Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Дуэлянт

Как Вам фильм?  

98 проголосовавших


Рекомендуемые сообщения

Поставила здесь в опросе 9. Не могу сказать, что мне всей душой понравилось кино, но головой меньше девятки ему грех ставить))

Почему не 10. Не много придирок, кстати.

 

Некоторые сцены - в карете и ещё парочка после - сценарно (текстово) бредовы. Банан говорит, в финал не может русское кино. Нет, как раз в финал смогли. Твист хороший.

Он же запугал меня соплями и музоном. Не было соплей, на мой вкус (ни разу не всплакнулось, разве в финале накатило на парсек). Музыка там вообще была? Если я её не помню, значит, была к месту и органичная. Супер-саунды - вовсе не обязательная составляющая фильмов на 9.

Ходили без ребёнка-подростка, скажу, что если и есть эпизод, который я бы не стала ему показывать, это сцена с юным князем, где он жаждет убивать. "Леона" вполне достаточно на данный момент.

Есть ещё придирка от недопонимания)): зачем Мизгирёв всё время заваливает вертикали?? С моим перфекционизмом это пытка)). Знаю, Дэнни Бойл заваливает так же, когда хочет передать психически неадекватное состояние героя, или даже всей ситуации. Наверное, и Мизгирёв хотел этим показать, что даже мир офицерской чести не идеален, равно как дворянского благородства. Ну нехай).

И не понравилась попытка изобразить главгера Христом в паре моментов. (наверняка реж не хотел, и это мой глюк))

 

Не заметила сравнений с ландОнами, ни с какими холмсами. Когда я вижу в кино Лондон того же времени, он мне противен. Ужасный город. Питер - прекрасен даже в грязи. При том, что я в нём никогда не была). Но он в Дуэлянте абсолютно такой же, как и в литературе, которую читала.

Понравилась речь героев. Наверное, тоже не всё с ней гладко, специалисты по той эпохе подскажут ещё..

По шмоткам я не спец, мне всё равно, во что там все одеты.

Оператор очень хороший, всё красиво, всё на уровне.

Больше всего сочувствовала молодому князю: уважаю юных дарований, наследующих лучшее от предков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 504
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Betty Boo

Как тебе Машков и Фёдоров?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Betty Boo

Как тебе Машков и Фёдоров?

На ты? Ну окей, пусть на ты.

Все актёры, считаю, сыграли хорошо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверно, только меня эта злополучная сцена в карете не покоробила)) т.к. сила чувств ощущалась совершенно достоверно...

 

Зато в целом не было ощущения 19 века, а времени гораздо раньше, чуть ли не средневековья.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверно, только меня эта злополучная сцена в карете не покоробила)) т.к. сила чувств ощущалась совершенно достоверно...
Меня не покоробила, просто я не люблю, когда меня сбивают с нормального такого тщательного incepted:) настроя "мужество и честь" подобным несущественным. И после сцены очень странные диалоги в паре цен, которые можно выбросить, и ничего не изменится.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никто не знает когда фильм выйдет в качестве? А то в кино сходить не получилось, все знакомые у виска пальцем крутили.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну это то же самое. Когда часть фильма воспринимается как чуждый элемент.

 

Насчет Христа - понятно, кстати, в какие моменты... Ну а что, Христос ведь тоже был человек. И что с ним сделали, было обычное дело, грубо говоря.

А если вам не показалось, и правда аллюзия? А ведь прямым текстом здесь религия отсутствует в корне. Помню, в одной рецензии отмечалось это - про иконку даже, которая [спойлер].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все актёры, считаю, сыграли хорошо.

А то тут претензии юной сударыне были. Что плохо отыграла реакцию на смерть брата.

На ты? Ну окей, пусть на ты.

Условности придуманные всего лишь людьми.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А то тут претензии юной сударыне были. Что плохо отыграла реакцию на смерть брата.

 

Собственно претензии к Хлыниной небезосновательны. Она вообще на фоне прекрасно проработанных мужских персонажей выглядит весьма бледно (не только в реакции на смерть брата). Мне кажется это серьёзная проблема российского кино - отсутствие сильных молодых артисток. Если в мужских ролях есть молодые артисты уровня примерно Машкова, Миронова, то в женских "второй" Чулпан Хаматовой я пока не вижу, я уж не говорю о более старшем поколении актрис. Может где-то в театрах, но не в кино, увы. Разве что из последнего "Петербург. Только по любви" порадовал молодой порослью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильм конечно один из лучших российских этого года. Впервые захотелось повторно сходить в кино именно на российский фильм.

В целом.кроеме некоторых косяков , визуал прекрасен. Питер такой Питер. Очень аутентичная атмосфера комнатусек доходных домов. И вечногрязные мостовые. И питерский дождь. И еще не одетая в гранит набережная Невы. И антураж - прям как в Озерном Городе Эсгароте у ПиДжея!

