Перейти к содержанию
Канон ФКП: "ТОП лучших фильмов всех времен", "ТОП лучших сериалов всех времен" (Премия ФКП) ×
Форум на Кинопоиске

Сталкер

Что думаете о данном фильме?  

375 проголосовавших

  1. 1. Что думаете о данном фильме?

    • Шедевр
      192
    • Отлично
      72
    • Хорошо
      56
    • Плохо
      24
    • В топку
      31


Рекомендуемые сообщения

Ну вот объясните мне величество этого фильма, а то я вижу ты переходишь на понты:)

 

Бранд, ну, что вы как маленький. Никто вам реально ничего не объяснит. Не пересказывать же вам фабулу - вы ее знаете. А в остальном - Бог вам в помощь и терпение, если возникнет желание проникнуться этим художественно-философским полотном. Это самостоятельная работа, один на один.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Brand,

добавлю к тому , что сказал valery78.

Когда мне не хватает собственных ресурсов, я обращаюсь за помощью к авторитетным для меня источникам. Довольно часто это помогает. Конечно, бывает, что своё нутро так сильно упирается, что и Богу самому не совладать...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никакой философии там нет, не будем путать яичницу с даром божьим. Есть религиозность, метания интеллигенции в момент духовного кризиса 60-х. Может я ошибаюсь, тогда, пожалуйста, приведите мне что-нибудь из этого фильма относящееся к философии. Хотя, изначально в "Пикнике" Стругацкими были заложены философские идеи, но это же все не о том.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

пожалуйста, приведите мне что-нибудь из этого фильма относящееся к философии.
Зона. К философии Тарковского она конечно относится, а вот ждать от авторского кино приверженность традиционной философии, это странно. С каких пор искусство претендует на такую роль.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, коллеги, если вопросы смысла жизни, путей и способов постижения его, морально-этической допустимости их, ответственности за происходящее, самопожертвования и потребительства, отношения себя ко Вселенной и Вселенной к тебе, осознания с в о е г о места под Солнцем, любви во всех её пониманиях и ещё десятки вечных вопросов, которыми пронизан буквально каждый кадр картины, не есть философия, то к хреновой матери всю философию! Сумимасэн, если кто-нить обиделся.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

приведите мне что-нибудь из этого фильма относящееся к философии.

 

- Поднимите мне веки:

не вижу! - сказал ... Вий.

 

 

Дзэн является мистическим учением, с одной стороны отрицающим логику, с другой стороны не противопоставляющим себя ей. Учение отрицает всё множество вещей, но рассматривает это отрицание в качестве наивысшей формы утверждения. Дзэн не связывает себя однозначно с отрицанием или утверждением, находясь за пределами логики и считая, что лишь духовный опыт может привести к постижению истины. Религиовед И. А. Козловский отмечает, что учение ничему не учит человека, а разучивает его: «Дзэн действительно не учит, он указывает путь: „Иди туда“». Профессор Рудольф Отто также указывает, что последователя «не обучают тому, чему просто невозможно обучить, но его ведут или, лучше сказать, толкают» до того момента, пока у ученика не наступит интуитивное прозрение.

 

Сталкер - это проводник, который ведет двух человек по некоему Пути. В финале, перед Комнатой, у Писателя и Ученого происходит это интуитивное прозрение, и они возвращаются в начальную точку, в кафе, но уже слегка другими.

Частично я про это уже писал: https://forum.kinopoisk.ru/showpost.php?p=3584706&postcount=628

 

Если Путь - это не философия, то что тогда вообще философия?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

- Поднимите мне веки:

не вижу! - сказал ... Вий.

 

 

 

 

Сталкер - это проводник, который ведет двух человек по некоему Пути. В финале, перед Комнатой, у Писателя и Ученого происходит это интуитивное прозрение, и они возвращаются в начальную точку, в кафе, но уже слегка другими.

Частично я про это уже писал: https://forum.kinopoisk.ru/showpost.php?p=3584706&postcount=628

 

Если Путь - это не философия, то что тогда вообще философия?

 

Философия это не ничего незначащие вопросы,типа "Если Путь - это не философия, то что тогда вообще философия?" Читайте Канта: "Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето."

