Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Андрей Харитонов

Рекомендуемые сообщения

Андрей Харитонов

_1995.jpg.ec9c856bb9e4ff0d3cedf3b426a04190.jpg

(25.07.1959, Киев -23.06.2019, Москва)

Карьера Актер, Сценарист, Режиcсер

жанры драма, мелодрама, детектив

Биография

Андрей Игоревич Харитонов родился 25 июля 1959 года в Киеве.

В кино дебютировал в 1980 в роли Овода в одноимённой картине, будучи еще студентом Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого в 1980. Эта роль принесла ему всесоюзную известность и международное признание.

Затем последовали главные роли в фильмах «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Человек-невидимка», «Тайна „Чёрных дроздов“», «Вольный ветер», «Жизнь Клима Самгина» и другие.

С 1984 по 1990 год — ведущий артист Малого театра СССР. Среди сыгранных ролей — Инсаров в «Накануне» И. С. Тургенева, Ипполит в «Федре» Ж. Расина, Жадов в «Доходном месте» А. Н. Островского, Джерри Райян в «Двое на качелях» У. Гибсона.

В 1991 выступил в роли режиссера и сценариста, сняв по мотивам рассказов В. Я. Брюсова художественный фильм «Жажда страсти» с А. А. Вертинской, И. М. Костолевским и В. В. Раковым в главных ролях.

В 1993 году ушел из актерской профессии в тележурналистику. Во второй половине 1990-х гг. работал режиссером-постановщиком программ "Фабрика грез" и "Фильмы нашей памяти" на телеканале ОРТ. В 2007 году вёл программу «Внедрение» на телеканале «Звезда» и авторскую программу «Вспышка» на канале «Культура».

Работал как художник-график (автор иллюстраций к сборнику мистических новелл Татьяны Рассановой, 2003).

В 2000-2018 гг. играл по преимуществу в антрепризах («Заложники любви», «Цветок кактуса» и др.). Последняя роль - в спектакле "Аудиенция" в Театре Наций. В фильмах и сериалах в эти годы снимался мало, наиболее значительные работы данного периода - главная роль в фильме «Рысак», роли второго плана в сериалах «Юнкера», "Обручальное кольцо", "Грехи отцов", "Остров ненужных людей".

В 2018 г. по причине онкологического заболевания  перенес несколько операций. Ушел из жизни 23 июня 2019 г. в 59 лет. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Награды:

За фильм «Овод»:

- Приз ЦК ЛКСМУ на ВКФ «Молодость-1980» в Киеве (1980)

- Приз «Золотая Нимфа» за лучшую мужскую роль на МФТФ в Монте-Карло (1981)

- Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1982)

За фильм «Жажда страсти»:

- Специальный приз в конкурсе «Кино для избранных?» на КФ «Кинотавр» (1991)

- Приз жюри в номинации «Дебют» на КФ «Литература и кино» (1995)

За фильм «Подпоручикъ Ромашовъ»:

- Лауреат XXII Международного кинофорума «Золотой Витязь» (2013) — за мужскую роль второго плана (Россия, 2012)

Другие награды:

Кавалер Золотого Ордена «Служение Искусству» Международного Союза Благотворительных Организаций Мира (2007)

Источники информации:

Официальный сайт актера

Кинопоиск

Кадры из фильма "Овод" и фотографии разных лет: 

_..jpg.47d221b59264715b7c8de3fb834f6b84.jpg  _....jpg.9615b9c0b33b75ad8320b90d9e764104.jpg

          _.jpg.2c7dd59e05d28c42d1fc35429c8b0274.jpg      _600......jpg.336569274d86f40f23e4b5ab4f743d89.jpg            _600.....jpg.7469dee0a3dc71ca0a1173b173e3c7e6.jpg      _6001.jpg.1a1088d0ea4f76e31dd7507f1ae69655.jpg           _600.._02..jpg.b5381b5c92a51e58132966f8701f9c01.jpg       _600_.jpg.69a307f67cca22dc839b1c039a57b368.jpg           _..._01.jpg.72f9ce5de58243a1e82eef7938a6fa4f.jpg      _..._02.jpg.2258de377c282a2321b3ee12c9288761.jpg           _...jpg.60761a9fa550f275a8ca703089b987af.jpg      _.....jpg.9cf1834203c155083e8c460317aef2c2.jpg           

    

               

Изменено 13.11.2024 01:16 пользователем liliya_mosienko
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/
Поделиться на другие сайты

Андрей Харитонов был невероятно популярен в 80-е годы 20 века. – Увиденный однажды в роли «Овода», он стал предметом моего эстетического обожания в старше-школьном возрасте. «Овод» был тогда одной из наиболее впечатливших книг, да и Харитонов не мог не нравиться – юный красавец с огромными глазами, с внешностью а»ля Христос (если с бородой). Думаю, что его любила как минимум половина всех девчонок СССР. (Вторая половина любила Михаила Боярского.) – Вот только после «Овода» и «Хоакина Мурьетты» Харитонов играл все больше интеллигентных мерзавцев, а потом и вовсе пропал с экранов…

Казалось, что после перестройки он, то ли ушел из профессии, то ли уехал за границу – давно ни в каких ролях не видела его. … (Правда, если бы я смотрела «мыло», то могла бы его увидеть в сериале «Обручальное кольцо».)

 

Однако недавно по ТV случился показ того самого «Овода», и я решила навести справки о Харитонове в Интернете.

Оказалось: актер жив-здоров, и даже активно снимается, играет в театре. Оказалось даже, что я его недавно видела в фильме о Николае Втором. (Но мне тогда показалось, что это не он, а просто похожий актер играет одну из ролей.)

 

С интересом (все более возрастающим) просмотрела все выложенные в Интернете видео-интервью с ним, а также фильм «Цена звездной роли». Сначала только хотела узнать – куда делся? А потом (когда нашлось много материалов) стало интересно - что же за человек стоял за красивой картинкой, и как сложилась его жизнь? (Внешность у него, впрочем, сильно изменилась, почти не узнать. – Может, из-за того, что некогда огромные глаза – теперь за очками?)

 

В итоге просмотра всех видеоматериалов, чтения статей и интервью, я обнаружила в кумире своей ранней юности яркую, интересную личность. С удивлением обнаружила совпадение многих его суждений о жизни и людях со своими собственными. Еще понравилась его честность и прямолинейность в суждениях – вплоть до грани с цинизмом, мышление в разрез со стереотипами и штампами. Понравилось его смелость быть собой – именно быть и именно собой.

 

В общем, совершив такие вот свои личные «открытия», я приглашаю поделиться своими впечатлениями о творчестве Андрея Харитонова всех, кто помнит этого замечательного актера еще по 80-90 годам, и тех, кто смотрит его роли в кино впервые.

 

Добро пожаловать!

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-2305848
Поделиться на другие сайты

Вчера у Андрея Харитова был день рождения! :)

Ему исполнилось 52.

 

Надеюсь, что не только я, но и все его зрители (которые почему-то до сих пор молчат на этом форуме!?), желаем этому замечательному актеру дальнейших творческих успехов, интересных ролей и оригинальных проектов, достойных его таланта! :) :) :)

 

Андрей Харитонов по-прежнему много играет в театральных постановках: в частности, в премьерном спектакле "Куколка".

 

Также официальный сайт актера сообщает о его участии в съемках сериала от Star Media «Остров ненужных людей» (режиссера Эдуарда Парри).

 

ostrov1.jpg.ff9e14d6fdd602e5ed696a630ef9b6f8.jpg kukolka-afisha1.jpg.8b5c00bfeba84c9d7c89309eb3e1eae9.jpg kukolka-11.jpg.14f8a8a13d8c4094e9f6c1349032b236.jpg

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-2464444
Поделиться на другие сайты

Самая любимая его роль - Ланселот в "Тайне черных дроздов". В молодости был очень хорош.
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-2464465
Поделиться на другие сайты

Ланс Фортескью в "Тайне Черных дроздов"! - О, да! самый очаровательный мерзавец, которого я только видела на экране.:roll:

 

Но все-таки самой сильной и интересной его ролью мне кажется его роль Туробоева в "Жизнь Клима Самгина". (Ну, помимо "Овода", конечно! :))

 

Туробоев - умный, сильный человек, настоящий интеллигент. Не любящий, правда, красивых слов, прикидывающийся циником. Не верящий ни в какие спасительные идеи и ни в какие "идеальные" государства.

