Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

И корабль плывет (E la nave va)

Рекомендуемые сообщения

«И корабль плывёт…» (итал. E la nave va) — кинофильм выдающегося итальянского режиссёра Федерико Феллини. Сочетание элементов комедии и драмы, а также фарсовые и гротескные элементы вызвали неоднозначную реакцию критиков на этот фильм.

Название фильма содержит в себе определенный стилистический сдвиг, который не передаётся в традиционном русском переводе. Более радикальный вариант перевода предложили французы: Et vogue le navire, буквально - "Плыла-качалась лодочка". Этот вариант лучше передаёт притчевый характер картины.

Сюжет фильма отдалённо напоминает об истории гибели теплохода "Титаник" и, более конкретно, об оркестре из восьми музыкантов, которые продолжали играть на палубе в момент погружения судна.

год: 1983

страна: Франция, Италия

режиссер: Федерико Феллини

сценарий: Федерико Феллини, Тонино Гуэрра, Катрин Брейя

продюсер: Франко Кристальди, Альдо Немни, Ренцо Росселлини

оператор: Джузеппе Ротунно

композитор: Джанфранко Пленицио

жанр: комедия, драма, военный, музыка

премьера (мир): 10 сентября 1983

время: 133 мин.

В ролях: Фредди Джонс, Пина Бауш и другие...

Награды:

4 приза «Давид» Донателло» - за фильм (поровну с «Балом» / Le bal), сценарий, работу оператора и главного художника (Данте Ферретти - Dante Ferretti), 5 «Серебряных лент» - за режиссуру (поровну с Пупи Авати / Pupi Avati, постановщиком ленты «Школьная прогулка» / Una gita scolastica), работу оператора и главного художника, костюмы (Маурицио Милленотти - Maurizio Millenotti) и спецэффекты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Феллини, он, конечно, великий режиссёр и фильмы его особые, так что не будем про него забывать, иногда посматривая то что он там за свою жизнь наснимал.

 

Начинается всё с закоса под ретро-фильм начала прошлого столетия. Плёнка как бы художественно состарена. Нам показывают причал и борт корабля "Глория Н", у которого собирается толпа отправляющихся в плавание. Звука нет. После этого фильм превращается в мюзикл, потом в нормальное кино... Нет, ненормальное, совсем ненормальное и совершенно невероятное. Главные герои фильма (В основном это коллектив оперного театра, плюс репортёр Орландо, призванный рассказывать нам обо всём происходящем) отправляются на похороны. Исполняя волю умершей, они наняли пароход чтобы достигнуть острова, на котором родилась эта оперная дива, чтобы у берегов развеять её прах. Пожилой репортёр Орландо, чем-то похожий на самого Феллини, выступает в роли рассказчика и представляет нам каждого из пассажиров "Глории Н". Люди искусства предстают перед зрителем без прикрас (со своими странностями и даже извращениями), но всё равно вызывают симпатию. В ходе путешествия случается много курьёзных ситуаций, начиная с ловли чайки и заканчивая подбором сербских беженцев... Наблюдать всё это весело и интересно.

 

Этот фильм почему-то сравнивают с "Репетицией оркестра", мол и там музыканты и тут, да и финалы, иллюстрирующие всеобщий апокалипсец, у фильмов схожи. А вот настроения у фильмов совершенно разные. "Репетицией оркестра" - это такая злая сатира на деятелей искусства, в которой проглядывает и заинтересованность Феллини политикой, а "И корабль плывет" - это что-то такое более лиричное и комедийное, созданное не только ради одной идеи, а наверно ещё и ради эпического нагромождения декораций и всевозможной бутафории. "И корабль плывет" визуально более приятное кино, всё таки действие происходит как бы в море, а не в одной пустой комнате ("Репетиция оркестра").

 

Несмотря на комедийный сюжет, очевидную (под конец ещё и выставленную напоказ) фальшивость декораций, фильм всё равно трогает, особенно в те моменты, когда Феллини показывает рождение любви на фоне войны. И музыка, она в этот момент прекрасна...