Впрочем вся российская, так называемая философия по сути означает "порассуждать от пункта А до пункта Б" Тарковского уже и философом называют, забавно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето.
это ты еще о марсистко-ленинской философии не знаешь
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Философия это не ничего незначащие вопросы,типа "Если Путь - это не философия, то что тогда вообще философия?" Читайте Канта: "Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето."

Впрочем вся российская, так называемая философия по сути означает "порассуждать от пункта А до пункта Б" Тарковского уже и философом называют, забавно.

 

Писатель: Вяло. Вяло! Не умеете! Не знаете вы, как это делается.

 

Философ вы доморощенный.

Вернитесь к истокам смысла.

Это "шикарный" прием дергать фразы из великих и сУвать их, где ни поподя.

А кто, собственно, утверждал, что Тарковский ученый-философ? А?

Тарковский - проводник, визуализатор, если хотите.

 

Вы, наверное, будете отрицать и христианскую философию?

Эх! Псков один из моих самых любимых городов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Вот я давеча говорил вам..."

Вера, Любовь и Надежда. Ничего додумывать и воображать не надо. Тарковский все показал тремя монологами: Сталкер - Жена - Мартышка.

 

Финальная часть картины завершает исповедальное начало. В какой-то степени это средоточие окончания путешествия, итог осмысленности, и носит самостоятельный законченный характер. Это фильм в фильме. И, по сути, может считаться независимым от самого странствия в Зоне.

 

"Ну, что... Пойдем. Мартышка ждет."

Плывущий в индустриальном пейзаже с задумчивой сосредоточенностью профиль дочери Сталкера, Марты, создает фантастическую иллюзию ее самостоятельности, вопреки предшествующему знанию о ней. Визуально очень емко на уровне недосказанности и красиво.

И это эмоционально обескураживает, создает некую загадку и намек на сверхестественность, которой еще предстоит раскрыться.

 

 

"Они же не верят ни во что..."

 

8fba11765224t.jpg

 

Усталость и моральное напряжение Сталкера выплескиваются в отчаяние беспомощности нервного срыва. "Кого же мне водить туда?" Это и вопрос, и убежденность. Явственный признак Веры в самосознании - именно он, Сталкер, в состоянии помочь, прочувствовать эту хрупкую связь внемлющего к страждущему.

 

Я подчас вспоминаю рассказ Ивана Дыховичного (Царствие небесное): "Батюшка: Будь Смирен. - Дыховичный: Да я и так смирный. - Батюшка: Не смирный, а с Миром."

 

И это Смирение - смирение с судьбой, всеми испытаниями, противоречиями внутри и несоответствиями снаружи, смирение долга и желания, смирение неотвратимости пути.

В христианстве иначе это подразумевает "несение своего креста". И когда ты Смире'н внутри и с Миром снаружи - ты Свободен и открыт благодеянию.

"Он же блаженный!"

 

Жена.

 

939b0f3ed9f6t.jpg

 

"А я уже тогда все знала про него. ...Он просто подошел и сказал: "Пойдем со мной". И я пошла. ...

И горя было много, и страшно было, и стыдно было. Но я никогда не жалела и никогда никому не завидовала. Просто такая судьба, такая жизнь, такие мы. А если б не было в нашей жизни горя,

то лучше б не было, хуже было бы. Потому что тогда и... счастья бы тоже не было, и не было бы надежды. Вот."

 

Даже и добавлять ничего не имеет смысла. И если у Сталкера смирение через осознание необходимости, служение, то у жены через чувства, любовь, всепрощение.

 

Марта.

 

72e8148721adt.jpg

 

Безмолвный монолог дочери через поэзию Тютчева как сокрытая еще тайна, неизведанный мир чувств и воплощений. А значит, надежда. И "огнь желанья" демонстрирует реализацию в пространственном движении под взглядом девочки, погруженным вовнутрь и обращенным изнутри.

 

 

Поезд. "К Радости".

 

Радость, первенец творенья,

Дщерь великого Отца,

Мы, как жертву прославления,

Предаем тебе сердца!