 

Но когда дело доходит до дела, он - в отличие от Клима Самгина - не прячется от жизни: он и раненных на себе вытаскивает с площади ("кровавое воскресенье" 1905 года), и к раздавленному колоколом мужику не брезгует подойти... да и погибает он, по-сути, героически - загородив другого человека от предназначавшейся не ему пули (при попытке самосуда толпы над козаком)...

 

Побольше бы в Росиии таких интеллигентов!

 

Фильм пересмотрела совсем недавно. Впечатлилась!

- И именно не главным героем, а Туробоевым - столь убедительно сыграным Андреем Харитоновым!

 

Кадры из фильма "Жизнь Клима Самгина":

 

samgin_11.jpg.f82bcc77b76db5119843e3c3e4eef3ac.jpg samgin_81.jpg.882ae48873f3497907ab7db2cdd1c353.jpg samgin_31.jpg.9cf7036db5a23a0fa8e63cf3eb362327.jpg

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-2464516
Поделиться на другие сайты

Я вот тоже на днях пересматривала великолепный фильм "Жизнь Клима Самгина", а действительно - образ Туробоева - один из самых запоминающихся, хотя, там плохо сыгранных или неярких ролей вобще нет...Туробоев - противоречив, но очень интересен...к позору книжных магазинов - найти книгу пока не удалось, а читать с монитора - не получается...так вот - просто хочу глубже понять описание Туробоева (все-таки в книге писатель зачастую точнее описывает происходящее), а сам образ в фильме - сыгран блестяще..."Ну какая из тебя жена")))), "Приходит полюбоваться женщиной, которую сам же и опозорил"...и да - эта смерть...сравнивать его с Климом считаю неуместным, Туробоев - исключение, Самгин - олицетворение интеллигенции того времени ( в понимании Горького, естесственно)))...
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-2464562
Поделиться на другие сайты

Какой был красавец! Абыдно! Вот опять же Ихтиандр... больно, что не все стареют красиво.
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-2536629
Поделиться на другие сайты

Какой был красавец! Абыдно! Вот опять же Ихтиандр... больно, что не все стареют красиво.

Да, актёр яркий, индивидуальность сильная.

Ну как же написать , чтоб не скатиться в сплетницы и не удариться в "желтизну".

Такой же недуг у этого прекрасного актёра, которым страдают многие таланты.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-2536668
Поделиться на другие сайты

Овод совершенно бесподобный фильм, впрочем как и многие фильмы того времени.

У Харитонова, наверное, самая лучшая роль именно в Оводе.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-2549622
Поделиться на другие сайты

В детстве Харитонов казался мне просто божественно красивым. ) Могла просто сидеть и разглядывать его фотографии, получая невероятное эстетическое наслаждение.))

А вот сейчас его красота уже не трогает. (А на современные фотографии так вообще больно смотреть).

 

У него, оказывается, достаточно большая фильмография, я больше половины не видела. Самая любимая роль в "Климе Самгине". Его Туробоев был просто идеальным.)

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-2549667
Поделиться на другие сайты

Хороший актёр, видел его в нескольких фильмах, везде очень понравился.
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-2877352
Поделиться на другие сайты

Да, актёр яркий, индивидуальность сильная.

Ну как же написать , чтоб не скатиться в сплетницы и не удариться в "желтизну".

Такой же недуг у этого прекрасного актёра, которым страдают многие таланты.

 

Он мне тоже по молодости казался очень интересным. Но как-то это быстро закончилось.

 

А я не знаю, какой у него недуг. Увидев его после долгого перерыва показалось, что у него вообще плохо со здоровьем.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-2877362
Поделиться на другие сайты

Весьма похож на Андрея Руденского, а в "Оводе" на молодого Владислава Дворжецкого.
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-3746568
Поделиться на другие сайты

Актер Андрей Харитонов: «Никакого страха перед смертью не испытываю»

 

Андрей Харитонов, сердце которого перестало биться 23 июня, родился в Киеве 25 июля 1959 года, здесь вырос и окончил Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. Всесоюзную славу ему принесла роль в фильме «Овод» в 1980 году. Увы, до своего 60-летнего юбилея известный актер не дожил всего месяц.

 

«ФАКТЫ» предлагают читателям ответы Андрея Харитонова на вопросы анкеты, предложенной ему в 2014 году. Сегодня они обретают особый смысл.

 

— Как вы сами представились бы нашим читателям?

 

— Артист, лучший «Овод» Советского Союза (улыбается).

 

— Ваш любимый цвет, запах, продукт, напиток?

 

— Любимый цвет — красный, я Лев. Запах нравится жасмина с сандалом. Блюда, которые предпочитаю, — салат «оливье» и форшмак. А любимый напиток, учитывая, что десять лет я не пью алкоголя, — «кола лайт».

 

— Чем для вас пахнет детство?

 

— Дубом, так как отдыхали мы на Десне в санатории «Дубки». С тех пор таких дубов я нигде и не видел. Родился я в Киеве и прожил в этом городе до 21 года. В Киеве бываю дважды в год -- у меня там мать и сестра.

 

— Счастье — это… что? Вы счастливый человек?

 

- Счастье — находиться в гармонии с самим собой. Я человек счастливый. Это достигалось длительными тренировками. Но, как говорится, постоянное пребывание в состоянии молитвы — единственный способ достигнуть такого состояния.

 

— В чем вам видится смысл жизни?

 

— Смысл жизни -- делать добро.

 

— Что такое любовь?

 

— Должно быть двустороннее движение на дороге, встречное. Оно не может быть в одну сторону.

 

— Вы хорошо помните самый счастливый день своей жизни? А самый непростой?

 

— Это солнечный день, мне было, наверное, года три-четыре. Я сидел на руках у своего отца. Помню мост. Через него шла мать в белом платье. Это был самый счастливый день в моей жизни.

 

А самый непростой для меня — премьера в Малом театре спектакля «Накануне», в 1984 году. Непростой потому, что, как говорится, через три года после того как стал кинозвездой, первый раз выйти на сцену с огромным залом — колоссальная ответственность. Я был на всех обложках, во всех, так сказать, журналах, и перед этим театром стояла толпа поклонниц…

 

— Чего вы ни за что не сможете простить другим людям?

 

— Предательства, естественно.

 

— Что-то может довести вас до слез?

 

— Художественное кино трогает, когда оно качественное, когда это настоящая игра и настоящее искусство -- вне зависимости от жанра.

 

— Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха?

 

— Понятия не имею. Мне, например, нужны были гены папы и мамы и счастливый случай, чтобы смог себя реализовать. Но это частный случай.

 

— Есть у вас личная формула успеха?

 

— Нельзя никогда ничего бояться. Нужно идти на вершину и знать: есть два выхода — либо успех, либо провал. И не стоит бояться провала. Провал — это ведь тоже результат. Надо двигаться! Если бояться провала, можно все время в яме просидеть.

 

— Какую роль в вашей жизни играют деньги?

 

— Первую. Понимаете, некоторые говорят, что можно купить на деньги дом, но не купишь домашний очаг, можно купить лекарства, но не купишь здоровье… А если нет денег, то получается, что даже и этого не купишь.

 

— Что для вас означает быть свободным?

 

— Быть свободным — находиться в гармонии с самим собой.

 

— Испытываете ли вы страх перед смертью?

 

— Никакого.

 

— Что бы вы стали делать, узнав о том, что вам осталось прожить ровно семь дней?

 

— Позвонил бы маме. Единственное, что меня волновало бы, как она себя чувствует. Вот, собственно, и все.

 

— Вы никогда не задумывались над тем, есть ли жизнь после смерти?

 

— Она никогда не прекращается.

 

— Что вы вкладываете в понятие добра и зла?

 

— Добро — когда ты способен понять другого человека и помочь ему — чем угодно: разговором, иногда можно деньгами, и это совсем не стыдно. А зло — это, безусловно, предательство.

 

— Вас часто предавали?

 

— Нет, не часто.

 

— Что вам помогало преодолеть периоды полного отчаяния?

 

— Уверенность в себе. Только с ней и можно двигаться дальше. Но полного отчаяния не было. Жизнь дана человеку, и ее нужно прожить. Если не умер, то какое же может быть отчаяние? Сам процесс жизни прекрасен! Она интересна во всех ее проявлениях. И не надо искать смысл жизни. Проживи свою жизнь достойно — с твоей точки зрения.

 

— Что в жизни вам представляется самым непростым?

