Перейти к содержанию
Канон ФКП: "ТОП лучших фильмов всех времен", "ТОП лучших сериалов всех времен" (Премия ФКП) ×
Форум на Кинопоиске

Боб Фоссе

Рекомендуемые сообщения

Боб Фоссе

36062.jpg

Биография:

ФОСС, БОБ (Fosse, Bob) (1927-1987), североамериканский хореограф, кинорежиссер.

Родился 23 июня 1927 в Чикаго, США. В 1969 уже прославленный бродвейский постановщик дебютирует в кино кинокартиной Милая Чарити, музыкальной версией фильма Ф.Феллини "Ночи Кабирии" (1955). Неудивительно, что на тему этого произведения появился мюзикл, ведь музыка в работах Феллини (композитор — Нино Рота) играет важнейшую роль, составляя с изображением единое целое, они по сути полифоничны. Как и у Феллини, главная героиня — проститутка с золотым сердцем. Ширли Маклейн сыграла героиню, не очень похожую на Кабирию Джульетты Мазины, Чарити гораздо более решительна и активна. В фильме очевидна важная особенность стиля Фосса — серьезные ключевые идеи повествования он умеет выражать не словами, а визуально. Так, мечта Чарити о другом, прекрасном мире выражена в блестящем танцевальном номере на песню "There’s Gotta Be Something Better Than This".

Но нельзя было представить, что следующая работа режиссера станет одной из самых знаменитых кинокартин. Кабаре основан на одноименном бродвейском мюзикле по книге Кристофера Айшервуда. Молодой писатель-американец (Майкл Йорк) приезжает в пред-нацистский Берлин и, попав в популярное кабаре, знакомится с местной «примадонной» (Лайза Миннелли). Глупо и банально завершается их роман, а посетители кабаре уже сплошь в коричневых рубашках. Очень многое в фильме, в год его выхода считавшееся сенсационным, выглядит сейчас устаревшим: от любовного треугольника с гомосексуальными мотивами (в то время патологические вещи вставляли в практически любую кинокартину о нацизме) до некоторых чересчур лобовых приемов. Но возможно, ни один голливудский фильм не показывал так точно, глубоко и мощно зарождение фашизма, при этом используя практически одни метафоры. И парадоксально, делая это исключительно при помощи музыки и танца. За одной незабываемой сценой следует другая. Пока в кабаре играет веселая музыка, за углом избивают человека, несогласного с социал-демократами. Квинтэссенция притягательности фашизма для обывателей, движущей силы Третьего Рейха, выражена в сцене в деревенском пивном баре, когда юному нацисту начинает подпевать сначала один крестьянин, потому другой, третий, потом вся деревня. Метафоризм танцевальных номеров Фосс подкрепляет визуальным совершенством ряда (в первую очередь, работой оператора Джеффри Унсворта) и мастерством актерского ансамбля. Майклу Йорку, играющему не поющего и не танцующего писателя, досталась довольно неблагодарная связующая роль наблюдателя, зато образы созданные Лайзой Минелли и Джоелом Греем в роли конферансье вошли в историю. "Кабаре" получает восемь «Оскаров» (режиссер, звук, художник-постановщик, дизайнер костюмов, оператор, монтаж, актриса — Минелли, актер второго плана — Грей), проиграв при этом награду за лучший фильм года Крестному отцу.

Появился режиссер, способный влить свежую кровь в любимый всеми жанр мюзикла. Но Фосс вопреки всему спустя два года снимает совсем не мюзикл. Ленни (1974), биографию скандально известного комика Ленни Брюса, умершего от передозировки наркотиков. На главную роль Фосс берет Дастина Хоффмана. Ленни Брюс, выступавший в ночных клубах Нью-Йорка в конце 1950-х — начале 1960-х, считается сейчас пионером разговорного сценического жанра США, во-первых, потому, что затрагивал в своих выступлениях острые социальные и общественные проблемы общества (опередив на несколько лет изменившую социальную мораль Штатов «культурную» революцию хиппи), а во-вторых, затрагивал их, используя богатый выбор нецензурных выражений. Фосс решил использовать эти выступления Ленни в фильме без купюр и нельзя не отметить необычайную достоверность Хоффмана, произносящего монологи своего героя. Нельзя не оценить и убедительную работу актрисы Валери Перрин в роли жены, бесконечно страдавшей от тяжелого характера Брюса, но тем не менее продолжавшей любить его. Актриса получила приз Каннского кинофестиваля, награды Национального совета кинокритиков США и гильдии кинокритиков Нью-Йорка, выдвигалась на «Оскар» (как и сам фильм, Фосс за режиссуру, Хоффман, адаптированный сценарий и оператор Брюс Сартис, блестяще снявший кинокартину в черном и белом цветах).

