Перейти к содержанию
Премия ФКП 2005 ×
Форум на Кинопоиске

Лицо (Ansiktet)

Рекомендуемые сообщения

...И про Бергмана имею право написать отрицательный отзыв. ... Тут не книга благодарностей творчеству.
Пишите, Psychonaut, пишите. Вас читать интересно.

 

...Планирую, кстати, посмотреть и остальные его фильмы...
Угроза поклонникам творчества режиссера?)))
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему-то подумалось, что фильм поставлен по какой-то пьесе. Или это такой тонкий стеб режиссера над чопорными творениями драматургов 19-го столетия?:)

 

Да тут практически весь фильм - это тонкий стёб :) Бергман же с помощью этой картины хотел посмеяться над своими критиками :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лицо честно скажу вполне симпатичный фильм, но не более. Начало порадовало (а именно первые не сколько минут до того как они поехали на корете).

А так в целом не очень.

Такое чувство, что типаж героя Макс Фон Сюдофа взяли с Евгения Онегина.

Бабушка чем то напоминала Вуди Аллена. Кажется что идеалом красоты режиссера была именно эта старушка. Вот он со временем и стал ее напоминать.

 

Так же стало откуда взят момент для фильма Бинго Бонго когда герой (Челентано) заскакивает к героине (Кароль Буке) под видом того, что он боится грозы тут же одна из героинь прижимается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все новые и новые киноэксперты расширяют спектр мнений о фильмах Бергмана.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лицо честно скажу вполне симпатичный фильм, но не более. Начало порадовало (а именно первые не сколько минут до того как они поехали на корете).

А так в целом не очень.

Чует мое сердце, что Вы с неправильного фильма начали знакомство с Бергманом:)

 

Кажется что идеалом красоты режиссера была именно эта старушка. Вот он со временем и стал ее напоминать.

 

Эээ?...:)

Изменено 13.09.2012 11:17 пользователем Olenenok999
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(В рамках "Кинорулетки")

Итак, фильм "Лицо". Определим жанровую принадлежность: драма? А почему драма, собственно говоря? Почему не комедия?

...Шарлотаны едут в дилижансе, вид у них усталый, грустный. И все они такие разные-разные. Непонятно однако, почему они едут в гриме и костюмах, дорога-то не близкая... Подбирают спившегося актеришку - объект дальшейших философствований и сюжетных линий...

Маг и чародей - уставший человек в парике и с чужим лицом, он устал всех обманывать, выдавать белое за черное, немоту свою показывать и считать гроши. Собственно, все дело-то в деньгах, нет никакой философии. Ну дали бы ему денег, ну что вам стоит, подарите ему немного денег! И маг, возможно, станет продавцом пирожков или владельцем лавочки. Никто не дает - жалко. Жалко денег...

Вот и вынужден в сущности продавец пирожков вновь дурачить людей, с опаской для собственной свободы давать людям иллюзию Чуда. Ну понятно, есть какие-то у него способности в гипнозе, наводить "капкан" на руки и ноги. Да, это есть. А в сущности он ничтожество, никчемный человек.

Другое дело Лицо. Гений Бергмана в предугадывании реакции зрителей. Первой мыслью моей, как начал я смотреть, было отвращение к Лицам. Не прошло и получаса эту же мысль высказывает персонаж фильма.

Людей встречают по одежке, провожают по делам - так и первое впечатление - Лицо, пожалуй главное. Сущность скрыта от нас, порой ее вообще нет.

---------------------------------

Технические аспекты фильма: снят хорошо, конечно, для 1958 г., да и вообще хорошо. Бергман не эстетствует как Тарковский, может еще и время не пришло (как я понял, это ранний Бергман), но всю кадровую нить выстраивает идеально. Не изобилуют детали, но если присутствуют - это не обязательно изображение.

"Да это ж крысиный яд!" - "А, с одного пузырька ничего не будет"... Клево, ребята, клево.

------------------------------------------------------------

Итог: 10 из 10.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чует мое сердце, что Вы с неправильного фильма начали знакомство с Бергманом:)

 

Продолжу как нибудь знакомство и общение с режиссером :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в сущности он ничтожество, никчемный человек.

