Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Никита Михалков

Выберите ваши варианты в обеих категориях.  

224 пользователя проголосовало

  1. 1. Выберите ваши варианты в обеих категориях.

    • Лучшие режиссерские работы Никиты Михалкова:
      0
    • Спокойный день в конце войны (1970)
    • Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
    • Раба любви (1975)
    • Неоконченная пьеса для механического пианино (1976)
    • Пять вечеров (1978)
    • Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979)
    • Родня (1981)
    • Без свидетелей (1983)
    • Очи черные (1987)
    • Автостоп (1991)
    • Урга: Территория любви (1991)
    • Анна: От 6 до 18 (1993)
    • Утомленные солнцем (1994)
    • Сибирский цирюльник (1998)
    • 12 (2007)
    • Утомленные солнцем 2: Предстояние (2010)
    • Утомленные солнцем 2: Цитадель (2011)
    • Солнечный удар (2014)
    • Другой фильм
    • Лучшие актерские работы Никиты Михалкова:
      0
    • Тучи над Борском (1961)
      0
    • Приключения Кроша (1962)
      0
    • Я шагаю по Москве (1963)
    • Год как жизнь (1966)
      0
    • Перекличка (1966)
      0
    • Не самый удачный день (1966)
      0
    • Шуточка (1966)
      0
    • Дворянское гнездо (1969)
      0
    • Песнь о Маншук (1969)
      0
    • Красная палатка (1969)
    • Станционный смотритель (1972)
    • Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
    • Раба любви (1975)
    • Неоконченная пьеса для механического пианино (1976)
    • Сибириада (1978)
    • Два голоса (1981)
      0
    • Портрет жены художника (1981)
    • Родня (1981)
    • Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей (1981)
    • Инспектор ГАИ (1982)
    • Полеты во сне и наяву (1982)
    • Вокзал для двоих (1982)
    • Жестокий романс (1984)
    • Под северным сиянием (1990)
      0
    • Униженные и оскорбленные (1990)
    • Утомленные солнцем (1994)
    • Ревизор (1996)
    • Сибирский цирюльник (1998)
    • Жмурки (2005)
    • Статский советник (2005)
    • Персона нон грата (2005)
      0
    • Мне не больно (2006)
    • 12 (2007)
    • Тупой жирный заяц (2007)
      0
    • Утомленные солнцем 2: Предстояние (2010)
    • Утомленные солнцем 2: Цитадель (2011)
    • Другой фильм


Рекомендуемые сообщения

Следующими фильмами, которые снимет российский режиссер Никита Михалков, будут Солнечный удар по Бунину

 

Вот при всём скепсисе, при всей дискредитации своего имени как закулисной жизнью, так и провальными со всех сторон УС-2, я не могу не признать, что такое

 

По словам Михалкова, он хотел бы показать, как герой проводит день в маленьком русском городе после безумной ночи с незнакомой женщиной.

 

"Его день в этом маленьком русском городе, чем его наполнить, когда он томительно ждет вечернего теплохода. Как его сделать так, чтобы увидеть, как меняется его внутреннее состояние. От страстной ночи к этому усталом утру, удовлетворению прощанием", - в этом, по словам Михалкова, он видит непростую режиссерскую задачу.

 

он может снять легко. Ну или мог, во всяком случае.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1615152
Поделиться на другие сайты

 

... я не могу не признать, что такое он может снять легко. Ну или мог, во всяком случае.

 

 

Да. Парню надо "попасть в материал". В том смысле, что - да, пора бы уже, наконец.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1615799
Поделиться на другие сайты

Единственный фильм с Никитой, который я люблю и часто пересматриваю - это Жестокий романс.
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1618323
Поделиться на другие сайты

Можно только позавидовать его упорству. Фильмы демонстрируются в полупустых залах, а он всё снимает и снимает их.

 

А чего ему переживать? Бабла-то давать продолжают, невзирая на критику и пустоту залов. Тут я его прям даже понимаю: много ли есть таких совестливых людей, которые станут отказываться, если им дают миллионы даже за то, в чего они делать не умеют? Вечный вопрос: лучше ли быть уважаемым двумя-тремя соседями бедняком, чем богачом, презираемым тысячами тех, кто живет намного хуже?

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1618427
Поделиться на другие сайты

А может быть для начала стоит прожить светлую и красивую жизнь, полную прекрасного подвижничества и самопожертвований, чтоб иметь основания тявкать?

