Перейти к содержанию
Канон ФКП: "ТОП лучших фильмов всех времен", "ТОП лучших сериалов всех времен" (Премия ФКП) ×
Форум на Кинопоиске

Орда

Рекомендуемые сообщения

Вы тоже на содержании у Орды, "наша узкоглазая друг" Муви-ад?
Вот я так и знала, что заигрывание с фашизмом, общение с Фунтиком и жесткий бдмс не принесут добра - у вас развилась паранойя. Какие еще узкоглазые, китайцы поди, или кто вам мерещится? Окуляры себе купите, а лучше хабблы - будете отслеживать китайский заговор на луне.

 

Зы всего лишь спросила ваше мнение как бывалого о фильме, а вы сразу в глухую оборону и хамство перешли, вот ведь жесть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 154
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Вот я так и знала, что заигрывание с фашизмом, общение с Фунтиком и жесткий бдмс не принесут добра - у вас развилась паранойя. Какие еще узкоглазые, китайцы поди, или кто вам мерещится? Окуляры себе купите, а лучше хабблы - будете отслеживать китайский заговор на луне.

 

Зы всего лишь спросила ваше мнение как бывалого о фильме, а вы сразу в глухую оборону и хамство перешли, вот ведь жесть.

 

Господи, неужели я должен ставить смайлики (из серии здесь надо улыбнуться).

Я видел фотографию, где, в том числе была Муви-ад и даже какой-то видеоролик от участников Активных конкурсов. Так что я представляю, что Муви-ад не совсем "узкоглазая".

Но каков был вопрос – таков был ответ.

 

По фильму:

История крутых восточных (татаро-монгольских) пацанов, к которым попало несколько слабых русских, меня не порадовала. Я бы сказал, что фильм сделан средне, но с идеологической точки зрения он неприемлем. В этом фильме есть сильные, брутальные ордынцы, а все русские выглядят крайне неприятно (и нет таких персонажей, как, например, герой Чадова из фильма «Война», и нет таких персонажей, как Андрей Рублев из одноименного фильма, хотя, во многом, именно с него Арабов с Прошкиным своего Алексия лепили). И игра, что называется, идет в одни ворота.

 

Кстати, интересный вопрос, как относились татаро-монголы к чужим верованиям. Часть историков пишет, что они вели в этом направлении достаточно взвешенную политику, не насаждали свою веру, и не притесняли священнослужителей. Главное было – собирать дань.

Но в голове у российских режиссеров есть штампы, как надо показывать крутых бандюганов. Даже, если они из татаро-монгольской Орды.

Так что, по сути, «Орда» – это гангстерская сага о крутых татаро-монголах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Господи, неужели я должен ставить смайлики (из серии здесь надо улыбнуться).

.

Вы понимаете, Вы настолько неполикорректно шутите, что человек с нервной системой послабже хватился бы за корвалол, а Фунтик так уже бы жал на все треугольники и кричал об оскорблениях. Дело в том, что я не досмотрела этот фильм вообще и спрашивала о ваших впечатлениях вполне серьезно и из искреннего интереса (так бы сразу и ответили, блин). Та часть фильма, которую я видела, мне показала какой-то Орду каким-то бомжатником, с размазывающими бараний жир по лицу татарами, отчего возникла идея о том, что тюрков этот фильм должен был бы обижать, при том, что Улус Джучи представлял к тому моменту развитую цивилизацию (видела, что люди выше пишут тоже самое, мол орки какие-то, и там юзер кидал ссылку на историка). А я вообще не узкоглазая, монголо-татары впрочем тоже не были узкоглазыми (даже реконструкция черепа Тамерлана Герасимова дает абсолютно европейское лицо) не понятно зачем Прошкин туда столько якутов нагнал, гг. Впрочем, по всему фильму судить не берусь - сегодня досмотрю. Есть там очень хорошие моменты, которые мне понравились.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Соглашусь только про моменты. Вцелом впечатление удручающее:( Святого на экране, как было обещано, не увидим, лишь слабые отблески...

В свое время нарезал отрывок ослепления ханши - в художественном плане не плохо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну я досмотрела и окромя уже высказанного, скорее понравилось, чем нет.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

на татарку ни хрена не похожа.:unsure:

 

Воистину татарка. Хайруллина.

