Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Завтра была война

Рекомендуемые сообщения

Да, абсолютно верно! Когда выводят арестованного отца Вики из парадной...музыка просто заходит в душу и там всё переворачивает.

 

А потом, увидев арест, героиня Негоды, Зина, бежит по улице... Там кроме музыки действительно ничего не нужно, просто бежать, даже играть ничего не нужно.

Страшный фильм, после просмотра которого хочется что-то сделать, что-то осознать, что-то пересмотреть во внутренних взглядах, но, к сожалению, стремительно текущая современная жизнь быстро притупляет эти ощущения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 86
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Фильм получился достойным и крепким. Не знаком с литературным первоисточником, но вообще картина становления поколения победителей, которым пришлось пройти через испытания настолько серьёзные, что не дай нам Бог, эта картина действительно производит впечатление. Сначала резала некая схематичность, шаблонность персонажей (если партийный активист - то сухарь, если интеллигент - то кристально чистый, искренний и страшный гуманист, если учитель-сволочь - то сволочь до конца), но потом, особенно когда большинство персонажей начали проявлять себя с иных сторон, это ощущение ушло.

 

Хорошо, но фильм, как мне кажется, лучше было закончить на "подбадривающих" словах Зины о следующем году. Хорошо, но окрашивание в цвета некоторых сцен, по мнению режиссёра показывающих дни и часы единственно настоящей и счастливой жизни персонажей, слишком категорично выражают точку зрения Кары (это спорно, зритель должен думать сам). Хорошо, но некоторые диалоги и монологи героев остались очень "литературными", неестественными, неадаптированными к кино.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Помню этот фильм, я и книгу после него прочла. Очень сильное впечатление произвело что одно, что другое. Долго потом все эти характеры с разных сторон обдумывала. В этой истории жизнь как она есть со всей ее подлостью и выбором таким сложным, главное что не изменить в ней, не вернуть назад уже ничего нельзя: кто умер тот умер, кто предал тот предал, а кому-то дальше жить, хотя война в любом случаи все расставила по-своему.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как-то раньше не смотрел, а вчера попался на глаза и решил взглянуть. Сразу скажу, что фильм очень сильный, и он силен прежде всего атмосферой показа веры молодежи в идеалы социализма и новой общественной формации. Ведь убери всю чистоту взаимоотношений в классе, основанную на построении нового общества – и что-же тогда останется? Почему нам так трогательны платонические отношения между разнополыми учениками, отчего мы так умиленно воспринимаем поцелуи в щечку, которые для героев фильма являются вершиной выражения симпатий? Неужели этот невинный поцелуйчик все еще может привнести в наши души больше нежности и понимания, чем льющийся с экранов животный секс?

 

В фильме явно противостоит товарищ Полякова, с ее действительно непоколебимой верой в ту истину, которую ей дала Великая Октябрьская Социалистическая революция, техническому интеллигенту Люберецкому, для которого истина должна быть доказуема, а искусство должно заканчиваться знаком вопроса. Здесь можно впасть в прострацию и однозначно утверждать, что Люберецкий - это и есть человек, из уст которого и вытекают общечеловеческие ценности, которыми может быть разбавлена революционная идеология. Но давайте зададим себе вопрос – в какой науке нет аксиом, то есть тех самых истин, не требующих доказательств? И мы сами себе ответим – таковых не имеется в наличии. И здесь я абсолютно разделяю взгляды товарищ Поляковой – та истина, которая завоевана путем неимоверной борьбы и за которую пролито столько крови на полях Гражданской войны, должна быть непоколебима, в ее устоях никто не имеет право ставить вопросительный знак. А вот отталкиваясь от революционных постулатов, можно ставить кое-где и вопросительный знак и спорить, и убеждать, и может кое-где и менять свою точку зрения. Так что Люберецкий прав только за пределами непреложной истинны Поляковой и это надо четко понимать, товарищи.

 

Второе противостояние в фильме – это директора школы (Никоненко) и завуча (Алентова). Но

здесь все немного примитивно – героиня Алентовой просто беспринципный человек, не вызывающий ни на секунду симпатии. А герой Никоненко – это душа школы, распевающий на переменах с учениками :

 

Мы красные кавалеристы

И о нас

Речистые былинники ведут рассказ

 

Я думаю, что при этих строках мало у кого из зрителей не увлажняются глаза, настолько с юношеским задором, энергией и нежностью исполняется эта замечательная песня. Присутствующий на собрании представитель городского комитета комсомола дает нам четко понять – в ту пору комсомол еще не увяз в бюрократической трясине, звание комсомольца – это не просто нужное для жизни состояние – это состояние души, даже Вика Люберецкая пишет в своем прощальном письме – что она умирает комсомолкой. А с какой горечью герой Никоненко говорит об исключении из любимой партии, видно, что для него – это хуже, чем потерять близкого человека, что это невосполнимая утрата, утрата смысла всей жизни. И поддержка класса в виде распевания той самой песни, в которой есть слова : Вся жизнь –борьба» преломляют его состояние уныния и он готов бороться и отстаивать свои идеи. Так что здесь противостояния не получилось – вся зрительская ненависть – к заучу школы и все зрительские симпатии – директору школы.