 

Почему ничтожество?:eek: Не такой лживый, как "благородные" богачи, только и всего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему ничтожество?:eek: Не такой лживый, как "благородные" богачи, только и всего.

Да он же сам весь изозлился на себя, стучит кулаками, скрежещет зубами, а потом просит денег хоть немного и это его настоящее Лицо; там особых богачей-то в фильме нет. Вот, к примеру, Доктор. Типичный исследователь. А Маг - объект его исследований. Против науки не попрешь. А наша роль - зрительская, пассивная. Мы слышим то, что слышим и видим то, что видим. Намек на непознаваемость. Кантовскую.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Омг, Софт, увлеклась разговорами про казнь, а ведь вы как вы Литцо понимаете то.. /рука-литцо/ У персонажей, о которых вы говорите (полицейский, советник медицины и так далее) есть конкретные прототипы - люди, с которыми БЕргман сталкивался по работе и критики, которые гнобили его. К тому, который полег в основу такого персонаж, как доктор он относился еще более-менее, поэтому стеб относительно тонко и в щадящем режиме. "Вы представляете собой то, что я ненавижу больше всего - необъяснимое" (цитата возможно не точная) - самая худшая из характеристик, характеризующая в первую очередь самого дохтура, которую Б. мог только дать этому персонажу. В науку, в холодное, рациональное познание мира, он в свою очередь не верил, а через искусство, угу, и есно, что он на стороне "волшебника" Фоглера. Просьбы денег - результат собственных переживаний по этому поводу (в том числе во время съемок "Лица"), типа риторический вопрос "почему я должен унижаться перед не крылатыми людями" и т.п.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бергман. Картины: "Лицо".

 

С 1952 года до конца 1958-го - начала 1959 года я работал в театре

Мальме. "Лицо", созданное в 1958 году, естественно, отражает впечатления

этого периода. То было время интенсивной работы и богемной жизни.

Публика, для которой мы играли, но с которой не общались, в "Лице"

представлена семейством консула Эгермана. Консул, добродушный,

преисполненный энтузиазма барон, пытающийся соблюдать дистанцию и

придерживаться общепринятых правил, приходит, естественно, в ужас, узнав,

что его жена связалась с оборванцами.

 

В своей профессии нам нередко приходится сталкиваться с тем, что мы

привлекаем к себе внимание, пока загримированы. Людям, которые видят нас в

лучах успеха и светских раутов, кажется, будто они нас обожают. Но стоит нам

снять грим или, хуже того, попросить денег, мы тут же превращаемся в ничто,

в пустое место. Я обычно говорю, что на сцене мы стопроцентные люди, когда

же сходим со сцены, от нас остается меньше тридцати пяти процентов. Мы

внушаем себе и, прежде всего друг другу, будто мы стопроцентные люди, и в

этом кроется наша фундаментальная ошибка. Мы становимся жертвой собственных иллюзий.

Раздираемые страстями, заключая браки друг с другом, мы забываем,

что нас толкает к этому наша профессия, а вовсе не то, кем мы предстаем

после закрытия занавеса.

 

Насколько я помню, полицмейстер в "Лице" вполне сознательно задумывался

как мишень. Он символизирует моих критиков. Довольно добродушно я потешался

над теми, кто желал бы держать меня в узде и поучать. Дело в том, что

тогдашние театральные критики считали своим долгом читать мне наставления -

надо делать так, а не эдак. Им, очевидно, доставляло удовольствие открыто

щелкать меня по носу.

 

Есть конкретный прототип и у советника медицины. За все годы в

кинематографе я создал не так уж много карикатурных персонажей. Ссорящиеся

супруги Стиг Альгрен - Биргит Тенгрут в "Земляничной поляне" - одно из

печальных и достойных сожаления исключений. Советник медицины Вергерус в

"Лице" - другое, но более забавное. Этот персонаж возник из непобедимой

потребности слегка отомстить Харри Шайну.