 

----------------------------------------------------------------

 

Один из лучших исторических фильмов российского производства, по-моему.

 

Показаны жестокие иноземцы, уровня первобытно-общинного, поработившие великую Русь. Не может нецивилизованная орда удержаться у власти, это исторический факт. Хотели смести с лица Земли Рим, а сами зимами голодали. Собственно, за этим и шли - расширить пастбища для овец. Чтобы воевать, нужны деньги. Одними овцами не проживешь. Нечем торговать, кроме награбленного.

Кошмарные времена татаро-монгольского ига.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Воистину татарка. Хайруллина.

 

----------------------------------------------------------------

 

Один из лучших исторических фильмов российского производства, по-моему.

 

Показаны жестокие иноземцы, уровня первобытно-общинного, поработившие великую Русь. Не может нецивилизованная орда удержаться у власти, это исторический факт. Хотели смести с лица Земли Рим, а сами зимами голодали. Собственно, за этим и шли - расширить пастбища для овец. Чтобы воевать, нужны деньги. Одними овцами не проживешь. Нечем торговать, кроме награбленного.

Кошмарные времена татаро-монгольского ига.

 

Ну какие же первобытно-общинные? По моему показан вполне цивилизованный город. На самом деле последние раскопки показывают, что поселения ордынцев имели дома с канализацией. И деньги по-видимому изобрели они же.

Что касается великой Руси того времени, то она представляла собой раздробленные княжества, враждующие между собой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну какие же первобытно-общинные? По моему показан вполне цивилизованный город. На самом деле последние раскопки показывают, что поселения ордынцев имели дома с канализацией. И деньги по-видимому изобрели они же.

Что касается великой Руси того времени, то она представляла собой раздробленные княжества, враждующие между собой.

Как же, как же. Киевская Русь как раз и прекратила свое существование в том смысле, что нападение татаро-монгол этому поспособствовало. А так, до этого, никакой раздробленности не было, а было могучее гос-во с очень даже не маленькой территорией. Другое дело не были еще готовы к подобным сражениям и армия противника была лучше подготовлена.

Раздробленность была очень выгодна захватчикам, это очевидно во все времена.

Что касается денег, они чеканились еще при Владимире Мономахе, задолго до вторжения. А в период нашествия варваров деньги на Руси перестали чеканить, варварам было это выгодно - брать натурой, в частности зерном, пенькой и пр. - они-то лишь скотоводством занимались.

В фильме есть момент, когда хан высказался насчет Рима - превратить его в равнину, где пасутся овцы.

S120xU

Владимир Мономах,

Князь смоленский, черниговский, переяславский, великий князь киевский, государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Сын князя Всеволода Ярославича. Прозван Мономахом по прозванию рода матери, которая предположительно была дочерью византийского императора Константина IX Мономаха.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть азбучная истина: в войне побеждает государство с более сильной экономикой. Следовательно, возможны только два вывода: 1) Орда была более развита, 2) нашествие именно Орды... миф. Впрочем, спор об истории сродни спору о Вере. Извиняюсь за офф-топ. :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Государство" это изрядная условность во времена цветущего феодализма.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как же, как же. Киевская Русь как раз и прекратила свое существование в том смысле, что нападение татаро-монгол этому поспособствовало. А так, до этого, никакой раздробленности не было, а было могучее гос-во с очень даже не маленькой территорией. Другое дело не были еще готовы к подобным сражениям и армия противника была лучше подготовлена.

Раздробленность была очень выгодна захватчикам, это очевидно во все времена.

Что касается денег, они чеканились еще при Владимире Мономахе, задолго до вторжения. А в период нашествия варваров деньги на Руси перестали чеканить, варварам было это выгодно - брать натурой, в частности зерном, пенькой и пр. - они-то лишь скотоводством занимались.

В фильме есть момент, когда хан высказался насчет Рима - превратить его в равнину, где пасутся овцы.

S120xU

Владимир Мономах,

Не знаю откуда вы взяли все это. Давно известно, про взаимную "любовь" братьев Рюриковичей. До нашествия Русь была раздроблена на десятки княжеств, поэтому и не смогла противостоять Орде.

