Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Скверный анекдот

Рекомендуемые сообщения

Скверный анекдот

7104424.jpg

О фильме:

год -1966

страна - СССР

режиссер - Александр Алов, Владимир Наумов

сценарий - Александр Алов, Владимир Наумов, Леонид Зорин, ...

оператор - Анатолий Кузнецов

композитор - Николай Каретников

жанр - комедия

зрители - СССР 1.1 млн

премьера (мир) - 23 ноября 1987

В главных ролях:

190105.jpg 266195.jpg

Евгений Евстигнеев и Виктор Сергачев

Синопсис:

«Этот скверный анекдот, — с иронией пишет Ф. М. Достоевский, — случился именно в то самое время, когда началось такой неудержимой силы и с таким трогательно наивным порывом возрождение нашего любезного отечества всех доблестных сынов его к новым судьбам и надеждам…»

 

В чем же, собственно, анекдот? Посмотрите фильм…

рецензия С. Кудрявцева

Изменено 01.12.2014 11:27 пользователем Elena-P
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Скверный анекдот" - один из любимейших моих отечественных фильмов! Для меня эта картина - интереснейший баланс формы и содержания. Обычно если авторы увлекаются гротеском и фантасмагорией (по-моему, это - первое, что бросается в глаза при просмотре "Скверного анекдота") - велик риск в какой-то момент слегка... подзабыть о содержании. Если же они начинают выступать на темы "служебной иерархии", пропасти между чинами и классами (особливо ежели герой совсем не герой, а избито "маленький человек" и всенепременно забитый чиновник, да ещё и женится на себе подобной... бедолаге), всего-такого-прочего, подстерегает противоположный соблазн - "назидательности общих мест" в ущерб художественности.

 

Авторы же сабжа и к художественным задачам подошли творчески (искажённые пропорции домика несчастного "брачующегося" - явственный привет эстетике Роберта Вине с немецкими товарищами 1920-х, хотя, допускаю, это могло получиться и ненамеренно. Фантазии и сон "свадебного генерала" - отдельная песня, которую лучше видеть, чем представлять в пересказе), и о той самой иерархии, которая, собственно, и стала стержнем анекдотичности ситуации, когда с обеих сторон получилось крайне нелепо, несуразно, неловко и вообще - лучше бы не вспоминать, если являешься участником, а не наблюдаешь со стороны - короче, замечательно высказались о том, что если есть "дистанция огромного размера" - импульсивным желанием внезапного "облагодетельствования" её не только не сократить - скорее можно превратить в пропасть.

 

В добавление. Не могу не отметить умение Александра Алова и Владимира Наумова работать с актёрами. В их фильмах они иногда по-особому... феерят (не знаю, есть ли такое слово) - вне зависимости от того, сколько им отпущено экранного времени - на протяжённые сцены или всего лишь крохотные эпизоды. Евгений Евстигнеев больше всего мне нравится именно у Алова и Наумова - в сабже и в "Беге". Виктор Сергачев в сабже переигрывает, конечно, изрядно, но в причудливом художественном строе картины, где все в большей или меньшей степени "плюсуют", это вполне уместно и соответствует "скверноанекдотичности" происходящего. Или, скажем, я ровно дышу к Глебу Стриженову, но тут он приятно удивил меня способностью к эксцентрике. И перечислять можно долго...

 

Но всё же (замечу в скобках) меня одолевают глубокие сомнения в том, что фильм способен нравиться "широчайшим слоям населения". Есть подозрения: именно в силу педалированной гротескности он всё-таки "на любителя" (примерно как картины Киры Георгиевны Муратовой). Рада была бы ошибиться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Господи, когда ж он устареет-то, этот "Скверный анекдот"? Полутора веков как не бывало, it was и ныне там. :) Какой жуткий карнавал, "корабль уродов", у которых у каждого на лбу аршинными буквами написано: "ХОЛУЙ"! Какой там "маленький человек"?! Подписаться можно только под словом "маленький". Не ожидал такого режиссёрского бенефиса от авторов "Павки Корчагина", хотя кое-что через четыре года плавно перекочевало в "Бег". И уж совсем удивительный факт: фильм был ... запрещён. Не ожидал, что сов.цензура так решительно встала на защиту чести и достоинства чиновничества царского режима. :) В общем, анекдот-с...
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для меня фильм был снишком тяжелым ... я просто терпела, не смотря на то, что интересно было, как же справятся актеры с такими ролями.

Действительно, перебор уродов был таким мощным, что даже визуально было тяжело.

Думаю, что цензуре тоже стало плохо.

Переборщили создатели в то время ... даже для царской России. Довели до предела.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

.... Не ожидал, что сов.цензура так решительно встала на защиту чести и достоинства чиновничества царского режима. :) В общем, анекдот-с...
Вполне возможно, что советская цензура не встала на защиту. )) Ведь не все запрещалось по идеологическим мотивам. Какие-то вещи не пропускали по другим причинам.

Забавно, что выше упоминается Роберт Вине. Забавно потому что у Вине есть фильм по Достоевскому - "Раскольников". В фильме снялись артисты МХАТа, а декорации к картине создал русский художник Андрей Андреев. И как только я увидела этот косенький домик в "Скверном анекдоте", так сразу и вспомнила замечательную работу Андреева, которой вероятнее всего и вдохновлялся художник-постановщик ленты Алова и Наумова. Вот так странно все смешалось и перепуталось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не ожидал, что сов.цензура так решительно встала на защиту чести и достоинства чиновничества царского режима. :) В общем, анекдот-с...