- Все, что делит прихоть Света,

Твой алтарь сближает вновь;

И душа, тобой согрета,

Пьет в лучах твоих любовь!...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Вот я давеча говорил вам..."

Вера, Любовь и Надежда. Ничего додумывать и воображать не надо.

valery78, это Ваш авторский пост на 100%? Офигеть. Как красиво, по делу, о сути, в точку.

И это Смирение - смирение с судьбой, всеми испытаниями, противоречиями внутри и несоответствиями снаружи, смирение долга и желания, смирение неотвратимости пути.

В христианстве иначе это подразумевает "несение своего креста". И когда ты Смире'н внутри и с Миром снаружи - ты Свободен и открыт благодеянию.

"Он же блаженный!"

:cool::plus:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут Тарковский переборщил с длиннотами. Одно дело 4 минуты смотреть на живую природу в Солярисе и совсем другое - 4 минуты созерцать мёртвые стены жилища Сталкера. И в процессе проезда на дрезине успеваешь соскучиться. Мне кажется, и Гринько временами было скучно в крупных планах. Вот Кайдановский и Солоницын выложились по полной, им веришь, что они верят, а Гринько нет (иногда). А может так и надо, ведь он шёл разрушать? Только зачем откровенно скучать при этом? Где работа мысли? Особенно в таком мыслящем кино.

 

Кино умное и напичкано мыслями по самое немогу. Но если посмотреть с простой бытовой житейской точки зрения, то ну и гад же этот Сталкер! Совсем о семье не думает. У него, видите ли, велииикое предназначееение! Много таких мужчин в Рассее, которые ищут и находят себя в "великом предназначении", эгоистично забывая о самом главном - быть мужем, отцом, главой семьи. Вот это вот нытьё: "Я гнида" "Я жене ничего не мог дать" "Не отнимайте у меня последнее"... всё это ничто иное, как оправдание собственной лени. Неплохо Писатель разнёс его перед Комнатой. И большинство этих "отчаявшихся", у которых в жизни "ничего не осталось" и которые ползут в Зону за чудом, за халявой - примитивные лентяи, эгоисты и тунеядцы. Может потому и гибнут? Зона ведь, как лакмусовая бумажка, проявляет самую суть человеческой натуры. Потому Сталкер и боится войти в комнату, боится увидеть свою подгнившую сердцевину. В монологе жены в финале отчаяние и раздражение на своего непутёвого мужа. Со слезами говоря "лучше горькое счастье, чем серая унылая жизнь", она явно лукавит. Но терпит, потому что, видите-ли - люююбииит! Мужа или свои страдания? И её тоже Сталкер боится отвести в комнату, чтоб не узнать чего-нибудь, что не хотелось бы.

Такова русская натура - находить в своих страданиях некое наслаждение.

 

В целом фильм глубокий и интересный, но лично для меня немного скучноват в периодических зависаниях на одном месте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

конечно же книжный Шухарт совсем не киношный Сталкер.

чего стОит эпизод, когда он вышвырнул из дома ПЯТЕРЫХ санитаров, причем двое остались лежать, а за остальными он еще гнался по улице. а как он виртуозно ругается на протяжении всей книги. это человек действия. его посещают мысли в том числе и философско-душеспасительные, но практичность берет верх. легко и без сопротивления.

Дэмьен Льюис, тоже рыжий, вот кто сегодня легко бы сыграл книжного сталкера.

 

остальные книжные персонажи еще меньше похожи на героев фильма. Гута психически здорова а их дочь вообще не человек, даже внешне.

ни писателя ни профессора в книге нет.

 

финал книги, интересно что получил Шухарт, скорей всего то что и хотел, то за чем шел. Мартышку за Артура.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лучше М. Веллера не скажешь, а он понимал, знал и был учеником Стругацких.

