Мэри Пикфорд
За основу взял биографию с этого сайта.
Глэдис Мэри Смит (Мэри Пикфорд) родилась 8 апреля 1892 года в канадском городе Торонто в семье бедных эмигрантов из Ирландии. У Глэдис были младшие брат и сестра – Джек и Лотти, которые тоже посвятили жизнь актерскому ремеслу.
Театральная карьера Глэдис Смит началась в 1900 году. Она сразу загорелась желанием стать актрисой. Чаще всего ей приходилось выступать в мелодрамах. В 1907 году Глэдис добилась приема у знаменитого антрепренера, режиссера и драматурга Дэвида Беласко. «Ты хочешь стать актрисой, детка?» — спросил ее Беласко. «Нет, сэр, — ответила она. — Я уже актриса. Я хочу стать хорошей актрисой». Так девочка попадает в лучший театр Соединенных Штатов и по совету Беласко берет псевдоним Мэри Пикфорд.
Теперь Мэри выступала с известными актерами в крупных городах, но ее амплуа не менялся: она играет в мелодрамах. Однажды, мать уговорила ее сняться в кино. Это считалось унизительным, особенно для актрисы, выступавшей в спектаклях самого Беласко. В 1909 году Мэри попала к режиссеру Дэвиду Гриффиту. Из-за небольшого роста ей дали роль десятилетней девочки. Мэри Пикфорд понравилась Гриффиту своей свежестью, а главное — пластичностью и профессиональным мастерством.
При помощи Гриффита Мэри нашла для себя амплуа, которое на многие годы определило ее карьеру. Пикфорд играла роли маленьких девочек, мальчиков, служанок, тихих боязливых дочерей. В неменьшей степени она потрясала зрителей в образе любовницы. В таких фильмах она нежная и горячая, миролюбивая и неистовая, остроумная и исполненная скрытой сексуальности. Пикфорд была очень привлекательна в гневе.
К 1912 году Мэри Пикфорд стала знаменитостью и прославилась на всю Америку как «Королева кино». По сути, она уже не мыслила своей жизни без кино. Компания «Феймес Артистс» предложила ей выгодный контракт с выигрышными ролями, часто написанными специально для нее. Эти роли отражают присущие Мэри черты, темперамент, юмор и независимость.
Поистине триумфальный успех ей приносит «Тэсс из страны бурь» (1914). Картина спасает фирму от банкротства, а Мэри Пикфорд впервые называют "возлюбленной Америки". В этой картине уже складывается образ ее положительной героини-Золушки. Она добра, чиста и наивна. «Я всегда играю одну роль, эта роль — я, Мэри Пикфорд», — любила повторять актриса. В действительности Пикфорд была серьезной актрисой. Она много работала над сценарием и его экранным воплощением, искала новые черточки, пыталась импровизировать на съемках, объективно оценивая свою игру, но… образ оставался тем же.
В 1916 году Мэри стала первой актрисой, участвующей в процессе кинопроизводства. Она основала фирму «Пикфорд фильм корпорэйшн», вошедшую в состав проекта «Феймес Артистс». Теперь Мэри сама выбирала режиссера, съемочную группу и занималась рекламой. Мэри все чаще исполняла роли красивых, по-детски непосредственных женщин. Фильм-притча «Стелла Марис» (1918) многими считается лучшей картиной Пикфорд. В 1919 году «великая голливудская четверка» — Мэри Пикфорд, Чарли Чаплин, Дуглас Фэрбенкс и Дэвид Гриффит — создала собственную компанию «Юнайтед Артистс», чтобы самим производить и продавать свои картины. В 1920 году Пикфорд выходит замуж за Фэрбенкса.
В 1920 году Мэри выпускает «Полианну», которая приносит «Юнайтед Артистс» миллион долларов. «Если перевоплощение душ существует и я вернусь на землю в образе одной из своих героинь, я полагаю, что стану Полианной». Как обычно, героиня фильма, юное чистое создание Полли, оказывает благотворное влияние на испорченных взрослых. Киновед Л. Джекобс писал: «Феноменальный успех и популярность Пикфорд вызваны в основном душевной добротой ее героинь. Она покоряла сердца простого люда тем, что изображала их».
Столь неожиданный успех картины во всем мире привел к тому, что актрисе пришлось варьировать одну и ту же Полианну во множестве похожих фильмов. Но Мэри Пикфорд вскоре почувствовала, что «полианнизм» стал выходить из моды. Она пытается перейти на взрослые романтические роли в приключенческих картинах с экзотическим средневековым восточным и испанским колоритом. После ряда неудач она окончательно уверилась в том, что публика отказывалась смотреть на нее в иной роли, чем в роли девушки или подростка.
Тогда Пикфорд вновь и не без успеха вернулась к своим Полианнам. С 1929 года, начиная с фильма «Кокетка», актриса снималась в звуковом кино и чувствовала себя уверенно. Годом позже она получила награду американской Академии, но между тем карьера актрисы близилась к закату. Пикфорд начинают преследовать неудачи, фильмы проваливаются в прокате. Последним ее фильмом стали «Секреты» (1933).
После карьеры киноактрисы Пикфорд занималась коммерческими делами и благотворительностью, выступала на радио, писала мемуары. Умерла 29 мая 1979 года в возрасте 87 лет. Один американский журналист очень точно заметил, что в отличие от своих Золушек Мэри Пикфорд была целым явлением в искусстве и незаурядной личностью.