Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Стимпанк. Дизельпанк. Клокпанк

Рекомендуемые сообщения

1259323482_allday.ru.jpg

По улицам Лондона шагает огромный жестяной робот. В его клепаной голове — отсек управления, где сидит сумасшедший ученый в пенсне и смокинге. Он крутит педали, дергает за рычаги, стараясь увести машину подальше от приближающегося дирижабля с эмблемой британских ВВС на борту. Дирижабль неуправляем и явно идет на таран. Он пострадал от разряда из излучателя Теслы, установленного на немецком паровом танке, который тайком перебрался сюда по дну Ла-Манша и вот-вот прорвется к Букингемскому дворцу. Королеву защищает отборный взвод шотландских магов под командованием Шерлока Холмса, бравый Ван Хельсинг и Человек-невидимка.

24e41c0c0b0fda.jpg

Стимпанк (или паропанк) — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. Возможно, однако, и наличие в произведениях стимпанка большей или меньшей доли элементов фэнтези.

К «панковскому» компоненту стимпанка относится особый акцент на «низкой человеческой природе», движимой низкими страстями — похотью, гневом, тщеславием, алчностью и завистью. Общий стиль стимпанка зачастую выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим), однако, благодаря комическим возможностям ретростилистики и альтернативной истории, широко распространены и юмористические, пародийные мотивы. Элементы стимпанковой стилистики — «старинные» автомобили, локомотивы, телефоны и т. п., анахронически вписанные в более (или менее) «старинный» антураж, летающие корабли-дирижабли, механические роботы — иногда входят в упрощённые сказочные и даже детские произведения.

Предтечи

Хотя многие работы, которые теперь признаются стимпанком, были опубликованы в 1960-х и 1970-х годах, сам термин стимпанк возник только в конце 1980-х, как ироничный вариант слова «киберпанк». Он, как считается, был придуман писателем Кевином Джетером, который пытался найти общий термин для произведений «The Anubis Gates» Тима Пауэрса (1983), «Homunculus» Джеймса Блэйлока (1986), и собственных работ «Ночь Морлоков» (1979) и «Infernal Devices» (1987). Во всех этих произведениях мир находился на уровне технологий XIX века, а стиль повествования подражал викторианской фантастике, такой как роман Герберта Уэллса «Машина времени».

Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Разностная машина» (встречается как «Машина различий», «Дифференциальный исчислитель»; The Difference Engine, 1990) привлекло большое внимание к этому жанру, и именно после этого романа стимпанк начал приобретать всё большую популярность среди читателей. Одним из наиболее известных ранних примеров стимпанка является подводная лодка «Наутилус» Капитана Немо из фильма «20 000 льё под водой» студии Уолта Дисней. Роман «Titus Alone» (1959), автора Мервина Пика предвосхитил многие основы стимпанка. Телесериал «Wild Wild West» (1965—1969) был одним из первых произведений, где проявились основные черты стимпанка. Фильм «Бразилия» (1985) оказал сильное кинематографическое влияние на жанр.

Так же сюда относяться работы Альберта Робиды. В 1866 вступил в редакцию журнала "Amusant" как иллюстратор. В 1880 году вместе с Жоржем Деко основал свой собственный журнал "La Caricature", которым занимался до 1892 года. В 1900-х создаёт 520 иллюстраций к еженедельной серии Пьера Гиффарда "La Guerre Infernale". Его известность пошла на спад после Первой мировой войны.

Хотя он и является предтечей паропанка, как и в дизельпанке, у Робида активно используется электричество (один из его романов называется «Электрическая жизнь»). Предсказал танки, линкоры, авиацию, видеотелефоны, дистанционное обучение, дистанционные покупки, домофоны, видеодомофоны, видеодиски, видеотеки, телевидение, реалити-шоу, системы видеонаблюдения (включая концепцию Большого Брата под другим названием), химическое оружие, бактериологическое оружие, противогаз, ядерное оружие, техногенные катастрофы, небоскрёбы, гипсокартон, и пробные браки (совместное проживание перед заключением брака), небоскрёбы, гипсокартон и социальные изменения (эмансипация женщин, массовый туризм, экологические загрязнения). Творчество Альбера Робида было вновь открыто благодаря его трилогии футуристических романов:

Le Vingtieme Siecle («XX век») (1883)

La Guerre au vingtieme siecle («Война в XX веке») (1887)

Le Vingtieme siecle. La vie electrique («Двадцатый век. Электрическая жизнь») (1890)

Предсказал появление современной военной техники (танк, линкор, авиация), Благодаря этим книгам считается предтечей стимпанка.