Чингисхан в 1227 году впервые в мире начал выпуск бумажных денег. Позднее, при его преемниках, в Монгольской империи печатали бумажные купюры ста видов. Тогда же началось и зарождение банковской системы Монголии.

Извиняюсь за Off, но истина дороже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю откуда вы взяли все это. Давно известно, про взаимную "любовь" братьев Рюриковичей. До нашествия Русь была раздроблена на десятки княжеств, поэтому и не смогла противостоять Орде.

Чингисхан в 1227 году впервые в мире начал выпуск бумажных денег. Позднее, при его преемниках, в Монгольской империи печатали бумажные купюры ста видов. Тогда же началось и зарождение банковской системы Монголии.

Извиняюсь за Off, но истина дороже.

Откуда у вас такая нелюбовь+ненависть к России,

Я взял? - из первых ссылок первых строк поисковика. Строка поиска "Золотая Орда".

P.S. При чем тут бумажные деньги - они, что, символ цивилизованности?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как же, как же. Киевская Русь как раз и прекратила свое существование в том смысле, что нападение татаро-монгол этому поспособствовало. А так, до этого, никакой раздробленности не было, а было могучее гос-во с очень даже не маленькой территорией. Другое дело не были еще готовы к подобным сражениям и армия противника была лучше подготовлена.

Раздробленность была очень выгодна захватчикам, это очевидно во все времена.

Что касается денег, они чеканились еще при Владимире Мономахе, задолго до вторжения. А в период нашествия варваров деньги на Руси перестали чеканить, варварам было это выгодно - брать натурой, в частности зерном, пенькой и пр. - они-то лишь скотоводством занимались.

В фильме есть момент, когда хан высказался насчет Рима - превратить его в равнину, где пасутся овцы.

S120xU

Владимир Мономах,

 

Раздробленость наступило еще до навалы Орды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Откуда у вас такая нелюбовь+ненависть к России,

Я взял? - из первых ссылок первых строк поисковика. Строка поиска "Золотая Орда".

P.S. При чем тут бумажные деньги - они, что, символ цивилизованности?

 

Любить Россию нужно такую как есть, а не придуманную. А вообще вам батенька нужно освежить образование за 6 кл. средней школы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Любить Россию нужно такую как есть, а не придуманную. А вообще вам батенька нужно освежить образование за 6 кл. средней школы.

Вам далеко ходить не надо - возьмите с полки учебник и проштудируйте. А потом уже мне скажите, какие главы надо повторить и в чем мои ошибки.

Желательно без хамства. Впрочем, я уже привык, можете и с хамством.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вам далеко ходить не надо - возьмите с полки учебник и проштудируйте. А потом уже мне скажите, какие главы надо повторить и в чем мои ошибки.

Желательно без хамства. Впрочем, я уже привык, можете и с хамством.

 

Надо ж какое упрямство.:) Ну да как хотите, далее мне не интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть азбучная истина: в войне побеждает государство с более сильной экономикой. Следовательно, возможны только два вывода: 1) Орда была более развита, 2) нашествие именно Орды... миф. Впрочем, спор об истории сродни спору о Вере. Извиняюсь за офф-топ. :)

Док, вы глаголите истину. По части ведения войны весьма недурственно можно почерпнуть у Сунь Цзы в трактате Искусство войны. Кстати, Сунь Цзы был китайцем, а монголо-татары были очень сильно условно монголы и татары. Среди них было множество китайцев, представителей высокоразвитой цивилизации (ну да-да, все, кто когда-то соизволял посещать школу помнят про Китай, изобретение пороха, стенобитных орудий, военная стратегия, все дела короче) и от того что они были кочевниками блажить "варвары!!!" точно не стоит. Да и варвары отнюдь не были дикарями, а то, что само название стало нарицательным словом, несущим негативный смысл-это другая история.

По второму пункту, Док, вы тоже правы.

 

А, да, изобретение бумажных денег признак высокоразвитой экономики и, следовательно, цивилизации, так же как до изобретения металлических денег был натуральный обмен, и металлические деньги были признаком цивилизации.