В общем, искусство бессильно перед военной агрессией - примерно об этом фильм. Мне понравилось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давно уже диск лежит, я уже забывать про него начала. Увидела тему, вспомнила, в ближайшие дни посмотрю =)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давно уже диск лежит, я уже забывать про него начала. Увидела тему, вспомнила, в ближайшие дни посмотрю =)

 

Я бы тоже посмотрела с удовольствием, хотя впервые слышу о нём.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Феллини - это Феллини и неспециалисту трудно что-то сказать. Атмосфера на корабле, роскошь, весьма странные люди искусства, живущие в своих мечтах...

и как они не защищены от внешнего мира, как катастрофа врывается и не спрашивает, и богатство не может спасти. Настоящий корабль так же хрупок, как и бутафорский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Феллини - это Феллини и неспециалисту трудно что-то сказать. Атмосфера на корабле, роскошь, весьма странные люди искусства, живущие в своих мечтах...

и как они не защищены от внешнего мира, как катастрофа врывается и не спрашивает, и богатство не может спасти. Настоящий корабль так же хрупок, как и бутафорский.

 

Учиться во ВГИКе не обязательно, можно просто посмотреть несколько характерных для Феллини фильмов и будешь знать, что типажи героев в его картинах всегда нестандартны (и в плане внешности и в плане харатера), на то он и Феллини. Герои таким образом получаются у него более реалистичными, или даже карикатурами на самих себя, но всё равно вызывают симпатию.:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почти что великолепный фильм с неплохим музыкальным оформлением, классной художнической и операторской работой. Позабавили почти все центральные персонажи. Позабавили два оперных певца – толстый и тонкий. Позабавила и безмозгло-напыщенная певица, жаждущая внимания. И главный герой позабавил – журналист с причудливой мимикой, беспрестанно обращающийся в камеру. Фильм и в целом удачен, а финал – более чем грандиозен и прелестен. Очень миленькое такое кино.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не зацепил особо фильм, по-моему картина не из лучших у Феллини. Хотя в плюс можно записать крутое музыкальное сопровождение (мне казалось без Нино Роты с этим будет вообще швах) ну и интересных персонажей (но это же Федерико, у него других и не бывает). Понравилась игра Фредди Джонса, надо будет еще чего-нибудь с ним найти.

 

Стандартная для Феллини феерично хреновая работа монтажера звука, но за 20 с лишним картин к этому уже привыкаешь, да. Кстати, никто не скажет, были до этого не документальные картины, в которых актеры разговаривали с камерой?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, никто не скажет, были до этого не документальные картины, в которых актеры разговаривали с камерой?

Здесь, например. Или здесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здесь, например. Или здесь.

 

Будете смеяться, когда спрашивал совершенно вылетело из головы, что фильм 1983 года. Видимо для меня Феллини навсегда останется прописан в 50-ых :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В первый раз посмотрела фильм в школьные годы, и как-то он мне не очень понравился. Вроде бы, суть истории уловила (тем более, кое-какие детали напомнили "Господина из Сан-Франциско"); метафоры эти с классовыми градациями: контраст между кучностью загнанного в ограниченное пространство "презренного плебса" и просторным комфортом помещений "наверху", в которых ощутимо воссоздана атмосфера эпохи либерти. Творческой и политической "элите", обитающей в изысканной обстановке первого класса, казалось бы, дОлжно чувствовать себя органично на своём месте, да вот томится что-то "богема", ищет экзотических "впечатлений" (в машинном отделении, например, когда "экскурсия" перетекает в импровизированный концерт на почве творческого соперничества. А что, чем не метафора: класс господ склонен к поискам приключений в путешествиях по загадочным пространствам бедных стран). Видимо, из-за этого "томления" мне лента и не понравилась поначалу, показалась излишне манерной и даже... жеманной, хотя, надо отметить, и особенности эпохи, в которой разворачивается действо, весьма к тому обязывают.

 

Вторично "И корабль плывёт" я посмотрела в университетские годы - и на этот раз понравился гораздо больше, ибо появился вкус к сатире, а лично я нахожу фильм довольно-таки сатирическим.