"Стругацкие написали Тарковскому девять вариантов сценария, и когда в девятом вообще мало что осталось от книги, Тарковский счастливым голосом благодарно сказал: «Наконец-то у меня есть МОЙ сценарий!..» Но. «Сталкер — кино безусловно философское, но также: депрессивное, мрачное, статичное, в глухих тонах и красках, в грязи и разрухе, в людях безверие и разочарование, — слушайте, никто ни разу не радуется жизни, не шутит, не веселится ни по какому поводу; и лишь в девочке со сверхспособностями дана нам в финале надежда на будущее и изменение жизни — дети лучше нас, ведают и могут больше нас, в них — надежда на счастье мира. Но нет нигде у Стругацких ни мрачности, ни депрессии, ни вялости действия, ни тусклых красок, ни тягостной безнадеги, а уж неврастеничных ботаников и подавно нет!

…Так вот «Сталкер» Тарковского внешне сложнее «Пикника на обочине» Стругацких — ну элитнее, что ли. Медленно, мрачно, трудно. А на самом деле: эволюция Тарковского — от «Иванова детства» и до «Ностальгии» — это путь постепенного отхода от муви и прихода к цепи статичных кадров-символов. Мы сейчас не будем дискутировать на эту тему — я хотел только сказать, что «Пикник на обочине» несравненно богаче и многоплановее своей экранизации, красочнее, активнее, позитивнее, интереснее, он вообще открыт массе мировых проблем человеческих. А «Сталкер» — это поиск смысла жизни потерянных людей в беспросветное время. Это не экранизация. Это проще и правильнее было написать специальный и независимый сценарий для этого.

" (Огонь и Агония)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лучше М. Веллера не скажешь, а он понимал, знал и был учеником Стругацких.

"Стругацкие написали Тарковскому девять вариантов сценария, и когда в девятом вообще мало что осталось от книги, Тарковский счастливым голосом благодарно сказал: «Наконец-то у меня есть МОЙ сценарий!..»..... .....Это не экранизация. Это проще и правильнее было написать специальный и независимый сценарий для этого.

" (Огонь и Агония)

 

Веллер, вашими словами, сам же себе и ответил:

...лучше было бы написать спец. и независим. сценарий...

ранее: Стругацкие написали, наконец-то, сценарий Тарковского...

 

Ха-ха-ха. Слушайте, так это в какой сотый раз в этой ветке муссируется дилемма "книга - фильм"? Еще не надоело "переливать из пустого в порожнее"!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ха-ха-ха. Слушайте, так это в какой сотый раз в этой ветке муссируется дилемма "книга - фильм"? Еще не надоело "переливать из пустого в порожнее"!

 

А что?

Если для того, чтобы фильм возник, исходным толчком послужила книга, то отчего бы их и не сравнить?

 

Перетащу сюда свой текст из другого форума, но на эту самую тему (и об этом самом фильме).

 

"Нам посчастливилось работать с гением, — сказали мы тогда друг другу. — Это значит, что нам следует приложить все свои силы и способности к тому, чтобы создать сценарий, который бы по возможности исчерпывающе нашего гения бы удовлетворил." (Борис Стругацкий)

"Исследователи творчества Тарковского выделяют своеобразную трилогию: «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер». Вся она — о поиске себя и внутреннего пути. Так или иначе герои в них соприкасаются с возможностью исполнения сокровенных желаний." (Википедия)

"Когда книга сталкивается с головой - и при этом раздается глухой пустой звук, разве всегда виновата книга?" (Георг Кристоф Лихтенберг)

 

 

"Сталкера" я смотрел первый раз в 1980-ом году, пару лет назад пересмотрел он-лайн. Ещё после первого просмотра отметил следующее:

Первое - фильм, что называется, "атмосферный". Тарковский вообще умеет создавать атмосферу, в этом он приближается к Роману Полански. Снизу. Ибо Полански создаёт разные "атмосферы", и каждая - пока смотришь фильм - реальна, а Тарковский - только одну. Атмосферу неясного воспоминания о чём-то, потерянном когда-то.

Второе - что фильм, хотя - формально - вырос из "Пикника на обочине", к повести Стругацких не то, что не имеет отношения, он ей, можно сказать, противоположен. Перпендикулярен. Вообще лежит в другом смысловом пространстве. При этом сама атмосфера фильма, очень хорошо созданная, не позволяет фильм не обдумать - и не заметить этой "перпендикулярности" источнику.

