Скажу честно: была предубеждена, готовилась плеваться и ругаться - Хотиненко я не люблю со времен "1612". Хотя сейчас-то понимаю, что на заказ можно снять только халтуру. Творчеством Е.Миронова я не особо интересовалась. Видела с ним только "Мусульманина", очень давно... и вот это...
Знаете, загипнотизировал он меня. Вот честно. Я не думала, что после Смоктуновского это кому-то под силу. Но Миронову удалось. Я не знакома с другими его работами, но даже если бы он за всю свою актерскую карьеру сыграл только Достоевского, этого было бы достаточно, чтобы называть его российским Актером № 1.
Да, Ливанов (как и Д.Бретт, обоих люблю одинаково) был рожден быть Холмсом, Смоктуновский - Гамлетом (хотя кто-то скажет, что Мышкиным... не знаю, спектакль, увы, недоступен), Д.Суше - Эркюлем Пуаро, а Миронов - Достоевским. Были моменты, когда мне было просто жутко: так играть нельзя... Это что-то космическое, что-то не от мира сего. Полное перевоплощение. Поразительно, как тонко удалось актеру воплотить если не все, то многие грани великого писателя: страсть к игре, страсть к женщине, фанатизм, и одновременно - глубокая вера в Бога, понимание человеческой души, детская беспомощность, незащищенность, ребячливость и невероятная, вселенская доброта.
Сериал снят красиво, захватывающе. Все 8 серий я просто выпила залпом. И, знаете, мне не хватило. Цепляться к сериалу просто не хочется, хотя претензии есть.
Первое: очень мельком показано зарождение любви между Достоевским и Анной Григорьевной. Продиктовал "Игрока", и огорошил: выходи за меня замуж. А она такая: аха!
Второе: Тургенев, мать его! Нужен был антагонист Достоевского, понимаю. И в жизни классики не очень-то и ладили: Ф.М. претило откровенное западничество И.С., которое периодически граничило с отъявленнейшим русофобством. Но сволочью Тургенев не был. И либерализм головного мозга у него вскоре прошел. А в сериале Тургенев - именно что сволочь. Холеная, циничная, опасная сука. Жаль, что не показано было ни то, как он выручал окончательно проигравшегося Ф.М., ни то, как они помирились на вечере Пушкина. Кстати, сама историческая пушкинская речь Ф.М., длившаяся 40 минут, тоже была сведена к минимуму. И зрителю непонятно, почему тамошний зритель 40 секунд сидел в ступоре, а потом чуть ли не на руках великого писателя носил. Я не говорю, что все 40 минут было нужно экранизировать, но самые сильные моменты-то можно было упомянуть.
Возвращаясь к актерским работам. Меня поразила огромная работа, которую проделал Миронов, готовясь к роли. Он полностью изменил свой, вполне нормальный, обычный голос, и говорил так, как Достоевский - хрипловато, глухо, не всегда разборчиво. Также он изменил походку. Ф.М. после каторги всю жизнь ходил маленькими, но тяжелыми шагами. И Миронов эту походку изобразил просто изумительно. Еще хочу припадки эпилепсии отметить. Это страшно. Я вообще настоящий ужас испытала. И несложно догадаться, почему добрейшего Достоевского так боялась его Федосья - она его чуть ли не колдуном из-за этой самой падучей считала...
Еще страшнее выглядели сцены в казино. Намного страшнее, чем каторга. Сцена, где Ф.М., проигравшись, грубо требует у А.Г. деньги, выглядит просто кошмарной. Кажется, что он сейчас ее ударит или убьет, а потом как ни в чем не бывало пойдет играть... Передать это жуткое состояние гипноза, аффекта, какого-то лунатизма удалось Миронову блестяще.
Очень понравилась Ч.Хаматова в роли М.Исаевой. Из всех женских персонажей именно она смотрелась рядом с Мироновым на уровне. Сам Достоевский всю жизнь казнил себя за то, что увез больную жену в Петербург. И из-за этой вины он и тянул пасынка даже после того, как тот совсем взрослым дяденькой стал. К сожалению, линия с пасынком тоже не дожата, он не выглядит здесь такой свиньей, какой, собственно, был.
А.Суслова вызвала неоднозначное впечатление. По сравнению с актрисой, которая играла эту женщину-вамп в ташковском фильме - вполне годно. Та актриса выдала нам самую жуткую, отвратительную театральщину, которая только может быть. Эта артистка изобразила девушку стервозную, наглую, своенравную, не совсем здоровую психически. Но демоничности в ней нет, и как-то непонятно, чем она зацепила - почти на всю жизнь - такого человека, как Ф.М, который любил ее воистину безумно.
Кстати, если уж сравнивать Сусловых, то лучше всего этот образ удался польской актрисе в "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского". Вот там, да, в одни глаза влюбиться можно.
Сериальная Анна Григорьевна, по сравнению с А.Г. Е.Симоновой, выглядела бледненько. Хотя, если говорить о фильме Захри, довольно крепком, то у меня претензии к трактовке почти всех образов. Достоевский у него выглядит совершенной развалиной. А Сниткина - по-хорошему дерзкой умницей. Хорош только Дворжецкий, который очень круто изобразил все паскудство Павлуши. И да, в фильме Захри отлично показано, как зарождалась Любовь. Но понять чувства молодой девушки к практически полутрупу невозможно. Пожалеть такого Достоевского - да, влюбиться - нет.
А вот в Достоевского-Миронова - о, да... Кстати, не думала, что Ф.М. был настолько страстным мужчиной))) Ну не похож он на героя-любовника. А оказывается, был, и еще как! Тетки от него просто улетали, да и отчаянная влюбленность отнюдь не в его гений 15-летней Софьи Ковалевской о многом говорит.
Фух, вроде бы, все))
П.С. Почитала отзывы и, честно говоря, поразилась. Некоторые зрители считают сериал... скучным. Ну, если это скучно, тогда им осталось собрать деньги и пригласить к созданию фильма о Ф.М. Бекмамбетова какого-нибудь. А основой будет свежеиспеченный комикс "Достоевский против нечисти". А че, есть же "Линкольн - охотник на вампиров", путь и такое будет. Достоевский там будет скакать по крышам, мочить Бесов, гоняться за маньяком Раскольниковым (ну, или Ставрогиным) и попутно расследовать убийство Ф.Карамазова. Главным злодеем будет Тургенев. Его сделают этакой смесью профессора Мориарти и лорда Блэквуда. И дуэль между классиками таки состоится - на крыше питерского дома, или (че мелочиться?) сразу Зимнего. Потом Ф.М. освободит связанных Суслову со Сниткиной и пойдет пить чай и переносить все свои приключения на бумагу.
Вот такое современному молодому зрителю, наверное, не покажется скучным.