Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Золушка

Рекомендуемые сообщения

Нет, все-таки я не люблю этот фильм. И никогда не любила.

Пьеса Шварца прекрасна. Но фильм - увы.

Раневская и Гарин, конечно, были хороши, но они не могли перекрыть чудовищно фальшивых мальчика-пажа с принцем, а также сорокалетнюю Золушку и пятидесятилетнюю фею. Даже сейчас, зная о традиции советского кинематографа брать на молодые роли возрастных актрис, я просматриваю старые фильмы и все равно испытываю раздражение. А уж в детстве...

Изменено 14.08.2016 16:16 пользователем Пасифик
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 213
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

0_8fe64_6a48158f_-2-XXXL

Съемочная группа фильма "Золушка", 1947 год. Справа в белой шали - режиссер картины Надежда Кошеверова, рядом с ней Григорий Козинцев и директор Ленфильма Иван Глотов, слева - Фаина Раневская и Янина Жеймо вместе с еще одним режиссером киносказки Михаилом Шапиро и директором картин Ленфильма Черняком. В центре - приехавшая в гости к киногруппе журналистка.

 

0_8fe5e_90682134_XXXL

А вот этого кадра с флаконом духов в фильме, по-моему, тоже нет, да и костюмы у Мачехи с Золушкой другие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какие прелестные сказочные головные уборы у Волшебника и Лесничего.

 

25b599e2466f.jpg

 

5a88bc59225e.jpg

 

Станьте, дети, станьте в круг

 

Объявление на концерте: «Песню «Русское поле», слова Инны Гофф, музыка Яна Френкеля, исполняет народный артист Российской Федерации Иосиф Давыдович Кобзон»

 

Картину «Золушка» (1947), в отличие от её ровесников, знают очень многие. Что объясняется высокой художественной ценностью и вечнозеленостью фильма. Лента была дважды профессионально восстановлена на киностудиях в 1967 и 1981 году, а в 2009 году Первый канал заплатил около миллиона долларов за колоризацию. Меня это внимание к детской сказке всегда интересовало. Может быть, «Золушка» всенародно любимое кино, вроде «Кавказской пленницы», которую смотрит поколение за поколением с неослабевающим интересом? Нет. Современных детей трудно заставить смотреть даже цветную версию и под угрозой конфискации планшета. Моё поколение школьников эпохи СССР бежало к телевизорам для просмотра «Гостьи из будущего» или «Там, на неведомых дорожках», игнорируя сказку Шварца в телепрограмме. Ещё лет двадцать назад наши родители про «Золушку», конечно, знали, но считали её устаревшим кино по сравнению с «Ильёй Муромцем» или «Королевством кривых зеркал». И, самое интересное, современники картины тоже ровно дышали к единственной киносказке года. Например, безвестный теперь фильм «Кето и Котэ», крутившийся в прокате вместе с «Золушкой», посмотрело на 5 миллионов зрителей больше. Больше людей сходило и на чешскую ленту с похожим сироткиным сюжетом «Дикая Бара». То есть даже на послевоенном безрыбье (30 художественных лент в год с натяжкой) «Золушка» не была безоговорочным лидером.

 

Как произведение сказка «Золушка» весьма проста, с одной сюжетной линией «была никем — выйдет замуж за принца». Аранжировка Шварца далеко не мозговзрывающая. В более поздней работе Кошеверовой «Тень», не говоря уже про захаровский «Убить дракона», камешки, камни и булыжники были намного ощутимее. Технически фильм устарел уже до показа. Подростки, год назад ходившие на цветной «Каменный цветок» Птушко, не особо восторгались монохромными декорациями из картона и пенопласта, а также откровенно намалеванными задниками-фонами. Не было крючочков-зацепочек вроде забавных песенок. «Добрый жук» — это откровенно детсадовский утренник во взрослой жизни. Да и сами персонажи все как один инфантильны, вялы и примерны. За исключением Мачехи. Дети отождествляют себя с героями, а с возрастными Золушкой и Принцем себя особо не сопоставишь. Кстати, не знаю, почему все умиляются детскости героев, которым далеко за тридцать. На крупных планах они очевидно не подростки, особенно в цветной версии. А на остальных возраст выдают движения взрослых людей. Возьмите танец Золушки на кухне — так танцует молодящаяся тетка, но ни в коем разе не юная девушка. А добивает героев образ пажа — единственный подросток Игорь Клименков совершенно не гармонирует возрастом с остальными, выделяясь настоящей, а не бутафорской юностью.

 

А вот сейчас попробую сделать вывод по жизнестойкости «Золушки». Весьма непопулярный в современное либеральное время. Картина была практически целиком еврейским проектом. К далеко не арийке Надежде Кошеверовой были приставлены два куратора: сорежиссером Михаил Шапиро и художественным руководителем Григорий Моисеевич Козинцев. Сценарий, как известно, был написан Евгением Шварцем, ревностно следящим за процессом, разрешая изредка отклоняться от текста лишь Фаине Раневской. Причем, если в сказке значимость героев была такова: Золушка-Принц-Мачеха, то здесь наибольшее внимание было уделено Мачехе, затем на расстоянии Король-Золушка. А остальные герои от Феи до Кучера были прописаны второстепенными и легкозаменяемыми.