 

Шайн сотрудничал в "Бонниерс Литтерэра Мэгэзин" - журнале, освещавшем

вопросы культуры и имевшем в те годы солидный вес. Статьи этого умного и

высокомерного кинокритика благожелательно воспринимались в соответствующих кругах.

Мне казалось, что обо мне он пишет в исключительно уничижительном тоне,

чего, как он позднее утверждал, он и не думал делать. Вдобавок Харри Шайн,

женатый на Ингрид Тулин, настойчиво убеждал ее бросить кино и театр и взамен заняться прикладным искусством.

 

Я придумал изощренный, с моей точки зрения, способ огорошить Харри

Шайна. Я знал, что Ингрид Тулин ничего столь страстно не желала, как

продолжать свою актерскую карьеру. Поэтому я уговорил ее поступить в

Городской театр Мальме. Мне хотелось доказать Харри Шайну, что он ошибается.

А он очень не любит ошибаться. Теперь, чтобы встречаться с женой, Харри

приходилось курсировать между Мальме и Стокгольмом.

 

Как-то само собой вышло так, что мы с Биби начали осторожно общаться с

Ингрид и Харри. Не очень-то честно с моей стороны. Дружеское расположение,

которое я выказывал Харри Шайну, было не вполне искренним. В глубине души я

считал, что между людьми его типа и моего существует непреодолимая пропасть.

Что он желает мне зла, и что под той чуть ли не китайской любезностью, с

которой мы относились друг к другу, кроется трудно поддающееся определению

неприятие. Следует отметить, что все это давно позади. Харри - один из моих

ближайших друзей. Но тогда мне представлялось весьма уместным слепить образ

советника медицины Вергеруса с Харри Шайна.

 

Вергерус говорит Манде Фоглер: "Я раскрою вам одну тайну. Весь вечер я

жестоко боролся с необъяснимой симпатией к вам и к вашему мужу, фокуснику.

Вы мне сразу понравились, как только вошли в комнату, - понравились ваши

лица, ваше молчание, ваше естественное достоинство. В высшей степени

прискорбно, и не будь я чуточку пьян, никогда бы вам этого не сказал". На

что Манда отвечает: "Если вы испытываете такие чувства, оставьте нас в

покое". Вергерус возражает: "Не могу". Манда: "Почему?" "Потому что вы

представляете собой то, что я ненавижу больше всего. Необъяснимое".

 

Но центральная фигура в этой истории, безусловно, - двуполое существо,

андрогин Аман-Манда. Все крутится именно вокруг нее, вокруг ее загадочной

личности. Она символизирует веру в Святое в человеке. Фоглер же сложил

оружие. Он занимается дешевым трюкачеством, и она это понимает. Манда очень

откровенна в разговоре с Вергерусом. Однажды случилось чудо, она сама и есть

это чудо. Она любит Фоглера, хотя и видит, что тот потерял веру. Если Фоглер

- смертельно уставший человек, продолжающий исполнять бессмысленные уже

трюки, то Тюбаль - эксплуататор. Он - Бергман, пытающийся убедить директора

"Свенск Фильминдастри" Дюмлинга в нужности своего последнего фильма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У персонажей, о которых вы говорите (полицейский, советник медицины и так далее) есть конкретные прототипы - люди, с которыми БЕргман сталкивался по работе и критики, которые гнобили его.

Интересно, а за что критики его "гнобили", я не в курсе. По-моему, особо и не за что, все довольно мило. Пока.

Конечно, фильм не такой простой, как может показаться. Готов пересматривать его, и не раз. Театральность съемок обычно меня смущает и не особо радует, а здесь, что удивительно, все довольно уместным показалось.

...Образ "доктора" мне наиболее интересен - это тот тип людей, с кем мне приходится сталкиваться ежедневно на работе.