То есть я не вижу оснований к этому блевотному диалогу на многих страницах. Не менее интересно, как категория бездарности, являясь по сути своей величиной объективной, переведена здесь с какого-то перепугу на субъективный уровень, то есть я вас уверяю, что фраза "с моей точки зрения он бездарен" в русском языке смысла не имеет, и речь здесь не о Михалкове, или в последнюю очередь о Михалкове, потому что если вы ощущаете себя умнее или достойнее кого-либо, то вам и дела нет до этого человека, а если все-таки дело есть, то значит не умнее и не достойнее? Или оппозиционность изволите выражать таким образом, как привычку русской интеллигенции? Так я Вас уверяю, что вот это вот дрочилово - не есть опозиционность и не есть свободомыслие, но есть дрочилово в чистом виде. И к интеллигентности, ребят, никакого отношения не имеет. Стихотворение доброе лучше бы выучили, врачи рекомендуют от головной боли. Чернила не тратьте, дискутировать не собираюсь.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1620550
Поделиться на другие сайты

Единственный фильм с Никитой, который я люблю и часто пересматриваю - это Жестокий романс.

Да ну, а "Свой среди чужих"? А "Я шагаю по Москве"? )

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1621168
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1626015
Поделиться на другие сайты

А может быть для начала стоит прожить светлую и красивую жизнь, полную прекрасного подвижничества и самопожертвований, чтоб иметь основания тявкать?

То есть я не вижу оснований к этому блевотному диалогу на многих страницах. Не менее интересно, как категория бездарности, являясь по сути своей величиной объективной, переведена здесь с какого-то перепугу на субъективный уровень, то есть я вас уверяю, что фраза "с моей точки зрения он бездарен" в русском языке смысла не имеет, и речь здесь не о Михалкове, или в последнюю очередь о Михалкове, потому что если вы ощущаете себя умнее или достойнее кого-либо, то вам и дела нет до этого человека, а если все-таки дело есть, то значит не умнее и не достойнее? Или оппозиционность изволите выражать таким образом, как привычку русской интеллигенции? Так я Вас уверяю, что вот это вот дрочилово - не есть опозиционность и не есть свободомыслие, но есть дрочилово в чистом виде. И к интеллигентности, ребят, никакого отношения не имеет. Стихотворение доброе лучше бы выучили, врачи рекомендуют от головной боли. Чернила не тратьте, дискутировать не собираюсь.

Понимаете...когда человек своим творчеством "полным прекрасного подвижничества и самопожертвований" начинает унижать собственную историю и возводить себя в ранг абсолютного "Царя всея Руси" тут уже неважно кто указывает ему на его ошибки "интеллегенция" или "бездарности"...

И фраза "с моей точки зрения он бездарен" как раз довольно точно, поскольку характеризует частное субъективное мнение...

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1631541
Поделиться на другие сайты

Можно только позавидовать его упорству. Фильмы демонстрируются в полупустых залах, а он всё снимает и снимает их.

Если не фейк, то в Каннах и зал полный и аплодисменты - стоя.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1692275
Поделиться на другие сайты

 

А толку, если ни одной награды не отхватил? "Лабиринту Фавна" и то больше аплодировали.

 

Михалков предложил Зиброву роль Кутузова, только про согласие не слыхал.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1692282
Поделиться на другие сайты

А толку, если ни одной награды не отхватил? "Лабиринту Фавна" и то больше аплодировали.
Там ритуал такой? Свистеть воспитание не позволяет, поэтому аплодисменты - каждому!:)
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1692308
Поделиться на другие сайты

Михалков создал несколько фильмов, которые достаточно хороши - названия произвольно сокращаю. -

 

Свой среди чужих...

Родня...

Обломов...

Раба Любви...

Пьесу для пианино...

Даже Урга...

 

Но далее имперские замашки превратили глубокого режиссера в посмешище, работающего за гос-счет на иностранного зрителя...Лицемерные и пустые творения нео-российского периода - вызывают оторопь и стабильный рвотный рефлекс...

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1692341
Поделиться на другие сайты

Михалков создал несколько фильмов, которые достаточно хороши - названия произвольно сокращаю. -

 

Свой среди чужих...

Родня...

Обломов...

Раба Любви...

Пьесу для пианино...

Даже Урга...

 

Еще можно добавить "Пять вечеров".

 

Картина стилистически весьма недурна. Безупречен С. Любшин, неплохо сыграла Л. Гурченко.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1692382
Поделиться на другие сайты

Еще можно добавить "Пять вечеров".

 

Картина стилистически весьма недурна. Безупречен С. Любшин, неплохо сыграла Л. Гурченко.