 

Сейчас же, будучи, надеюсь, умудрённой жизненным опытом, я полюбила картину, хотя и пересматривала в последний раз лет восемь назад. Ах, красота эпохи столетней давности, сметённая огнём Первой Мировой войны, ах, поиски утраченного времени... А мне именно финал фильма и нравится:

я против войн, но мир "богемного" корабля настолько искусственно-мёртвый, тормозящий эволюцию, что шандарахнувший по нему "агрессор" кажется подчиняющимся не собственным "агрессорским" интересам, а велениям Времени, в смысле - Истории, для хода которой "богемный" корабль - не просто корабль с останками легендарной певицы, а сам подобен останкам ("А то, что не было похорон - простая формальность", - как говаривал Феллини о людях, умерших при жизни, но ещё не знающих об этом). Кажется, кто-то из кинокритиков называл феллиниевский Корабль образом Европы 1900-х - возможно, хотя для подобного соотношения он всё-таки слишком условен.

 

В целом, не могу избавиться от ощущения, будто Феллини снял своего рода "поминальную" по эпохе, которую не застал (или по былой Европе), но, пожалуй, не особенно скорбит о ней. Оттого рассказчик весело и деловито спасается так, словно ему каждый день случается попадать в морские катастрофы, и набор действий уже отработан. Не люблю слово "позитивный", но почему-то к финалу именно этого фильма хочется его применить.

Такой вот парадокс, возможно, существующий исключительно в моём зрительском случае.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотя в плюс можно записать крутое музыкальное сопровождение (мне казалось без Нино Роты с этим будет вообще швах)

 

 

 

Пусть там и нет Нино Роты, думаю, что Верди и Чайковский (ну и Пленицио для общей темы саундтрэка) были явно не хуже, хотя такие тонкости, как фееричная хреновость звукомонатажа, мне конечно не постичь. А вот от темы из "Отелло" (или "Набукко"- ?) в начале картины, когда они наконец-то все собираются на причале, всё замолкает и дирижер взмахивает палочкой..., а потом они поднимают на палубу в ритме мелодии, у меня реально мурашки по коже...Ну и "Аида" во время самой церемонии конечно тоже незабываемо...

А вообще фильм забавный и необычный, выделяющийся даже среди совсем, как известно, не банальных фильмов Феллини. Все эти чуднЫе персонажи, суперэстэты на грани фриков, возвышенное, трагическое и судьбоносное, вплетенное в канву мелочей жизни, своеобразия характеров и откровенной каррикатуры...

Кроме того фильм мне был интересен ещё и тем, что Феллини претворил на экране «собственное видение" (в очередной раз) современного ему события, а именно похороны Марии Каллас (это конечно сама Тэттуя Эдмея), чей прах, как известно, был развеян... не помню уж где и над чем...На фоне мертвенного очарования декаданса режиссер замешивает фантастическую смесь, «сталкивая носами» прообразы знаменитых артистов всех стран и времен – Шаляпин и Анна Павлова, жеманно-ревнивый красавчЕго Корелли с его деловитая жена, веселый толстяк Паваротти и «вечно вторая» Джоан Сазерленд в виде импозантно-замороженной Ильдебранды Куффари, знаменитые дирижеры да вообще наверняка ещё куча народа, которых я просто не узнала…Ну а египетский паша с самым большим фаллосом на свете (синего цвета) - это конечно «жеребец» Анасис…Язвительный ФеФе никого не забыл…

В общем, странный и какой-то волшебный «сон», игра, которую режиссерской волей в силах прервать на самом драматичном моменте…И в этом тоже очередная «странность»…Один из моих самых любимых фильмов Федерико нашего Феллини.

Изменено 24.04.2013 18:01 пользователем serenada12
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В начале картины играют не "Отелло" и не "Набукко" Это опера "Сила судьбы" ( правда все равно Верди). Я хорошо знаю эту музыку так что мне можно верить на слово. Без ссылок. А потом уже Чайковский "Щелкунчик", Сен-Санс "Умирающий лебедь" из Карнавала животных и т. д.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В фильме, безусловно, присутствует оперная эстетика, так что и лёгкое "томление", и подчёркнутая декоративность, так органично совпадающие с эпохой либерти - оперной природы. Но есть одна маленькая особенность: насколько мне известно, Феллини не был "человеком оперы", сам признавался, что парень он простой, южанин, слишком высокое и абстрактное (искусство ради искусства) не особенно ему близко и понятно. Это Висконти, с детства обучавшийся музыке и выступивший в возрасте 13-ти лет в зале Миланской консерватории, жил оперной музыкой настолько, что успешно ставил даже сложные оперные спектакли. А уж уникальность Марии Каллас он понимал не как слушатель-ценитель, а как режиссёр, поставивший на неё "Весталку", "Сомнамбулу", "Травиату", "Анну Болейн", "Ифигению в Тавриде". Так вот, он отзывался в интервью: "Помилуйте, Мария - дива?! Да она трудяга, старательно стремящаяся к совершенному исполнению!"