Но к сожалению вклеенные задники местами сильно портили визуал. И очень высадили интерьеры в комнатах светского общества. Там что,в те времена сплошной бетон был? Этакий модернизм прям....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Банан говорит, в финал не может русское кино.

 

Понравилась речь героев

 

так есть

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

то в женских "второй" Чулпан Хаматовой я пока не вижу, я уж не говорю о более старшем поколении актрис. Может где-то в театрах, но не в кино, увы.

 

Да есть у нас актрисы талантливые. Это и Пересильд и Андреева,чуть старше Ксенофонтова. Просто работы у них кроме сериалов нет. Или агенты как-то плохо их преподносят. Сейчас вообще мне кажется в кино больше важна работа агентов, чем талант самого актера. Когда фильм сам по себе хорош, то и не важно кто будет играть главную роль - широко раскрученный актер или малоизвестный,но талантливый . "Дуэлянт" сам по себе не плох, но если бы на женские роли взяли действительно талантливых актрис, то фильм бы заиграл другими красками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хлынина не играет эмоционально сцену смерти брата из-за установки режиссера. Это же не сериал, где на все-про все дается пару часов и мнение актера о сцене порой оказывается определяющим. К фильму серьезно готовятся.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Дуэлянт" сам по себе не плох, но если бы на женские роли взяли действительно талантливых актрис, то фильм бы заиграл другими красками.

 

Какие еще «женские роли» — великая княгиня и просто княгиня? У каждой по нескольку бессмысленных фраз на все их сцены, с титром поверх — «для м е бельных целей». Чтобы женские персонажи были яркими и интересными их сначала надо такими написать/задумать

А Хлынина минимум не ужаснее Федорова.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хлынина не играет эмоционально сцену смерти брата из-за установки режиссера. Это же не сериал, где на все-про все дается пару часов и мнение актера о сцене порой оказывается определяющим. К фильму серьезно готовятся.

 

Интересная установка. Эмоции при встрече с Беклимишевым,когда речь идет только о предстоящей дуэли выглядят сильнее,чем эмоции при смерти брата. Потом, по каждой сцене ведь несколько дублей, не думаю что не было дубля с эмоциями,может он просто не получился как хотел режиссер вот и пришлось вообще отказаться от эмоцияй. По другому я просто не понимаю такой режиссерской установки.

Чтобы женские персонажи были яркими и интересными их сначала надо такими написать/задумать

 

Да ладно. Беклимишев по сценарию влюбляется в эту княгиню с первого раза и в первый раз в жизни. Ну ведь должно быть что-то такое в ней, за что в неё влюбился такой волк. Может конечно мужчинам - зрителям виднее,но я этого не увидела. Не было в актрисе ничего особенного и интересного - ни взгляда, ни жеста, ни движения запоминающегося.

Изменено 28.10.2016 12:32 пользователем Sagan
оверпостинг
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да ладно. Беклимишев по сценарию влюбляется в эту княгиню с первого раза и в первый раз в жизни.

Это с его слов или вы сценарий прочли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это с его слов или вы сценарий прочли?

 

Мы все не видели сценария, но почему-то рассуждаем о том,что женский образ так был прописан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы все не видели сценария, но почему-то рассуждаем о том,что женский образ так был прописан.

 

Не знаю почему рассуждаете вы, я сужу по тому, что говорят персонажи в сценах. Это обычно либо пишется, либо обсуждается предварительно.

Вся линия Машкова и княжны .. ну.. «комикс жи» серьезно, что тут еще сказать можно. Я вообще только к финалу поняла, что она ему правда нужна, до этого казалось, что это все просто часть злодейского плана, ну вроде той абермногоходовой интриги, которую он провел из-за пьяной ссоры с Федоровым.

Серьезно, что вы обсуждаете будто драму.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы все не видели сценария, но почему-то рассуждаем о том,что женский образ так был прописан.

 

Даже если, допустим, кто-то в кого-то влюбился сто раз, это еще не аргумент, что объект этот самый-самый и должен блистать, как бриллиант. Влюбиться можно за любую фигню, какую даже не ожидаешь. (Это я не к персонажу, она достаточно хороша, имхо - что касается эмоций, немного недоумеваю, почему реакция на чрезвычайное, страшное, личное событие должна означать взрыв эмоций и не может быть обратной, онемевшей. Тем более что зеркальная сцена достаточно "режущая").

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда фильм появится в сети я его пересмотрю. Может чего нового угляжу. Но пока я даже не помню как выглядит внешне эта княжна. И особые приемчики, которые использовала актриса для запоминания своего образа я тоже не помню. Может конечно это только мои тараканы и всем остальным актриса запомнилась.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ольгастик, я поклонница этой актрисы, видела ее другие работы, в т.ч. в театре. Она живая, искренняя, притягивает взгляд + у нее оч красивый голос.

