Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Элиа Казан

Рекомендуемые сообщения

178158.jpg

(7 сентября 1909 г. - 28 сентября 2003 г.)

памяти ушедших посвящается...

Биография

Родился 7 сентября 1909 в Константинополе в греческой семье. Ребенком переехал с родителями в Нью-Йорк. Играл в авангардном театре «Груп Театр» (Group Theater). В 1930-х начал ставить пьесы на Бродвее как режиссер. Среди наиболее успешных театральных постановок Казана – "Смерть коммивояжера" Артура Миллера и "Трамвай "Желание" Теннесси Уильямса. Сыграл в фильмах компании «Warner Bros.» "Победить Нью-Йорк" (1940) и "Блюз ночью" (1941). В 1944 влиятельный продюсер студии «XX век Фокс» Дэррил Ф.Занук заключил с Казаном контракт на постановку нескольких фильмов. Первый же, "Дерево растет в Бруклине" (1945), трогательная история о работниках цирка в начале века, был удостоен премии «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана (Джеймс Данн).

Большой популярностью и у зрителей, и у критиков пользуется драма "Джентльменское соглашение" (1947), снятая на злободневную тогда в США тему антисемитизма. Грегори Пек сыграл в ней журналиста, который с целью эксперимента начинает выдавать себя за еврея, не подозревая, к каким последствиям это приведет. Картина получила два «Оскара»: за лучший фильм и лучшую режиссуру. Всего за пару лет Казан стал одним из ведущих постановщиков Голливуда.

Событием в истории кино стала кинокартина Казана "Трамвай "Желание" (1951). Пьесу Казан с успехом ставил в 1930-х на Бродвее, так как с материалом он был знаком прекрасно, техникой же кинопостановки к началу 1950-х овладел в совершенстве. Оставалось – подобрать актеров. И Казан попал в точку. Вивьен Ли в роли Бланш Дюбуа и Марлон Брандо в роли Стенли Ковальского не просто сыграли свои роли, они превратили своих персонажей в настоящих, полноценных, сложных людей, в которых буквально пульсирует весь спектр человеческих эмоций – от нежности и наивной мечтательности Ли до ограниченной, мещанской злобы Брандо. Нельзя не отдать должное и умению Казана превратить статичное пространство пьесы в кинематографическую вселенную, живой и абсолютно реальный мир. "Трамвай "Желание" был удостоен пяти премий «Оскар», в том числе Вивьен Ли за лучшую женскую роль. Без награды, однако, осталось главное достоинство фильма – уникальная работа Марлона Брандо. Работая с ним, Казан применил вариант «системы Станиславского», пропагандируемый в США Михаилом Чеховым. С Брандо Казан сделал и следующую свою кинокартину, "Вива, Сапата!" (1952), историю бурной, но непродолжительной жизни одного из вождей мексиканской революции. Трактовка революции у Казана резко отрицательная, бунт обречен на поражение, а его вожак – на моральное разложение.

Год выхода "Вива, Сапата!" стал роковым в судьбе и карьере Элиа Казана. В 1952 режиссер дал показания Комиссии по расследованию Антиамериканской деятельности, возглавляемой печально известным сенатором Джозефом Маккарти. Казан назвал имена десятков людей, по его мнению, сочувствующих в Голливуде коммунистам. Названные попали в так называемый «черный список», лишились работы, началась их травля в прессе. Этого Казану не простили и после смерти Маккарти в 1957, завершившей «охоту на ведьм», травить начали уже его самого, обвиняя в предательстве. Тем не менее, события 1952 породили, видимо, лучший период в творчестве Казана, мучимого теперь чувством вины и гораздо более глубокими вопросами, чем раньше.

В 1954 Элиа Казан снял, возможно, свою лучшую кинокартину "В порту". Основанный на газетных публикациях, фильм рассказывает о коррупции в профсоюзах рыбаков Нью-Йорка. В третий раз работая с Марлоном Брандо (воплотившем образ тугоумного боксера, в котором медленно, но верно пробуждается самооценка и чувство гражданского долга), Казан добивается от него неистовой, яростной и в то же время предельно сконцентрированной игры. Мастерски сочетая предельный реализм повествования (замечательная операторская работа Бориса Кауфмана, исключительно достоверные декорации) с библейскими мотивами самопожертвования, Казан создал этапный фильм не только в истории Голливуда, но и всего кинематографа. "В порту" получил восемь премий «Оскар», в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру и (наконец!) Марлону Брандо за лучшую мужскую роль.

