Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Человечность и бумажные шары (Humanity and Paper Balloons)

Рекомендуемые сообщения

c4a8a23143c5.png 1cbc202bdd35.png

b8a9ee3611b4.jpg 393d6f7d0bce.jpg

Год: 1937

Страна: Япония

 

Режиссер: Садао Яманака

Cценарий: Шинтаро Мимура

Оператор: Акира Мимура

Композитор: Тадаси Ота

 

Жанр: драма

Премьера: 27 апреля 1981

Время: 86 мин.

 

В ролях:

Тёдзюро Каварасаки

Канэмон Накамура

Tsuruzo Nakamura

Choemon Bando

Sukezo Sukedakaya

Emitaro Ichikawa

Noboru Kiritachi

Сидзуэ Ямагиси

Дайскэ Като

 

Сюжет:

В основу сюжета звукового фильма была положена пьеса театра кабуки под названием «Цирюльник Синдза», которую написал Каватакэ Мокуами в конце девятнадцатого века. Сюжет пьесы вращается вокруг похищения девушки по имени Окума — наследницы некогда преуспевающего торгового дома, со временем разорившегося и превратившегося в мелкий ломбард.

Фильм начинается с самоубийства. Не слишком большая редкость для трущоб, в которых ютятся простые мещане. Один из соседей самоубийцы, тот самый цирюльник Синдза, решает воспользоваться поминками несчастного, чтобы занять в долг немного денег и устроить пирушку для себя и своих друзей. Поминки выливаются в циничный праздник, участников которого ничуть не занимает упокоение души самоубийцы. А в это время другой сосед цирюльника, ронин по имени Унно, безуспешно пытается получить поддержку господина Мори, друга своего отца.

Впрочем, у господина Мори хватает и своих хлопот. Владельцы местного ломбарда рассчитывают на его поддержку в деле возвращения былого богатства. При посредничестве Мори, они планируют устроить брак Окума — своей прекрасной дочери. Но планы могущественного самурая и пронырливых торгашей оказываются под угрозой, когда ловкач Синдза объединяется с отчаявшимся ронином Унно, и вместе с ним похищает девушку…

Доп. описание:

Цинизм и падение нравов — тема более чем актуальная для Яманака, детство которого пришлось на переломную эпоху, отмеченную тенью призрака «последнего самурая» Сайго Такамори. И даже в расцвет демократии Тайсё, всего за год до премьеры «Человечности…», отгремело последнее крупное восстание: «инцидент 26 февраля», во время которого армейская группировка националистов попыталась осуществить вооруженный захват власти. Самоубийственное восстание было обессмерчено тридцать лет спустя гениальным Юкио Мисима в его рассказе «Патриотизм» и одноименном фильме. То, что для эксцентричного Мисима было примером романтичной героики, подобной «подвигу сорока семи ронинов», для Яманака и его современников было всего лишь частью повседневной жизни со всей ее грязью и пошлостью.

На фоне корыстного Мори и ничтожного Унно образ цирюльника Синдза кажется куда более привлекательным. В оригинальной пьесе цирюльник был злодеем, который похитил красавицу Окума из похоти и жажды наживы, но кинематографическим воплощением знаменитого похитителя движут не столь простые мотивы… В неожиданном финале Синдза покоряется судьбе и напоминает о том, что честь — не привилегия богатых и сытых, а доступна и низам общества, у которых нет ничего, кроме хрупкого и размытого понимания собственного достоинства.

Яманака и сам прочувствовал на себе тяжесть судьбы и невесомость человечности. Его призвали на фронт в день премьеры фильма. Знаменитый режиссер умер от дизентерии в Манчжурии осенью 1938 года. Ему не суждено было увидеть окончание войны, которая длилась для Японии еще долгие семь лет. Войны, которая пожрала не только самого режиссера, но и большую часть его творений. Из двадцати четырех фильмов, созданных Яманака, уцелело лишь три...

...Вряд ли и сам Яманака подозревал, что лучший из его фильмов станет своеобразным завещанием, которое, пережив своего создателя, долгое время будет пребывать в безвестности пока, наконец, не обретет подлинное бессмертие, разнесшись по всему миру, словно следуя воле какого-то неведомого, но могущественного бога. Недаром ведь японское слово «бумага» (‘kami’) созвучно слову «божество». Как здесь обойтись без цитирования Омара Хайама?

«Все мы игрушки в руках у творца». Бумажные игрушки.

Обзорная статья: Садао Яманака: мат в три хода

Изменено 05.02.2020 16:38 пользователем Langolyer
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/63416-chelovechnost-i-bumazhnye-shary-humanity-and-paper-balloons/
Поделиться на другие сайты

В японском кинематографе времен Яманаки были устоявшиеся традиции, относящиеся к тому, что надо снимать, о чем и как. Как я понял, сей режиссер первым решил от этих традиций отойти, сделал это мастерски, тем и славен. Легко это прочитать, но трудно осознать. Трудно рассмотреть разрушение шаблона, если до него не видел ни одной вещи этому паттерну следующей. Ну да ладно...

 

Сама картина довольно непроста и состоит из двух основных линий: истории о бедняке-ронине Унно и о бывшем парикмахере Шинзе. Обе они подходят с разных сторон к одной вещи — чувству гордости и чести, не самому последнему по важности для японцев. Ронин эту честь потерял, парикмахер в конце концов обрел.

Я не верю, что в финале он все же набрался смелости и совершил единственно доступный ему поступок, чтобы свое достоинство восстановить, мне кажется, что либо его убила жена, либо он просто умер с перепою (упоминалось, что саке для него очень губительно). Шинза же, несмотря на свое социальное положение (благодаря которому контраст с бесчестными высокопоставленными и благородными горожанами только усиливается), принимает свой конец с достоинством, приличествующим настоящему самураю.

 

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/63416-chelovechnost-i-bumazhnye-shary-humanity-and-paper-balloons/#findComment-3295054
Поделиться на другие сайты

В свое время был на этом форуме один человек с ником Schizi, который смотрел серьезное кино и был судя по всему настощим киноманом. Именно он в теме "Неизвестные шедевры" упомянул картину "Человечность и бумажные шары". Название мне показалось нескладным ( как оказалось впоследствии перевод неверен. Правильный перевод "Человеческие чувства и бумажные шары"), но фильм я посмотрела. Как и другие два фильма того же режиссера, рекомендованные Schizi. Жаль, что человек с форума ушел и я его даже поблагодарить не могу.

Собственно, все, что может сказать зритель об этой картине ( и даже значительно больше того, что рядовой зритель вроде меня может сказать), написано в обзорной статье о Садао Яманака. Картина хорошая. Снято все не столь изысканно, как у режиссеров, работавших позже, но фильму это нисколько не вредит. Зато есть очень хорошая и абсолютно реалистичная игра актеров, которые создают яркие характеры. Мировоззрение автора пессимистично и, пожалуй, мысль его сводится к тому, что человеческие чувства столь же хрупки и недолговечны, как бумажные фонарики, изготовлением и продажей которых зарабатывал себе на жизнь один из главных героев этой ленты.

Изменено 11.04.2013 20:19 пользователем makara
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/63416-chelovechnost-i-bumazhnye-shary-humanity-and-paper-balloons/#findComment-3553230
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...