 

Окончание фильма подводит итог под показанные нам в фильме характеры героев. И я бы отметил, что это наверное единственно правильная концовка для такого фильма, в котором показан выпускной класс последнего предвоенного года, который не оставляет им выбора в ближайшие несколько лет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

фильм действительно сильный, но после того как узнаёшь что завуч это вера алентова а мать искры нина усатова - вся острота восприятия пропадает. лучше бы их играли какие-нибудь неизвестные актиры
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

фильм действительно сильный, но после того как узнаёшь что завуч это вера алентова а мать искры нина усатова - вся острота восприятия пропадает. лучше бы их играли какие-нибудь неизвестные актиры

 

Во-первых мать Искры, товарища Полякову играет Нина Русланова, а во-вторых я не вижу в чём пропадает острота восприятия и ощущения от того, что эти роли потрясающе сыграли две известные актрисы. А талант Веры Алентовой

для меня вообще совсем иначе расскрылся, на столько ярко и здорово сыграть не типичную для себя отрицательную роль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

После просмотра долго комок в горле стоял. Фильм очень хороший. Но тяжёлый. Из тех, что бьют наотмашь. Мало уступает книги по произведенному впечатлению. Актёры справились великолепно. И огромное, конечно, спасибо режиссёру.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С этим фильмом у меня связан только один вопрос.

Как после ТАКОГО можно было снять "Воров в законе"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С этим фильмом у меня связан только один вопрос.

Как после ТАКОГО можно было снять "Воров в законе"?

 

Кара всегда старался следовать веяниям моды - от "Пиров Валтасара" к "Мастеру и Маргарите", от "Я - кукла" к съёмкам в космосе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кара всегда старался следовать веяниям моды
Следовать моде - не самый большой грех. "Завтра была война" - это ведь тоже, по сути, "веяние моды". Но уровень??? Уровень литературного материала, режиссерской и актерских работ, уровень эмоционального воздействия на зрителя... Полное ощущение, что "Завтра" снимал какой-то другой человек, ибо, по сравнению с этим, все остальные картины Кары - просто кошмарная дешевка.

 

Кстати, в первый раз я смотрела этот фильм в кинотеатре. Зал был не просто полон - он был набит под завязку. Свободных мест не было, и люди стояли в проходах, сидели на чьих-то коленях, на полу перед экраном... Подобного мне не приходилось видеть больше никогда в жизни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитирование примерное...

- Какие замечательные стихи!

- Это Есенин!

- Как Есенин?

И этим все сказано! Прямо в точку!

 

Кара, Бортко... снимали в то время смело такие фильмы... герои России просто.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В какое - "то время". В конце 80-х? И в чем героизм?

В том, что - как верно заметил Stalk-74 - постановщики следовали веяниям моды?

Героизмом это было бы, если б такой фильм сняли где-нибудь в 50-х. Или хотя бы в 72-м, когда повесть Васильева была написана. А в последние годы существования СССР издыхающего льва не пинал уже только ленивый...

Все это не в упрек самому фильму, разумеется. Прекрасные вещи прекрасны независимо от времени создания. Но смелость режиссера тут не при чем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну так прежде чем добивать льва, кто-то должен был его начать резать. Не один Высоцкий же. Изменено 24.03.2011 08:05 пользователем дружок-рар
Полное изменение
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашла не большую статью о фильме.

 

Этот фильм не был похож на другие картины о предвоенной жизни нашей страны. Он был одновременно пронзительным, гневным, упрекающим, был плачем по ушедшим и при всем этом нес какую-то доброту, тепло и надежду. Это был очень мудрый и зрелый фильм.