 

Согласный.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1692386
Поделиться на другие сайты

Если не фейк, то в Каннах и зал полный и аплодисменты - стоя[/url].

 

Там практически всем аплодируют - это, в-общем, не самое существенное достижение, это элементарная вежливость.

Опять же, реакция Канн не была такой уж негативной, но и позитивной ее не назовешь.

Прохладная констатация факта "есть вот такой вот фильм - УС2" и некоторое недоумение оттого, что снял его Михалков, который в цивилизованном западном мире известен как один из главных режиссеров советского кино. Что, наверное, и действительно так.

По крайней мере, такое впечатление создалось у меня.

 

Но далее имперские замашки превратили глубокого режиссера в посмешище, работающего за гос-счет на иностранного зрителя...Лицемерные и пустые творения нео-российского периода - вызывают оторопь и стабильный рвотный рефлекс...

 

И первые "Утомленные", и "12" были достаточно приличным кино, вне зависимости от моего вполне негативного отношения к прозрениям в политике, которые Никита Сергеевич переносит из фильма в фильм и излагает в разного рода бизарных тэвэпрограммах и тэвэинтервью.

К "12" существенных претензий побольше, но там все искупает изначальная фишка "взять классическую историю мериканскогомаэстро и вывернуть наизнанку".

Да даже "Сибирский цирюльник", при всем моем неприятии этого лубка, сделан вполне прилично и объективно напрочь разнесет многие из многообещающих творений многообещающих российских режиссеров по части ремесла.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1692459
Поделиться на другие сайты

 

И первые "Утомленные", и "12" были достаточно приличным кино, вне зависимости от моего вполне негативного отношения к прозрениям в политике, которые Никита Сергеевич переносит из фильма в фильм и излагает в разного рода бизарных тэвэпрограммах и тэвэинтервью.

К "12" существенных претензий побольше, но там все искупает изначальная фишка "взять классическую историю мериканскогомаэстро и вывернуть наизнанку".

Да даже "Сибирский цирюльник", при всем моем неприятии этого лубка, сделан вполне прилично и объективно напрочь разнесет многие из многообещающих творений многообещающих российских режиссеров по части ремесла.

 

С первых утомленных начался имперский период. Михалков, как мастер локальных драм в контексте глобальных событий, умудрялся раньше не переступать грань великого-смешного...Но с УС 1 - эта грань была одним махом сброшена в тар-тарары. Появился совершенно вредный пафос и дешевый (в художественном, но не в финансовом отношении) популизм.

 

Свой среди чужих язык не повернется назвать про-коммунистическим фильмом даже на фоне портрета Ленина на стене ЧК. Были показаны личные убеждения героев без "взвейтесь и развейтесь", как и в Рабе, где фон гражданской войны лишь фон, а не пропаганда.

 

Родня с Обломовым - вообще особняком.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1692521
Поделиться на другие сайты

С первых утомленных начался имперский период. Михалков, как мастер локальных драм в контексте глобальных событий, умудрялся раньше не переступать грань великого-смешного...Но с УС 1 - эта грань была одним махом сброшена в тар-тарары. Появился совершенно вредный пафос и дешевый (в художественном, но не в финансовом отношении) популизм.

 

Свой среди чужих язык не повернется назвать про-коммунистическим фильмом даже на фоне портрета Ленина на стене ЧК. Были показаны личные убеждения героев без "взвейтесь и развейтесь", как и в Рабе, где фон гражданской войны лишь фон, а не пропаганда.

Родня с Обломовым - вообще особняком.

 

Да я же говорю - я сам с Михалковскими идеями несогласный. Я не очень воспринимаю их как серьезный недостаток - вот в чем дело.

Хотя, если бы вдруг мне сильно опротивили имперские замашки НС, я бы тоже, наверное, оценивал всю фильмографию после Урги сходным образом.

Но именно ремесленно, не считая подтекст, к первым "Утомленным" не в чем придраться - отличное камерное кино в контексте эпохи. Повторюсь - ремесленно.

Как по мне, это важнее идейности, хотя вопрос извечный и очевидного ответа на него не существует.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1692565
Поделиться на другие сайты

Да я же говорю - я сам с Михалковскими идеями несогласный. Я не очень воспринимаю их как серьезный недостаток - вот в чем дело.

Хотя, если бы вдруг мне сильно опротивили имперские замашки НС, я бы тоже, наверное, оценивал всю фильмографию после Урги сходным образом.

Но именно ремесленно, не считая подтекст, к первым "Утомленным" не в чем придраться - отличное камерное кино в контексте эпохи. Повторюсь - ремесленно.