На защиту себя! Себя, прежде всего, они узнали в этом жутком карнавале. И дурно им стало от того, что столько лет прошло, и встрой сменился, а ничего не изменилось.

 

Действительно, перебор уродов был таким мощным, что даже визуально было тяжело.

Думаю, что цензуре тоже стало плохо.

Переборщили создатели в то время ... даже для царской России. Довели до предела.

Ага, конечно, переборщили;) Ты бы на комсомольских и партийных тусовках того времени побывала, еще бы не такое увидела. Идеалистка ты наша!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я реалистка, а не говнистка.

Была на ком собраниях. Не пугай молодежь, а то они сейчас такие ... еще подумают, что там такие же рожи, как в фильме ... нищета, убогость и уродство. А ведь большинство тех, кто сейчас наверху вышли из комсомольских активистов.

 

Никакого намека на власть там не было и в помине, но фильм реально тяжелый визуально, долготянущийся какойто псих шабаш ... особой большой и важной идеи не нес. Вот и загвинули

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И уж совсем удивительный факт: фильм был ... запрещён. Не ожидал, что сов.цензура так решительно встала на защиту чести и достоинства чиновничества царского режима. :) В общем, анекдот-с...

 

Запретили фильм из-за формы (гротеск, сюр, все эти лица, финал в стиле Кафки с мертвой мухой и т.д.), а не из-за содержания. В общем, выбивалась эта лента из ряда принятых в киноискусстве того времени традиционных реалистических экранизаций классики.

 

И это не единственный подобный случай - например, также в 1967 г. из-за авангардистского стиля был запрещен насквозь большевистский и идеологически правильный фильм "Первороссияне".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Запретили фильм из-за формы (гротеск, сюр, все эти лица, финал в стиле Кафки с мертвой мухой и т.д.), а не из-за содержания. В общем, выбивалась эта лента из ряда принятых в киноискусстве того времени традиционных реалистических экранизаций классики.

Формулировки почти никогда не совпадали с истинными причинами запрета.

Анонс "Скверного анекдота" я видел еще в детстве, в старом журнале "Советский экран" за 1966-й год, и задавал родителям вопрос: "Куда делся фильм?" Они только пожимали плечами. Все были в недоумении, как можно было запретить русскую классику? Достоевского! Посмотрел его в начале 90-х, как раз, когда ушел с комсомольской работы. И для меня была совершенно очевидна злая сатира этого фильма на советский чиновничий аппарат. Какие знакомые рожи! Какие ничтожные нравы!

Мне кажется, он будет актуален всегда.

Изменено 03.12.2014 03:33 пользователем Sagan
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каковы бы ни были причины запрета фильма, важнее, мне кажется, другое - высочайший художественный уровень картины в целом. Это одна из лучших экранизаций, что мне доводилось видеть вообще. "Скверный анекдот" для Достоевского, думаю, вещь непрограммная, в немалой степени сиюминутная, что видно хотя бы по тому удовольствию, с которым он сводит там кое-какие литературные счёты. Мастерство слова и обличение нравов - это, конечно, есть, но на широкие философские обобщения ФМ тут не тянет.

Совсем другое дело - фильм. В сцене застолья даже я, не будучи самым большим начётчиком, разглядел отсылки ко всему творчеству Достоевского - тут и "Сон смешного человека", и "Записки из подполья", и "Петербургская летопись", и, конечно, все романы "великого пятикнижия". Сделано это, конечно, не просто ради приёма - Алов и Наумов мастера высокой пробы, и в рамках одного рассказа им попросту тесно. Но этого мало - чем ближе к финалу, тем больше поражает происходящее на экране. Танец лилипутьего народца с властью-генералом - это же незабываемо, и, антр ну, за одну эту сцену фильм можно положить на далёкую и высокую полку при любой власти. Изумительно найден приём с авторскими ремарками на длинных-предлинных стоп-кадрах - смех сквозь слёзы, сущее наслаждение для внимательного зрителя. А неудавшаяся брачная ночь Пселдонимова, а сны генерала, и т. д. и т. п.

Актёрские работы в "Скверном анекдоте"- отдельная песня. Евстигнеев выдаёт, на мой взгляд, один из лучших перфомансов своей карьеры. Вся линия его персонажа ведётся тонко, умно и настолько - ммм...- соприродно и времени и окружению, что только диву даёшься. Виктора Сергачёва я открыл для себя именно с этого фильма, потом уже отмечал и его зятя-Мижуева у Швейцера в "Мёртвых душах", и Косых у Ефремова в "Иванове", и небольшую роль в прекрасном фильме "Степной король Лир" Анатолия Васильева. Интересны и второстепенные персонажи - гусарский офицер (Николай Гринько), и некий философствующий художник (если не ошибаюсь, Г.Георгиу), и жуткий молчаливый свидетель с моноклем.

И всё же при всём этом, когда я слышу: "Скверный анекдот", то вспоминаю прежде всего музыку Николая Каретникова. Вот абсолютно точное попадание, идеальный баланс изображения и звука. Разухабистые бешеные скрипки и контрабасы в сценах плясок; флейтовые и скрипичные же лиричные, нежные мелодии снов и видений; горестная, почти умирающая шарманка в финале - каждый момент работает на идею фильма и врезается в память.

В общем, одна из "десяток" на сайте - моя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...