 

Трудно поверить, что он фактически является дипломной работой студента режиссерского факультета. «Завтра была война» — в самом названии, не совсем правильно, с точки зрения лингвистики, выстроенном предложении таился некий бунт. Номера журнала «Юность», в которых была опубликована эта повесть нашего замечательного писателя Бориса Васильева, до дыр зачитывались в институтах, школах, пионерских лагерях. Была во всем этом какая-то магия… Фильм Кары по этой повести вышел на экраны, вопреки традициям, 13 лет назад — в 1987 г. И сейчас, когда его повторяют, все так же сжимается сердце…

 

Юрий Кара:

 

— Я прочёл в «Юности» повесть Бориса Васильева «Завтра была война» и очень захотел сделать по ней фильм. И уже знал, что несколько режиссеров обращались в Госкино с просьбой разрешить им поставить эту картину, но тогдашнее руководство эту тему начисто отвергало. А мне помог решить этот вопрос мой Мастер — я учился в режиссерской мастерской С. А. Герасимова. И Сергей Аполлинариевич разрешил мне снимать этот фильм в качестве дипломной работы. Он только предупредил меня: «Если хочешь говорить правду, то уж говори всю, до конца!..» К сожалению, готового фильма он не успел увидеть — умер до окончания съемок. Но успел одобрить актерские пробы — Никоненко, Русланову, Заманского и т. д. Я снимал, к счастью, без особого давления со стороны «цензуры», поскольку фильм расценивался как дипломная работа, то как бы не воспринимался всерьез. Давление возникло потом, когда картина была готова. Все руководство Госкино восстало против нее. И только один человек в Госкино — Армен Медведев — выступил в защиту картины и дал «добро» на ее выпуск.»Завтра была война» — удивительная повесть! Борис Васильев рассказал в ней о своем поколении — молодом, наивном, горячем. Они воспитывались на чистых идеалах. В живых после войны их осталось три процента!.. И наш фильм был посвящен этим замечательным юношам и девушкам, защитившим нашу Родину в самые первые дни войны. Мой дед тоже погиб на войне. Сейчас я уже старше его… Бесконечно, немыслимо жаль, что самые лучшие мальчики погибают как тогда, так и сейчас, на подлодке «Курск». Меня не оставляет мысль о тех днях, когда они стучали — еще живые! — по корпусу лодки, по корабельному колоколу, который, как колокол Хемингуэя, звонит по всем нам… С фильмом «Завтра была война» я объездил весь мир. Особый интерес к нему, как это ни странно, проявили пожилые немцы, они просто были потрясены — они не знали, с кем им пришлось воевать! Картина получила много призов на фестивалях в Японии, Франции, Испании и т. д. Японцы были в шоке от увиденного. У меня спрашивали: как после всех репрессий эти ребята могли ТАК защищать существовавший режим? Я ответил: «Они защищали не режим, а РОДИНУ, которая когда-нибудь станет другой — лучше, добрее!.. «Кстати, мало кто знает, что у героя, которого играл Заманский, был реальный прототип — конструктор Туполев, которого так же арестовали, но вынуждены были выпустить, потому что необходимо было строить самолеты. И тем бессмысленнее самопожертвование этой девочки — дочери нашего героя, которая не захотела уподобиться Павлику Морозову и не отреклась от отца!..

 

Нина Русланова:

 

- Собираясь снимать картину «Завтра была война», Юрий Кара пришел ко мне домой и предложил этот сценарий. А я до этого повесть не читала. Но согласилась сниматься в фильме, потому что он просил меня сыграть эту пронзительную женщину. Она действительно пронзительная! Я видела таких людей в детском доме, где росла. И у меня в жизни был человек, который мыслил и вел себя точно так же, как предложенная мне героиня. Для меня это была историческая личность. И я создавала реальный образ.Поначалу картина делалась просто как дипломная работа Кары. И поэтому она снималась абсолютно без звука. И когда мы ее потом озвучивали, черновой записи звука просто не было. Там даже, если присмотреться, во многих местах видно, что текст не совпадает с артикуляцией губ, потому что на съемках шел совершенно другой текст. Картина вообще задумывалась изначально как короткометражка-трехчастевка. А потом, в процессе съемок, ею заинтересовалась киностудия имени Горького и продолжила съемки до полнометражного фильма. Надо сказать, что я за эту работу не получила ни копейки. Я сказала Каре: «Вы знаете, я согласна работать бесплатно, раз такая ситуация — работа студенческая. Единственно, о чем я вас прошу, — чтобы на съемки и обратно меня отвозили на машине». И дай бог Юре здоровья — меня действительно доставляли туда и обратно. Роль, которую я там сыграла, конечно, замечательная сама по себе, хотя это и не совсем то, чего бы мне хотелось. За нее я получила свою первую «Нику» в ту пору, когда она только возникла. А вторую «Нику» я получила за картину, которая пролежала «на полке» 20 лет, — за фильм Киры Муратовой «Короткие встречи».