Как по мне, это важнее идейности, хотя вопрос извечный и очевидного ответа на него не существует.

 

Я понял твой поинт. С ремесленной точки УС первый - соглашусь.

 

Но 12 и УС2 вне идейности рассмотреть не удастся, ибо они снимались ради этой идейности. Причем хоть тресни мне не ясно на кой ляд понадобилось барину варганить сиквел логично завершенной истории, делая какую-то отрыжку фентези.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1692644
Поделиться на другие сайты

Но 12 и УС2 вне идейности рассмотреть не удастся, ибо они снимались ради этой идейности. Причем хоть тресни мне не ясно на кой ляд понадобилось барину варганить сиквел логично завершенной истории, делая какую-то отрыжку фентези.

 

Оно конечно - если воспринимать "12" серьезным социальным высказыванием, как и было задумано. А если посмотреть на это как на концептуальный балаган, заменяющий мессэдж "правосудие должно свершиться, даже если как там дальше" на посконное "милосердие выше всяких законов", продиктованное, видимо, донельзя упрощенным пониманием христианства, то фильм оставляет исключительно положительные эмоции.

Но это опять же дела восприятия, я понимаю.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1692676
Поделиться на другие сайты

Следующими фильмами, которые снимет российский режиссер Никита Михалков, будут Солнечный удар по Бунину и картина о жизни и смерти писателя Александра Грибоедова.

 

Как рассказал журналистам Михалков, к рассказу Солнечный удар он шел почти 37 лет, "потому что я считаю, что в великой русской литературе такой тонкости и такого наполнения чувственного мне удавалось редко встречать".

 

Михалков признался, что сам переписывал это произведение 11 раз от руки, чтобы лучше его прочувствовать.

 

При этом он отметил, что "это невероятно трудное произведение с точки зрения режиссуры".

 

"Снимать эротическую сцену умеет любой, надо иметь двух актеров, которые могут беззастенчиво играть перед камерой и режиссера как можно более преклонного возраста, чтобы он там не умер, видя все это или наоборот", - пошутил Михалков.

 

"Для себя я пока окончательно не определил что это. Это не просто история любовная, а это гибель мира русского. Гурзуф или Севастополь, 20-й год, когда обманули советские власти офицеров и казаков, пообещали им свободу и прощение, этого не произошло. И среди этих людей находится поручик, чья история потом развивается в этом уездном городе", - поделился Михалков.

 

При этом режиссер подчеркнул, что не собирается "делать глобальное кино".

 

"Но все равно Бунин эту историю пишет, находясь в эмиграции. Это все его несение через мир через жизнь человека, лишенного этой страны, чувства к ней", - сказал он.

 

По словам Михалкова, он хотел бы показать, как герой проводит день в маленьком русском городе после безумной ночи с незнакомой женщиной.

 

"Его день в этом маленьком русском городе, чем его наполнить, когда он томительно ждет вечернего теплохода. Как его сделать так, чтобы увидеть, как меняется его внутреннее состояние. От страстной ночи к этому усталом утру, удовлетворению прощанием", - в этом, по словам Михалкова, он видит непростую режиссерскую задачу.

 

Другой проект, над которым Михалков работает уже давно, это фильм о жизни Грибоедова.

 

По словам Михалкова, уже есть "замечательный сценарий", авторами которого выступили несколько человек, в том числе сам Михалков, Ираклий Квирикадзе, Александр Адабашьян.

 

По словам режиссера, для написания сценария они подняли много исторических документов, в том числе подтверждающих, что смерть Грибоедова - спланированное политическое убийство.

 

Деталей обоих проектов, а также сроков Михалков не назвал. Но, скорее всего, первым будет Солнечный удар, как только режиссер отдохнет от Утомленных солнцем.

 

Напомним, что последний на сегодняшний день фильм Михалкова - Утомленные солнцем-2. Предстояние, который попал в основной конкурс Каннского кинофествиаля. Однако фильм не был отмечен ни одной наградой.

 

Утомленные солнцем-2 состоит из двух серий - Предстояние и Цитадель. Первая вышла в прокат 22 апреля, однако в российском прокате фильм провалился - в первые выходные проката фильм принес лишь $3,72 млн и демонстрировался в полупустых залах.

 

После этого премьера Цитадели - второй части Утомленных солнцем-2 - была перенесена с ноября 2010 года на 2011 год.

 

Источник

 

Михалков переписывал сценарий 11 раз, чувствую Бунин перевернерся в гробу от михалковского трактования.