Элементы жанра

  • Технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития: паровозы, паротурбовозы, гражданские и боевые корабли на паровом ходу, в том числе весьма крупных размеров (океанские лайнеры и дредноуты), паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы (часто на паровом ходу), роботы и прочие (зачастую весьма загадочные) механизмы, сделанные из клёпаного металла, медных труб и дерева. Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Распространено применение паровых турбин в качестве быстроходных двигателей для разнообразных индустриальных машин — насосов, сепараторов, циркулярных пил, станков, альтернаторов. Нефункциональное украшение приборов и машин. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
  • Газовое и частично свечное освещение улиц и домов.
  • Начальный уровень развития электричества — телеграф, примитивные дуговые лампы, опыты с электричеством в стиле работ Николы Теслы.
  • Оружие времён промышленной революции и вариации на его тему: револьверы, однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, ранние образцы пулемётов (весьма популярен пулемёт Гатлинга), нарезные артиллерийские орудия, ранние образцы танков, аэростаты, дирижабли, могут присутствовать ранние образцы самолётов. Ограниченное употребление холодного оружия, такого, как шпаги, сабли, ножи. Особый аксессуар — клинок, размещённый внутри трости.
  • Также встречается и своеобразное протезирование — утерянные конечности заменяются на механические части тела.
  • Информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты неэлектронные счётные машины (арифмометр, вычислительная машина Бэббиджа и т. п.), телеграф, в ряде случаев — пневмопочта и пневмотранспорт.
  • Одежда и аксессуары викторианской Англии:
    Аристократы в цилиндре и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами.
    Дамы в корсетах и кринолинах с капором на голове и чулками с подвязками на ногах.
    Рабочие в кепках, куртках, сапогах.
    Распространено курение трубок, используются карманные часы на цепочке, трости и т. п.
  • Урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы. Соответственно, общая достаточно мрачная атмосфера.
  • Викторианские персонажи: безумные учёные и инженеры а-ля Виктор Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и «идейные» преступники (профессор Мориарти), отважные путешественники (Филеас Фогг), детективы разряда Шерлока Холмса, растленные аристократы (Дориан Грей), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники, мелкие служащие и клерки, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане (буржуа), мальчишки-беспризорники.
  • Общественные настроения конца XIX-начала XX веков — снижение роли церкви, вера в прогресс и науку, остаточные понятия о чести, пуританство (по крайней мере, внешнее) и т. п. В ряде случаев — мистицизм, сектантство, нигилизм, а также порождаемые расслоением общества революционные настроения. Фантастические транспортные средства и летательные аппараты, в том числе боевые, основанные на паровых двигателях либо каких-то иных источниках энергии. При этом возможности подобной техники могут поражать воображение, демонстрируя антигравитацию и прочие фантастические явления. Дизайн машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
  • Широкий спектр фантастического парового оружия, от стрелкового до артиллерийского.
  • Супероружие — тяжёлые паровые пушки, колоссальные танки, в ряде случаев — электрические пушки и «лучи смерти» (некое подобие лазерного оружия).
  • Искусственный разум — автоматы и т. п., созданные без применения электричества и компьютерных технологий.