С экстрасенсами и "магами" по жизни я стараюсь встречаться, наоборот, как можно реже, потому как испытываю некий страх перед неизвестным. Как у "доктора" в фильме. Но персонаж этот пошел по пути "исследования" и "не нашел ничего особенного". Правда, исследовал он не тот труп. Это типично для науки, пробы и ошибки:).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Лицо" - лица - персонажи кино-пьесы. Как и в "7 печати" Бергман гениален в простоте - всему есть место: мистика, простое шарлатанство, иллюзион, хорошая актерская игра, разумный сценарий, интересная история о людях и моральных страстях. Есть непонятности как то "рассказ о самоубийстве" и "воскрешение" бродяги. Но без этого не было б мистической составляющей. Актрисы эпично красивы, негодяи гротескно ужасны. И мог б оценить фильм на самый высший бал, но опять эта театральность и эти моральные противоречия автора делают для меня фильм искусственным, снова все подается на грани балагана и реальной жизни. Понятно, что автор родом из балагана - театр ему дорого и близок, но не люблю я театр - развлечение для убогих и жалких как нищих, так и королей. Зал смеется, когда шуты падают, артисты готовы бегать в одних портках лишь бы привлечь внимание публики, а публика ждет шумных эмоций что б пробудить свои. Не ужели без шута и кривляки не понять своей жизни, не задаться вопросами своего мировоззрения. Хотя наверное и данная история про это, и звучит честное признание со стороны образованного зрителя и хорошего артиста:"Мне противны ваши/их лица", вот чего ж то смотреть на эти лица, если противно, зачем мучить друг друга - ради аттракциона ощущений, и ради самоутверждения. И что ж выходит - пофилософствовав о себе и людях, вернулись к человеческому убожеству с которого начали - к деньгам, тщеславию, глупому веселью, низменным страстям. А глядя на это в роли стороннего наблюдателя из-за экрана, оценив все трезво и здраво - хочется воскликнуть: "Мне противны лица всех персонажей этой истории!". Жалкие и суетные люди, смешные в своих желаниях и страстях. И самое печальное, что действительно, но этот шутовской театр похожий на жизнь, а жизнь часто выглядит как это поганый театр.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... не люблю я театр - развлечение для убогих и жалких как нищих, так и королей....
???? Что с вами, Olexander? Как это "театр - развлечение для убогих"? Театр театру рознь, но хороший театр это о-го-го.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

???? Что с вами, Olexander? Как это "театр - развлечение для убогих"? Театр театру рознь, но хороший театр это о-го-го.

 

А вот так!!! Мое ноу-хау!!! При чем во всех культурах мира такой балаган изначально популярен! Убогие так любят зрелища!;) :) Не, конечно можно сделать тонкую интеллигентную постановку с приближенной к реальности игрой актеров, без этого выпучивания глаз, экспрессивной читки текста и беготни по сцене. Даже без голозадых артистов как у Виктюка.:) Но театр привык все утрировать, что б в зале рыдали или ржали зрители. Следующим фильмом с надеждой на минимум театральщины буду смотреть "Персону", а пока смотрю очередной балаган именуемый - "Вечер Шутов" - тут все опять театрально и переиграно до невозможного, безумное шапито и прибацаный захлебывающийся снобизмом местечковый театр.

Изменено 15.03.2013 19:43 пользователем Special Agent 13
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всё тянется, тянется рабочий класс к искусству.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот так!!! Мое ноу-хау!!! При чем во всех культурах мира такой балаган изначально популярен! Убогие так любят зрелища!;) :)
А кино у нас что? Не зрелище?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот так!!! Мое ноу-хау!!! При чем во всех культурах мира такой балаган изначально популярен! Убогие так любят зрелища!;) :) Не, конечно можно сделать тонкую интеллигентную постановку с приближенной к реальности игрой актеров, без этого выпучивания глаз, экспрессивной читки текста и беготни по сцене. Даже без голозадых артистов как у Виктюка.:) Следующим фильмом с надеждой на минимум театральщины буду смотреть Персону, а пока очередных балаганных " Шутов" Бергмана глянуть придется - уже на флэшке просто, но тут все понятно, естественно, шумному театру быть и много.

