Режиссура идеальная, я удивлен. И если это был заказ, то выполнен он был тоже идеально.
...Сначала мне не нравились отношения в команде. Заискивание. Под нарочитым и смешным формализмом плохо пряталось поклонение самке. И фразочки "командир, вы должны мне отдать устный приказ", "командир, я знаю, это ужасно, но Марк мертв; мой друг погиб, нельзя потерять и командира" звучали даже не пафосно, черт с тем апломбом, а фальшиво, жалко. Покорные мужи, чтящие устав и верховенство женщины. Еще парой днями ранее смотрел советский криминальный х/ф "Нелюдь", там тоже такая высокопоставленная в исполнении Гурченко бодалась с милицией, по-киношному идиллично хотевшей разрешить дело о вымогательстве; в конце концов опер, сыгранный Никоненко, рявкнул в трубку что-то типа: "Да вашего согласия никто не спрашивает, черт побери! Весь город на ушах стоит!", — и чиновница протрезвела. Забавно, но в том как раз неправдоподобном отношении милиционеров здоровой реакции было больше, чем в протокольном поведении персонажей "Марсианина" в момент, когда у всех зад горит. Выглядели эти заботливые, предусмотрительные "коллеги" тут как трутни, обихаживающие матку (только гудел не улей, а буря со смертельным исходом). Макконахи и Хатэуэй в "Интере" были в более правильных позициях: он главный, она помощница — все. Но благо что послушные мальчики с бой-девочкой недолго мозолили глаза, и вскоре целая планета предстала перед рядовым Раяном.
Потом на сцене операции фильм подал признаки триллера, на что я и рассчитывал (нерв, естественная для космических сюжетов хмурь). Сцена хороша всем. Нагнетанием музыкой, синими губами героя, отечным от стресса лицом. А реж соригинальничал и снял легкое кино. Позже я оценил, сколь уверенно он провел своей нехоженой тропой зрителей, показав тот же масштаб, что и в других фантастических фильмах, но не используя в этот раз животный страх.
Понравился фильм картинкой, эффектами, монтажом. Сейчас используют какие-то одинаковые камеры, которые пишут все в сухих красках. Лица землистые, в лучшем случае медные. Грязные оттенки, некрасивые. Здесь цвета разнообразные, светлые тона были приоритетными. Смотреть такое куда приятнее, да и вообще, легче. Не знаю, из-за светосилы объективов или толковой постобработки изображения... Если бы продолжение "Завета" таки вышло, и там опять появилась новая планета, я бы хотел, чтобы она была такой же правдоподобной и объемной, как Марс отсюда. Очень интересное погружение. Огромное количество мелочей антуража. Столько подробностей жизни, щедро разбросанных и мельком показанных в тесной череде кадров то якобы вживую, то сквозь камеры слежения, что просмотр сцен вызвал ощущение реального опыта. Марс в фильме был ощутимее и натуральнее насовских кабинетов. Скотт снова забежал вперед паровоза. Десять лет фильм жил где-то в стороне, не хотелось смотреть его. Помню, как блогерское и журналистское жлобье навязывало тогда реакцию снисходительного высмеивания неправдоподобия фильма. Теперь, когда посмотрел, я понимаю, что сюжет очень складный, и фантастичность его недостатком не является. За героем было интересно следить и два с половиной часа прошли без натуги. Там записочки рассует, тут азбуку придумает. Полным-полно остроумных находок. Иногда прям не 2015-ый на экране, а бодрые оптимистичные '80-е чувствовались (не из-за музыки, а общего настроя).
Играл Дэймон хорошо. Пример, когда игра разрушает предубеждения. Может быть, это лучшая его роль, что попадалась на глаза. Для меня он простоватый малый, космос же с детства воспринимался как тема серьезная. И садясь за просмотр, к "Марсианину" я тоже был настроен серьезно. Но смена привычного курса на подчеркнуто позитивный неожиданно освежила уже успевший обрасти стереотипами взгляд на надоевшие своей теоретичностью космические полеты. Первые моменты начавшейся вахты с озадаченным и почти не выражающим эмоций лицом Дэймона мне особо понравились, потому что в них не было голливудского позерства. Герой просто сидел перед видеоглазком и молча смотрел вкось, сознавая свое положение.