1. Речь идет о том, что Давид мог побывать в той самой квартире, где произошло убийство, и скорее всего побывал - как до, так и после смерти. Конечно он не делал никаких этюдов плавающего покойника, потому что в первые сутки после убийства не было даже самого заказа на картину - я же сама об этом писала. Но саму маску снимали обычно сразу же после смерти - это мог сделать как врач, так и какой-нибудь третьеразрядный скульптор, подмастерье скульптора. Это же не какая-нибудь там особо творческая работа.
2. То, что Давид этим пользовался якобы скорее всего, записано с ее же слов. Но на сайте библиотеки написано французским по белому "Копия посмертной маски, сделанная Марией Гросгольц". Может это некорректный перевод, я по-французски не шибко, но так-то по-русски выходит, что она копию сделала, а не "родительский" экземпляр. Если она не делала оригинал (с которого она и делала копию), то врет о том, что была там в ночь убийства. А если врет в этом, то может врать и в остальном.
3. Ну то, что она монархезнутая и костерит Марата - это тоже не разу не аргумент в пользу ее версии, а в моих глазах так и вовсе прямо против нее лично))). Ну да, конечно, она могла знать, кто как выглядит. Заметим, что в отличие от современных "слуг народа", которых тот народ только сквозь окна членовозок непосредственно может увидеть через три кордона охраны, те "тираны" и "чудовища" несколько по-другому жили. Робеспьер снимал комнату(!!!) знакомого столяра, Марат жил в маленькой квартире на последнем этаже (самое хреновое жилье тогда), то есть, по сути это мансарда. Он вел там прием и туда могла вот так просто зайти с ножом ноунейм-девушка с улицы. Вообще любой человек мог запросто позырить на депутатов вживую и что?
4. Но это вообще все вторично, кто чем пользовался. Я главным образом хотела тут скорее о другом. Мадам Тюссо - это бренд восковых фигур 19 века. Женщина хорошо зарабатывала деньги на этих фигурах (вход в "Комнату ужасов" был изначально за дополнительную плату, кстати). Этот бренд изначально был построен на легенде о достоверности "как в жизни" (это же не гипс-бронза, а воск, который похож на человеческое тело, ну и все это нам показывает типа очевидица) и нагнетании этих самых ужасов - англичане ломились позырить чо там за проливом у этих лягушатников-псеглавцев, которые батюшку-царя свергли, происходит и дамы падали в обмороки от крови, кишков, распи... Мадам-очевидица всю дорогу усиливала этот эффект (ее мемуары в ту же копилку). То есть, это типа такое шоу, паразитирующее на искусстве (кстати, оно пугало современников примерно как нынешних людей пугает AI, а не искусство. А вот картина "Смерть Марата" как раз таки да.
Из эссе искусствоведа Lela Graybill "Madame Tussaud's Chamber of Horrors" (автоперевод): "Хотя Тюссо утверждает, что послужил моделью для «Марата» Давида на последнем издыхании (весьма вероятно, что все было наоборот), эти два изображения создают совершенно разные зрительские впечатления. [75] В картине Давида мощная непосредственность сцены была использована для того, чтобы выйти за пределы смерти, вернуть Марата «tout entier», как просил гражданин Одуэн во время заказа картины. [76] Восковые фигуры, которые можно найти в Салоне Курция, напротив, стремились сделать убийство Марата ощутимым для зрителя, не трансцендировать, а скорее запечатлеть смерть".