 

— Оставаться человеком.

 

— Существует ли Бог?

 

— Я сторонник теории палеоконтактов: это все создано, создавалось и создавалось миллионы лет.

 

— Случались в вашей жизни чудеса?

 

— Да, случались и случаются -- и надо уметь их замечать. Человек должен учиться видеть чудо.

 

— Сколько времени вы смогли бы прожить на необитаемом острове и что взяли бы с собой?

 

— Я не стал бы жить на необитаемом острове. Это свобода моего выбора.

 

— В какую эпоху вам хотелось бы жить и с кем из представителей той эпохи пообщаться?

 

— Мне бы хотелось жить исключительно здесь и сейчас.

 

— Как вы считаете, красота действительно может спасти мир?

 

— Никогда в жизни. Спасти мир могут адекватные мозги.

 

1. Отрывок из "Овода". 2. "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", отрывок

 

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-5977775
Поделиться на другие сайты

Нескромно прорекламирую свой новый клип и поделюсь впечатлениями от пересмотра "Овода" - самой первой и самой «звездной» роли Андрея Харитонова, в которой он снялся, будучи еще 20-летним студентом театрального вуза.

Клип посвятила его памяти: 25 июля Харитонову исполнилось бы 65 лет (и уже ровно 5 лет его нет на свете).

Фильм не пересматривала, даже когда делала эту тему – по впечатлениям ранней юности, когда фильм был впервые показан по ТВ -  надрывное, тяжелое и даже неприятное киноповествование.  К тому же по своей тематике и идейной направленности он казался мне  уже давно и бесповоротно потерявшим свою актуальность. Однако недавно заслушалась красивой итальянской песней … и слова песни упорно подсказали мне видео-ряд из "Овода".

В общем, я пересмотрела «Овода». Все три серии. И наконец-то поняла – почему он меня так сильно впечатлил, что я его прекрасно помнила даже 44 года спустя. Почему на кинофорумах до сих пор кипят оживленные дебаты о нем. Да, думаю, «Овод» (как книга, так и фильм) пережил свое время, не смотря на то, что современная эпоха давно отвернулась от тех ценностей, на основе которых он был создан.

Да, на первый взгляд про революционеров и атеизм. Но если всмотреться пристальней: не только в его поверхностный, но и глубинный смысловой слой – как и любое произведение, пережившее свое время, резонирует с фундаментальными архетипами нашего бессознательного. Несомненно, это архетип Христа (как бы это ни казалось парадоксальным на фоне атеизма Овода-Ривареса), который однажды пришел в этот мира разоблачить ложь фарисеев и напомнить Истину Древних... Фильм эмоционально и даже надрывно повествует об одной из главных проблем нашего человеческого существования в этом мире: жажде Истины, которая сокрыта под покровом Лжи. Сокрыта как в наших личных и даже родственных отношениях, так и в социальных, политических, культурных….

Сильнейшая, прямо-таки самозабвенная игра всех актеров: как 60-летнего мэтра советского кино Бондарчука, так и 20-летнего студента Харитонова. Про последнего надо сказать особо: вообще не понятно – ну, вот как 20-летний парень смог ТАК сыграть? Причем сыграть так убедительно не только своего ровесника Артура, но  и 33-х летнего Овода.

Конечно, тут влияние режиссера: в одном из видео интервью, Харитонов шутил, что Мащенко всегда требовал от актёров накала в 250 вт, даже если было достаточно 100. Говорил еще, что Бондарчук поделился с ним многими секретами актерского мастерства, которым в театральных вузах не учат -это личные наработки мастеров. Но все равно – не зря к нему после этой роли пришла всесоюзная слава. Роль ведь не сыграл, а прожил! Прожил на грани нервного срыва... Опять-таки, в одном из интервью он говорил, что после окончания съемок расстрела Овода у него не было сил самому встать с земли, а потом он 2 недели болел воспалением легких.

Кстати, попутно перечитала книгу Войнич – да, Харитонов практически идеально соответствует описанию. Расхождение только в цвете глаз: по книге – голубые, у Харитонова – серые. В остальном все по книге -  невысокого роста, хрупкого сложения, пластичный и даже «похожий на хорошенькую девочку» (про 19-летнего Артура).  На этом фоне Стриженов, а особенно актер в экранизации 2003 года, выглядели через чур маскулинно….

О клипе: аудио - Libertà (итал.) – Свобода (1987). Поют Аль Бано и Ромина Пауэр (вписала русские субтитры к словам песни - автопереводчик с итальянского, подправленный мною для красоты слога).

В начале звучат стихи Байрона об Италии (в сокращении, взяты из самого фильма). Не знаю – как встраивать, поэтому вот ссылка: Libertà (итал. "Свобода" ) – Овод (1980, А. Харитонов) – Аль Бано и Ромина Пауэр

Безымянный.jpg

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-8430702
Поделиться на другие сайты

В 03.08.2013 в 16:28, Dioxin написал:

Весьма похож на Андрея Руденского, а в "Оводе" на молодого Владислава Дворжецкого.

С Андреем Руденским никогда не ассоциировал. Но вот с Владиславом Дворжецким - да, было дело. Мне одно время даже казалось, что это один актер.) Вот когда впервые увидел "Солярис" Тарковского, практически уверен был, что тот вошедший некогда во взаимодействие с Океаном пилот Бертон, в замешательстве вспоминающий этот опыт в рамках доклада научно-исследовательской комиссии, - это Андрей Харитонов из "Овода" и "Тайны черных дроздов".) Если честно, уже и не помню, с какого момента начал их различать, однако когда позже смотрел "Бег" Алова и Наумова, знал, что генерал Хлудов - это Дворжецкий.) Сейчас уже их сходство не кажется таким очевидным. Роднит их скорее яркая нервная энергетика и какая-то общая выразительность во всем. По тем временам с ними в этом смысле могли соперничать разве что прибалтийские харизматики вроде Арниса Лицитиса.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-8431286
Поделиться на другие сайты

Поскольку лето и отпуск, двигаюсь по фильмографии Харитонова, пересматривая знакомое и знакомясь с неотсмотренным). По опыту такого дотошного изучения фильмографии других актеров, знаю, что иногда таким образом можно обнаружить нечто для себя удивительное. Так и оказалось!

Я обнаружила совершенно чудный ... мультик "Ассоль", снятый - страшно сказать - аж в 1982 году, но почему-то прошедший мимо меня и тогда и после(((( Если точнее, то это анимационно-игровой фильм, снятый по повести Александра Грина «Алые паруса». Последняя работа режиссёра-мультипликатора Бориса Степанцева (создателя «Карлсона»). Насколько понимаю, он сделал такое новаторское видео еще задолго до того как появились фильмы с совмещением игрового кино и анимации. Странно, что эта техника не получила продолжения… (?)

Ну и какое счастье, что актеры тут действительно юны, а не лет на 10 старше, как это часто бывает. Харитонов и Зайцева картинно красивы практически в буквальном смысле слова (видео, то и дело превращающееся в рисованную картинку)))). К тому же Харитонов уже тогда был мечтой, то есть Греем, для многих девочек СССР - лучшего актера на эту роль и не придумать!

_.jpg.6dbb6d33b4e2cf99e7e8b3224e8f411d.jpg

В общем, я получила от просмотра большое эстетическое удовольствие! И даже вдохновилась на фан-видео))) В целях продвижения в массы прекрасного, то есть новаторской работы советского мультипликатора Бориса Степанцева, а также творения Александра Грина нескромно прорекламирую то, что у меня получилось (ютуб, конечно, сейчас тормозит, но на смартфонах, вполне смотрибельно; все - в качестве 1080 HD):

1. Клип на песню из мюзикла "Алые паруса" (музыка Максима Дунаевского, стихи и либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачёва) в исполнении Олеси Гудковой и Станислава Санникова: Ассоль (1982) – «На крыльях алых парусов» (М. Дунаевский - финальная песня мюзикла "Алые паруса").

2. Как бы децкий вариант клипа - на знакомую многим по пионерским лагерям песню Владимира Ланцберга (в сокращении) "Ребята, надо верить в чудеса": Ассоль (1982) - Алые паруса (А. Грин) - "Верить в чудеса".

3. Ну, и мини-клип - иллюстрация к главным словам фильма и книги, которые звучат в финале: Ассоль (1982) – А. Грин "Алые паруса" (ключевая идея)

"... Когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя."