Фильм снимали долго, если бы у нее что-то не получилось - пересняли позже. Деньги бюджетные)))

Я тоже не понимаю установки режиссера, но уверена, что это она.

 

Беклимишеву княжна нравится, да и кому нет? Но еще больше нравятся ее деньги + ее молодость, что равно глупости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я поклонница этой актрисы, видела ее другие работы, в т.ч. в театре.

 

/QUOTE]

 

Так здорово же, что у такой молоденькой актрисы есть уже поклонницы. Меня она не зацепила, да и не видела я её больше нигде. Думаю будут у неё и другие проекты на большом экране, пока молода и хороша собой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет Христа - понятно, кстати, в какие моменты... Ну а что, Христос ведь тоже был человек. И что с ним сделали, было обычное дело, грубо говоря.

А если вам не показалось, и правда аллюзия? А ведь прямым текстом здесь религия отсутствует в корне. Помню, в одной рецензии отмечалось это - про иконку даже, которая [спойлер].

Да, с иконкой круто вышло).

Если бы про Христа померещилось нам с Вами, и только, но нет). Жаль, нет никаких интервью с авторами, где про это было бы, но я случайно наткнулась на один сайт с отзывами, и там девушка одна вываливает тоннами такую информацию..)) в том числе, и по вот этим аллюзиям!) (это для меня очевидны две сцены, для неё - чуть больше, круто)

Здесь уже приводилась цитата из интервью Мизгирёва (о фильме "Конвой", правда),

БК: Но тем не менее язык – очень важная часть картины. Скажите, вы сами придумывали диалоги или использовали подслушанные где-то фразы?

Мизгирев: Все диалоги написаны исключительно мной. Я не понимаю технику вербатима, когда ты просто выходишь на улицу, записываешь разговоры, а потом пишешь сценарий.

Так вот та девушка, о которой я говорю, текстово доказывает, что фразы в "Дуэлянте" - нифига не выдумка Мизгирёва, а реальные фразы из реальных документов. (в стиле Нестерова и его "Небесного Стокгольма"))), шучу, конечно, но почему бы и нет, норм метод, на мой взгляд)

Ей там говорят: напишите эссе, а она - и мы знаем таких людей, которые не верят, в то, что такие эссе, с обязательным ТМ, просто необходимы!! :cool: - тану, чо писать-то, я уже всё сказала. В общем, попробую выложить здесь её наработки, не хочу в спойлере, чуть позже сегодня тогда.

------------------------------

Да, кстати, а почему никто-никто не написал до сих в треде про это?? :eek: Пусть не своё видение, а цитат хоть бы притащили, что ли.. Может, на сайте что есть? Кто читает там рецензии, расскажите)

 

------------------------------

Кстати!)

gorchiha, Вы же есть на том сайте, нет? Если Вы Ирина).

 

 

-----------------------------

такой меткий стрелок, как Яковлев, мог его просто притаиться в подворотне и двойным рикошетом вышибить Беклемищеву мозги. И не говорите мне про честь. Человек, переживший то, что он пережил, про честь будет вспоминать в последнюю очередь. Это Монте-Кристо мог себе позволить изощренную месть, у Яковлева на такое не хватило бы духа

.

Мнение типичного обывателя, над которым охреневает реж.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Данный отзыв взят мною на одном из сайтов. Автор отзыва - Евгения Вячеславовна Н. (Старый Оскол)

«…Дуэль представляет собой определённую процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества… Дуэль с её строгим ритуалом, представляющая целостное театрализованное действо — жертвоприношение ради чести, обладает жёстким сценарием. Как всякий строгий ритуал, она лишает участников индивидуальной воли… Условная этика дуэли существовала параллельно с общечеловеческими нормами нравственности, не смешиваясь и не отменяя их. Это приводило к тому, что победитель на поединке, с одной стороны, был окружён ореолом общественного интереса… С другой стороны, все дуэльные обычаи не могли заставить его забыть, что он убийца…»

Юрий Михайлович Лотман, «Беседы о русской культуре»

Когда первый раз я вышла из кинотеатра, то в голове была одна мысль-ассоциация – Антигерой подобен … азалии. Растение это обладает совершенно мистическим свойством (для моего понимания, естественно ;) ) - сорванная веточка этого цветка вспыхнет пламенем, если поднести её к огню, закуренной сигарете или зажжённой спичке. Такой нежный цветок и такой зверски-маскулинно-брутальный сущностный норов! :D Петра Петровича Яковлева в исполении Петра Петровича Фёдорова я вижу именно таким – «Я не люблю дуэлей», «Я не люблю стрелять» говорит тот, кто с ледяным спокойствием убивает одного за другим известнейших бретёров Петербурга, хладнокровно выдерживая выстрел соперника – ну разве не нежный мальчик-цвяточек аленький в образе чудища чудного азалия?! Да и сам «Дуэлянт» в целом - на такой же грани существует - «быть или не быть» - как дуэль двух Яковлевых :D.