Что уже подталкивает подумать именно об источнике, и о том, как у Тарковского при "столкновении с книгой" получился этакий результат. Ведь - повторяю - исходно было именно отталкивание от "Пикника", хотя Стругацким, во взаимодействии с Тарковским, пришлось переделывать сценарий сорок раз.

 

Источник - "Пикник на обочине" - имеет два смысловых пласта. Естественно, это моё впечатление. Первый - "Лемовский", в духе того, о чём и обтекаемо, и прямо много раз писал Станислав Лем. Мироздание, Вселенная - "нечеловеческая", существует независимо от человека. Плевать ему, Мирозданию, на человека. Но человеку на него не плевать, потому что человечество существует в этом мироздании, и существует (имеет шансы на существование в будущем) потому, что это Мироздание изучает. Конечно, результат не всегда получается тот, что хотелось бы, но другого пути для продолжения существования человечества, как изучение окружающей Вселенной (во всех её проявлениях) у человечества нет.

"Зона", фигурирующая в "Пикнике" - и символ, и модель этой самой Вселенной, чуждой человеку. Независимой от человека. Что ненавязчиво иллюстрируется самим образом "пикника" (забыл, кто это в повести говорит): приехала компания "на природу", попила-погуляла, уехала (не убрав мусор - плевать ей на эту "природу"); а потом всякие зверюшки гадают - что же это такое невесть откуда взялось… Одни эту Зону изучают, другие - ею пользуются, в меру своего понимания-непонимания. Даже умеют хорошо ею пользоваться, понятия не имея, "как оно работает": вспомним "вечные аккумуляторы". И многие ждут от неё чудес.

(Это для человечества, кстати, естественно. Пару тысяч лет люди использовали водяное колесо, понятия не имея ни о тяготении, ни о круговороте воды. А уж огнём пользовались сотню тысяч лет - опять же, без всякого понятия, что это такое. Между прочим, этим самым огнём преизрядно - как сейчас полагают учёные - "преобразуя природу". И не везде - себе на пользу.

А что чудес - не чудесных, а именно исполнения своих желаний - люди ждут от "овладения природой", так это тоже всем известно.)

Второй смысловой слой - "человеческий". Социальный и психологический. Рэдрик Шухарт - типичный "человек из народа". Зоной он просто пользуется, тащит из неё, что можно загнать. Что ему - как многим другим сталкерам (он там такой не один) - выходит боком: у него ненормальная дочка, становящаяся всё более не человеком (попросту - животным). А Зона продолжает… как-то существовать своим "внечеловеческим" существованием, подкидывая людям - возможно, именно из-за того, что люди ею занимаются - всякие неожиданности (возвращаются покойники, правда, неживые). Отношения Шухарта к Зоне и всему вокруг (скажу так - "к этому вашему "овладению природой"") - скорее настороженное. С детства. Помните, его воспоминания о детстве, когда он "садился на колени к вернувшемуся с завода отцу и спрашивал, какого он сегодня мастера утопил в кислоте" (цитата по памяти)? Он - как и его отец - живёт, "потому что прогресс", но у этого прогресса они, скорее, рабы. Короткая встреча с бескорыстными энтузиастами-исследователями оставляет у Шухарта представление о них, как о людях хороших… но ненормальных. Нормальные люди - вот все вокруг - в норме друг с другом грызутся. За своё, личное. И Шухарт всё больше замыкается в таком понимании - и в ненависти к тем, кто преуспел. Естественно, преуспел потому, что лучше и бесцеремоннее других грыз.

И когда Стервятник (старейший и бесцеремоннейший, как раз по части кого-то грызть, сталкер) даёт ему наводку, как найти Золотой Шар, исполняющий желания, Шухарт без зазрения совести берёт с собой, как "живую отмычку", сына Стервятника. Твёрдо уверенный, что если кем и жертвовать, так этим - как полагает Шухарт - безмозглым балованным пустышкой. И тем страшнее для Шухарта, когда - за мгновение до гибели "живой отмычки" - он слышит сокровенное желание этого "пустышки": счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным.

Вот с каким сюжетом столкнулся Тарковский, когда выразил - сам! - желание снять по мотивам повести фильм.