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-8447940
Поделиться на другие сайты

Идя по фильмографии Харитонова, на днях совершила  еще одно «открытие». Только, в отличие от «Ассоль», не эстетического, а скорее анти-эстетического свойства  (поэтому клипов на этот раз не будет 😄)

Речь идет о фильме "Мне скучно, бес" (1993).  Я этот лютый постперестроечный треш от Олега Борисова в свое время пропустила. Ок, скажем культурно - не треш, а постмодернистский артхаус ))) 😮

Весьма вольная интерпретация Гете (согласно аннотации, «по мотивам произведений Гете, А.С. Пушкина, Т. Манна и др.») в рейтинговом формате (18+ хотя бы из-за присутствия темы нетрадиционных отношений, правда, без «графических подробностей»). С эпатажем там, конечно, перебор (хотя в 90-е годы еще и не такой шок-контент снимали).

Но красной линией, на мой взгляд, все же проходит политическая сатира. Чего только стоит показанный в начале фильма рынок, где продается ВСЕ - в самом экстремальном смысле этого слова. Дворец Императора, выдержанный в викторианском стиле, ломящиеся от еды столы и тут же другой полюс – вопиющая нищета остального населения. Но Императора волнует только плохо подстриженный газон,  а не благосостояние его народа. Даже Мефистофель местами шокирован тем, что он наблюдает во дворце… В общем, на обоих социальных полюсах - страна, погрузившаяся в Ад. (Кто жил в те годы, тот знает, до какой степени это было НЕ метафорой, а реальностью).

Харитонов как раз в роли Императора, половину экранного времени фигуряющий в ботфортах от Грея и в BDSM-ремнях вместо одежды.

В роли Фауста – артист балета Юрий Посохов… потому что по фильму Фауст - танцор, а не алхимик, как у Гете.

Борисов в роли Сатаны и Бога одновременно. Бог, спускающийся... на вертолете и в белом кителе а-ля "Ленин в Горках")))

Актуальные политические шуточки в контексте классических стихов... Соединение темы алхимического гомункулуса с гомо-лесби-тематикой...

В общем, сюрр и разврат. Но разврат какой-то не чувственный, а метафизический. Тот же Император смотрит на своего любовника не с вожделением, а с нарциссическим любопытством (у нарциссов с чувственностью вообще плохо).

В целом зрелище грустное по содержанию и местами отвратительное по форме. На фоне сатанизма нынешней Олимпиады так даже актуально. Только вот мы это все "проходили" в 90-е, а Европа только начала погружаться во все это...

Немного скринов (на 3-м скрине Харитонов с "Фаустом" (Посохов), на 5-м - с "Богом" (О. Борисов):

4.jpg.e720f752f86a465ecbbfc4c4459e23b0.jpg    5.jpg.e874339540341f3a9fb4ab77f672690b.jpg  2.jpg.a8b8cd52f2014d50d4fc7909ad5f63b7.jpg    180342607_.jpg.f0bc6da8e735bab639b75950a4a08bcc.jpg      2.jpg.18c3d6d1c4b0f3ddec3277d56b348141.jpg    3.jpg.9ca8d09557f9d02abf3d2bb4fbbe2afa.jpg   

Это  была последняя роль Харитонова перед уходом в тележурналистику и, как потом оказалось, прощание со своей кино-звездностью (в 1993 году вышел еще сериал «Раскол», но он снимался раньше). – В следующий раз он появится на киноэкране только 6 лет спустя: уже в другую эпоху жизни страны и в другую эпоху своей жизни.

Это последняя киноработа и для Олега Борисова - через год он умер. В своей книге Борисов рассказывает о том, как они едва-едва досняли этот фильм (привожу с сокращениями): «Продюсер и спонсоры испарились тогда, когда мы приехали в Форос. … экспедиция в 120 человек осталась без денег и с обратными билетами, которые нельзя поменять. Посохова нужно во что бы то ни стало отснять, он в Данию уезжает, и больше мы его не получим. …

Выручило нас то, что в дороге я познакомился с крымским бизнесменом, который нас и облагодетельствовал. Обольстили с Харитоновым еще двух банкирш и получили небольшую ссуду в купонах. С горем пополам натуру досняли. … Что делают с людьми деньги — я даже не предполагал…» (см. Олег Борисов. Без знаков препинания: Дневник. 1974 — 1994 / М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. (Читать он-лайн. стр 71.)

Харитонов к тому времени тоже уже попробовал себя в режиссуре: снял  фильм «Жажда страсти» с А. Вертинской и И. Костолевским, заняв (с его слов) деньги на съемки фильма «у бандитов».

В общем, начиналась новая эпоха, к которой Харитонов, как  у меня сложилось впечатление, просто не захотел приспосабливаться…

Изменено 18.08.2024 17:40 пользователем liliya_mosienko
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-8448593
Поделиться на другие сайты

В 26.07.2011 в 16:41, Fybnf0 написал:

Я вот тоже на днях пересматривала великолепный фильм "Жизнь Клима Самгина", а действительно - образ Туробоева - один из самых запоминающихся, хотя, там плохо сыгранных или неярких ролей вообще нет...Туробоев - противоречив, но очень интересен...к позору книжных магазинов - найти книгу пока не удалось, а читать с монитора - не получается...так вот - просто хочу глубже понять описание Туробоева (все-таки в книге писатель зачастую точнее описывает происходящее), а сам образ в фильме - сыгран блестяще...

О герое Харитонова в фильме и в книге. Не так давно прочитала первоисточник (не смотря на то, что там аж 1200 страниц))), так что теперь могу сравнить.

Книга, как и фильм, конечно, сильно на любителя. Но я как раз такой любитель. Как у обществоведа у меня к той эпохе еще и профессиональный интерес, а у героев как раз эдакий нескончаемый семинар по русской философии (если верить вики, то «в идейных спорах героев прозвучало более 70 имён философов и политиков») в контексте разговоров о судьбах России...

Если сравнивать с экранизацией, по, на мой взгляд, она очень бережная и вполне аутентичная – как по букве, так и по духу. Конечно кое-что сокращено и кой-какие герои по сравнению с книгой ушли в тень, но линия Туробоева воспроизведена достаточно полно. Более того – добавлена сцена его гибели, которой в книге нет. В книге его гибель не показана, а рассказана с чужих слов: в частности, купец Лютов  говорит, что они вместе с Туробоевым были на похоронах Баумана, когда толпу начали расстреливать, но Лютова за несколько минут до этого отвлек разговорами какой-то знакомый, а  Туробоев ушел вперед… Так что в какой именно ситуации был смертельно ранен Игорь Туробоев по книге неизвестно.

Но в остальном все более-менее по источнику. Есть, правда, пара-тройка реплик, которые в книге говорит не Туробоев, а кто-то другой (в частности, рассуждения о том, что элита общества не хочет иметь детей – это слова доктора  Макарова). Но в то же время есть реплики переданные от Туробоева другим персонажам (в частности, фраза безымянного уличного оратора, которого Самгин и Туробоев слушают накануне шествия в «кровавое воскресенье», о том, что готовится провокация и что поэтому «будут нужны честные свидетели»).

Если говорить о каких-то «штришках», которые книга добавляет к экранному образу, то это то, что высказывания Туробоева очень активно цитируют другие персонажи и сам ГГ - Клим Самгин. Что он легко и просто схватывает ключевые идеи малопонятных книг (чему ГГ очень завидует). А еще он, как оказывается, князь, потомок древнего рода.

Ну и стоит отметить – как точно Андрей Харитонов попал в образ по внешнему облику, описанному Горьким: в книге много раз упоминаются «вышитые гладью» брови и огромные «кричащие глаза» на бледном лице. 

В целом, как у меня сложилось впечатление, Горький описал Туробоева с изрядной симпатией. Возможно, даже передал ему какие-то эпизоды из своей жизни – известно, что Горький, как и Туробоев, был  журналистом, освещавшим события 1905 года, и, соответственно, свидетелем и участником всего происходящего. Как и Туробоев, Горький накануне 1905 года «увел» у купца Саввы Морозова (прототипа  Владимира Лютова) его любимую женщину – актрису Андрееву (Алину Телепнёву по книге и фильму).

В общем, интересная книга, прекрасная экранизация и одна из лучших ролей Харитонова. Сам он считал ее самой лучшей.