Объясняю исключительно вежливо, со всеми цирлихами-манирлихами: бумажные деньги сами по себе фактически не имеют никакой самостоятельной стоимости (кроме затрат на производство), а приобретают удельную стоимость лишь в процессе своего обращения. Деньги же из металлов были в обороте благодаря собственной самоценности. Потому бумажные деньги есть признак крайне широко развитого товарооборота и, следовательно, развитой экономики, и, соответственно, развитой цивилизации. Вроде просто же все, какие тут могут быть вопросы?

 

Но я все равно не поняла, при чем здесь бумажные деньги? Вроде речь шла о просто деньгах, полагаю металлических. Впрочем, на Руси и такие появились крайне поздно, и даже налоги князьям платились натур.товарами, а сами зачатки налоговой системы были введены аж при правлении княгини Ольги, до этого было банальное ограбление населения феодалами в неустановленных размерах добычи. Что в очередной раз создает вопрос, кто еще был нецивилизованным? В очередной раз убеждаюсь что чтение Википедии во взрослом возрасте не заполняет дыры в том месте, где должны быть элементарные знания, систематически получаемые в школе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Среди них было множество китайцев, представителей высокоразвитой цивилизации (ну да-да, все, кто когда-то соизволял посещать школу помнят про Китай, изобретение пороха, стенобитных орудий, военная стратегия, все дела короче) и от того что они были кочевниками блажить "варвары!!!" точно не стоит.

Вы считаете, что в фильме 99% вранья? Например, что овцеводство хотели распространить на весь мир путем уничтожения городов, образно говоря?

Если верить этому, то о какой высокой развитости может быть речь?

Кол-во китайцев, возможно, было равно кол-ву рабов из России. Они-то все и строили - рабы. Живя в нечеловеческих условиях. Это тоже вранье?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы считаете, что в фильме 99% вранья? Например, что овцеводство хотели распространить на весь мир путем уничтожения городов, образно говоря?

Если верить этому, то о какой высокой развитости может быть речь?

Кол-во китайцев, возможно, было равно кол-ву рабов из России. Они-то все и строили - рабы. Живя в нечеловеческих условиях. Это тоже вранье?

Вы, смотрю, хотите негодовать и нести святое знамя непогрешимой святой православной Руси, где все и всё было свято, добро, бело и пушисто-высокоразвито, в то время как у других народов был сплошь мрак, кровавое говное и тирания и примитивизм? И все это благодаря википедии, паре фраз с первой страницы поисковика и исключительному чсв от принадлежности к высшей расе? Значит вы не готовы к диалогу со мной. Когда вам станет действительно интересно, то вэлкам, могу вам посоветовать несколько отличных литературных источников, а пока что это похоже на перечисление дестких обид, и с примерно детским же уровнем аргументации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Андрей Панин бесподобно сыграл хана Тинибека... Я просто не мог оторваться от экрана и пересматривал потом.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы, смотрю, хотите негодовать и нести святое знамя непогрешимой святой православной Руси, где все и всё было свято, добро, бело и пушисто-высокоразвито, в то время как у других народов был сплошь мрак, кровавое говное и тирания и примитивизм? И все это благодаря википедии, паре фраз с первой страницы поисковика и исключительному чсв от принадлежности к высшей расе? Значит вы не готовы к диалогу со мной. Когда вам станет действительно интересно, то вэлкам, могу вам посоветовать несколько отличных литературных источников, а пока что это похоже на перечисление дестких обид, и с примерно детским же уровнем аргументации.

Вы утрируете, выражаетесь излишне фигурально, агрессивно, с элементами домысливания и изначального унижения собеседника.

А я лишь просил уточнить вашу позицию относительно фильма, что именно вранье в этом фильме, где и в чем ошибается википедия, а вместе с ней и все, кто ей верит порой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Формирование исторических мифов в России

(на примере художественного фильма «Орда»)

 

Сабитов Ж.М.

 

 

Наиболее отчетливо в российской истории проявляется «миф о татаро-монгольском иге». Данное иго в основном можно выразить двумя повинностями:

 

1. Выплата налога в ханскую казну (выход). Величина этого налога не была большой суммой. При этом стоит отметить, что зачастую русские князья большую часть суммы собирали для себя и только определенную часть отдавали в качестве выхода.