 

А что получилось?

Ничего из того, что - и о чём - было в повести, не осталось. Ни-че-го.

Появилась таинственная Зона, непонятно, откуда взявшаяся, в которой происходило что-то непонятное. Отчего люди - первым делом - попытались её извести (от чего осталась ржавая военная техника), а потом просто огородили - и перестали в неё соваться. Хотя и родился - непонятно, откуда - слух, что в ней есть Комната, Исполняющая Самые Сокровенные Желания. Путь к которой могут найти - и других провести - особенные люди. Одним из которых и является Сталкер.

Он ведёт в Зону Профессора и Писателя. В Зоне "прямой путь - не самый короткий", и Сталкер долго ведёт спутников по пути, который он выбирает, как-то "чувствуя" Зону. Путь долгий, "атмосферный", с прекрасно создаваемым ощущением чего-то и знакомого, и таинственного (как в детстве все выдумывают;)), но - увы - затянутый так, что становится утомительным (для зрителя). Когда же находят Комнату, выясняется, что Профессор хотел её уничтожить, дабы она не позволила - если кто её найдёт - вырваться на волю (и осуществиться) всяким нехорошим подсознательным желаниям. А Писатель объясняет, что Комната и так не сработает, потому что самые свои сокровенные желания никто не сможет высказать.

После возвращения (не показанного) Сталкер жалуется жене, что у людей не осталось веры, без которой и в Зону не войти, и вообще ничего нельзя.

И последний кадр - когда больная дочь Сталкера двигает своей волей стакан. Или так можно подумать (а на самом деле стакан ползёт потому, что невдалеке идёт поезд, и стол дрожит).

 

Между прочим, схожий "звук" получился, когда Тарковский столкнулся с "Солярисом" Лема (а Зона в "Пикнике на обочине" схожа с Океаном "Соляриса").

 

Любопытно, что инициатива "фильма по мотивам" оба раза возникала именно у режиссёра. То есть именно текст побуждал его создать фильм - фильм, перпендикулярный тексту.

Напоминаю: тексты - оба - о том (кроме всего прочего), что Мироздание существует "не для человека", а - просто существует. И человечеству (всему), чтобы существовать, нужно это иметь в виду, и изучать это мироздание, и быть готовыми к тому, что результат будет не тот, который сейчас существует в мечтах. Но иначе человечество существовать не может. И не сможет.

Но, похоже, именно это - в обоих случаях - и вызвало такое сильное отторжение у Тарковского, что он уже просто не мог не сотворить фильмы, где "всё не так".

Это что же? Само представление о том, что человека может интересовать не только он сам, любимый, что для "внутренней гармонии" людям бывает мало "найти свой Путь" (чтобы чувствовать самому - лично - эту самую "гармонию"), вызывает такое отторжение?

 

P.S. Мне вот что интересно: как такие "искатели Пути" представляют дальнейшую жизнь человечества (а не только себя, любимых), без бездуховного изучения реальности, и тому подобного? Я уж не говорю о том, что вряд ли они готовы "искать свой Путь" не в тех услових, которые создало множество людей с "манометрами и дерьмометрами" (с). Без дома, отопления, магазинов (и денег), и даже штанов?

Что, в будущем - когда все научатся этому самому "нахождению Пути" - все станут этакими универсально-духовными? "Землю попашут - попишут стихи"? (с) Или Земля будет сама всё для них родить?

Или человечество разделится на нашедших свой Путь, духовно просвещённых элоев и обслуживающих их морлоков?

(Правда, тут можно вспомнить, зачем именно морлоки обслуживали элоев...)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Виктору Сорокину.

Интересный пост. А что касается постскриптума, то ответ простой: Человечество в нынешнем виде обречено на гибель. Спасти его может только переход на качественно новый виток эволюции, подразумевающий отказ от эгоцентризма и подразумевающий создание общества, в котором каждый будет заинтересован в каждом, а химера "свобода, равенство, братство" заменится партнёрством. В противном случае места на том свете хватит для всех. А мироздание пойдёт своим путём, ибо это человек - мельчайшая его крупичка, а не мироздание создано для удовлетворения животных потребностей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Виктору Сорокину.

