Несмотря на то, что мне (в силу студенческих обстоятельств) даже пришлось посидеть пару смен в зале перезаписи "Ленфильма" (в 1988-м году), где сводился звук этого фильма (между прочим на сцене захвата "очистковцами" и Шариковым котов была музыка, что-то в стиле марша, потом от неё отказались) - сам фильм мне особо не понравился. Понятно, имело значение ещё и то, что с творчеством Булгакова я был тогда знаком шапочно (роман "Мастер и Маргарита" тремя годами ранее уже был прочитан, а "Бег", "Турбины", там более - "Иван Васильевич" воспринимались не как литература, а исключительно как понравившийся кинопродукт). При том, что Алов/Наумов, Басов и Гайдай были ну, абсолютно разные режиссёры, с разными жизненными и творческими заданиями. Тем более я не видел итальянского предтечи (если бы видел - вообще не стал бы ни читать, ни смотреть версию г-на БорткО). В общем, поглазев на процесс изготовления этого блюда непосредственно на кухне, уже на показе в зале ОТК
откровенно скучал. Фильм не застрял нигде, понравились только Толоконников (о нём тогда в коридорах все судачили, типа - "на какой помойке Бортко его нашёл?"), конечно же Евстигнеев и Плотников с Карцевым. В общем-то г-н Бортко именно на актёрском мастерстве и выскочил, ну и музыка была хороша. Со временем отношение к фильму улучшалось (поскольку уходило на дно кино постсоветское), и сейчас даже нравится. А когда сетевое сообщество окончательно свихнулось, запуская в обсуждение бесконечные ср-ачи (они и тут в наличии, кстати - вон он, змей, в окне маячит) за/против Преображенского - просто забил на это произведение и забыл о фильме. Но вот тут совсем недавно послушал лекцию Давида Эйдельмана (в Сети о нём есть информация) - который рассказал, как его близкий друг ("тоже учёный - у него три класса образования!") преподаватель русской литературы в США включил и роман и фильм в программу и показывал/рассказывал это СС тАмошним студентам. Каково же было удивление преподавателя, когда он столкнулся с крайне негативной оценкой студентами... Кого бы вы думали? Проф. Преображенского! Причём речь у Эйдельмана шла не о нынешнем, сошедшем с ума от Интернета, времени - происходило всё в конце 90-х, в ещё относительно безсетевое время. Студенты окрестили ПП почти фашистом/расистом/захребетником/обслугой гнилого либерализма и звериного капитализма. Контраргументы, что фразу "Я не люблю пролетариат" не следует понимать буквально, что это аллегория, что речь шла о пролетариате, как возмонившем о себе хаме - только подлила масла в огонь. "Да ваш профессор ничем не отличается от Пол Пота, который объявлял целые классы подлежащими уничтожению, и неважно, что Пол Пот представлял интересы если не пролетариата, то уж всяко - бедноты! Здесь важен сам факт!". В скобках - та же история произошла с романом Стругацких "Трудно быть Богом", где благородный землянин дон Румата, он же Антон, в минуты раздумий полагает, что "как хорошо было бы, если б с этой планеты разом исчезли все люди старше 12 лет!". "Он что, хотел бы, что бы они все поумирали? Или их надо было уничтожить? 12 лет - можно, а 13 лет - уже всё?". Вот так напишут люди, без всякой задней мысли, а потом появится поколение, да как взвОет по-шукшински - "Куда ты Русь, мчишься, да? Птица-тройка? А кто в карете-то едет? ЧИЧИКОВ!") - и всё.
Вооот... Студентам СС категорически не понравился. А уж ПП - тем более.