Старость... Непоседливому герою позарез нужна была прыть, однако время брало свое. Гонки на узкоколесных машинках, аэросъемка городка все еще бодрили, но старички иногда напоминали дворовых псов, которым лень подавать голос и выяснять, кто прошел мимо. Этим, к слову, я выражаю почет тогдашним французам; они не пытались маскироваться и были честны. Свои зубы, свои лысины. '79-й год, я еще не родился, а киносериал уже подходил к концу.
Но я помню, что смотрел в детстве эту часть с особым интересом. Она как бы служила одной из иллюстраций к фантастике, которую читал или слушал школьником. Голливуд, конечно, тоже добрался до наших экранов, но я смотрел все и не привередничал. Тем более французы умели снимать легко, без морализаторства. Так что фильмец нравился, я ловил приятные моменты тайны, иногда даже пугающие. ...Щекочущие.
Так как пятый год смотрю серию в переводе от "Рен-ТВ" (хоть что-то стоящее оставили после себя), встречаю отсебятину в эпизоде с перечислением рекламных товаров. Первые грехи адаптации. Названия переводчики заменяли на ходовые в то время, когда крутили кино. Сидишь сейчас, вспоминаешь "Галину Бланку"...
По-прежнему осталась возможность походить по жандармерии. Глупые киноделы не дают, а глупые зрители не требуют нынче обзора локаций для понимания планировки мест действия. Без понимания границ пространства, связей его областей зритель не проникается сюжетом, как мог бы, не погружается в пресловутую атмосферу, которой и нет в разбросанных кадрах, выглядящих как набор слайдов. Я помню, что и в детстве подмечал, к примеру, сцену с пришельцем под видом начальника спускающимся по лесенке. Один, с замершим лицом, под загадочную музыку. Сразу ощущаешь укромный угол, где ты подглядываешь за таинственным незнакомцем. На втором этаже уютные квартиры полицейских, внизу пустующая дежурная часть, а между — такой вот узкий коридорчик с крутой лестницей, где в данную секунду мы встречаем инопланетянина. Клево же. И вот посвященный Крюшо начинает шарахаться по зданию, следя то за двойниками, то за реальными сослуживцами. Минирасследование в собственном доме.
Комбинированные кадры в сценах с НЛО, макет тарелки в натуральный размер и ночная подсветка поляны, на которой приземлялся корабль, как и все остальное в фильме, приятны глазу и в моем специфически настроенном мозгу вызывали больше очарования, чем громоздкие, оглушающие компэффекты современности. Я не люблю фильмы, целиком отданные гонкам на авто, какой-нибудь "Форсаж" видел только в рекламе, но не променял бы лихие и комичные жандармские проезды малолитражек "Рено" и "Ситроена" в ускоренной перемотке ни на каких "Максов".
Пятая часть к удивлению понравилась сильнее четвертой и второй. Замена нескольких постоянных актеров произошла безболезненно. Еще раз ощутил, что фантастике в прошлом было комфортнее. Надо пересмотреть "Прибытие".