 

Фаина Раневская (Фельдман) полностью царила практически весь хронометраж, фактически это был её бенефис. — Конечно, как-то сказал мне друг-кинолюбитель. — Ведь это великая киноактриса. — И где же она круто играла в кино? (легкий троллинг). — Ну как же, Муля, не нервируй меня, в «Золушке», само собой, и…, и…ещё ведь где-то. Эраст Гарин. Согласитесь, короли обычно в сказках не часто бывают капризными недорослями доброй души. А как же уроженка Западной Беларуси с амплуа травести Янина Жеймо? Не знаю, может, её муж влиятельный кинематографист Иосиф Хейфиц и ни причем, но, наверное, молодых да юных актрис при желании можно найти достаточно много, а не снимать 38-летнюю женщину не с самой звездной кинобиографией, мучаясь вечерними съемками, так как утром она выглядела немного не на возраст своей дочери. Желающие могут без труда узнать национальность оператора или одесского «итальянца» композитора, не в этом дело.

 

Не подумайте, что здесь пахнет каким-то антисемитством, что сразу с возмущением предъявляется, когда касаешься вопросов пятой графы. Я и сам родом из местечка Смиловичи, где когда-то жили художник Хаим Сутин и, внезапно, отец Фаины Раневской. Прекрасно отдаю себе отчет, что по определенным причинам три четверти русской культуры двадцатого и двадцать первого веков неотъемлемо от творчества евреев. И весьма многое у них получалось на высоком уровне. Та же «Золушка» — нормальная киносказка, не лучше, не хуже, чем «Василиса Прекрасная» или «Садко». Или еще несколько десятков картин такого жанра. Но мне не нравится, когда моим мнением пытаются манипулировать, говоря, что Сталин не любил евреев, сгоняя их легионами в Биробиджан и на лесоповал за дело врачей. Когда одну картину чуть ли не канонизируют, а ничуть не худшие просто забывают. Неправильно это.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Замечательный фильм, немного наивный, как и положено быть сказке, и очень добрый. Настоящее созвездие безусловно талантливых актеров, блестящая актерская игра, юмор и общая очень светлая и позитивная атмосфера фильма делают его незабываемым. И это при том, что снят фильм в трудное послевоенное время (почему-то была уверена, что снят еще раньше, во время войны). Могу и сейчас эту сказку пересмотреть с удовольствием.

С большим удовольствием ещё раз пересмотрел.

Самая лучшая экранизация сказки.

Особенно, в чёрно-белом варианте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильм обалденный. Просто бочка мёда, но с большой ложкой дёгтя. Ну да- Жеймовочка. Никакой грим её возраст не замазывает. Ну зачем? Молодых актрис не было?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Консовский тоже не мальчик.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, но принц в глаза не бросается, а золушка очень даже.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А мне вся стилистика этой Золушки по душе, всё кажется правильным. Возможно, это идёт от новогодних праздников, в которых все роли играли взрослые артисты, возможно, что в те поры - и у нас, и на западе - вообще было принято в ролях подростков снимать взрослых. Зрители привыкли к этой условности, и она их не раздражала.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А мне вся стилистика этой Золушки по душе, всё кажется правильным. Возможно, это идёт от новогодних праздников, в которых все роли играли взрослые артисты, возможно, что в те поры - и у нас, и на западе - вообще было принято в ролях подростков снимать взрослых. Зрители привыкли к этой условности, и она их не раздражала.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильм обалденный. Просто бочка мёда, но с большой ложкой дёгтя. Ну да- Жеймовочка. Никакой грим её возраст не замазывает. Ну зачем? Молодых актрис не было?

 

Не было, в те времена очень ценился опыт, что автоматически тянуло за собой возраст. Маша из Дубровского, сам Дубровский, Каренина, та же Золушка, про театр я вообще молчу - все эти роли играли актрисы и актеры, которым хорошо за 40, а то и за 50.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильм обалденный. Просто бочка мёда, но с большой ложкой дёгтя. Ну да- Жеймовочка. Никакой грим её возраст не замазывает. Ну зачем? Молодых актрис не было?

 

Не было, в те времена очень ценился опыт, что автоматически тянуло за собой возраст. Маша из Дубровского, сам Дубровский, Каренина, та же Золушка, про театр я вообще молчу - все эти роли играли актрисы и актеры, которым хорошо за 40, а то и за 50.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не было, в те времена очень ценился опыт, что автоматически тянуло за собой возраст. Маша из Дубровского, сам Дубровский, Каренина, та же Золушка, про театр я вообще молчу - все эти роли играли актрисы и актеры, которым хорошо за 40, а то и за 50.

 

Это точно, и не только в кино и в театре. Ныне ушедший Дмитрий Александрович был едва ли не первым исполнителем партии Онегина, когда возраст исполнителя совпадал с возрастом персонажа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не было, в те времена очень ценился опыт, что автоматически тянуло за собой возраст. Маша из Дубровского, сам Дубровский, Каренина, та же Золушка, про театр я вообще молчу - все эти роли играли актрисы и актеры, которым хорошо за 40, а то и за 50.