 

2. Периодическое участие в военных компаниях ханов. Данная обязанность редко выполнялась. Примером может являться использование русских дружин в походе на алан 1278 года. Также об этом косвенно свидетельствует эпизод с русским солдатом в армии Тохты, а также наличие русских полков в Китае.

На данный момент в такой ситуации, что и русские княжества периода Золотой Орды, находятся все национальные республики, входящие в состав Российской Федерации. Но данный факт также никто не называет игом.

 

Одной из попыток создать еще один миф о русско-ордынских отношениях является художественный фильм «Орда». С исторической точки зрения стоит отметить наличие огромного количества исторических ляпов и натяжек. С художественной стороны можно отметить некоторые элементы в фильме, которые помогают зрителю четко осознать, что представляла собой Орда, и каким был митрополит Алексий.

Для начала разберем исторические ошибки авторов картины.

 

1. Легенда об исцелении глазной болезни Тайдуллы митрополитом Алексием отражена только в русских летописях и некоторыми современными исследователями считается «формальным поводом» для приезда Алексия в Орду, где Тайдулла хотела использовать его для лечения сына Джанибека (Почекаев, 119), (Григорьев, 87).

 

2. Характеры хана Джанибека и Тайдуллы. Согласно русским летописям нередко Джанибека называли «добрым царем». При этом отмечается, что за время его правления не было ни одной карательной экспедиции на русские княжества (Почекаев, 112). А саму Тайдуллу русские летописцы именовали не иначе как «заступница русской церкви» (Почекаев, 113). Нарисованные же в фильме образы разительно отличаются от реальных прототипов, описанных в исторических источниках. К примеру, смерть Тинибека. Стоит сразу отметить, что действительно Джанибек был причастен к смерти брата, но при этом не таким образом как показано в фильме. Скорее всего, Тинибека убили «без пролития крови» (традиционный способ убийства знатных лиц в Монгольской империи) и без личного участия Джанибека. Утверждать обратное - это то же самое, как если бы какой-то режиссер снял в фильме сцену, где Хрущев самолично душит Берию. Обе картинки довольно далеки от исторических реалий. Также в фильме изображение свиты Тайдуллы абсолютно не соответствует исторической реальности. Арабский путешественник Ибн Батута оставил довольно красочное описание посещения Тайдуллы (ИКАИ, 219-221). Почему это не использовали авторы фильма не совсем понятно. Хотя стоит отметить, что следование историческим источникам привело бы к тому, что вся идея авторов (показать негативно образ Орды и образ святого митрополита Алексия) провалилась бы.

 

3. Хронологические несоответствия: Как известно Тинибек погиб в 1341-1342 годах, а Алексий ездил к Тайдулле в 1357 году. За это время (15 лет) в фильме физически не изменились ни сам хан Джанибек, ни его мать, ни послы Папы римского (которые 15 лет не могли выехать из Сарая, согласно событиям в фильме), что является довольно странным. Кроме того стоит отметить, что в 1357 году Алексий не встречался с Джанибеком, как указано в фильме. 22 июля 1357 года Джанибек был убит, а Алексий выехал в Орду из Москвы 18 августа 1357 года. Прибыл он в Орду неизвестно когда, по предположению Григорьева А.П. не ранее октября 1357 года (дорога в Орду занимала около месяца), 21 ноября Алексий от Бердибека получил ярлык и пайцзу (Григорьев, 87-88). То есть все события в фильме о контактах Джанибека и Алексия 1357 года не соответствуют исторической действительности.

 

4. Тинибек и послы папы Римского. Как известно, францисканец Илия из Венгрии, начиная с 1337 года, упоминается как представитель Папы Бенедикта XII в Сарае и хана Узбека в Авиньоне. Также Илия был назначен личным советником Тинибека (Хаутала, 48). Таким образом, картина присылки послов Папой римским также выглядит не столь реальной в силу того, что у него был постоянный представитель в Сарае, который также являлся личным советником Тинибека.