450..jpg.efc394fa82cd38eb7635b4f658432561.jpg  450.jpg.b845c0125fbbfa5a0bd69ea5bd1a49ac.jpg 

Попутно прорекламирую и свое фан-видео по Самгину, где много Туробоева))): 

Использованы серии 3-4, 8-9 и 14 (время действия - революции 1905 и 1917 года). В ролях (по клипу) - А. Руденский (Клим Самгин), А. Харитонов (Игорь Туробоев), А. Жагарс (Степан Кутузов), С. Маковецкий (Дмитрий Самгин), В. Проскурин (Тагильский) и др.

Автор и исполнитель песни "Блоковский вальс" - Николай Воротняк (Украина, Харьковский театр драмы).

 

Изменено 23.09.2024 07:52 пользователем liliya_mosienko
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-8449277
Поделиться на другие сайты

Посмотрела «Тайну золотого брегета» (1988) - приключенческий 2-х серийный фильм о гражданской войне, снятый в лучших традициях советского революционного романтизма. Судя по глубоко перестроечным годам выхода на экраны, быть может, уже и самый последний фильм такого плана (тот же «Зеленый фургон» с Харатьяном был на 5 лет раньше).

Фильм никогда раньше не смотрела – он рассчитан на подростковую аудиторию, а я в те годы уже училась в университете, потому благополучно его пропустила. Но тут пробила сильная  ностальгия: в фильме - такая дружба народов... Главные герои – армянский мальчик Ашот и русская девочка Женя. Конечно же, помогают «красным»…

Ну и крайне забавно было обнаружить Харитонова в роли … красного комиссара🙃 Правда, из «бывших», но все же лично я менее всего ожидала увидеть его в такой ипостаси))))  Конечно, практически у каждого советского актера был хотя бы один фильм на тему революции или гражданской войны – об этом снимали много и часто. Харитонов, как оказалось, не исключение, чтобы ни говорили другие и он сам про свою «несоветскую внешность»...

Зовут его героя Николай Прозоров. Он с секретным заданием, но под видом частного лица, направляется в свой родной город, занятый белыми. В городе живут его отец и дочь (та самая девочка Женя), которых он не видел 2 года. Однако вместе с отрядом красноармейцев он попадает в засаду, откуда выбраться может только мальчик Ашот. … В общем, не без трагических ситуаций, но вполне смотрибельный, легкий и в меру увлекательный фильм – рекомендую.

Добавлю, что фильм очень украшает своим присутствием Михаил Кокшенов (в роли белого казака), внося, как всегда, комические нотки, а отца нашего комиссара играет Анатолий Равикович, с которым Харитонов уже через год будет вместе играть в «Загадке Эндхауза»  (Равикович там Пуаро)))

_1....jpg.66e56ebddc1845f41c353bce433dffde.jpg  _2.....jpg.7bba7fc20f8b2fa08b509927eac5f4b8.jpg 

Хотела сделать еще скрины, но на последних минутах фильма зазвучала песня (композитор Александр Журбин), и мои руки привычно потянулись к видеоредактору)))  Так что вместо скринов и в порядке рекламы фильма – вот этот маленький (1 минута) фан-клип 👉 Тайна золотого брегета (1988) - Комиссар Прозоров (Андрей Харитонов)

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-8451048
Поделиться на другие сайты

Продвигаясь дальше по фильмам 80-х, обнаружила, что Харитонов снялся еще в одном фильме создателя "Овода": "Мама, родная, любимая..." (1986). Студия им. А. Довженко. Режиссер и сценарист Николай Мащенко. Почему-то тоже его раньше не видела. 

Фильм о многострадальной судьбе одной многодетной матери (играет Лидия Яремчук) - простой сельской женщине, вырастившей 10 своих и приемных детей. Ее образ обрисован очень уважительно и даже поэтически, не смотря на то, что из-за простоты ее душевной, то и дело случаются какие-то беды. Но все-таки самая главная беда ее жизни - война...

Сюжет закольцован: начинается и заканчивается 22 июня 1941 и рассказывает всю предвоенную историю жизни матери, в том числе - попытку заступничества накануне войны за своего старшего сына Ивана (Харитонов), ошибочно обвиненного в политическом преступлении... Даже до Ворошилова дошла!..

Кажется, это единственный фильм Харитонова, где есть тема Отечественной войны. Роль небольшая - максимум на 10 минут экранного времени, но по сюжету очень важная. Если Лидия Яремчук - это образ Матери (именно так - с большой буквы), то рядом с ней Андрей Харитонов создает образ Сына. Образ уважительного, заботливого, сострадательного взрослого Сына. Оба играют свои роли на трагической высоте - полагаю, таков был замысел режиссера, создающего даже не историю, а настоящую притчу о Матери.

Тем не менее, у меня от фильма и роли Харитонова осталось все же неоднозначное впечатление.

Во-первых, у фильма явный привкус антисоветчины - сия мутная волна еще только осторожно поднимается (время съемок - начало "перестройки"!), но она уже есть. Лично для меня это минус.
Во-вторых, хоть Харитонов и безупречно играет свою роль, он на нее, имхо, категорически не подходит. В качестве почти символического образа Сына он прекрасен, но его внешний вид, типаж, как-то не очень стыкуется с теми фактами его биографии, которые, оббивая пороги высокого начальства, рассказывает мать. Лично я с большим трудом вижу в нем вожака сельского комсомола, не раз выходящего победителем из стычек с бандитами. Как минимум, он должен быть старше лет на 10. (Харитонову на тот момент было около 26, но выглядит он в фильме еще моложе). Мащенко, наверное это не смутило, потому что он помнил - как Харитонов в свои 20 сыграл 33-хлетнего Овода. Но там ведь с гримом постарались, а тут явно нет.

_.jpg.0637a0ceaba32e05737adcebdd7e3b99.jpg   _3.jpg.6a2548c015c26f4e7d022e1fe2d0a672.jpg

Тем не менее, в и-нете попадалось много хвалебных и даже восторженных зрительских отзывов о фильме. Поэтому все, что у меня тут написано - только лишь лично мое впечатление. Думаю, фильм стоит того, чтобы посмотреть.

Если кому достаточно глянуть только на Харитонова в этом фильме - нескромно предлагаю свое новое фан-видео 👉  Мама, родная, любимая... (1986, реж. Н. Мащенко) - МОЛИТВА
(Песня "Молитва" взята в сокращении (слова и музыка Анатолия Доровских), исполняет Ольга Кормухина. )

В клип вставлены небольшие фрагменты из фильма с оригинальным аудио

_2.jpg.145c2bd4d3b8d97afc17bb4e4cf050b0.jpg  605847626_.jpg.e0d77d05d8ba77179db246bd678f3751.jpg

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-8453393
Поделиться на другие сайты

После итальянского революционера Овода Харитонов, как оказывается, еще трижды играл революционеров, причем дважды - русских. Первый раз – в документально-игровом телесериале «Ленин: страницы жизни» (1982-1988). Режиссёр - Виктор Лисакович. В 27 сериях рассказывается история жизни Ленина с рождения до смерти.

 Этой работы Харитонова почему-то нет даже на его официальном сайте: увидела ее только на одном ресурсе – КиноТеатр. Ру.

Сериал этот смутно помнила, идущим по ТВ в 80-х, но Харитонова в нем – нет. Пришлось специально искать - нашла. Правда, в открытом доступе оказалось только 17 серий, а 10 серий, похоже, до сих пор НЕ оцифрованы или уже пропали.

Харитонов читает за Николая Федосеева – одного из первых марксистов России, повлиявшего на идейное становление Ленина (хотя Федосеев был младше Ленина на год). Один из первых, кто пытался осмыслить марксизм на русской почве (правда, большинство работ не сохранилось – только в пересказах).

Молодой обеспеченный дворянин ушел в революцию: начиная с 19 лет, скитался по тюрьмам и ссылкам – такая традиционная биография для революционера. К сожалению,  прожил всего 27 лет. В общем, Харитонову в начале его актерской биографии просто «везло» на героев погибающих насильственной смертью (Овод, Человек-Невидимка, Хоакин Мурьета, Туробоев) – даже в документальном фильме такой герой случился.

_.thumb.jpg.3d423352274d8d688b684756e04b5438.jpg

Про Федосеева рассказывается только в 5, 6 и 7 сериях. Но в интернете отсутствуют 8 и 9 серии (о жизни Ленина в Шушенском), где он, как мне представляется, должен был  хотя бы упомянут, так как его биография изложена не до конца. 