 

Многие сравнивают сюжет «Дуэлянта» с романом «Граф Монте-Кристо». Категорически не согласна! По мне – так чистой воды Пушкин! :D Родной Володенька. Дубровский. У Дюма в романе весь сыр-бор злоключений героя – из-за политики, в которую он вмешался (ну - или его вмешали), а у Пушкина из-за чести. Как и у Мизгирёва.

 

Стиль кинокартины мне представляется графической новеллой - все эти силуэты, игра света, выстроенная композиция кадра. Безусловно, прослеживается французско-бельгийская традиция девятого искусства (la bande dessinee). Есть и элементы нуара; стрип (в том числе классический вид этого девятого искусства – stripverhalen – прям классика жанра чистой воды – литературный замес киноистории, псевдоисторичность, ну и визуал как художественный язык), упомяну и англицкое влияние - penny dreadful - как доктор прописал – грязищакровища, сумрачность, смурной герой, что занят раскрытием дела – в случае с «Дуэлянтом» - дела чести – есть злые преступники и сверхъестественное влияние – в данном случае – шаманнизм алеутов. Не только стрипом единым – тут и невероятный трип ;D Это самый чувственный и самый маскулинный кино-трип..

 

В России не было как в остальной Европе (кроме Англии – там с этим вообще отдельная история, а что с них возьмёшь – остров) каруселей, превратившихся в рыцарский поединок, переродившейся в свою очередь в дуэль, впитав в себя бескровность первого (исключения, разумеется, были) и остроумную показушность второго – отсюда холодное оружие. В России поэт больше чем поэт и дуэль больше чем дуэль. Пётр I закрепостил дворян воинской службой, крестьян – земельной. И те, и другие – рабы. По мордасам били обоих, а те терпели (телесные наказания дворян наравне с крестьянами). Потому в Российской империи времён Петра – самый жёсткий антидуэльный свод законов в Европе. Это работало, пока как остроумно заметил публицист сто лет назад –

«Пётръ III раскрепостил дворян, «позабыв» при этом раскрепостить народ... Тогда именно, мне кажется, и началось свинство русской жизни, подготовившее нашествие бесов!»
И вчерашние рабы-дворяне с битой рожей и по всем местам сечённые стали феноменально чувствительны-с к своей чести-с и вопрос стал ребром – кто ровня. «Ты меня уважаешь?!» выясняли исключительно посредством огнестрела и промеж собой. Собственно, вся катастрофа в Офицерском собрании между Беклемишевым и Колычевым – красочная иллюстрация этому. «Такая свинья как Вы - не достойна поединка!». Граф выстрелил в него, сшибив пугвицу с мундира. Мальчик не поддался на провокацию. У Колычева - выстрел остался за ним и будет использован спустя годы.

 

В фильме ставится вопрос – ЧТО ЕСТЬ ЧЕСТЬ – роскошный разговор-дуэль Яковлева и Беклемишева после «репки» - честь внутренняя и честь внешняя – «Запомни! Я буду жить, пока не верну свою честь!». Речь идёт в этом случае – о внешней, ибо внутренняя честь мальчика – красочно явилась в Офицерском собрании – «Не все же такие звери!», «Такая свинья как Вы – не достойна поединка!».

«Понятие о чести, говорят нам мыслители, неразрывно слилось в нашем представлении из двух, давольно различных в своей сущности, понятий: чести внутренней (субъективной) и чести внешней (объективной)… Слово «честь» в субъективном смысле более всего подходит к понятиям о честности, совести, внутреннем достоинстве и тому подобное и пищей для дуэлей служить не может (оставляю авторские выделения – прим. моё) … Значит, чтобы принадлежать к нему (человеку чести – прим. моё) недостаточно быть порядочным человеком, иметь высокую внутреннюю честь; нужно ещё казаться, слыть таковым во мнении общества… Это и есть природа «внешней чести»», М. Э. – «Дуэль и Честь в истинном освещении. Сообщение в офицерском кругу», С.-Петербург, типография Э. Л. Пороховщиковой, 1902 год.

Именно «внешняя честь» есть пища дуэлей. В этом вся трагедия – казаться. Именно всё это в фильме «Дуэлянт» красочно показано во всех мелочах и тончайших деталях психологии. Дуэльной в том числе.

«Дуэль – это свобода… Эзоп формально был рабом. Но он не был рабом внутренне, поскольку он был личностью. То же самое можно сказать о попавшем в рабство Платоне или о стоике Эпиктите. Если же кто-то является рабом внутренне, то он не способен быть личностью… И вот здесь встаёт интереснейшая задача – во всей полноте и глубине понять, что это был за период такой – время дуэлей? В авторитарном обществе дуэли запрещены монархом. В правовом обществе дуэли запрещены законом… Изучать жестокую историю российских дуэлей не только интересно, но и, по-видимому, необходимо», А. В. Кацура «Дуэль в истории России»

А вот диалог Яковлева и Марфы до той дуэли:

- Я – раб.