Фильмы:

«Тайна острова Бэк-Кап» (1958)

«Первые люди на Луне» (1964)

«Гиперболоид инженера Гарина» (1965)

«Похищенный дирижабль» (1967)

«Адела еще не ужинала» (1977)

«Раз, два — горе не беда!» (1988)

«Назад в будущее 3» (1990)

«Город потерянных детей» (1995)(с элементами стимпанка)

«Дикий, Дикий Запад» (1999)

«Путешествие единорога» (2001)

«Лига выдающихся джентльменов» (2003)

«Лемони Сникет: 33 несчастья» (2004)

«Вокруг света за 80 дней» (2004)

«Ван Хелсинг» (2004)

«Идеальное создание» (2005)

«Золотой Компас» (2007)(с элементами стимпанка)

«Город Эмбер: Побег (фильм)» (2008)

«Хроники мутантов» (2008)(с элементами стимпанка)

«Шерлок Холмс» (2009) («атмосферный» стимпанк)

«Шерлок Холмс. Игра теней» (2011)

«Франклин» (2008)(с элементами стимпанка)

«Необычайные приключения Адель » (2010)

«Доктор Кто: Рождественская Песнь» (2011)

«Пастырь» (2011)(с элементы стимпанка)

«Мушкетёры» (2011)(с элементами стимпанка)

«Джона Хекс» (2010)

«Опочтарение» (2010)

«Шерлок Холмс: Игра теней» (2011)

Авторы:

Предтечи стимпанка:

Герберт Уэллс

Жюль Верн

Альбер Робида

Представители жанра:

Уильям Гибсон

Гордон Далквист

Кевин Джетер

Джеймс Блэйлок

Чайна Мьевиль

Брюс Стерлинг

Скотт Вестерфельд

Вадим Панов

Алексей Пехов

print4673.html

Представьте себе, что в 30-е годы прошлого столетия человечество пошло по совершенно иному пути развития: гигантские дирижабли, причудливые многомоторные самолеты, разумные компьютеры на радиолампах, шагающие роботы величиной с дом. Мировые войны уже стерли с лица земли целые нации. Вместо могущественных корпораций, плетущих нити заговоров, действуют маньяки-одиночки, мечтающие захватить власть над нашей планетой. Атомных бомб нет, зато есть лучи смерти, способные перерезать пополам броненосный крейсер. Реактивные двигатели, транзисторы, генетика и химия — зачем все это? У нас ведь есть дизели, богатое воображение и железная воля.

f_19867375.jpg

Дизельпанк — развивающийся жанр фантастики, производный от киберпанка, описывающий мир, базирующийся на технологиях уровня 20-х — 50-х гг. XX века (период с Первой мировой войны по Вторую мировую войну), а также зарождающаяся субкультура, сочетающая в себе эстетику того времени с постмодернистскими технологиями и чувствами. ермин появился в 2001 году как маркетинговый ход, который придумал игровой дизайнер Льюис Поллак, чтобы описать его настольную ролевую игру «Children of the Sun». После этого термин применялся, чтобы описать особый стиль изобразительного искусства, музыки, кино, художественная литература, и моддинговой техники.

Слово «dieselpunk» является производным от названия жанра киберпанк, и используется для представления периода времени, когда дизельный двигатель был в основе передвижения в западной культуре и «-панк» суффикс, связанного с жанрами художественных произведений, в которых общество находится в глубоком упадке или на стадии радикальных перемен в социальном устройстве. Также термин ссылается на стимпанк, другую производную киберпанка, в котором, как правило, основное внимание обращается не на проблемы общества, а на эстетику викторианской эпохи. Часто героями произведений дизельпанка становятся ученые, которые проводят жуткие эксперименты (классика жанра – история Франкенштейна). Им противостоят благородные герои (вспомните фильм "Тень") И все же, несмотря на стилистическую мрачность жанра, он полон романтики тридцатых годов.

Элементы жанра

  • технологический уровень 20х-50х гг. ХХ века. Подобно тому, как в стимпанке основным двигателем прогресса являются паровые технологии, в дизельпанке доминируют двигатели внутреннего сгорания.
  • нацисткая наука с жестокими экспериментами над людьми (доктор Менгеле, Ихтиандр).
  • ламповые компьютеры
  • дирижабли
  • примитивная атомная энергетика
  • небоскрёбы
  • параноидальные настроения в обществе (борьба с вредителями, шпиономания, охота на ведьм)
  • ар деко: танцующие фокстрот под граммофон, дамы в шляпках и укороченных платьях, элегантные мужчины c усами и папиросами.
  • шагающие роботы
  • лучи смерти (гиперболоид)

Фильмы:

Крах инженера Гарина (1965)

Гиперболоид инженера Гарина (1973)

Бразилия (1985)

Вампиры в Гаване (мультфильм) (1985)

Бигглз (1986)

The Red Spectacles (1987)

Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: XX век начинается (1986)

Ракетчик (1991)

Тень (1994)

Тёмный город (1998)

Небесный Капитан и мир будущего (2004)

Первые на Луне (2005)

K-20: Legend of the Mask (2008)

Запрещённый приём (2011) (Один из миров)

The 4th reich (2011)

Первый мститель (2011)

Железное небо (2012)

Лично я обожаю эти два жанры. Стилистика, атмосфера, причудливые девайсы и гаджеты, элегантные леди и благородные герои.