 

Ирина Чериченко:

 

- Собственно говоря, роль Искры Поляковой изначально должна была играть моя однокурсница Алла Миронова. Она была как раз такая, какой Искру описал Борис Васильев, — высокая, светловолосая. Мы в училище уже знали, что Алла будет сниматься у Юрия Кары, и поэтому, когда режиссер появился в училище, у меня и мысли не было, что он предложит эту роль мне. Кара зашел в нашу аудиторию, и первой, кто попался ему на глаза, была я: «Вы Аллу ищете? А ее нет, она уехала с агитбригадой». Кара вышел, а через несколько минут неожиданно вернулся и огорошил меня: «А вы не хотели бы сыграть Искру Полякову?» Я пыталась отказаться, но Юрий оказался настойчив, и уже вечером я прошла пробы на роль и стала Искрой Поляковой.Кстати, этот фильм фактически перевернул всю мою жизнь. Благодаря «Завтра была война» я стала… бизнес-леди. Как это получилось? Тоже случайно. Где-то через год после выхода фильма нас с Карой пригласили на показ в «Совэкспортфильм». Пока зрители смотрели картину, мы с Юрой зашли выпить кофе, и я стала приглашать его на мой спектакль «Самоубийцы». Я не обратила внимания на иностранца, сидящего рядом с нами и внимательно слушающего меня. А он вдруг взял и попросился на спектакль. Он пришел в театр, а потом стал писать мне письма. В общем, мы стали перезваниваться. А через три года он предложил мне стать его помощницей — консультантом его фирмы в Москве. Я попробовала, и у меня получилось!Из театра мне пришлось уйти. Но искусство, как бы это громко ни прозвучало, для меня по-прежнему очень важно. Поэтому, когда мне недавно предложили сняться в новом телесериале, я не стала отказываться. А почему бы и нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень сильный фильм!! Я не смогу передать тех ощущений которые получила во время и после просмотра (мой литературный язык сух), но можно попробовать охарактеризовать словами: Оголенный нерв.

Страшно, что хорошего человека система превращала в щепки и сжимала в труху. Их всех пережевала машина, некоторых проглотила сразу, а некоторых выплюнула душевными и нравственными инвалидами. Сколько не сказанного мы не услышим, сколько великого уже не получим. Как говорят: Народ достоин своего царя. Но в том то и дело, что наш народ и страна страдает от государства.

А вообще, меня поразила Искра. Можно назвать фильм по другому (" Повесть о настоящем человеке"). Название человек еще надо заслужить. Да, была честной комсомолкой и лидером, но в тоже время сохранила себя как дочь, защитника и верного друга.

 

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

 

Марина Цветаева.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сканирую и анонсирую. Может кто обсудит.

ещё случайные

 

дружок-рар

рецензии (53) оценки друзья фильмы звёзды

Искусство, которое будит мысли и чувства

 

Дебютный фильм молодого режиссера Юрия Кары, снятый по повести великого советского писателя Бориса Васильева, конечно же, не прошел бы цензуру при той эпохе, которая показана в фильме. Ведь в нем люди, которых в то время изображали героями, настаивали на том, чтобы все им подражали, изображены политическими фанатиками. Я не жил в то время и не мне судить, каковы были те люди. Искусство идет к мысли через чувства, а сей фильм чувства затрагивает. Если фильм затрагивает их, то и размышлять над ним хочется.

 

Причин, по которым этот фильм затрагивает мысли и чувства, у этого фильма предостаточно. Во-первых, фильм затягивает. Он длится всего около 90 минут, но не кажется слишком коротким. Он логично начат и логично завершен. Во-вторых, на протяжении всего фильма зритель сопереживает героям, хочет узнать, что будет дальше. Но конец оказывается крайне печальным, в него не хочется верить. Ибо год, в котором происходит действие фильма — 1940-й, а всем известно, что будет в следующем году.

 

Главные герои мечтают о своем будущем. Искра Полякова мечтает всю жизнь посвятить пользе своему народу, Вика и Зина мечтают о «простом женском счастье». Все о чем-то мечтают. Но будущее их будет недолгим и ужасным. И не только потому, что через год начинается война. Кого в этом обвинить? Этот вопрос и ставится перед нами. Каждый зритель даст свой ответ на этот вопрос.