Интересный пост. А что касается постскриптума, то ответ простой: Человечество в нынешнем виде обречено на гибель. Спасти его может только переход на качественно новый виток эволюции, подразумевающий отказ от эгоцентризма и подразумевающий создание общества, в котором каждый будет заинтересован в каждом, а химера "свобода, равенство, братство" заменится партнёрством. В противном случае места на том свете хватит для всех. А мироздание пойдёт своим путём, ибо это человек - мельчайшая его крупичка, а не мироздание создано для удовлетворения животных потребностей.

Это тянет на отдельную тему - и не в этом разделе форума :).

Только одно скажу: "партнёрство" между людьми возможно, только если люди будут ощущать себя "братьями", причём "равными". И быть свободными. Так что "свобода, равенство, братство" - никакая не химера.

Но это - повторяю - не в эту тему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

Напоминаю: тексты - оба - о том (кроме всего прочего), что Мироздание существует "не для человека", а - просто существует. И человечеству (всему), чтобы существовать, нужно это иметь в виду, и изучать это мироздание, и быть готовыми к тому, что результат будет не тот, который сейчас существует в мечтах. Но иначе человечество существовать не может. И не сможет.

Но, похоже, именно это - в обоих случаях - и вызвало такое сильное отторжение у Тарковского, что он уже просто не мог не сотворить фильмы, где "всё не так".

Это что же? Само представление о том, что человека может интересовать не только он сам, любимый, что для "внутренней гармонии" людям бывает мало "найти свой Путь" (чтобы чувствовать самому - лично - эту самую "гармонию"), вызывает такое отторжение?

 

P.S. Мне вот что интересно: как такие "искатели Пути" представляют дальнейшую жизнь человечества (а не только себя, любимых), без бездуховного изучения реальности, и тому подобного? Я уж не говорю о том, что вряд ли они готовы "искать свой Путь" не в тех услових, которые создало множество людей с "манометрами и дерьмометрами" (с). Без дома, отопления, магазинов (и денег), и даже штанов?

Что, в будущем - когда все научатся этому самому "нахождению Пути" - все станут этакими универсально-духовными? "Землю попашут - попишут стихи"? (с) Или Земля будет сама всё для них родить?

Или человечество разделится на нашедших свой Путь, духовно просвещённых элоев и обслуживающих их морлоков?

(Правда, тут можно вспомнить, зачем именно морлоки обслуживали элоев...)

 

"Писатель: Вот я совершенно ясно вижу, что вы замыслили сокрушить человечество каким-то невообразимым благодеянием. А я совершенно спокоен! И за вас, и за себя, и уж тем более за человечество, потому что ничего у вас не выйдет. В лучшем случае получите вы свою Нобелевскую премию, или, скорей всего, будет вам что-нибудь такое уж совсем несообразное, о чем вы вроде бы и думать не думаете. Телефонное… Мечтаешь об одном, а получаешь совсем другое."

 

"Писатель: Во всяком случае, вся эта ваша технология, все эти домны, колеса и прочая маета-суета – чтобы меньше работать и больше жрать – все это костыли, протезы. А человечество существует для того, чтобы создавать произведения искусства. Это, во всяком случае, бескорыстно, в отличие от всех других человеческих действий. Великие иллюзии… Образы абсолютной истины… Вы меня слушаете, Профессор?"

 

 

Человечество в нынешнем виде обречено на гибель. Спасти его может только переход на качественно новый виток эволюции, подразумевающий отказ от эгоцентризма и подразумевающий создание общества, в котором каждый будет заинтересован в каждом, а химера "свобода, равенство, братство" заменится партнёрством. В противном случае места на том свете хватит для всех. А мироздание пойдёт своим путём, ибо это человек - мельчайшая его крупичка, а не мироздание создано для удовлетворения животных потребностей.