В 1955, вслед за Брандо, Казан открыл другую яркую актерскую индивидуальность Голливуда – Джеймса Дина. 23-летний актер (погибший в 1956 и возведенный в ранг молодежного идола) создал свой лучший, наполненный энергией и страстью образ в кино в фильме Казана "К востоку от рая", экранизации романа классика американской литературы Джона Э. Стейнбека. О цинизме и лицемерии общества говорят фильмы режиссера "Куколка" (1956) и "Лицо в толпе" (1957). В 1963 вышла эпическая кинокартина "Америка, Америка", о судьбе греческих эмигрантов в США, частично основанная на воспоминаниях Казана. Менее удачна в художественном плане, но принципиальна в нравственном кинолента "Сделка" (1969), где речь идет о человеке, которого посещают призраки людей, которых он когда-то предал. "Сделка" – исповедь Казана, так и не простившего себе свою измену. Первым в американском кино Казан обратился (хотя и косвенно) к теме Вьетнамской войны в драме "Посетители " (1972), о бывших солдатах, мстящих своему сослуживцу за его рапорт командованию о их преступлениях. Последний законченный фильм режиссера – "Последний магнат" (по роману Фитцджеральда), рассказ о нравах киностудий «Золотого века» Голливуда.

В марте 1999 Элиа Казану был присужден «Оскар» за вклад в киноискусство. Во время вручения 89-летнему режиссеру премии (вручали Мартин Скорсезе и Роберт Де Ниро) часть зала аплодировала стоя, а часть осталась сидеть, демонстративно высказав свое презрение человеку, предавшему своих коллег. Но жизнь художника меряется его творениями, а не поступками, которые он скорее всего, необдуманно, совершал в своей жизни. И Элиа Казан навсегда останется выдающимся кинорежиссером, в центре творчества которого всегда был человек во всей своей невероятной сложности и в борьбе как с подлостью окружающего мира, так и с компромиссом и низостью в самом себе.

Награды и премии

award-oscar-small.jpgaward-golden_globes-small.jpgaward-cannes-small.jpgaward-venice-small.jpg

Лучшие фильмы

"Трамвай Желание"

"В порту"

"Последний магнат"

"К востоку от рая"

"Вива, Сапата!"

1.jpg.291aa5cab0b5ec714463dc26927d8b23.jpg

2.jpg.e3272ca55d1cb70cd4b48081df3ababe.jpg

3.jpg.451e334d87588971799ac08638c72d11.jpg

5.jpg.6fb5146c69c961282d4bad67b379da6d.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Имя Элиа Казана для меня неразрывно связано с фильмами Трамвай "Желание" и В порту и именем Марлона Брандо.

Что касается его антикоммунистической деятельности (точнее, поступка), не знаю, вправе ли мы судить человека-созидателя, человека-творца, подарившего миру великие картины.

Помню церемонию 99 года, на сцене Скорсезе и смешно бритый Де Ниро, в зале не поднявшийся с места Том Хэнкс... Да, у искусства бывают разные обличия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчёт той самой церемонии вручения Оскара за заслуги. Весь скандал поднялся не просто из-за факта, что за заслуги болванчик дадут Казану, а из-за формулировки, что почётная награда вручается за "труд всей его жизни" (как-то так). В Америке имя Казана стало синонимом осведомителя, поэтому формулировка "труд его жизни" более чем двусмысленна.

 

Конечно, сейчас сложно этого человека судить. В компартии он состоял всего несколько месяцев, потом из неё вышел. Это был общеизвестный факт. Он дал показания Комиссии по Расследованию Антиамериканской Деятельности, назвав имена нескольких своих коллег, которых он предворительно предупредил о своём решении. По слухам, он после этого получил выгодный контракт (правда это или не, мне не известно). Впоследствии он заявлял, что сделал это не из трусости, а совершенно сознательно, борясь таким образом против сталинизма.

 

Но в не зависимости от того, что им двигало, на Казана навсегда легло клеймо предателя и стукача (говорят Артур Миллер с ним после этого вообще не разговаривал). Впоследствии Казан был вынужден прикратить карьеру режиссёра из-за фактического бойкота его деятельности среди коллег. Он был похороне заживо. Пока его не позвали на церемонию вручения Оскара-99. Де Ниро и Скорсезе впоследствии утверждали, что сами не знали, кому им придётся вручать награду (по их словам, им позванили из академии и предложили вручить болванчика "за заслуги", не сказав кому, они естественно согласились). Что было, когда на сцену вышел Казан вы все сами видели (а в это время рядом с кинотеатром "Кодак" шла демонстрация протеста). В 2003 г. Казана не стало.

 

Как к нему не относись, как не воспринимай его поступок, а наказала его сама жизнь.

 

P.S. Кстати, "В порту" он тоже отснял как попытку самооправдания. Просто вспомните сюжет и представьте ещё раз историю Казана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какие бы косяки Казан не совершил, он от этого не перестает быть сильнейшим режиссером Голливуда, который даже после массового бойкота снимал отличные фильмы. Среди них его лучшая работа- В Порту. Один из лучших фильмов всех времен ИМХО, где половину сцен можно пересматривать бесконечно.

Казан вообще плохих картин не делал- как до "сдачи" (Джентельменское Соглашение, Трамвай Желание), так и после (К Востоку От Рая, Лицо В Толпе).