 

5. Фигура митрополита Алексия. Согласно фильму мы видим человека, далекого от мирских забот, который едет в Орду только по просьбе князя Ивана. В реальности Алексия можно назвать хорошим политиком и лоббистом. Он не раз ездил в Орду, где получал, как ярлыки для себя и московского князя, так и охранные грамоты (для проезда в Константинополь) от Джанибека, Тайдуллы и Бердибека (Григорьев, 67-115), Абдуллы (Григорьев, 155). Зачастую он получал искомые грамоты путем подкупа (преподношение подарков) как самого хана, так и его приближенных (в частности Тайдуллы) (Григорьев, 80). В 1354 и 1356 годах Алексий ездил в Константинополь, где вел активную политическую борьбу против своих оппонентов (митрополита Киевского Романа и архиепископа Новгорода Моисея) (Григорьев, 83-86). Таким образом, исходя из исторических источников, Алексий больше похож на активного и умного политика и лоббиста, чем на «святого старца», каковым он изображен в картине.

 

6. Картошка на столе у митрополита. Как известно картошка появилась на Руси немного позже, только при Петре Первом.

Отметив исторические несоответствия, автор статьи хотел бы обратить внимание на некоторые художественные приемы, которые сильно могли повлиять на умы зрителей.

1. Создание антагонистов. В любом фильме можно отметить таких персонажей как главный герой и его антагонисты. Причем зачастую главный герой наделяется хорошими качествами, в то время как плохие парни являются концентрированным выражением всех грехов и недостатков. Здесь героем, несомненно, является Алексий, а плохими парнями представители Орды. Можно перечислить некоторые штрихи, которые добавили авторы картины, чтобы нарисовать фигуры главных героев и плохих парней.

 

1.1. Братоубийство в Орде и святость главного героя. Джанибек является братоубийцей, а Алексий готов отдать жизнь за Федора, который стал отступником. Кроме того прямые указания на инцест (реплика Джанибека «Не будь ты моей матерью, я бы на тебе женился») выставляют Джанибека в не очень красивом свете. Такая игра на контрастах является типичным психологическим приемом манипуляции. Два полярных примера позволяют зрителю безошибочно понять, кто здесь главный герой, а кто главный злодей. Кроме того, автор сценария вложил в уста Темира, посланного за Алексием, слова, показывающие «как к Джанибеку относились его подданные». Темир мечтал о том, чтобы «намотать кишки Джанибека на свою саблю».

 

1.2. Немотивированная жестокость. Примером может выступить как отрезание себе пальца Тайдуллой, так и избиение фокусника Джанибеком, а также умерщвление не понравившегося шамана. Стоит отметить и немотивированные убийства русских людей на «прокрустовом ложе», когда тех, кто был выше определенного уровня, убивали. А также указание Джанибека на убийство каждого третьего русского, чтобы «помучить Алексия».

 

1.3. Отсутствие культуры у ордынцев. Фразы «хочешь, чтобы мы опять человечину ели» (реплика Тайдуллы), «дикий народ, неразумный» (реплика Джанибека после убийства шамана). Показателен также эпизод с ордынскими всадниками в церкви и то, как ест Джанибек руками мясо (или как он кусал живого барана), апельсин с корочкой и арбуз, вырывая саму мякоть, показывают насколько дикими были ордынцы (доходили вплоть до каннибализма). Другим примером является, как Тинибек кормит с рук всех, а потом жирные руки вытирает об голову тех, кого кормил. К этому можно добавить некоторые эпизоды с навозом. Когда ордынцы дрались за конский помет, оставшийся после того, как Тайдулла проскакала на коне (хотя по историческим источникам ханши в основном передвигались на арбах) и когда с помощью свежего верблюжьего навоза пытались лечить Тайдуллу. Способ прохода в ханское жилище (на карачках, не задевая порога) показывает, насколько «любили издеваться» ордынцы над послами Папы римского.

 

1.4. Эпизод с пьяными ордынцами, когда один из них, напившись, пошел пить кровь лошади, а Алексий наоборот не пил спиртного и своими молитвами остановил кровь у лошади. Этот эпизод еще добавляет штрих в общую картину святости Алексия и дикости ордынцев.

