную записную книжку, подменив ее такой же на вид (очередной двойник у Ричи) но с иным содержанием.

507f30385114aaed29d192462b56916a.gif

Джин с лампой - несуществующий кэш. Одной рукой дарует, а другой рукой забирает. Определяет всех, кому попадает в руки, лишь для того, чтобы сразу из них ускользнуть. Мастер трансформаций, учит Аладдина тому, что круговорот желаний и превращений происходит вокруг отсутствующего центра, а если думаешь, что центр есть, значит ты в тюрьме своих желаний, которые вопреки приложенным стараниям все равно приведут к ничему. Хочешь действительно выйти из тюрьмы - откажись от желаний. Что Ал и делает.

 

Все это еще одна, в том числе у Ричи, трансформация древнего сказочного мотива про ленивого Ивана, Емелю-дурака, а не правдоподобная человеческая история. Ричи не снимает драмы частных людей (разве что в радикальном буддистском варианте). Поэтому, может быть, и не считается режиссером высокого полета. И слава богу, что не считается и не притворяется, что творит "настоящее искусство".

 

Запомнился один виртуозный эпизод. Сделанный в параллельном монтаже разговор на четыре фигуры. Ал говорит с Джином в одной комнате в одной части дворца, а Жасмин со служанкой в другой комнате, в другой части дворца. Один диалог о лжи. Второй о доверии. Две комнаты и два разговора не соединены, но монтаж делает пространства проницаемыми, объединяет противоположные по смыслу диалоги, превращая все это в невозможную ситуацию, в несуществующую рыбу, страну Абабуа, что находится одновременно на севере и на юге, делает их очевидными на экране, посредством, наверное, волшебства.

 

Запомнился также браслет. Символическая вещь в Аладдине, кочует из рук в руки. Золотой браслет - драгоценность и в то же время оковы. Аладдин украл у принцессы этот атрибут ее высокого происхождения, тем самым ее символически освободив, но при этом заковав себя самого. Потом вернул браслет. Потом снова украл.. И так, надеюсь, без конца.

 

Джентльменов не потяну, устал писать. Про них когда-нибудь потом, как посмотрю Гнев человеческий. Но теперь, наверное, каждый сумеет разобрать их самостоятельно.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вау.

Я пока не все прочитал, поправлю пока только насчет тэтчеризма. Я тоже где то это читал, причем в том числе на английском что в Пятнице тэтчеризм, т.е. это распространенный тезис. Но меня как то внимательный человек ткнул носом что по датам фильм снят раньше чем Тэтчер стала премьером.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вау.

Я пока не все прочитал, поправлю пока только насчет тэтчеризма. Я тоже где то это читал, причем в том числе на английском что в Пятнице тэтчеризм, т.е. это распространенный тезис. Но меня как то внимательный человек ткнул носом что по датам фильм снят раньше чем Тэтчер стала премьером.

Пятница предвосхищает тэтчеризм, фильм ведь снят как раз накануне 80-х. [и также предвосхищает крах традиционного криминала с его традиционными схемами уже в пост-тэтчеровском крайме 90-х]. Это, наверное, "водораздельный" фильм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...