Скорее всего, он появляется или о нем говорят во 2-м фильме 3-й главы - «Путь сибирский дальний». Но видео в сети нет. Очень жаль. С учетом того – как высоко Ленин ценил Федосеева и того, что он сразу же узнал о смерти Федосеева в 1898 году (в сборнике воспоминаний о Федосееве есть его письмо, где он пишет об этом), а также очень подробного освещения жизни Ленина в данном сериале, концовка этой работы Харитонова потеряна😧  

Сделала выборку фрагментов с Федосеевым-Харитоновым хотя бы из этих 3-х серий и дописала немного о судьбе Федосеева в субтитрах. Сохранила в некоторых местах еще и контекст фильма, где говорится о Федосееве, в частности – рассказ Горького (читает Александр Михайлов) о своей встрече с ним. (Дополнительно: Николай Губенко читает за  Ленина, также там присутствует Владимир Конкин  в виде безымянного студента).

Нарезку загрузила в ВК 👉 Ленин: страницы жизни (док.фильм, фрагменты) - Николай Федосеев (читает Андрей Харитонов) - велкам, кто хочет посмотреть.

Харитонов тут юн и прекрасен, как и его герой. Портретное сходство, конечно, отдаленное, но актеру на момент выхода фильма на экраны столько же лет, сколько и его герою (24-26). Все сказанное о герое вполне соответствует действительности (я почитала книгу воспоминаний о нем) – у этого юноши было такое человеческое обаяние, что его любила даже тюремная охрана и действительно предлагала ему помочь с побегом (привет Оводу))). К сожалению, в ссылке его оклеветали и затравили некоторые «товарищи» и он на почве нервного срыва покончил с собой. Его невеста, не успев доехать до него, застрелилась тоже. Такие вот времена и такие нравы… Кому интересно – прикрепляю файл с книгой (тоже ВК)  👉Сборник воспоминаний о Федосееве_1923 г

Немного скринов: 

 _._1982.thumb.jpg.ab0cd8689e4ef5d9a458247dc33c0668.jpg

Изменено 30.08.2024 19:56 пользователем liliya_mosienko
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-8457318
Поделиться на другие сайты

Еще об одной – малоизвестной или даже практически забытой – роли Харитонова в качестве русского революционера.

Как раз вчера досмотрела телесериал «РАСКОЛ» (1993 год), 9 серий. Режиссёр - Сергей Колосов. Перестроечная версия событий до и после II съезда РСДРП, когда еще только начинающееся социал-демократическое движение России раскололось на «большевиков» и «меньшевиков», то есть охватывает период 1897-1906, с прологом в 1923.

_.jpg.800babcfdadbc8460c9b0e3d74c304e9.jpg

Харитонов играет Александра Николаевича Потресова (1869, Москва - 1934, Париж). Историкам революционного движения России хорошо известно это имя – именно Потресов организовал первое легальное издание работ Плеханова в России, придумал название для  «Искры» и очень много сделал для того, чтобы запустить ее издание. Был талантливым публицистом, писавшим не только по вопросам партийной работы. Но уже очень скоро разошелся с Лениным, попав в категорию «меньшевиков».

Но в первой серии Потресов еще не меньшевик, а друг Ленина (актер Вадим Романов), с которым они, вернувшись из своих ссылок, пытаются организовать нелегальное издание "Искры" как рупора РСДРП. Сначала вдвоем, потом к ним присоединяется вернувшийся из Туруханска Юлий Мартов (Евгений Дворжецкий!). Потом они едут в Женеву – договорится о сотрудничестве с Плехановым (Р. Адомайтис!) и другими представителями «старшего поколения» марксистов – П.Б. Аксельродом (Армен Джигарханян) и В. И. Засулич (Елизавета Никищихина). Им приходится решать и вопросы финансирования, и русских шрифтов для зарубежной типографии, а самое главное – определиться с союзниками и идейными основаниями. Потресов за максимально широкое привлечение всех левых публицистов, в том числе – своего однокашника П.Струве (прекрасная роль Бориса Плотникова!), но Ленин хочет создать «штаб будущей русской революции», а не «клуб краснобаев». …

Немного моих скринов с Потресовым. Приношу извинения за качество картинок: фильм так и не вышел на DVD, в сети есть только в малопиксельном варианте, на торрентах заявлены варианты получше, но нет раздающих. В общем, местами персонажей так плохо видно, что только по белому костюму приходится догадываться, что это Плеханов, по знаменитой лысине, что это Ленин, и по голосу Харитонова (аристократически вальяжно растягивающего слова, то и дело иронизирующего), что это Потресов 😄

1.thumb.jpg.70768583198ece399e38f17b0d185576.jpg3.thumb.jpg.61769ffb8cdaf09506e5708542b78895.jpg

 

Общее впечатление от сериала: будто меня на машине времени перенесли в конец 80-х. Ностальгически вспомнилось почти забытое – жаркие дебаты в наших студенческих аудиториях на тему: "Кто был прав - Ленин или Плеханов"?... Надо ли вернуться  "назад к Марксу"? и т.д. и т.п. - Перестройка ведь начиналась с попытки «совершенствования развитого социализма».... Но очень скоро марксизм оказался не реформированным, а вообще выброшенным за борт. В этом плане фильм опоздал выйти на экраны –  показ «Раскола» по ТВ начался через месяц после расстрела Белого дома – в ноябре 1993 года – корабль поплыл дальше уже под флагом либерализма… Соответственно, уже никого не стали интересовать детали разногласий между меньшевиками и большевиками – не важно: кто из них прав, раз марксизм уже вообще не нужен!

В общем, случилось именно то, о чем писал А.Н. Потресов (не тот, который в фильме, а тот, который в реальности: в своей парижской эмиграции, через 10 лет после Октября): когда в массовом сознании произойдёт разочарование в большевизме, будет скомпрометирован и марксизм вообще: “Без вины виноватыми будут и социализм…, и пролетариат, и даже Карл Маркс. Предубеждение испытавшего жестокое разочарование массовика не станет разбираться в “тонкостях” идеологий, рубя с плеча, оно вместе с большевистским коммунизмом зарубит и всякое государственно-общественное регулирование производства, всякое “обобществление”. ... практика большевистской диктатуры будет служить непререкаемым свидетельством банкротства всех осточертевших “измов”… (Источник - Политические партии России: история и современность. М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000. 631 с.)

В общем, в современных условиях этот фильм заброшен на антресоли нашей культуры и почти забыт как "художественный антиквариат". Но лично я думаю, что он все же может быть актуален и сегодня. Он напоминает: ленинизм (большевизм) - это еще не ВЕСЬ марксизм. Сегодня, когда марксизм вообще выкинут за борт даже партиями с коммунистическими названиями, полезно вспомнить о тех спорах, в которых большевизм рождался, и то, что говорили его оппоненты - тот же Г.В. Плеханов...

Не смотря на то, что я как профессиональный обществовед имею ряд претензий к фильму, мне очень и очень жаль, что те прекрасные актерские работы, которые есть в этом фильме, оказались вместе с проектом невостребованными и неоцененными по достоинству. Выйди этот сериал хотя бы на 3-4 года раньше, может, он стал бы лучшим в фильмах о Ленине.

Вот эти замечательные советские актеры, которых, надеюсь, никому не нужно представлять. Собственно это и есть первая редакция газеты «Искра»  и они же главные герои сериала (подписала фамилии тех исторических личностей, которых они играют):

3.thumb.jpg.f35387bb14ba3aac24f7fb0afa90dbb6.jpg

Поскольку на написание сценария и съёмки 9-ти серий ушел явно не один год, а политический ландшафт страны менялся очень  быстро, у фильма была реальная перспектива лечь на полку. Думаю, именно поэтому в нем появились совершенно инородные для художественного фильма вставки от режиссёра, выдержанные в антисоветском духе. – Фильм надо было вывести на экраны!

Если убрать все эти вставки, то картинка вырисовывается ооочень неоднозначная. Прямо скажем – фигура Ленина вызывает симпатию. Причем даже большую, чем в классической советской ленинане: Ленин тут не покрыт идеологическим лаком, а очень и очень достоверно-живой.  Он показан очень сильным, феноменально работоспособным, целеустремленным человеком, умеющим идти - когда надо - даже против всех: будь то авторитет Плеханова или задушевные друзья (Потресов и Мартов). Несмотря на то, что расставание с друзьями и соратниками стоило ему нервного срыва. Читала когда-то давно воспоминания Крупской - именно так и было. Особенно Мартов был ему дорог как друг и человек.

