поручик Киже 19 марта, 2015 ID: 1 Поделиться 19 марта, 2015 (изменено) Саша Вьерни / Sacha Vierny 10.08.1919 - 15.05.2001 Саша Вьерни познакомился с Аленом Рене в 50-е — тогда тот (как и многие другие молодые таланты) снимал простенькие документальные короткометражки*(по программе государственных грантов). Вьерни впервые работал с Рене в 1956 году, в качестве ассистента оператора*в картине «Ночь и туман», документальной картине об Освенциме. Цветные съемки нашего времени в нем перемежаются с черно-белой пленкой архивного материала. Сняв документальный фильм Криса Маркера, «Письмо из Сибири» (1958), Верни был приглашен Аленом Рене оператором на картину «Хиросима, моя любовь» (1959). Вьерни снимал «французские сцены», «японские сцены» были сняты Мишио Такахаши. Хотя два оператора никогда не встречались, Рене уверял обоих, что в их работе не было заметно контраста стилей. Рене вспоминал, что фильм был снят так быстро потому, что «режиссеру было достаточно просмотреть сцену в видоискателе и одобрить обрамление и объектив, которые уже были выбраны оператором». Уже в этом фильме заметно художественное пристрастие Вьерни к теням и текстурам, значительным контрастам между сценами, а также изрядная доля храбрости снимать при слабом освещении. На первых просмотрах многие критики поначалу отмечали общую дезорганизованность фильма, отсутствие единого изобразительного стиля и небрежность в работе со светом, недостаточную освещённость кадра. Только позже им стала очевидна объединяющая, центральная идея фильма и цельный замысел картины. Позже фильм назовут шедевром. Вьерни отрицает фотографичность кадра ради самой фотографичности (красоту ради красоты). «Я убеждён, что фотография сама по себе, - как таковая, - не представляет большой ценности» — говорил Вьерни. Чтобы подчеркнуть приоритет атмосферы перед формальным совершенством кадра, Вьерни хвастал, что не пользуется ни видоискателем, ни экспонометром. По его словам, экспонометр — это «инструмент, который, по сути, измеряет количество света, которое мало связано с теми эмоциями, чувствами, которые я вкладываю в свою работу. Что значит, использовать измеритель? Этот инструмент только и может подтвердить, что да, всё верно». Подобную уверенность можно было бы счесть излишне высокомерной, если бы Вьерни на деле не доказал своё абсолютное мастерство. Верни был очень сдержан в высказываниях о своей работе, редко давал интервью и не раскрывал всех секретов своей работы, часто умалчивая о том, где заканчивается видение режиссера и начинается работа оператора. В отличие от многих своих современников, Верни редко снимал обычные фильмы — он был счастлив, работая с авангардными режиссерами. Изменено 21.03.2015 09:17 пользователем поручик Киже Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/89925-sasha-verni/ Поделиться на другие сайты Поделиться
поручик Киже 21 марта, 2015 Автор ID: 2 Поделиться 21 марта, 2015 Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/89925-sasha-verni/#findComment-4490372 Поделиться на другие сайты Поделиться
Лента Мёбиуса 21 марта, 2015 ID: 3 Поделиться 21 марта, 2015 Виртуознейший оператор! Насколько я знаю, есть ещё и такой нюанс: подход к работе на чёрно-белую плёнку отличается от принципов изображения в цвете. По моему скромному мнению, Вьерни мастерски владел всеми приёмами. Если говорить о его сотрудничестве с Аленом Рене, то мне субъективно нравятся именно чёрно-белые совместные картины: геометричность "Мариенбада", поэзия лирических сцен политической, казалось бы, ленты "Война окончена", не говоря уже про "Хиросиму". Я уже кое-где подзабыла сюжетные особенности, а изобразительные решения помню хорошо, настолько велика сила их воздействия. Но особенный восторг у меня неизменно вызывали фантазии Питера Гринуэя, воплощённые на плёнку камерой именно Саша Вьерни. К творчеству британского режиссёра можно относиться как угодно, но отрицать Художественность его произведений в самом высоком смысле слова просто глупо - повторить пытались если не многие, то некоторые, но приблизиться, я уверена, не удалось никому. И даже более того... Я как-то смотрела относительно недавний фильм Гринуэя про тайны "Ночного дозора" и всё никак не могла понять: что в нём не так? Вроде, и "фирменное" изображение, и все "принципы стиля" на месте, а чего-то упорно не хватает. Оказывается, оператор другой (о смерти Вьерни в 2001 году я тогда не знала). Казалось бы, у оператора, по большому счёту, "технические" функции, его обязанность - следовать замыслу режиссёра, а на деле можно убедиться: от его интуиции, чувства цвета/светотени, пропорций, пространства, вИдения кадра в отдельности и по совокупности зависит в конечном итоге общее впечатление после просмотра. Лично я часто возвращаюсь к фильмам, снятым камерой Вьерни - их действительно хочется пересматривать и пересматривать, в моём случае особенно "Зед и два нуля" и "Отсчёт утопленников". P.S. Подумалось внезапно: "Контракт рисовальщика" снял отнюдь не Вьерни, но я всегда не могла отделаться от чувства, будто в немалой степени на него повлиял "Мариенбад" - геометрия, лужайки на "воздухе" и избыточные завитушки в интерьерах... Вряд ли это совпадение. Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/89925-sasha-verni/#findComment-4490422 Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.