Изменено 28.11.2019 07:12 пользователем Dracula5
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Знаем, любим:biggrin:

По возможности, смотрим/читаем.

Скоро и играть будем — Dishonored через несколько дней уже. Хотя Сибирь в своё время так и не осилил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нежно люблю эти жанры. Шикарная стилистика. И хоть какая-то незатертость.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Люблю эти жанры.Атмосфера,стилизация,разного рода костюмы персонажей и оригинальные машины.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скоро и играть будем — Dishonored через несколько дней уже.

 

Чиорт, как же я ее жду..)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стимбоя забыли...

 

А вообще, как не печально, большинство представителей этого "поджанра" мусор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А вообще, как не печально, большинство представителей этого "поджанра" мусор.

 

Лол.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а почему атомпанка нет ? ракеты и самолеты на прямоточных реакторах , калифорниевые пули и тд это ж круто !
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К слову...

 

oldman-bell-hedlund-dafoe-by-david-sims-prada-menswear-fall-winter-2012-2013-ad-campaign-1.jpg

 

oldman-bell-hedlund-dafoe-by-david-sims-prada-menswear-fall-winter-2012-2013-ad-campaign-2.jpg

 

oldman-bell-hedlund-dafoe-by-david-sims-prada-menswear-fall-winter-2012-2013-ad-campaign-3.jpg

продолжение

 

Рекламная кампания Prada Осень/Зима 2012/2013.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

сама концепция и элементы жанра безумно нравятся,а вот достойных представителей встречал крайне редко.Из последнего великолепная Дисхоноред,которая не смотря на все плюсы,к сожалению не смогла похвастаться хорошим сюжетом.А вот по настоящему хороших фильмов в этом жанре в последнее время вообще не припомню
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зато книжек в последнее время на русском всё больше и больше. Не все, ессесно, достойны внимания, но попадаются и любопытные образчики.

 

Любительские кинообразчики типа короткометражек и веб-сериалов тоже иногда попадаются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одним из лучших визуальных воплощений дизель-бензо-паро панка, считаю эпизод "Cannon Fodder" (大砲の街) из Memories :

 

http://www.myvi.ru/watch/60596988-92d7-4be3-addb-67594267cc01

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самый крутой стимпанк в книге Герберта Уэллса "Война Миров".
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самый крутой стимпанк в книге Герберта Уэллса "Война Миров".

 

Не стимпанк. Лиш предтеча.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не стимпанк. Лиш предтеча.

 

Но описывалось круто. Такой драматизм. Такой депрессняк.

Не надо было делать из этого произведения блокбастер а-ля Спилберг, ибо всю суть уничтожили к чорту.

Нормальная экранизация, как ни странно, получилась у "Асилумовцев" - это лучший их фильм.

Сохранили фактически всю фабулу, суть и душу романа. Лишь время поменяли, имена и чуть-чуть новизны добавили.

А Спилберг вообще всех переиначил, что не испытывалось ничего, кроме отвращения.

А ведь "Война миров" - самый сильный роман Герберта Уэллса после "Машины времени" и достоин лучшего воплощения на экране.

То, что сделал СС - никуда ни годится.

А "Асилум" хоть как-то старался угодить читавшему человеку, коим я и являлся.

Это вот такое мое скромное мнение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

из того, что я смотрел (примерно половина приведенного в списках), нравится почти всё, больше всего НЕБЕСНЫЙ КАПИТАН, пусть слабый сценарий, зато какая картинка!!!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но описывалось круто. Такой драматизм. Такой депрессняк.