 

Интересное мнение. В чем-то вы, безусловно, правы. Вот только "убогого" театрального актера от актера, который в театре никогда не играл, отличает качество игры - и не в пользу последнего;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кино у нас что? Не зрелище?
Ну для этих целей есть сериал про Спартака... Там как раз со зрелищами все порядке.

 

А Ильич конечно опрометчиво поступил со своим смелым заявлением..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кино у нас что? Не зрелище?

Зрелище. В наши дни еще и сверх попсовое, даже арт-хауз, - для убогих без фантазии.:D

 

Всё тянется, тянется рабочий класс к искусству.

 

А вы что то имеете против рабочего класса? Может хлебушек не кушаете? На табурете не сидите, а сразу в воздухе зависаете, когда ваши искусствоведческие ноги устают... .

Между прочим в "Лице" рабочий класс возжелал стать артистом, а все элитарные господа, к коим, фэн-база Бергмана себя причисляет, высмеивали и мучили представителей искусства. Не уж то от такого прозорливца как вы это осталось скрыто? :)

Изменено 15.03.2013 19:35 пользователем Special Agent 13
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зрелище. Попсовое еще и для убогих без фантазии.:D
А что же мы тогда на него время тратим? Айда книжки читать.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что же мы тогда на него время тратим? Айда книжки читать.

 

Да-да, книги, живопись, музыка - все это походит как уму, так и сердцу!;) :) А чё командуете то, может я все успеваю - и смотреть, и читать, вам то откуда знать, а?:)

 

А чего не тратить, всяко лучше водки или героина? Нет? Пусть уж лучше кино - будет моим грехом. Я ж его в абсолют не возвел, как некоторые тут театр. Прям священной коровой себе сделали. Смешные такие люди. Интеллигентами себя мнят, людьми искусства, а как покритикуешь да мнение свое скажешь отличное от их массового понимания, так сразу ака жлобы в стайку шакалью собьются и давай кусать, кусать, кусать.:D Прям как у Бергмана в "Лице", там ведь тоже критики и знатные театралы его критиковали, что и вылилось в фильм "Лицо". Так нет же, наши любители Бергмана жлобство элиты в фильме и жизни автора понимают и журят, а вот когда сами становятся жлобами - ой, не видят бревна то, совсем не замечают во своем то глазу, а то и в двух сразу.:roll:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да-да, книги, живопись, музыка - все это походит как уму, так и сердцу!;) :) А чё командуете то, может я все успеваю - и смотреть, и читать, вам то откуда знать, а?:)

 

А чего не тратить, всяко лучше водки или героина? Нет? Пусть уж лучше кино - будет моим грехом. Я ж его в абсолют не возвел, как некоторые тут театр. Прям священной коровой себе сделали. Смешные такие люди. Интеллигентами себя мнят, людьми искусства, а как покритикуешь да мнение свое скажешь отличное от их массового понимания, так сразу ака жлобы в стайку шакалью собьются и давай кусать, кусать, кусать.:D Прям как у Бергмана в "Лице", там ведь тоже критики и знатные театралы его критиковали, что и вылилось в фильм "Лицо". Так нет же, наши любители Бергмана жлобство элиты в фильме и жизни автора понимают и журят, а вот когда сами становятся жлобами - ой, не видят бревна то, совсем не замечают во своем то глазу, а то и в двух сразу.:roll:

Olexander, Вы это все мне пишете? И чем же я Вас так задела? Где в моих постах жлобство, наезды на Вас лично и т. д.?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Olexander, Вы это все мне пишете? И чем же я Вас так задела? Где в моих постах жлобство, наезды на Вас лично и т. д.?

 

Нет,не вам пишу, а просто рассуждаю на тему и наезды по теме. К вам претензий нет.

 

???? Что с вами, Olexander? Как это "театр - развлечение для убогих"? Театр театру рознь, но хороший театр это о-го-го.

 

Все в жизни хорошее - О-го-го! Вот только хорошего мало. И это факт.

Изменено 15.03.2013 19:44 пользователем Special Agent 13
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смотрела 1-й раз пару лет назад, сразу захотела написать о фильме. Начала обдумывать-составлять еще осенью. Вот и тема поднялась, пока суть да дело.