- Да, ты – раб.

 

А вот уже после:

- Ты не раб! ТЫ – НЕ раб!

 

Какая гамма оттенков сказанного! В первом случае – разговор со стороны Марфы о внешней чести, а во втором, она уже, повзрослев, оценила по достоинству внутреннюю честь героя! Между этими двумя словесными поединками о чести (Яковлев / Беклемишев и Яковлев / Марфа) была золотая середина (самая гениальная сцена кинокартины!) – разговор о чести Яковлева и его камердинера! Это разговор двух РАВНЫХ – несмотря на то, что один – господин офицер, а второй – его крепостной! – они два честных человека! Это ВНЕ сословий.

===============

 

ПРО ФИЛЬМ

Это лучший русский фильм, который я видела за последние лет пятнадцать - ровно половина моей жизни - последний раз ТАК меня впечатлил "Русский ковчег". Я совершенно не ожидала (хотя была предупреждена) увидеть такой, на мой вкус, роскошный артхаус, но в стилистике чудного смешения жанров.

Буквально вчера в качестве арт-подготовки перечитала "После бала", "Бретёра" и много чего - до кучи - и увидеть всё это на экране - эмоции зашкаливают! Такое изящное цитирование наших шедевров - слов нет! Когда Марфенька произнесла знаменитые слова из моего обожаемого шедевра - я просто сидела и лыбилась :D. От щаастья. Пётр Фёдоров произвёл неизгладимое впечатление. Видела его первый раз и теперь не представляю себя как синефила без этого героя и его истории. Было безумно приятно, что цитировали мою любимую работу о дуэлях - Вострикова :)

 

ПРО МОРГ

Морг в фильме выглядит как Храм Смерти. Этакий русский Гипогей - именно поэтому там только мёртвое тело одного лишь юного князя - её брата. Марфа только, пережив смерть брата, стала взрослей - вся линия этой девчонки в фильме - чистейший жанр - драма взросления. Именно её белое платье - символ савана, который испокон веку - белый. Именно поэтому в "морге" двойная картинка из-за зеркала. Это же метафоры! Её белое платье и сцена в карете крепко связаны логически и метафорически. Режиссёр всю свою жизнь создавал артхаус. Фильм "Дуэлянт" - чистейший образец авторского кино. Последнего никто не скрывал.

 

ПРО КАРЕТУ

Эта сцена - цитата (пусть и дополненная) из фильма Александра Митты "Сказ про то, как царь Петр Арапа женил": робкая рука девушки тянется к волосам героя погладить, пожалеть одинокого изгоя.

 

Такая же любовная сцена есть в моём любимом романе - "Влюблённые женщины" Лоуренса - экзистенциальное отчаяние - после смерти любимого человека.

Ещё:

Ловеласничанье Комаровского где-нибудь в карете под носом у кучера или в укромной аванложе на глазах у целого театра пленяло ее неразоблаченной дерзостью и побуждало просыпавшегося в ней бесенка к подражанию.

Б. Пастернак «Доктор Живаго»

 

Из интервью режиссёра:

"— А любовная линия — насколько она для вас была важна в этой истории?

— В «Дуэлянте» чувство возникает между двумя людьми, которые все потеряли, у которых никого не осталось. Они сближаются вопреки правилам поведения дворян, но сближаются тогда, когда оказались уже за пределами, в совершенно другой, экзистенциально напряженной ситуации — там все иначе. У Виктора Астафьева есть рассказ про то, как он познакомился со своей женой. Во время войны он ехал в вагоне в госпиталь, раненный, и там была медсестра. И между ними даже не искорка пробежала, они просто увидели друг друга. И там же, в набитом солдатами вагонами, они забрались на полку и там соединились. Эта встреча — про невероятный уровень экзистенциального отчаяния. В женщине, прежде всего. Она не оглядывалась на окружающих, она бросила себя в руки такого же отчаявшегося, полумертвого человека, как и она. «Дуэлянт» — это рассказ о существовании на пределе, с постоянным ощущением «быть или не быть». И в этом смысле здесь не могло быть трюизма в любовной истории — это было бы неуважением к этим героям."

 

ПРО ЭПОХУ

Это не эпоха Алекандра II. Это представление об эпохе 1860 из 2010 года :) Или же представление о 2010-ых посредством эпохи 1860-ых, создатели считают разница невелика.

"Дуэлянт" - не историческое кино. Оно о современности. Посредством представлений (во всех смыслах этого слова) так как это трип - «Мы взрослые парни, мы имеем право рассказать про себя» - Алексей Мизгирёв .

