Кстати, Гоголь и сам своего рода Носферату. Только не в трупном смысле, а наоборот, витальный художник, дар природы попал в город из гранита. И так им поражен, что пишет Петербургские повести, волшебный цикл ужаса и безумия этого места, до сих пор не влезающий в рамки однозначных трактовок. И навсегда остается частью петербургского мифа, который стал его символическим склепом.
Байки про Распутина потянут на оффтоп в теме Носферату, хотя между ними есть связь, иначе зачем вообще об этом вспоминать. Прям вижу, как Эгр говоря о Распутине вместо привычных рамок социального и политического, роли личности в истории, хороших/плохих классов, рассказывает о священном безумии, териоморфозе, сексуальности, сибирском сейде и самогоне на сосновых шишках. Почти жаль, что вместо распутина уже есть носферато. Интересно, R.E. смотрел Агонию Климова?
За 14 невидимых лайков сообщаю имя еще одного киноведа полезного для глубокого погружения в кинематографическое мышление Роберта Эггерса. Это Жан Эпштейн. В сети можно найти пару киноведческих текстов посвященных его влиянию на R.E. Еще можно прочитать Алексея Гусева, самого интеллектуального русскоязычного кинокритика, он писал о Маяке в Сеанс. Но мне показалось, он о том, что Эггерс - это кино про кино, а у меня этой осенью от таких выводов подгорает.
Сердце-обличитель не дает покоя, надо вывалить, что я о нем думаю, вкратце. Нахожу этот шорт прикольным, птч а) он уже не совсем дилетантский, но еще и не профессиональный, реж в процессе становления. И б) в этом коротыше можно найти многое из того, что R.E. будет разрабатывать в своих больших фильмах.
На что можно обратить внимание.
Во-1, Эггр здесь уже маньячит в детализацию, в аутентичность материального мира и в порядок действий, которые, повторяясь изо дня в день каждый день снова и заново - становятся ритуальными и в итоге сводят с ума. Эдгар По не случайный. Сердце - экранизация его рассказа. По - поэт с рациональным складом ума. Он умел рассказать, как точность, порядок и правила ведут к безумию. Амбивалентный Эдгар, однвременно романтик и математик, фигура эггерсианская - это раз.
2: Круглое каше, или как оно называется у специалистов, винтажный способ перехода в зтм и из него, здесь не ради декоративной детали. Это повествовательное средство, так герой видит мир, не объемным, а фрагментарным, его видение - лучик света сквозь небольшое отверстие в фонаре. Знач стоит обратить внимание, как Эгр работает со зрением и видением.
В-3х: знаменитый кадр из Маяка^ вечно постят вместе с репродукцией Гипноза Шнайдера, птч они похожи, ведь это цитата. Но я ни разу не видел, чтобы в связи с этим вспоминали Сердце-обличитель. У меня печет не от поиска цитат и отсылок, но от их пустопорожнего наваливания, такого, что реж погребен под ними и считается только мастером стилизации и оммажей. В фильмах Эггерса мне интереснее выследить его самого. Например, когда ведьма в конце Ведьмы поднимается в воздух, интересно видеть в этом не только Гойю (Гойя, и что?), а то, что Эггерс повторит это, например, в северянине, который вознесется в вальгалу.
Короче, однажды мы вместе с Антоном Долиным смотрели Сердце-обличитель, и Антон сказал на этом кадре:
это "Смерть Чаттертона", картина Генри Уоллиса, художника-прерафаэлита - сказал Антон. На что я, который тоже что-то видел и хочет блеснуть, отвечаю, нет, это "На следующий день", Эдвард Мунк. Долин говорит, что "Чаттертон" подходит больше. А также это "Смерть Марата", Жак Луи Давид. И кроме того - добавил он - здесь цитируется "Ночной кошмар", знаменитая картина Иоганна Генриха Фюсли, представителя романтизма; посещая Музей Гёте я всегда задерживаюсь у этой картины, в моей душе она вызывает восторг. Вы были в Музее Гёте, тлскп? И тут я бью Антона Долина в лицо кулаком, на, нах, получай, сука ты говно. Ты говно - отвечает Антон и мы деремся рыча и кусаясь. Долин побеждает меня, разрывает на части и съедает торжествующе визжа.
Вот это уже эгрс. А просто сам по себе чаттертон-хератертон - это ни о чем.