 

Крайне несправедливо, что Оскар после расследований дали только в 90летнем возрасте, да еще и при акциях протеста (а ведь прошло 47 лет после сдачи). Да, Казан слишком высоко заплатил за сдачу. Ведь он мог бы делать еще более великие фильмы, не бойкотируй его коллеги, хотя и коллег озлобленных можно понять...

 

+Ни у кого случаям нет ссылки на видео вручения Казану Оскара? Очень хочу увидеть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Крайне несправедливо, что Оскар после расследований дали только в 90летнем возрасте, да еще и при акциях протеста (а ведь прошло 47 лет после сдачи). Да, Казан слишком высоко заплатил за сдачу. Ведь он мог бы делать еще более великие фильмы, не бойкотируй его коллеги, хотя и коллег озлобленных можно понять...

 

Не знаю, не знаю. Может, Вам будет интересно мнение одного известного кинокритика

 

http://www.wsws.org/ru/1999/jul1999/kasa-j08.shtml

http://www.wsws.org/ru/1999/jul1999/kasa-j09.shtml

http://www.wsws.org/ru/1999/jul1999/kasa-j10.shtml

 

Со многими мыслями там согласна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хороший режиссёр старых времён.Прекрасно снял "Трамвай Желание".Фильм,где блещут Ли и Брандо. "Джентельменское соглашение" получилось немного скучновато,но благо,что там сыграл Грегори Пек.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Трамвай Желание" совсем не понравился. В первую очередь из-за излишней театрализованности на экране. Казан так и не смог внести ни одного яркого кинематогрвического образа в постановку (единственный светлый момент - Брандо). А вот "В порту" действительно шедевр. Точные актерские работы, блестящие психологические образы героев, запоминающиеся кадры и в первую очередь ТАКАЯ реалистичность происходящего на экране. Именно в этом фильме черпали вдохновение лидеры новой американской волны - Скорсезе, Коппола, Фридкин
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

+Ни у кого случаям нет ссылки на видео вручения Казану Оскара? Очень хочу увидеть.

, но у меня, правда, это видео обрывается на середине.:frown:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может, Вам будет интересно мнение одного известного кинокритика

Обычная такая Казаноненавистная статья односторонняя. Претензий к художественным составляющим фильмов вообще не понял. Судить- дело не хитрое. Толком не установлены факты, при которых Казан сдал и что именно подразумевается под этими словами и какие мотивы были у Казана. В те времена Маккартистам вообще много кто помогал (Джон Уэйн- самый яркий пример)

, но у меня, правда, это видео обрывается на середине.:frown:

Сейчас отсмотрел в HQ полностью. Хорошо видны настроения зрителей. Кто-то аплодирует, кто-то даже стоя, у кого-то демонстративно скрещены руки и вредные лица (Ник Нолти).

 

 

Посмотрел Казановскую "Америка, Америка". Думал, там про обустройство людей в США, а там про сам переезд. Почти 3 часа. История переезда Казановского дяди из Турции. Довольно жизненно и снято по-авторски, без штампов. Рекомендовать не всем можно- не всякому любителю старого Голливуда будет интересно смотреть ч/б фильм про армян и турок в горах-деревнях Турецких.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хороший режиссер.

Отсмотрены четыре его работы: "Трамвай "Желание"", "В порту", "К востоку от рая" и "Последний магнат".

Больше всего понравился "В порту" - шикарный фильм, шикарный Брандо. А сцены "It was you, Charly" и "немое" оправдание Терри уже "вошли в учебники кино".

 

P.S. Кстати, "В порту" он тоже отснял как попытку самооправдания. Просто вспомните сюжет и представьте ещё раз историю Казана.

 

Интересно. Действительно, можно провести аналогию с показаниями Казана

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

, но у меня, правда, это видео обрывается на середине.:frown:

 

Аудитория раскололась... неприятная демонстрация.

 

Тома Хэнкса я там не заметила... зато много других каменных лиц...

 

Ну хотя бы за "Трамвай" хлопни старику пару раз... Можно подумать, что голливудское сборище - толпа безгрешных святош, так они решительно и праведно осуждают.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Трамвай Желание" совсем не понравился. В первую очередь из-за излишней театрализованности на экране. Казан так и не смог внести ни одного яркого кинематогрвического образа в постановку (единственный светлый момент - Брандо).

 

На мой вкус "Трамвай" -лучшее от Казана. Светлый момент -это Ли. Ну каждому, конечно, свое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Первая его картина, увиденная мною - "Куколка". Собственно говоря, я смотрела ее только ради Эли Уолоха. После просмотра, я была в восторге, игра Уолоха поразила меня до глубины души и еще раз убедила в его недюженном таланте.

Фильм снят легко, смотрится на одном дыхании. Позже я посмотрела "Трамвай желание" из-за Вивьен Ли...понравилось. Дальше смотрела Казана по-порядку...

 

Сейчас один из любимых режиссеров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прочно ассоциируется у меня с Брандо и крепкими такими драмами ретро-Голливуда)))
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...