"...Несмотря на исторический антураж, Мизгирев хотел, чтобы актеры забыли стереотипы костюмных драм и играли про 1860-е так, как будто это 2010-е... Художникам по костюмам, вспоминает Федоров, Мизгирёв дал задание шить, «как если бы Маккуин жил в XIX веке»..." (с)
Все Марфенькина наряды в "Дуэлянте" - оммаж этому модельеру и дизайнеру ;)

 

ПРО ВЕЛИКУЮ КНЯГИНЮ

Это целиком выдуманный персонаж! :) А вдохновлён он настоящей тёзкой киношного персонажа - Великая княгиня Александра Иосифовна. Великий князь Константин Николаевич сходил по ней с ума и хотел только её - «Она или никто», дерзко бросил своим родителям. Александру Иосифовну считали одной из элегантнейших красавиц - большие выразительные голубые глаза и при этом яркие рыжие волосы - чистое золото.

 

(с)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Данный отзыв (как в посте № 349) взят мною на одном из сайтов. Автор отзыва - Евгения Вячеславовна Н. (Старый Оскол)

В этой кинокартине есть ровно три аттракциона, которые, на мой взгляд, в самом широком смысле своей яркой и брутально-изящной метафоричностью раскрывают мир мужчины, а в узком – это характеристика трёх главных героев – Яковлева, графа Беклемишева и князя Тучкова. Начну с Яковлева.

 

АТТЕНЦИЯ, господа! Аттракцион – «Стреляющий рыцарь» - фраза из фильма «Дуэлянт»

«Рыцарь – представитель военного сословия, ордена или категории дворянства с определённым кодексом чести и условно установленным способом поведения», Г. Бидерманн «Энциклопедия символов»

Собственно, самый известный и поэтичный образ военного – нравственный идеал воина, чей Дух властвует над плотью. Образ Странствующего Рыцаря как метафора Души, проходящей искушения. В христианстве монахов именуют воинами (рыцарями). Такова изначальная символика этого образа. Никаких Прекрасных Дам, галантного мужчины-любовника – только война (духовная и ратное поле), только кровь (мученичество и кровь убитых врагов), только честь – исключительно мужской мир. И потому я нахожу представление героя Яковлева в начале фильма посредством этой метафоры – самым мощным метафорическим образом в этом фильме. Он выходит с наплечником и налокотником, на которых изображён самый главный Рыцарь христианской культуры – Георгий Победоносец! Не просто Святой Георгий, а повергающий дракона – это уже любимейший образ всей европейской военной аристократии, включая русскую.

Но есть и ещё одна вкусность этой сцены – изображение грифона на кубке, который Яковлев сбивает пулей со своей головы!

«Грифон (гриф) – сказочное животное, символизирующее господство над двумя сферами бытия: землёй и … воздухом… Грифон указывается в качестве воплощения Немесиды… Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом обеих природ (божественной и человеческой) Христа, а именно вследствии владычества его на земле и на небе… Поэтому грифон так же считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка… херувим, один из чинов ангельских в христианстве», Г. Бидерманн «Энциклопедия символов».

Весь фокус внимания этого «аттракциона» и значение этой метафоры, как я её поняла – сражение Героя с самим собой, прежде всего. Это его главная духовная дуэль! «Не мстите, княжна! Смерть… не помогает!». А с другой – его рука – это не рука убийцы, а мистическая рука, которой Немезида карает нарушивших нравственные нормы. «Я не люблю дуэлей. Но бретёров не люблю ещё больше. Убить бретёра – это большое удовольствие». Но, как указано выше, у грифона есть единственное, но отрицательное значение – похищение душ – ака дьявольщина. Есть это и у Яковлева – «Яковлев – дьявол! Пуля его не берёт!», «Вы, Яковлев, убили уже пять особ». Это смешение в характеристике героя земного и небесного – есть его человеческая природа.

Есть время - леденеет быстрый ум;

Есть сумерки души, когда предмет

Желаний мрачен; усыпленье дум;

Меж радостью и горем полусвет;

Душа сама собою стеснена,

Жизнь ненавистна, но и смерть страшна -

Находишь корень мук в себе самом

И небо обвинить нельзя ни в чём.

Я к состоянью этому привык,

Но ясно выразить его б не мог

Ни ангельский, ни демонский язык:

Они таких не ведают тревог;

В одном всё чисто, а в другом все зло.

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Все его

Мученья происходят оттого.

М. Ю. Лермонтов

Прям духовный портрет Колычева. «Ты, Беклемишев, не знал, что я – ЧЕЛОВЕК?!» бросает рыцарь-Колычев в лицо графу-змею-дьяволу, что любит повторять - «Вокруг ложь, а я - бог лжи» (знаменитая библейская аллюзия)

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины; когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи», Новый Завет, От Иоанна святое благовествование.