 

Это точно, и не только в кино и в театре. Ныне ушедший Дмитрий Александрович был едва ли не первым исполнителем партии Онегина, когда возраст исполнителя совпадал с возрастом персонажа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Режиссер Надежда Кошеверова вспоминала, как в 1944-м, возвращаясь из эвакуации, встретила Янину Жеймо на вокзале. Та сидела в уголке — такая маленькая, растерянная. Двумя годами ранее ее супруг, считая Янину погибшей, женился на другой. Актриса была в сильной депрессии. На вокзале Надежда Кошеверова взглянула на нее и неожиданно предложила: «Яничка, вы должны сыграть Золушку…»

Евгений Шварц [«Доктор Айболит», «Снежная Королева»] сочинил сценарий в сжатые сроки. За две недели была придумана история и внесены первые правки. По замыслу автора, все герои были изображены с долей иронии. Король то и дело по каждому пустяку отказывается от престола, лесничий до смерти боится своей жены, а Золушка мечтает о том, чтобы люди ее заметили.

Атмосфера Ленинграда 1945-го меньше всего подходила для сцен балов и эпизодов с нарочитой роскошью. Декорации и костюмы шили всем миром. Платья — из занавесок и скатертей, антикварную мебель приносили из дома. Часть платьев были трофейными — привезли из оперного театра в Берлине.

8203;Подбор актеров велся с исключительной требовательностью. Сценарий писался специально для Жеймо, которой на момент съемок исполнилось уже 37 лет [«Принцу» Алексею Консовскому было 34 года]. Задолго до актерской карьеры она была цирковой артисткой. Ее миниатюрность (рост 147 см), грациозность и широко открытые, полные доверия глаза создавали необходимый образ ребёнка, искренне готового к чуду.

Образ мачехи достался неповторимой Фаине Раневской. Во время съёмок она очень похудела и, гримируясь, безжалостно обращалась со своим лицом. Подтягивала свой многострадальный нос с помощью кусочков ткани и лака, запихивала за щеки комочки ваты. Все это жутко мешало, было неудобно. Когда её просили не мучить себя, раздражённо отвечала: «Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли».

На съемочной площадке часто замечали Фаину Георгиевну, сидевшую где-то в углу и, как вспоминала Елена Юнгер [Анна, первая дочь мачехи], бормотавшую сердито: «Не получается…Нет, не получается». Раневская не хотела изображать «мачеху из сказки» и все время искала необходимую краску для роли. Во время репетиций она сымпровизировала сцену, которая позднее вошла в фильм и стала визитной карточкой её Мачехи: «Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде!» И с улыбкой добавила: «Ну ничего, я поссорюсь с соседями, это я умею… Солдаты! Во дворец, за королевской тёщей, босиком, шагом марш!»

8203;

Весь блестящий актерский ансамбль работал над непосильной задачей наполнить сказку живым содержанием, даже если это шло против первоначальных замыслов создателей. Янина Жеймо вспоминала о том, как снимался один из последних эпизодов фильма:

«В сценарии Евгения Шварца «Золушка» героиня просто надевала туфельку по приказанию мачехи. Моя Золушка, как я её представляла, не могла просто из чувства страха или покорности мачехе исполнить приказание. Я долго просила Шварца дописать фразу, объясняющую согласие Золушки надеть туфельку. Но он считал, что для Золушки, которую любят дети всего мира, ничего не нужно объяснять. Этот поступок ничуть её не унизит. Вслед за драматургом и режиссёры считали, что нечего заниматься отсебятиной. И тогда я пошла на хитрость. На съёмке эпизода с туфелькой Раневская-мачеха начинает льстиво уговаривать Золушку надеть туфельку. Я, Золушка, молчу. Раневская опять обращается ко мне. Я опять молчу.

Фаина Георгиевна теряется от моего молчания и неожиданно для всех — и для самой себя тоже — заканчивает фразу: «А то я выброшу твоего отца из дома». То есть говорит то, что мне и нужно было. Моя Золушка соглашается, боясь за отца. Присутствующий в павильоне Шварц принял бессознательную «подсказку» Раневской: «Только вы забыли, Фаина Георгиевна, конец фразы: „…и сгною его под забором»». Так родилась в фильме реплика Раневской, отсутствовавшая в первоначальном сценарии…»

«Золушка» имела успех во многих странах Европы и Азии. Повсюду отмечалась своеобразная трактовка сюжета и талант исполнительницы главной роли. Одна из немецких газет писала: «Янина Жеймо так обаятельна и полна очарования, что мы охотно дали бы ей руку, чтобы она проводила нас в сказочную страну». «Золушка» стала последней работой Янины Жеймо в кино.

 

147667373_243505600692943_3670199823993942045_o.jpg?_nc_cat=101&ccb=3&_nc_sid=730e14&_nc_ohc=nUaMG0K4vjIAX-exGbx&_nc_ht=scontent-hel3-1.xx&oh=9cdf92a0abc9c191696440e015e88081&oe=60511487

Изменено 16.02.2021 15:35 пользователем nata909
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...