Но и Потресов был для Ленина тем из немногих, кого он называл по имени: «Саша». В фильме оба представлены как очень эмоциональные и даже  вспыльчивые натуры.  То трогательно заботятся (н-р, в первой серии Ленин греет молоко больному Потресову), то орут друга на друга. Они перманентно спорят между собой, но при этом очень похожи по темпераменту, принципиальности, страстному отношению к делу. В фильме их отношения заканчиваются демонстративным уходом Потресова с заседания съезда, а в  реальной истории их отношения закончились даже раньше. И Потресов, и Ленин - оба рвали личные отношения, если расходились с кем-то идеологически, но у Потресова случилось еще и личное разочарование в Ленине, который, с его точки зрения, проявил однажды «моральную неразборчивость». Потом, уже после революции, Потресов напишет, что Ленин во всем остальном, кроме партийной работы, был «неинтересен и сер». Но в фильме он пока добродушно шутит, отвечая на удивленное восклицание Плеханова о том – как много они успели сделать: «Владимир Ильич -  человек фанатический: и себя загонит, и других не пожалеет»...

Не смотря на то, что Харитонов только недавно закончил сниматься в «Климе Самгине», в исполнении еще одного «аристократа в революции» он ни в чем не повторяется. Потресов в его исполнении – это совсем другой характер, с другим рисунком роли, чем Туробоев. Образ эмоционального, но все же по аристократически сдержанного, умного, ироничного, принципиального человека у него получился на славу. Кстати, по эмоциональности и вспыльчивости Потресов в фильме даст фору даже Ленину. Что наверное вполне соответствовало реальному Александру Николаевичу, ведь если почитать статью Ленина «КАК ЧУТЬ НЕ ПОТУХЛА “ИСКРА”?», написанную по горячим следам событий, представленных в 4-ой серии, то  неудачу первых переговоров с молодыми «искровцами» Плеханов списал именно на «нервность» Потресова, хотя (по Ленину) сам был грешен высокомерием. В общем, насколько мне позволяют судить мои знания по истории, большинство ситуаций и характеров в фильме переданы исторически достоверно.

Правда, пролог, с которого начинается сериал, все же отсебятина от создателей: в 2023 году Потресов никак не мог зайти на квартиру умирающего Мартова и разговаривать с ним и Аксельродом: те были в это время в Берлине, а Потресов  – в России (и только 2 года спустя он поедет за границу на лечение, но в итоге насовсем).  Подозреваю, что эта сцена имеет ту же природу, что и вставки от режиссера по всему фильму – надо было усилить антиленинские мотивы, чтобы протолкнуть снятое на экран.

В этом прологе 33-х летний Харитонов (кстати, возраст Овода-Ривареса) загримирован под 54–летнего Потресова. Но в основной части сериала его возраст точно совпадает с возрастом его прототипа – в год съезда Потресову было 33-34 гг.   Скрины по прологу (серия 1):

1.thumb.jpg.a153b77bdae48afa494980c917e6d80a.jpg

 

Символично, что практически последняя роль Харитонова в качестве советской звезды (за которой до конца 90-х последовал уход из профессии) была тоже ролью «пламенного революционера». Что между первой и этой последней ролью прошло ровно 13 лет – как раз столько, сколько отделяет Артура Бертона от Овода.

-_13.jpg.1c6a515680628b3a003676c187d78237.jpg

(Извините, что получилось много букаффф. Спасибо всем, кто дочитал / досмотрел до конца 🙂 )

Изменено 01.09.2024 20:32 пользователем liliya_mosienko
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-8458652
Поделиться на другие сайты

Начала пересматривать фильмы-сериалы Харитонова, вышедшие уже в этом веке. Зная по интервью актера, что после возращения в профессию из киножурналистики у него сложился «роман» преимущественно с театром (причем антрепризным), а не с кино, ничего особенного не ожидала. Тем более, что большинство названий мне ничего не говорило (исключение - "Романовы. Венценосная семья": смотрела давно, еще до создания этой темы),

Действительно, роли только второго плана или вовсе эпизодические. Марш Турецкого (2 сезон, 12 серия - Оборотень) Инструктор (2 фильм, Ищи бродягу), На углу у Патриарших-3 – ничего особенного, роли-функции. (Попутно - спасибо фан-группам Харитонова в Вк и Ок: повыкладывали серии с его участием – не пришлось долго искать и смотреть сии творения целиком).

Романовы. Венценосная семья – пересмотрела снова: да, Харитонов в роли Пьера Жиляра (воспитатель царевича Алексея) очень хорош, но его мало и играть там особо нечего: только сочувственно смотреть на наследника престола и тихим вкрадчивым голосом говорить с ним о текущих событиях.

w1500_39197096.jpg.2542a4bd5657bea938670b818c70da2d.jpg  w1500_39197099.jpg.2fac1a417a1fdec85baa8a388162ec09.jpg

НО (!) вчера глянула фильм РЫСАК (2005):  сказать, что Харитонов меня удивил – ничего не сказать! 👍  👍  👍

Господи, как он это делает? В плутоватом и простоватом мужичонке Лутошкине не узнать (вообще, от слова совсем!) ни самого Харитонова, ни кого-либо из его прежних героев: полное перевоплощение! Только вот по характерному голосу (при хорошей слуховой памяти) и можно догадаться – кто играет. Причем тут практически никакого грима – все делается мимикой, жестами, походкой, осанкой...

Кто говорил, что Харитонов может играть только аристократов, карбонариев и интеллигентных мерзавцев? Нет, оказывается, умеет практически все! Даже вот такого "человека от сохи" (герой, правда, наездник, а не крестьянин, но все равно простолюдин). Чего стоит только сцена (совсем короткая),  где Лутошкин кричит на свою жену – а ведь сколько сказано о герое разом! Никаких - даже близких аналогий - с прежними персонажами Харитонова! Но при этом так точно, живо, убедительно...

Скрины передают это лишь частично, но все же привожу их: 

_2005-1.thumb.jpg.d0d32b50f7cda3a6d439696b42f20669.jpg_2005-11.thumb.jpg.3c6a2dd633b0fc8fb903ad10557b2ed9.jpg

Конечно, молодость и красота проходят с возрастом, но талант (если он настоящий) только крепчает. Тут остается только посокрушаться, что Харитонов во второй половине своей жизни «зарыл» свой талант на театральных подмостках, и так мало у него кино-работ.

Посокрушаться, что и до этого – с 1993 по 2003 год (10 лет!) он почти нигде не снимался (было всего 2 роли – как раз в Венценосной семье в 1997 году, хотя фильм вышел только в 2000 г., и крошечная роль в Любить по русски-3 в 1999 г). А ведь ему в эти годы было всего  34-44 – прекрасный возраст для актера, особенно если учесть его яркий и ранний старт в профессии.  Если послушать его интервью тех лет и более поздних, то причины «простоя» по-человечески понятны и даже извинительны (полная самореализованность в профессии, а потому накопившая после 13-летнего марафона усталость от нее и желание попробовать себя в чем-то новом + обрушение в 90-е гг. прежней советской системы кинопроизводства и кинопроката), но как зритель я не могу не скорбеть по этому поводу.

В те годы он работал редактором программ на ТВ, был телеведущим, писал сценарии (но после «Жажды страсти» ничего больше не удалось снять), а еще книжной графикой занялся… И даже 2 года прожил в Вене, водя экскурсии русских туристов… Наверное, это был полезный опыт: иногда лишь отдохнув от чего-то, начинаешь снова это любить и ценить. Особенно если это тебе однажды далось легко и сразу. Так вот и Харитонов на все вопросы журналистов (о продолжении режиссуры, о работе на ТВ) стал убежденно отвечать: «я прежде всего актер!» Да, и актер превосходный. Но тут мне снова как зрителю хочется посокрушаться…

Однако вернусь к фильму. Он о лошадях и людях на фоне первой мировой, революции и гражданской войны. Очень оптимистичный в том плане, что на примере истории одной лошади и ее жеребенка показано: несмотря на исторические катаклизмы, хорошие дела получают продолжение, а хорошие люди находятся в любое время и во всех социальных слоях. Если конкретней, то фильм повествует о лошади орловской породы Лести, на которой Лутошкину так правда и не удалось поучаствовать в заездах, потому что ее купил помещик Бурмин (актер Евгений Князев), сдвинутый на вопросах конозаводства. Но когда отшумели войны, оказалось, что добрые люди выходили ее жеребенка, и Лутошкин смог наконец-то осуществить свою давнюю мечту…

_2005.jpg.25430d64a7a903b94723528bf97da819.jpg

На просторах и-нета есть и сам фильм, и отрывки из него с Харитоновым – рекомендую (хотя в хорошем качестве картинки я так и не нашла, что видно по моим скринам). Не из тех фильмов, что захочется пересматривать, но вполне добротный.