Вспомните одну из сцен разговора Машкова/Беклемишева с княжной. Лицо Машкова больше частью в тени, и лишь только блеск его глаз - этакий дьявольский блеск в темноте. Держит весь кадр. ..Там камера и художественные эффекты работают на эти инфернальные глазищи бога лжи. Великолепное решение.

Колычев-рыцарь вовсе не случайно назвал «отца и бога лжи» - дьявола-графа Беклемишева – свиньёй (помимо прямого оскорбительного значения). Мне так думается, потому что есть шедевр-гравюра Альбрехта Дюрера, созданная в 1513 году – «Рыцарь, смерть и дьявол» – и мне кажется образный ряд в фильме – ссылка на неё. Колычев – Рыцарь, Смерть, идущая за ним вслед («Ты много раз умирал» - говорит ему шаманка - «Больше ты не умрёшь») плюс - он – убийца, ну и свинья-дьявол-граф. НА ДЕСЕРТ! :D – именно в мистическом пространстве Санкт-Петербурга - в Александровском парке города Пушкина - Царское Село стоит бронзовая композиция, копирующая всех персонажей этой гравюры! Что я могу сказать – сплошной восторг! :D

Ну и вишенка на шоколадном торте – в истории России уже была «дуэль» между Колычевым, что спасал весь мир и «дьяволом», этот самый мир рушившим – «Лета 7076 марта в 22 учал митрополит Филипп с государем на Москве враждовати опришнине» - даже фильму сняли про эту дуэлю – «ЦАРЬ», 2009 год. Опричники по приказу Ивана Грозного сорвали с митрополита Филиппа II (в миру Фёдор Степанович Колычев) святительское облачение и изгнали «из церкви яко злодея и посадиша на дровни, везуще вне града ругающеся… и метлами биюще» - граф присутствовал на казни-избиении, что сам и организовал над Колычевым. Подобно тому, как Иван Грозный убил митрополита (Колычева), Беклемишев так же окончательно убил поручика (Колычева), потому что на роковом поединке с ним перед общественностью стрелялся (я уже писала, что внешняя честь – пища дуэлей) – дворянин Яковлев, а не дворянин Колычев!

«Когда раскроется игра -

Как негодуют шулера!

И как кричат о чести

И благородной мести!»

Саша Чёрный, «Честь»

Прежде чем поделиться своими мыслями и впечатлениями о втором говорящем аттракционе фильма, мне хотелось бы вступиться за фильм в целом. Приходилось много читать в рецензиях и отзывах об одной якобы выморочной фразе (фаворит негатива и хейтерства наравне с эротической сценой в карете, бутылкой коньяка, «рыжей немкой» и финала – последней дуэли фильма), которую говорит Колычев. Обидно, что национальные культурные коды не считываются и предмет разговора – дворянская честь, как показывает мой опыт чтения отзывов в рунете - terra incognita.

 

Итак, второй «аттракцион» связан с графом Беклемишевым и поднимает тему неравенства среди дворян – за счёт фаворитизма.

А вот и «скандальная выморочная фраза», поручика Колычева, сказанная графу Беклемишеву – «Ты, Беклемишев, не знал, что я – человек?! Меня по пружинам нельзя ворочать

«Дело поручика лейб-гусарского полка Куколя-Яснопольского… В конце 1770-х годов Куколь поссорился со своим командиром, Семёном Зоричем, недавним фаворитом Екатерины. Куколь обвинил Зорича в том, что тот препятствовал его продвижению по службе. Зорич в ответ на это резко одёрнул его в присутствии других офицеров. Сделанное им замечание было не просто грубым, но подчёркивало должностное неравенство: «Как ты, сукин сын, дурак и этакая креатура, можешь трунить над Императорским генералом?». Куколь подал в отставку и, когда Зорич поинтересовался причиной, сослался на оскорблённую честь: «Будучи от него бесчестным образом обижен, более никак не намерен служить». Зорич предложил Куколю сатисфакцию, но только после отставки поручика, то есть после того, как он перестал бы быть подчинённым Зорича. Куколь же хотел немедленной сатисфакции и послал Зоричу вызов. Этот вызов, сочетающий в себе ритуальную вежливость с исключительной грубостью, настаивал на праве дворянина оберегать свою честь от дурного обращения начальника. «Опомнись и рассуди своей глупою головою, — писал Куколь, — что я человек и что меня по пружинам нельзя ворочать». Куколь заключил свой картель выражением готовности погибнуть за свою честь: «Ожидающий или сам на плацу за честь свою остаться, или тебя, гунствата, оставить — Куколь-Яснопольский». По получении этого письма Зорич оставил рыцарскую позу и повёл себя как начальник: он приказал Куколю явиться к нему, а когда Куколь ответил ещё одним оскорбительным письмом, доложил о случившемся вышестоящему начальству. За нарушение субординации Куколь был судим военным судом, приговорён к повешению, но затем помилован и сослан в Сибирь с лишением чинов. Зоричу, однако, Екатерина повелела быть более учтивым с подчинёнными офицерами. Куколь-Яснопольский просчитался, придавая столь большое значение своему статусу дворянина, который, как он думал, охранял его от злоупотреблений со стороны начальства. Он недооценил важности служебного чина Зорича и особенно его статуса бывшего фаворита» - И. Рейфман, «Ритуализованная агрессия: Дуэль в русской культуре и литературе», 2002