В 1976 Фосс ставит на бродвейской сцене легендарный мюзикл "Чикаго" на музыку и слова создателей "Кабаре". Его отношение к сцене как к модели циничного мира, где все покупается и продается, выражается как нельзя лучше в истории о девушке, убившей своего любовника и ставшей звездой газет благодаря беспринципному адвокату.

«Жизнь — это когда идешь по проволоке» — слова бродвейского режиссера Джо Гидеона из фильма Весь этот джаз (1979), версии-мюзикла "8 1/2" Феллини. Его содержание, так же как и у Феллини (фильм снят в намеренно гротескных, крикливо ярких цветах оператором итальянского мастера Джузеппе Ротунно) - сложное переплетение реальности жизни художника и образов его творчества, сплетающееся в его сознании в единое, удивительное целое. Утро Джо, каждый день начинающееся с кассеты классики, таблетки обезболивающего, глазных капель, душа и сигареты, его бывшая жена, дочь, любовницы, попытки поставить действительно смелый, новаторский спектакль — все это снято ярко и талантливо. Актеры играют превосходно, а Рой Шайдер сыграл именно в Джазе свою лучшую роль в кино. Шайдер удивительно грациозно вписывается в жанр мюзикла, играет раскованно и в то же время раскрывая сложный внутренний мир персонажа. Танцевальные номера (особенно удался эротический), хотя и не такие эффектные, как в "Кабаре", связывают фильм в единое целое. "Весь этот джаз" получил четыре «Оскара» (художник-постановщик, костюмы, монтаж, адаптированная музыка) и Гран-При Каннского кинофестиваля-1980 (вместе с фильмом Акира Куросавы Кагемуша).

Критически-депрессивное отношение Фосса к изнанке шоу-бизнеса вылилось в патологически невыносимый, неприятный фильм Звезда Плейбоя, основанный на реальной истории модели «Плейбоя» Дороти Страттен, убитой ее ревнивым любовником. Большая часть действия кинокартины происходит в одной комнате и ограничено двумя персонажами — моделью (Мюриэль Хемингуэй) и ее убийцей (Эрик Робертс). Несмотря на впечатляющую, смелую и безжалостную по отношению к своему герою игру Робертса, сама кинолента слишком жестока и мрачна — таким мир шоу-бизнеса не хочется видеть никому. Это была последняя работа в кино режиссера. 23 сентября 1987 Фосс умер от инфаркта.

В 2002 дебютант в кино, бродвейский постановщик Роб Маршалл поставил на киностудии мюзикл "Чикаго" (по классике Фосса) с актерами Рене Зеллвегер, Кэтрин Зета-Джонс и Ричардом Гиром, получивший шесть «Оскаров», в том числе за лучший фильм года. По количеству полученных бродвейских премий «Тони» (семь) Фосс занимает второе место в истории этой награды. Возможно, его творчество, показывающее талантливых, но сложных и противоречивых людей искусства, можно охарактеризовать собственной фразой Фосса: «Я благодарю Бога, что родился несовершенным».

Мнение:

Не являюсь поклоником мюзиклов, но Боб Фосс оказался единственным, кто заставил меня проникнуться одним из представителей данного жанра. Речь идёт об "All That Jazz"("Весь этот джаз"), мнение о котором я уже писал, может быть в чересчур пафосном стиле, но ничего не могу поделать, т.к. со времён первого просмотра полуторогодичной давности восторг от этой по сути автобиографической картины Фосса никак не угасает. Впрочем мне "Джаз" видится скорее не мюзиклом, а драмой творца, в данном случае прообраза самого Фосса - хореографа Джо Гидеона.