Кстати, приятной неожиданностью было участие в этом фильме, пусть и только в эпизодах, Юрия Назарова и Людмилы Чурсиной (у Харитонова с ней это был уже третий совместный фильм).

Изменено 12.09.2024 16:17 пользователем liliya_mosienko
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-8465341
Поделиться на другие сайты

Неделю назад пыталась смотреть сериал «Обручальное кольцо» (2008-12), но уже через пару серий поняла, что даже ради Харитонова я это не осилю: мыло самого низкого сорта, причем с замахом на Санта-Барбару по количеству серий. Не спасло обнаружение в главной роли еще одного для меня симпатичного актера - Александра Волкова. 😞 Даже не стала выяснять – в каком количестве серий там присутствует Харитонов. А он в своем интервью говорил, что подписался на 200 (!). Помню, что попутно пошутил на тему: «вот такой у меня эксперимент в жизни, что получится – не знаю». Судя по рейтингам сериала (у нас на КП – всего 1.7), дело все-таки не в моем снобизме, а в том, что эксперимент оказался все же неудачным. Впрочем, пару картинок прицеплю (серии 8 и 44):

8.jpg.58f57da48b5176b515dc8fefd4e4530d.jpg   44.jpg.93d53438c3f918fad896ad0d179bda93.jpg

Ну, а я по итогам недопросмотра «Обручального кольца» решила вернуться в 80-е – к герою Харитонова, который тоже однажды поставил над своей жизнью эксперимент. И тоже неудачный.

В общем, идя по такой вот цепочке ассоциаций, я впала в детство и пересмотрела "Человека-невидимку" (1984 г.). Первый и последний раз видела в детстве, в кинотеатре (режиссер - А. Захаров). Попутно посмотрела еще и одноименный мини-сериал BBC того же 1984 г. (у нас его тогда тоже показывали по ТВ), который  считается самой аутентичной экранизацией книги. Невидимку от Пола Верховена (2000 г) смотрела еще раньше.

Ну, что сказать? В отличие от большинства западных вариаций на эту тему, наши советские кинодеятели убежденно стояли на том, что "гений и злодейство - вещи несовместимые",  а потому наш Невидимка - ученый-идеалист, искатель Истины, неисправимый романтик, далекий от реалий "капиталистической действительности", а может, и действительности вообще.

Он опасен скорее для себя, чем для других. Следы бессонных ночей у Харитонова-Невидимки прямо на лице -  хронически уставшем и даже мученическом.  Легкая небрежность в прическе и одежде, потертый саквояж тоже подчеркивают его «неотмирность» и долгую погруженность в мир идей..

Chelovek-nevidimka_01.jpg.9049bb324035cbfc0fdaa26a2d5913c8.jpg    Chelovek-nevidimka_00.jpg.f7630a4cff8485dfe0fddfc45f948e1c.jpg

У самого Герберта Уэллса Невидимка - съехавший гений, ушедший в разнос на почве мания величия, то есть, открывшихся возможностей. В экранизациях 1933 и 1984 гг. Человек-невидимка - маньяк, желающий поработить человечество. У Пола Верховена в 2000 году персонаж Кевина Бейкона (ученый по имени Себастьян Кейн) – тоже маньяк, только сексуальный.

В нашей экранизации маньячит не Невидимка, а его коллега Кемп (актер Ромуалдас Романаускас): у этого жадного менеджера от науки сразу появились идеи – как использовать открытие нашего романтика-ученого.  

Конечно, есть много отзывов на тему «непозволительного искажения первоисточника» (в том числе – у нас на КП), но мое личное мнение, что все-таки образ ученого так правдивей. В ВВС-шной экранизации 1984 года, Невидимка, умирая, сокрушается:  «Такие возможности, Кемп,  и все впустую!» - Имхо, ученый так не скажет! Для него открытые и есть главная цель, независимо от прикладного значения. А вот «впустую» – это для жадных менеджеров или для… бомжей – в нашем фильме герой Л. Куравлева, неся саквояж Гриффина, с энтузиазмом фантазирует об особом доступе к вину и женщинам в состоянии невидимости. Ну, у кого какие радости – у кого интеллектуальные, а у кого плотские. Если взять исторические фигуры крупных ученых (того же Ньютона), то, думаю, наш Невидимка как раз более аутентичен реальному ученому, чем у Уэллса. Даже если присмотреться к современным изобретателям в IT-сфере, то обнаружим, что тот же Стив Джобс или Павел Дуров – на самом деле скорее успешные менеджеры, а не те люди, которые создали продвигаемый ими продукт – те остались в их тени, вдали от предпринимательской и политической суеты.

Правда, на официальном сайте  Культура утверждается, что переиначивание оригинала Уэллса случилось потому, что… роль была "переписана под Харитонова". Цитирую: «…Александр Захаров искал на главную роль Джонатана Гриффина актера с яркой харизмой….. Однако, по мнению режиссера, Харитонов был слишком миловиден для героя-тирана, мечтающего захватить мир. Именно таким был Гриффин у Уэллса и в первом варианте сценария Захарова. Поэтому режиссер переписать текст под Харитонова».  Лично мне такие основания кажутся совсем неубедительными: предыдущая роль Харитонова была как раз отрицательная – Ланс Фортескью в «Тайне Черных дроздов». Он вполне бы мог сыграть и Гриффина-злодея. Думаю, кто-то (может, и сам режиссер) сочинил такой миф о создании фильма, чтобы просто  уйти от идеологических и мировоззренческих  споров.

Конечно, Харитонов мог как-то повлиять на конечный образ своего героя: в фильме *Человек-невидимка. Киноистории» (2009) он  говорил, что режиссер был занят в первую очередь постановками трюков, а роли отдал на «откуп» актерам...  Лично мне было бы интересно узнать: кто именно - сам режиссер, второй сценарист или Харитонов – придумал для Гриффина имя «Джонатан» (в самом романе у него нет имени, а в первой экранизации 1933 г. его звали «Джек»), а также завершить фильм кадрами одиноко летящей чайки, поднимающейся все выше и выше... Получилась такая красивая и глубокая аллюзия на Р. Баха. Чайку Джонатана ведь тоже интересовал только полет, а не практический смысл полетов, а потому он и был изгнан из своей стаи. Ну, а с нашим Джонатаном толпа обошлась еще хуже...

Героя конечно жалко. Помню, что в детстве финал вообще шокировал – особенно на фоне почти балаганных гыгов, которые были в фильме до этого.  А вот сейчас после просмотра фильма мне еще жальче его девушку – Джейн Бет (Наталья Данилова) .

 "Как ты мог?!!!" - вот прям женский вопль всех времен и народов: вечно эти мужчины и мальчишки ищут себе опасные приключения, и себя не жалеют((( Нельзя над собой экспериментировать - даже ради науки!... или работы... или простого любопытства или еще чего. По той же причине, что нельзя экспериментировать над другими людьми.

Chelovek-nevidimka_02.jpg.2d5200ce4711ac56880ffbfde7f6a3fa.jpg   Chelovek-nevidimka_06.jpg.5f8e6d1166b0cc2928932006ec0a3c58.jpg

Фильм очень эмоциональный и трагический - не в последнюю очередь за счет прекрасной музыки Эдуарда Артемьева. Кто не прочь музыкально помедитировать 3 минуты, предлагаю свой клип (на RuTube) 👉 Джонатан / Джейн - Музыка Э. Артемьева (Человек-невидимка, 1984)

О замысле клипа: хотела сделать видео как бы глазами Джейн) Правда, беганье за шляпой по берегу - это по фильму сон Джонатана, но будем считать, что и ее тоже. Поэтому никаких кадров с летающими халатами и руками в аквариуме, а только душевно-надрывная лав-стори Джонатана и Джейн…..

Chelovek-nevidimka_.thumb.jpg.b0989458ceeaf095bb69331b81df8019.jpg

Изменено 13.09.2024 18:26 пользователем liliya_mosienko
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/42543-andrey-haritonov/#findComment-8465917
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...