 

1.5. Эпизод беседы ханских послов и князя Ивана. В этой беседе можно видеть, что Иван, как бы является старшим братом, общается довольно дерзко с послами хана (а сами послы грозят князю, хотя при тех условиях это абсолютно было лишним), а также кормит орехами с руки посла хана. Тут же послы плохо говорят о своих ханах. В общем, данный эпизод формирует нереальную картину взаимоотношений русских князей и хана Орды. Во первых, стоит отметить, что русские князья тогда не вели себя так с ханом и его посланцами. К примеру, Симеон Гордый, брат вышеуказанного Ивана, по словам Вернадского Г.В., «гордость проявлял по отношению к другим русским князьям, но внешне он также раболепствовал перед ханом, как и его отец, и также как отец совершал частые визиты в Орду» (Вернадский, 212).

 

1.6. Эпизод отъезда Алексия. В фильме данный эпизод отмечен следующими репликами «прощайте народ православный!» (реплика Федора), «готовься принять митрополичий сан» (князь Иван не надеется на возвращение Алексия живым), «церковную казну готовь, все отдать придется» (реплика князя Ивана). Если исходить из сценария фильма, то Алексий явно едет на свою погибель в Орду к диким ордынцам. Хотя по историческим источникам мы знаем, что Алексий не раз бывал в Орде и все время «умудрялся» приезжать живым оттуда, кроме того в 1354 и 1356 годах Алексий проехал всю степь в Золотой Орде с охранной грамотой от Тайдулы, и «почему то» также остался в живых.

 

1.7. Одежда и жилища. Смотря на одежду ордынцев (хана и его послов, а также свиты) и представителей Московского княжества, невольно приходишь к мнению, что перед вами какие-то оборванцы и дикари (об одежде хана, его приближенных и послах, которые одеты как чабаны и простые кочевники), в то время как одежда у представителей Московского княжества вполне приличная. Тоже самое касается архитектуры Сарая, столицы Золотой Орды. Видимо художественные руководители проекта ориентировались на русское понимание термина Сарай (загон для скота) и не знакомы с первоисточниками, в которых описывался как золотой шатер хана Узбека (ИКАИ, 217-218), так и сам город Сарай («один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины» по словам арабского путешественника Ибн Батуты) (ИКАИ, 231).

 

1.8. Сам Алексий проходит три вида испытаний: 1. Испытание огнем. 2. Испытание материальными ценностями, когда ему предлагают наложниц от 15 до 45 лет, хороших и настоящих девственниц, золото, вино, баранину, конину, а также в конце отдают перстень, который он не принимает. 3. Испытание трудностями и физическими лишениями. В итоге Алексий, пройдя все испытания, обретает в умах зрителей определенную святость. Хотя все эти три испытания не имели места в исторической реальности.

 

1.9. К тому же стоит отметить, что выбор названия фильма тоже показателен. Орда согласно распространенному значению (определение из БСЭ): «в обиходном смысле, многочисленное неорганизованное скопище людей». А название Золотая Орда (общеупотребительное название улуса Джучи в русской историографии) может сформировать другое впечатление у зрителей.

Вышеуказанные пункты намекают на то, что ордынцы и людьми не являлись, так как все их деяния были настолько дикими и негуманными, что современный зритель, безусловно, будет сочувствовать главному герою-жертве, который страдает от прихотей дикарей.

В итоге мы можем видеть, что данный фильм с исторической точки зрения абсолютно не правдоподобен и является фантазией на тему «святости» митрополита Алексия и «дикости» ордынцев. С художественной точки зрения можно отметить, что этот фильм попытка создания еще одного мифа о святом митрополите Алексии, и «подтверждение» широко растиражированного мифа о диких ордынцах и «монголо-татарском иге».

 

Список использованной литературы:

 

1. Вернадский Г.В. «Монголы и Русь». Тверь-Москва. ЛЕАН-АГРАФ. 1997. 480 с.

2. Григорьев А.П. «Сборник ханских ярлыков русским митрополитам» Издательство Санкт-Петербургского Университета. Санкт-Петербург 2004. 276 с.

3. История Казахстана в арабских источниках. Т.1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. 711 с.

4. Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб. Евразия 2010. 408 с.

