Как не без ехидства еще в 1957 году писал английский историки Тойнби:
" ... есть еще один контингент, который был оторван от почвы и духовно дезориентирован. Не будучи при этом физически изгнан с родины своих предков. Этот класс, который создается часто совершенно и искусственно, в общем, стал известен под особым русским названием "интеллигенции".
Где бы мы не обнаружили интеллигенцию, мы можем наблюдать один факт из её жизни, который четко написан на её лице для всех умеющих читать: интеллигенция родилась, чтобы быть несчастной.
Её мучительные попытки самоусовершенствования недостаточны, чтобы спасти от положения между молотом организованного капитала/государства и наковальней организованного труда."
Вот эта "физиономия интеллигентного страдания" и проходит у Рязанова во всех фильмах, потому что его главных героев не отнесешь ни к "организованному государству" ни к "организованному труду".
Как та субстанция в проруби: болтаются, и по свойственному этим персонажам инфантилизму и лени, ни к одному берегу прибиться не могут....