Не надо было делать из этого произведения блокбастер а-ля Спилберг, ибо всю суть уничтожили к чорту.

Нормальная экранизация, как ни странно, получилась у "Асилумовцев" - это лучший их фильм.

Сохранили фактически всю фабулу, суть и душу романа. Лишь время поменяли, имена и чуть-чуть новизны добавили.

А Спилберг вообще всех переиначил, что не испытывалось ничего, кроме отвращения.

А ведь "Война миров" - самый сильный роман Герберта Уэллса после "Машины времени" и достоин лучшего воплощения на экране.

То, что сделал СС - никуда ни годится.

А "Асилум" хоть как-то старался угодить читавшему человеку, коим я и являлся.

Это вот такое мое скромное мнение.

Из серьезных изменений Спилберг всего навсего перенес действие в наше время и в Америку.Да к тому же сделал один из лучших фильмов про вторжение пришельцев.Так кто критика не понятна.Роман это роман,фильм это фильм.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из серьезных изменений Спилберг всего навсего перенес действие в наше время и в Америку.Да к тому же сделал один из лучших фильмов про вторжение пришельцев.Так кто критика не понятна.Роман это роман,фильм это фильм.

 

Этот фильм меня как читателя разочаровал.

Мог бы назвать по другому, ибо от книги фактически ничего не осталось.

Фильм норм. Но не "Война миров" Герберта Уэллса.

Скорее это "Война миров" Стивена Спилберга, не имеющая отношения к роману нисколько.

 

Психологию променяли на мегакруть и эпичность.

Глубокое моральное и психологическое произведение превратили в ... блокбастер.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень фильмы в стиле таймпанк (это общее название для поджанров стимпанк, дизельпанк, клокпанк, атомпанк, теслапанк и некоторые еще сюда относят биопанк).

 

К сожалению, действительно хороших фильмов в этих жанрах не так уж много, либо совсем старые, чей визуальный ряд в наше время уже не смотрится, либо треш.

 

Из того, что я смотрела, больше всего понравились:

 

Тёмный Город

Видок

Небесный капитан и мир будущего

Ракетчик

Франклин

Тень

Лига выдающихся джентльменов

Хранитель времени

Железное небо

Мушкетеры

Бразилия

Престиж

Ван Хельсинг

 

Из биопанка очень нравится Экзистенция и симпатичен Потрошители

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень фильмы в стиле таймпанк (это общее название для поджанров стимпанк, дизельпанк, клокпанк, атомпанк, теслапанк и некоторые еще сюда относят биопанк).

 

К сожалению, действительно хороших фильмов в этих жанрах не так уж много, либо совсем старые, чей визуальный ряд в наше время уже не смотрится, либо треш.

 

Из того, что я смотрела, больше всего понравились:

 

Тёмный Город

Видок

Небесный капитан и мир будущего

Ракетчик

Тень

Лига выдающихся джентльменов

Хранитель времени

Железное небо

Мушкетеры

Бразилия

Престиж

Ван Хельсинг

 

Из биопанка очень нравится Экзистенция и симпатичен Потрошители

 

А это чудо значит пока ещё не видели. Весьма красивый фильмец с офигенной ролью у Такеши Канеширо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Alexx XII, нет, не видела. Признаться, я не люблю азиатское кино, предпочитаю США и Европу. Хотя кадры довольно красивые. Возьму на заметку, спасибо))
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Alexx XII, нет, не видела. Признаться, я не люблю азиатское кино, предпочитаю США и Европу. Хотя кадры довольно красивые. Возьму на заметку, спасибо))

Не за что.

Прикольное кино вышло.

Ничем не отличимое от Американского.

И на "Тень" похоже местами:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О, "Тень" чудесный фильм))) Пожалуй, попробую и этот фильм посмотреть.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О, "Тень" чудесный фильм))) Пожалуй, попробую и этот фильм посмотреть.

 

Посмотрите. Он интересный. Там и про Теслу говорится с его генаратором.:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

либо совсем старые, чей визуальный ряд в наше время уже не смотрится

 

А есть старые, но которые будут смотреться всегда. Я имею в виду Метрополис. Подскажите плз ещё какие нибудь старые, но смотрибельные (или не очень) ленты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...