5. Хаутала Р. Исламизация татар, согласно латинским источникам конца XIII-1-ой половины XIV века//Ислам и Власть в Золотой Орде. Казань. 2012. С. 18-72.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В итоге мы можем видеть, что данный фильм с исторической точки зрения абсолютно не правдоподобен и является фантазией на тему «святости» митрополита Алексия и «дикости» ордынцев. С художественной точки зрения можно отметить, что этот фильм попытка создания еще одного мифа о святом митрополите Алексии, и «подтверждение» широко растиражированного мифа о диких ордынцах и «монголо-татарском иге».

 

Во-первых, приведенные сведения скорее заостряют проблему, нежели способствуют решению. Ссылки на некоторые источники, выгодные автору, демонстрируют желание найти контр-источники. Сопоставление (в начале текста) татаро-монгольского ига с нашим временем является подстрекательством к федерализму, или автор писал сей текст еще до распада СССР (противоречит со списком лит-ры), или это плагиат с некоего источника информации времен СССР.

 

Татаро-монгольское иго представить как благо - верх провокационности.

 

Если исходить из сценария фильма, то Алексий явно едет на свою погибель в Орду к диким ордынцам. Хотя по историческим источникам мы знаем, что Алексий не раз бывал в Орде и все время «умудрялся» приезжать живым оттуда, кроме того в 1354 и 1356 годах Алексий проехал всю степь в Золотой Орде с охранной грамотой от Тайдулы, и «почему то» также остался в живых.

 

По-моему, в фильме не сказано, что Алексий приезжает в столицу татаро-монгольского ханства впервые. А так, с разными целями можно приезжать, когда-то хорошо закончилось, а когда-то не совсем. Это не то время, чтобы уповать на радушный прием. Тем более, по сценарию, миссия на грани выполнимости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Татаро-монгольское иго представить как благо - верх провокационности.

 

А вот Ключевский

 

(Российский историк, академик (1900 г.), почетный академик (1908 г.) Петербургской Академии Наук. Труды: Курс русской истории (ч. 1-5, 1904-1922 года), "Боярская дума Древней Руси" (1882 г.), по истории крепостного права, сословий, финансов, историографии. Родился 28 января 1841 года)

 

не согласился бы с данным утверждением, скорее всего:

 

Василий Ключевский

 

«Если бы они были предоставлены вполне самим себе, они разнесли бы свою Русь на бессвязные, вечно враждующие между собою удельные лоскутья. Но княжества тогдашней Северной Руси были не самостоятельные владения, а даннические "улусы" татар; их князья звались холопами "вольного царя", как величали у нас ордынского хана.

 

Власть этого хана давала хотя призрак единства мельчавшим и взаимно отчуждавшимся вотчинным углам русских князей. Правда, и в волжском Сарае напрасно было искать права. Великокняжеский владимирский стол был там предметом торга и переторжки; покупной ханский ярлык покрывал всякую неправду. Но обижаемый не всегда тотчас хватался за оружие, а ехал искать защиты у хана, и не всегда безуспешно.

 

Гроза ханского гнева сдерживала забияк; милостью, т. е. произволом, хана не раз предупреждалась или останавливалась опустошительная усобица. Власть хана была грубым татарским ножом, разрезавшим узлы, в какие умели потомки Всеволода III запутывать дела своей земли»

http://www.hrono.ru/libris/lib_k/klyuch22.php

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

^^^ Нельзя не относиться к Ключевскому с большим уважением. Но его выводы не всегда абсолютны, скорее дело в уважении мнения ученого и его первопопытках глубокого анализа на основе сбора информации, которая впоследствии могла просто исчезнуть в горящих библиотеках во время Революции. Знаю историков, которые толкования Ключевского оспаривают. Видимо, таких сейчас много.

Очевидность объединения княжеств или народов многих крупных государств зиждется на противостоянии внешнему врагу. Пример - почти все гос-ва Европы. Хотя есть примеры, когда и без вливания в общий котел народов, некоторые мелкие гос-ва прекрасно живут. Пример - Бельгия, которая раньше была ничем, а теперь возглавляет Евросоюз.

Можно считать внешнего врага, который уничтожал, жег, творил насилие и произвол, благом? Боюсь, что нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...