Из немногочисленных работ данного постановщика помимо "Джаза" смотрел ещё два фильма. Видимо я слишком много ждал от "Кабаре" по причине его непререкаемого статуса классики, отсюда и не зацепило оно меня так же, как "Джаз". Хотя стилистически фильм безусловно сделан на высококом уровне, да и актёрский состав выступил хорошо. В общем у меня нисколько не вызывает сомнений режиссёрский Оскар Фосса за данное кино (даже с учётом того, что обошёл он Кополлу с первым "крёстным отцом"), однако любви, подобной "Джазу", у меня с "Кабаре" не получилось.

Ну и не давно, благодаря телеканалу "Петербург-5", заценил ещё один классический фильм Фосса - "Ленни". Учитывая год выпуска, можно сказать, что в некотором роде оттуда растут ноги у множества современных байопиков. Конечно, ранее были и "Лоуренс Аравийский", и "Паттон", однако они всё-таки сделаны больше по канонам классического кино. От "Ленни" же пошла мода и на чёрно-белую плёнку, и на фильмы об одиозных личностях, даже провокационных, о которых впоследствии снимали кино Скорсезе, Форман и другие классики. Кроме того стоит отметить, что комик Ленни Брюсс является одной из лучших ролей в карьере Дастина Хоффмана, который меня откровенно поразил, хотя о таланте этого великого актёра мне и раньше было хорошо известно.

Насколько известно, реальной жизни у Фосса тоже имелись творческие взлёты и падения, как и у главного героя "All That Jazz" и не раз отмечалось, что ранний уход из жизни режиссёра аналогичен киношной смерти Джо Гидеона, отчего и вокруг "Джаза" сформировалась репутация пророческой картины. В любом случае к творчеству Фосса можно относится по разному, но нельзя не признать его влияния на кинематограф, т.к. снимал он удивительно красивое и глубокое кино и был истинным творцом, каких крайне мало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так, видел всего 2 фильма - "All That Jazz" и "Cabaret". Первый показался мне почти шедевром, второй - отличный фильм. Про хореографию не говорю, она на высоте. Жаль, что он снял так немного (всего 5 картин)..
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Видела только "Весь этот джаз" и "Кабаре". Тоже к мюзиклам отношусь более чем прохладно, но конкертно эти больше чем просто мюзиклы. Это действительно великие уникальные фильмы.

 

Но заметила, что у одного режиссера мне почти всегда, из одинаково сильных, больше нравится самый первый увиденный фильм. У Боба Фосса я первым увидела "Кабаре". Меня зацепило - очень образный, метафоричемкий фильм, причем все построено на одних сильнейших сценах. Имхо но это лучшее в жанре, что видела.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Боба Фосса я первым увидела "Кабаре". Меня зацепило - очень образный, метафоричемкий фильм, причем все построено на одних сильнейших сценах. Имхо но это лучшее в жанре, что видела.

 

Согласен, он даже перехватил режиссерский Оскар у Копполы за "Крестного Отца".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Видела аж три картины режиссера и балетмейстера: "Милая Чарити", "Кабаре" и "Весь этот джаз". "Милая Чарити" не произвела впечатления, а остальные две картины люблю и пересматриваю. В них мне нравится все: подбор типажей, игра актеров, вокальные и танцевальные номера. Хореография Фосса крайне экспрессивна, стиль его даже на мой взгляд можно назвать агрессивным, но зато все очень ярко, выразительно. Главное же - это не только мюзиклы, но нечто большее, выходящее за рамки жанра. Для меня это очень ценно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Великий американский режиссер Нового Голливуда, создавший три шедевра: "Кабаре", "Ленни", "Весь этот джаз". Фосса отличает фантастическая гармония и естественность его картин, ясность киномысли и богатая форма, которая не становится доминирующей. К тому же это дионисийский режиссер воспевающий жизнь, который перенес энергетику танца и танцевального драйва на экран так как изначально был хореографом. Великие режиссеры Нового Голливуда чем-то напоминают художников Ренессанса настолько их режиссура естественна, гармонична и в то же время содержание их картин глубоко и потрясающе жизненно.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...