Вот и нежный поручик Колычев зря понадеялся на дворянское равенство и право…

И так в фильме «Дуэлянт» дело касается большинства «тупых диалогов» и «выморочных фраз». Грустно мне всё это читать :(. И не столько о фильме, сколько о незнании предмета разговора – об одном из краеугольных камней отечественной литературы и культуры XIX века - о котором так свободно публично вещают. Всякое.

 

В кинокартине три метафоры-аттракциона, где по краям два «младенца» (поручик Колычев и юный князь Тучков), а в центре «бог лжи». На мой вкус, примечательно всё. Место «аттракциона» как и у «Стреляющего Рыцаря»-Колычева / Яковлева – публичное. Если в первом случае униженный и обесчещенный офицер «выступает» в социальных низах – балаган (правда - и это значимо в художественном пространстве фильма – так как последний расположен с Храмом), то граф в великосветском салоне – здесь специально для него выстроен манеж – он в центре внимания знати. Примечательно и то, что «Стреляющий Рыцарь» выделяется на фоне карликов (стоит заметить, что «карликами» в фильме выглядят все по сравнению с образом Колычева – здесь та же двойственность как художественный приём), а велосипедист в движении – на фоне обездвижено-пассивной публики – ещё одна метафора – все всё про графа знают, но никто ничего сделать не может. Удивительный в своей красоте диалог Великой Княгини и графа:

 

- Самокат стоил Вам больших денег.

- Денег я никогда не искал – только любви.

Только Великая и только Княгиня могла так публично унизить этого графа, а он лишь беззубо огрызнулся! Браво!

Я объяснюсь :))

На дворе 1860 год. Мои сведения 1867 года, но надеюсь, почтенную публику сие не оскорбит ;)).

«В то время, как цена хорошего револьвера составляла всего 25 царских рублей, велосипед предлагался по цене 400 рублей и даже более; позволить себе такое средство передвижения могли только очень обеспеченные особы и члены августейшей фамилии» - Мужской журнал Петербургский Автосалон - № 07 сентябрь 2011 – «Музей императорских велосипедов: живая история», Текст: Михаил Клыпа.

Я всегда знала, что чтение мужского глянца принесёт мне больше пользы, нежели дамского :D Примечательно, что огнестрельное оружие ставится в один ряд сравнения с велосипедом даже для примера XXI века! :)) На фоне этих данных уже по-другому понимаешь фразу графа, брошенную Басаргину – «Кровь выйдет дешевле!». На фоне велосипеда так тем более!:confused:.

 

Сам манеж – образ, конечно, же - классический circulus vitiosus, в который как в воронку втягивает «бог лжи» неугодных ему. Так как этот метафоричный образ аттракциона центральный, а название фильма «Дуэлянт», то вовсе не случайно, что манеж впервые является зрителю с высоты (угол камеры) – дуло пистолета, где видна чёрная пуля и по краям два светильника (образы христианских мучеников называют именно так, но в фильме «мучениками» являются два светлых мальчика – Колычев и Тучков; к слову сказать, символика светильника связана напрямую с яблоком – здесь с Колычевым совсем всё красиво относительно смысла – не знаю, нарочно ли авторы так сделали или оно само собой). Сколько я могла разглядеть – на велике у графа-дьявола голова сфинкса, что подозрительно похожа на знаменитую петербургскую эту особенность - Крылатый сфинкс на Банковском мостике через Канал Грибоедова – удивительное сходство.

«Сфинкс греческой традиции… изображался как демон смерти, который сидел в засаде на обочине дороги и задавал прохожим загадки, проглатывая всех, до той поры, пока Эдип не победил его своими познаниями» - Г. Бидерманн «Энциклопедия символов».

Ну что ж – даже замена на дуэли – прямая ассоциация – «в засаде на обочине» - «МНЕ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ НЕТ!» - постоянно вещает демон смерти-сфинкс-граф. Я наотрез отказываюсь верить в «совпадения» об «эдиповом комплексе» – оба героя – и граф Беклемишев, и Колычев своей возлюбленной – Марфе Тучковой исповедуются о матери и её трагической судьбе! Разумеется, что «Эдипом», победившим «сфинкса»-графа стал Колычев / Яковлев! БРАВО!

 

©

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...