Швейцер снял Одессу. Ну, как Урсуляк, только намного точнее (из Машкова такой же одессит, как из Промокашки - балерина). На тот момент (по возрасту) сыграть одесского (это важно!) Бендера могли - Сергей Юрский, Борис Сичкин, с натяжкой - Игорь Кваша. Ну, сделал Швейцер Бендера одесским евреем, в принципе - ненаказуемо (хотя и сильно обедняло столь многогранный образ "сына турецко-подданного"). Так вот - Юрский/Бендер/одесский еврей и паровозом - все остальные (в первую очередь Гердт-Паниковский).
Гайдай снял не грузина Гомиашвили, а наиболее подходящего (опять же по возрасту) типичного гайдаевского персонажа. Прыгающего, скОчущего, зачастую скороговоркой убивающего наиболее ударные тексты - самый, как по мне, неудачный советский киноБендер. При том, что "12 стульев" все считали гораздо более смешным, чем ЗТ. В общем - ничего "грузинского" (кроме фамилии) в "12 стульях" не было и не могло быть, ставь на главную роль кого угодно, хоть того же Белявского. А лучше всего Высоцкого - увы - не случилось, была бы вторая, точнее первая легенда, вторая - МВИН.
Захаров - это всегда бенефисы текстов и актёров (уже в третий раз пишу). Всесоюзный любимец Миронов и отвязные тексты от Горина, которых близко не стояло в оригинале, и которые моментально ушли в народ ("Да, я не реалист, да, я вижу мир иначе, чем вы!", "Ну, что, старая грымза - будем дальше волынку тянуть?" и так далее). За это семисерийное веселье Захарову простили всё, включая убогость декораций, отсутствие натурных съёмок.
Шилкина? Пардон. У нас был ещё Бендер - Сергей Крылов! Забыли? Пичул/Хмелик - это было в 1993-м году, и как-то на этот фильм вызверились все, особенно те, кто его и вовсе не видел.
А кустанайская (или откуда она? откуда-то из провинциального Казахстана) Шилкина просто положила к ногам Олега Евгеньевича весь проект, а сама участвовала в процессе по-турецки (unaltman - линейный режиссёр, сгон группы на съёмку, общее руководство, команда "Мотор!" наконец). И я бы не называл проект провальным. Он хороший.