 

 

Человек, идущий к горизонту

 

Разуму, ограниченному пространственно-временной структурой, не дано познания вещи самой по себе, вне явлений. Познание вещей напрямую – чудо, не доступное человеку. Попытки разума заглянуть за свой предел приводят наблюдателя к зеркалу, в котором он видит все те же пространство-время и явления. Приближаясь к «горизонту познания», пытаясь заглянуть «на ту сторону», человек подходит к зеркалу и видит себя. Чудо, разум, зеркало и лицо оказываются для мыслителя изначально связанными категориями.

 

Протестантское иконоборчество Канта переосмыслил для экрана собрат по конфессиональной традиции Ингмар Бергман. Сделав главным героем фокусника, а темой – иллюзию, Бергман вывел подзаголовком двусмысленность и недоказуемость чуда. Сценарный каркас истории о мастере Фоглере и его труппе разломан осями симметрии на грани; двоятся искаженные отражения в кривых зеркалах, переставляя по ходу сюжета право и лево, верх и низ. Мужчины оказываются женщинами, плебеи – патрициями, лохматые – лысыми, крысиный яд – любовным зельем, ложь – правдой, мертвые – живыми. Словно на черно-белой шахматной доске симметричные ходы делают друг к другу господа и дамы, ученые и шарлатаны, мудрецы и дураки, юные и старые. В каждом эпизоде зритель напряженно гадает, случилось ли чудо, явилось ли видение, сбылось ли пророчество, подействовало ли волшебство.

 

Выразительно-театральный, строгий до малобюджетности, черно-белый минимализм «Лица» облекает идеи сценария в зримые формулы, намеки на необъяснимое подводят вплотную к грани между видимым и недоступным зрению. Условный бидермайер 1846 года кодирует вневременье. Окруженная парадоксами старуха - седая древность и мудрость иных времен - родом из голландской жанровой картины, комический воздыхатель в рваных носках и обхаживание кухарок прямиком из классического театра. Парадоксы и сами похожи на отражения в зеркалах: истина, многократно отраженная усилием понимания, не находящего упокоения в ответе, заперта в пределах трудящегося ума. Зеркала – тяжелая образная артиллерия, Бергман бережет их для ключевых сцен: волокут человека – живого или мертвого неизвестно, - и обстоятельство, что зритель видит сцену через посредство зеркала, еще больше дезориентирует и не дает разобраться в состоянии влекомого персонажа. Брошенное на чердаке наклонное зеркало, перекошенные рамы и статуя без рук воплощают хаос. В мир хаоса герой попадает, миновав лестницу, ведущую одновременно вниз и вверх: доктор спускается на чердак. Ударная тема оптических эфемеров продолжена необъяснимой сменой спроецированного на занавес лица на череп. Только последовательность кадров связывает сомнительно живого актера по имени Зеркало (Spegel), подобранного труппой Фоглера в первом акте, и самостоятельно подыгравший тайне проектор.

 

Прибытие труппы в город и попытки отъезда аранжированы сумерками, непогодой и ярким солнцем, будто поставлены на черно-белые клетки. В какой еще игре за пару ходов фигура может обернуться слоном, королем, и пешкой? Изменение внешности Фоглера (Сюдов), его помощника (Тулин), суперинтенданта (Павло) показывает, как герой меняет свой статус при вступлении на новую клетку. Пространство трехмерно, и Бергман расчерчивает свое игровое поле не только по горизонтальным осям, но и по вертикали. Вертикальная ось обозначена как в переносном смысле – социальная лестница, на вершине которой король, так в конце фильма и визуально-буквально: высокий фон Сюдов возвышается над присутствующими, его голова чуть ли не упирается в потолок, над которым уже абсолютный верх и высшая власть. В сказочном финале, где снова все ставится с ног на голову и последние становятся первыми, признание для художника оказывается проявлением высшей справедливости. Вера в разум заставляет Бергмана ждать высшего, конечного суда, и этот суд для него – суд истории, в фильме персонифицированной монархом.