 

Что Виктор Сорокин, что вы, Башка, все время разделяете и противопоставляете концепции Мироздание и Человеческая цивилизация в рамках Лем - Стругацкие. Ведь по сути, как вы и упомянули, "человек - мельчайшая крупичка" всего мироздания, опять же, в просвещенном доступном для него человеческом понимании. Так почему бы и не соотносить все взаимообратные связи Контакта как Целое, но нами (человеком) не Познанное, поскольку не снизошло на нас Откровение в полной мере со стороны этого самого Мироздания. Не знаем мы что оно есть и какое место сами в нем занимаем.

А свою "бытовуху", как цивилизация, мы уже вполне соорудили, чтобы вновь сплачиваться на загон мамонта для пропитания родового племени. Другое дело осознание себя, личности - Зачем Я?

Но парадокс искания Я, по Тарковскому, увязан с верой в это самое общество; в служение; в понимание нераздельности личности от общества хоть ближнего, хоть дальнего окружения; во взаимодействие Благо Дарности.

Изменено 05.10.2018 12:46 пользователем valery78
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы идём к стоматологу не потому, что он нам брат, а потому, что он может избавить нас от зубной боли, мешающей жить. Мы не сравнимся с Левшой по умению подковать блоху, поэтому пусть он занимается тем, что у него лучше получается, а мы тем, что лучше получается у нас. Ну а про свободу, которая есть перемена мест её лишения, и говорить-то как-то не хочется. Партнёрство подразумевает заинтересованность каждого в каждом, и при этом изучение собственного "Я", о необходимости которого тысячелетиями рассуждали все, кто на это способен и не только, целесообразно исключительно в плане применения его к о б щ и м интересам. Заманчиво, конечно, знать какое место в Мироздании мы занимаем, но во-первых, это скорее всего недостижимо, так же, как непостижимо само Мироздание, а во-вторых, что гораздо более важно, уже сейчас можно отчётливо понять, что место это из скромнейших самое скромное, а поэтому и вести себя в рамках цивилизационной бытовухи надобно адекватным образом. Но, ша!, мы, кажется заврались. Аккуратненько, не подымая пыли, топ-топ-топ, уходим от офф-топа... :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну а про свободу, которая есть перемена мест её лишения, и говорить-то как-то не хочется.

 

Особенно не хочется говорить про неё в Интернете, имея к нему свободный доступ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

поскольку не снизошло на нас Откровение в полной мере со стороны этого самого Мироздания. Не знаем мы что оно есть и какое место сами в нем занимаем.

А свою "бытовуху", как цивилизация, мы уже вполне соорудили, чтобы вновь сплачиваться на загон мамонта для пропитания родового племени. Другое дело осознание себя, личности - Зачем Я?

Но парадокс искания Я, по Тарковскому, увязан с верой в это самое общество; в служение; в понимание нераздельности личности от общества хоть ближнего, хоть дальнего окружения; во взаимодействие Благо Дарности.

 

Вы что же, полагаете, что Это Откровение снизойдет само собой? Или усилием унылых рассуждений интеллигентов-нытиков о вере? А созданная "бытовуха" все же позволяет нам сейчас жить в ином Мире, общаться в интернете.

Тарковский является последователем насквозь депрессивной русской классической литературы, ничего иного он и не мог создать. Только для чего нужно было коверкать гениальное произведение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте тему откроем, а?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...Только для чего нужно было коверкать гениальное произведение.

 

Хотя бы для того, чтобы вы приходили в эту, созданную человечеством для самоосознания человечества, ветку кинофорума. )

 

...Заманчиво, конечно, знать какое место в Мироздании мы занимаем, но во-первых, это скорее всего недостижимо, так же, как непостижимо само Мироздание, а во-вторых, что гораздо более важно, уже сейчас можно отчётливо понять, что место это из скромнейших самое скромное, а поэтому и вести себя в рамках цивилизационной бытовухи надобно адекватным образом.

 

Исходя из принципа неопределенности и взаимовлияния (присутствие наблюдающего влияет на наблюдаемый процесс и его взаимосвязи), нельзя с полной уверенностью постулировать принцип адекватности поведения человеческой цивилизации. Здесь как раз и должны работать морально-нравственные категории поведения.

Так что там первично, то??!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так что там первично, то??!

 

Как что? Мироздание, естественно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...