 

Затрагивается болезненный вопрос о том, кто же все-таки может смело назвать себя «настоящий мужчина», хотя на первый план представлены женские персонажи. Не объясняется, почему, к примеру, необходимо обязательно являться «настоящим мужчиной». Директор школы представляет это как «истину, которая не требует доказательств». В фильме, однако, осуждаются все те, кто считает, что есть истины, которые не требуют доказательств. Не нужно слушать того, что насильно вбивают в голову. Не нужно слепо идти ни за диктатором, ни за Богом, ни за общественным мнением. Не нужно также слепо хвалить своих кумиров. Этому учит фильм.

 

Я потрясен игрой актеров.

 

В первую очередь, меня очень порадовала великая актриса Нина Русланова. Ее героиня либо настоящая обожательница советского строя, либо очень хочет таковой казаться. За эту роль она получила заслуженную «Нику». Хотя бы ради нее этот фильм необходимо смотреть. Без нее бы фильм бы не смог остаться в памяти, потерял бы смысл.

 

Молодая Ирина Чериченко сыграла целеустремленную девушку Искру Полякову. Она является редактором школьной стенгазеты, возлагает большие надежды на свое будущее. При этом она не может свободно жить благодаря своей матери, которая бдительно следит за своей дочерью, внимательно контролирует все ее записи в стенгазету, и вбивает в голову дочери свои жизненные принципы. Но при этом мать и дочь искренне любят друг друга и желают друг другу счастья.

 

Наслаждался также игрой актрисы Натальи Негоды. Ее героине совершенно неинтересен политический строй, ее не волнует общество. Ее в первую очередь волнует, что общество о ней подумает, в частности, о ее внешнем виде. Она мечтает быть «любимой игрушкой в руках мужчин», чего и не скрывает. Первая же сцена во всей красе демонстрирует ее восхитительную грудь. А через год она снимется в «Маленькой Вере», там еще и не то можно будет увидеть.

 

Очень милую девушку Вику блестяще сыграла Юлия Тархова. Опять-таки, кого винить в судьбе этой девочки? Ведь она никому ничего плохого не сделала, только лишь была дочерью слишком много размышляющего человека, который тоже никому ничего плохого не сделал?

 

Бездушную Валендру блестяще сыграла Вера Алентова. Профессия Валендры — учительница, и вбивать в голову единомыслие — ее работа. Она свято верит в коммунизм, верит в то, что кто-то может собрать людей под предлогом дня рождения с целью ознакомить их с творчеством Есенина.

 

Такая же, по сути, задача и у директора школы Ромахина, которого сыграл великий актер Сергей Никоненко. Но при этом они являются антиподами. Ромахин считает, что женщина обязана быть женщиной, а мужчина мужчиной — это для него первая истина, не требующая доказательств. Он считает, что нужно растить детей в благоприятной для них атмосфере, и не стремится ничего им запрещать. Все остальное отходит для него на второй план.

 

Этот перестроечный фильм является шедевром, и, на мой взгляд, достоин куда более высокого рейтинга. Настоятельно советую посмотреть его всем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О, один из моих любимых, наравне с "Холодным летом 53-го", русских-советских фильмов, глубокий, тонкий, прекрасно сыгранный и поставленный. 10 из 10.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильм по качеству выделяются у Юрия Кары. Это совсем не картонная "Я - кукла"
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В целом гут, есть правда мелкие претензии к женской половине класса – слишком уж модельных набрали, неестественно это смотрится, и к излишнему количеству военных героев в отдельном взятом классе тоже, хотя в этом случае действительно

лучше было закончить на "подбадривающих" словах Зины о следующем году.

Ну так.. не зна, восьмёрочка где-то.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

слишком уж модельных набрали

 

Девочки совершенно обычные в плане красоты, ни одна из них не обладает модельной внешностью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Девочки совершенно обычные в плане красоты, ни одна из них не обладает модельной внешностью.

Оке, модельность корявое применительно к сабжу словцо, но выше среднего, выше!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оке, модельность корявое применительно к сабжу словцо, но выше среднего, выше!

Да кто же там уж слишком раскрасавицы-то? Ну может, актриса, исполнившая роль Вики Люберецкой. Но она и в книге очень красивая девушка. Так что все соответствует. И Зиночка и Искра - обыкновенные девчонки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приколол момент, когда мать говорит: и никакой панихиды! Тут же меняется кадр и читаются стихи).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Девочки совершенно обычные в плане красоты, ни одна из них не обладает модельной внешностью.

 

Да, никто не носит шпильки, топики и платья от Юдашкина. Непорядок! Разобраться и жесточайше наказать!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, никто не носит шпильки, топики и платья от Юдашкина. Непорядок! Разобраться и жесточайше наказать!

за что?:frown:

 

Все в советском школьном стиле, как и надо было. И сиськами никто не вертит, что радует.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...