 

Я не знаю, о ком думал Феллини как о прототипе легендарной умершей певицы, но либо он тоже шёл на поводу у мифов вокруг имени Каллас, либо в его фильме всё-таки собирательный, не без абстракции, образ оперной Дивы: не подчиняющей свою жизнь (иногда в ущерб личному) графику репетиций трудяги в трикотажной кофточке (могу запостить фото), а всей такой... загадочной, непонятной Дамы в шелках. Так что, боюсь, и остальные басы и теноры - это всё-таки персонажи художника, смотрящего не без юмора на оперу со стороны, а не из оперной "кухни". Настоящая опера, если верить профессионалам, - это титанический труд, а не эффектные рулады без репетиций изломанных "людей искусства". (Эх, да если бы в фильме был показан их титанический труд - я первая посочувствовала бы участи корабля! Только тогда это был бы уже не Феллини. Точнее, Феллини в виде "Репетиции оркестра". В том-то и дело, что это его абсолютно собственный мир, может, действительно как сон).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В начале картины играют не "Отелло" и не "Набукко" Это опера "Сила судьбы" ( правда все равно Верди). Я хорошо знаю эту музыку так что мне можно верить на слово. Без ссылок. А потом уже Чайковский "Щелкунчик", Сен-Санс "Умирающий лебедь" из Карнавала животных и т. д.

 

Да, разумеется «Сила судьбы», сейчас точно вспомнила эту прекрасную тему, киношники её тоже, видать, любят

 

Я не знаю, о ком думал Феллини как о прототипе легендарной умершей певицы, но либо он тоже шёл на поводу у мифов вокруг имени Каллас, либо в его фильме всё-таки собирательный, не без абстракции, образ оперной Дивы:

 

В принципе у меня в голове тоже нет точного определения конкретного лица, которое подразумевал Феллини под именем Ильдебранды, скорее это действительно собирательный образ различных «див», просто «по жизни» вечной соперницей Калласс считалась именно Сазерленд (*шепотом* мне вообще ни та , ни другая не нравится). Ну и конечно образы тут разумеется собирательные (хотя усатый «Корелли» из фильма это вообще просто архетип, на месте реального Карели я бы обиделась ), просто мне интересно было играть в эту игру – «узнавание»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну такой немного винегрет, но вцелом даже было интересно смотреть, вторую половину особенно. Не мой Феллини режиссер, наверное лишь с Мазиной его фильмы и люблю, а в основе такое. Стеб над богатыми людьми, которые стесняются показать себя натуральными перед простыми людьми в той или иной ситуации - показателен, особенно момент с голодающими сербскими цыганами на палубе. Второй такой - когда элита спустилась в трюм к угольщикам, и пела им, по очереди, друг поперед друга показывая силу оперного голоса, дико смешно было. Вот же странный Феллини мужик, как задолго до Кэмерона с Титаником - затопить каюты, корабельный коридор, показать скользящие от перекоса корабля - столы, пиано, стулья, кровати - показал, а как снять это на настоящем море - не захотел, неужели это было сложнее? выгоднее было в 82 году расстелить гектары клеенки и поддувать ее снизу - создав визуальную пародию на колыхающееся море? не знаю. Куча кстати отсылок разных на будущую содомию - старый священник, любящий гладить маленьких девочек чужих тоже туда входит. Ну и я так понял в конце маестро был за камерой, но мы увидели лишь его ноги и плечи. Оригинально))

 

7/10. Возможно со временем оценю выше еще

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не зацепил особо фильм, по-моему картина не из лучших у Феллини.

Определенно. Шедевры у Феллини только 8 1/2 и Сладкая жизнь... Их можно смотреть без счета...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

7/10. Возможно со временем оценю выше еще

это вряд ли © тов. Сухов :D
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...