 

Напряжение, вызванное необходимостью узнать, что же произошло «на самом деле», ставит под вопрос реальность и ее границы. Пленка уравнивает живых и призраков, силу заклятья и силу огромного конюха. Монтаж принуждает зрителя оставаться в недоумении: «Спегель в исполнении Экерота – вылитый Сюдов-Фоглер?!», в «вырезанный», оставшийся за кадром фрагмент проваливаются одна за другой попытки рационального объяснения, «за кадром», за границей видимого молчаливо ждет неизъяснимое. Утаивание связок принуждает мысль к усилию в попытке восстановить и понять «пропущенное» - монтажные ножницы Бергмана вырезают из иронической притчи едва ли не триллер. Пусть они не показаны, но не герои ведут себя так, будто чудеса есть.

 

Столкновение изображения на экране с несовпадающим закадровым смыслом сходно с «это не трубка» Магритта. Фокусник дает зрителям не то, что они хотят, а то, что они должны получить. Шут нужен, чтобы говорить правду. Фоглер обречен выносить приговор, поскольку является проводником изначальных истин, которые сохраняются в его труппе даже тогда, когда не востребованы зрителем («Тетя, ваши фокусы уже устарели, они никого не интересуют, потому что их нельзя объяснить»). Ремарка трюкача: «Обман так обычен, что тот, кто говорит правду, как правило, расценивается как величайший лжец», созвучна словам художника, прикидывающегося безумцем, из «Успеха» Фейхтвангера: «Если вы однажды сказали правду, вам уже не поверят». Герои, как и в «Седьмой печати», говорят парадоксами, и роль слова в «Лице» не послушно сопровождать и пояснять изображение, но оспаривать его и подвергать сомнению.

 

Название фильма при всей его кажущейся простоте продолжает игру словами: оно утверждает некое единственное лицо, но чье? Какое из? Название будто бы сообщает, что за чередой масок есть некое итоговое, абсолютное лицо, которое или показано в одном из эпизодов, и зритель должен угадать, в каком именно, или же не может быть показано по определению, так как является чистой идей, невыразимым ноуменом. Если применительно к лицедею Фоглеру понятие «истинного лица» вообще бессмысленно, то вправе ли претендовать на «истинность» лица другие персонажи? Название настолько конфликтует с ходом показанной истории, что фильму бы подошло название «это не лицо» или даже «это не лица».

 

Бергман искушает поддаться на любое из возможных объяснений, приписать Фоглеру магию или обман. Выбор за зрителя так и не сделан, и, предоставленный сам себе, он втайне счастлив от того, что на волоске его решения висит толкование и едва ли не существование мира. Сладость соблазна мешает сразу распознать, что равная возможность обеих интерпретаций – главная иллюзия фокуса Фоглера, ибо любое из предложенных объяснений лишает происходящее смысла. Объяснение магией низводит сюжет до примитива через перечеркивающее свободу воли принуждение к чуду, а объяснение через трюк при кажущейся простоте противоречиво, поскольку Фоглеру должны подыгрывать люди, никак в этом не заинтересованные, что множит не подтвержденные действием предположения, которые уводят все дальше, как и предположение о череде совпадений. Зритель смутно предчувствует невозможность элементарных интерпретаций, и, даже не успев логически опровергнуть их, оказывается охвачен странным торжеством.

 

Суть трюка Фоглера – зафиксировать зрителя в точке, куда сходятся обе перспективы и кажутся равными. Зритель в той единственной позиции, откуда фигура Неккера кажется «настоящим» кубом. Наблюдатель польщен, что его место обозначено в самом центре разбегающихся перспективных линий. Зритель волен выбрать любой путь и любое лицо. На временной оси фокусу Бергмана соответствует поворотная точка, где по сторонам от гирьки весов обе половины 20 века еще находятся в неустойчивом равновесии, хотя в конце 1950-х корпорации рука об руку с модернистами уже успели создать и утвердить новую иллюзию – настоящее без прошлого и отражение без вещи.

Изменено 03.03.2013 11:25 пользователем karkaty
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...