После позорных "У томленных солнцем2" лучше бы еще лет 10 ничего не снимал.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1692728
Поделиться на другие сайты

Михалков переписывал сценарий 11 раз, чувствую Бунин перевернерся в гробу от михалковского трактования.

После позорных "У томленных солнцем2" лучше бы еще лет 10 ничего не снимал.

 

Если бы мне бабла давали, не требуя никакого осмысленного результата, наверно, я бы тоже снимала.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1692745
Поделиться на другие сайты

Если бы мне бабла давали, не требуя никакого осмысленного результата, наверно, я бы тоже снимала.

В России бабло дают только тем кому его давать не нужно.

Но самое обидно ведь умел то человек раньше фильмы снимать, причем неплохие, но потом комплекс мелкопоместного барина поглотил всю его личность и имеем то, что имеем.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1692810
Поделиться на другие сайты

Оно конечно - если воспринимать "12" серьезным социальным высказыванием, как и было задумано. А если посмотреть на это как на концептуальный балаган, заменяющий мессэдж "правосудие должно свершиться, даже если как там дальше" на посконное "милосердие выше всяких законов", продиктованное, видимо, донельзя упрощенным пониманием христианства, то фильм оставляет исключительно положительные эмоции.

Но это опять же дела восприятия, я понимаю.

 

Старина, а не выходит за лобовым упрощением - парадокс, что сколько дерьмо не упрощай, то все-равно дерьмом останется?...

 

Я к тому, что ежели старые фильмы СМ не требовалось анализировать и они вызывали искренние эмоции искренним показом...а в последние 20 лет требуется сокращение дробей, чтобы найти красивый камушек в ведре навоза?...Стоит ли оно того это ведро или проще забить и потратить время с бОльшей пользой?

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1693467
Поделиться на другие сайты

Старина, а не выходит за лобовым упрощением - парадокс, что сколько дерьмо не упрощай, то все-равно дерьмом останется?...

 

Я к тому, что ежели старые фильмы СМ не требовалось анализировать и они вызывали искренние эмоции искренним показом...а в последние 20 лет требуется сокращение дробей, чтобы найти красивый камушек в ведре навоза?...Стоит ли оно того это ведро или проще забить и потратить время с бОльшей пользой?

 

Дык кому как, дружище. Кому как.

Если внутри ведра спрятан бриллиант - то, сдается мне, можно и потратить время.

То бишь наша дискуссия сводится не к ведру с навозом, а к тому, что там внутри - бриллиант, пара стразов или вовсе ничего нет.

Пользуясь твоей аллегорией, мне концепция радикальной смены мессэджа видится бриллиантом, тебе, вероятно, стразами. Ну или ты настолько обеспеченный человек, что не станешь марать руки даже ради бриллианта.

Какбэтонибыло, у нас нет ювелира, который однозначно определил бы ценность камешка внутри, так что сойдемся на том, что это мертвый камешек, который может быть как бриллиантом, так и стразом (как вариант - слипшимся куском субстанции внутри ведра)

 

Ну а пока остается только надеяться на то, что Никита пересмотрит свои взгляды на творчество и сваяет наконец-таки фильм без сильных акцентов и замаха на эпик - и совершенно точно получится хорошо.

Мастерство не пропьешь, как ни крути.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1704504
Поделиться на другие сайты

Статья Н. С. Михалкова

Мой двоюродный дед, историк Дмитрий Петрович Кончаловский говорил, что в государстве, где утеряны понятия греха и стыда, порядок может поддерживаться только полицейским режимом и насилием.

Грех и стыд — понятия сугубо индивидуальные. Человек понимает, что глаза не должны быть больше, чем рот. Что есть общие интересы, являющиеся основой его собственной безопасности. И дело не в том, чтобы нанять еще тридцать охранников. А в том, чтобы, оглядевшись вокруг себя, подумать: что ты можешь сделать для людей, которые не имеют твоих возможностей, твоих связей, не оказались в нужное время в нужном месте, не были приближены к недрам страны или к ее банковской системе.

Это как раз и есть показатель наличия греха и стыда — не откупиться от нищего и обездоленного, а искренне озаботиться, чем ты можешь ему помочь. По физическому действию это практически одно и то же, но по внутреннему импульсу «нате, и отстаньте от меня!» или «я хочу тебе помочь» — совершенно разные вещи. Причем главное — не поделиться деньгами, главное — научить человека зарабатывать. По китайской поговорке — дать не рыбу, но удочку.

Мы знаем, что Америка выходила из Великой депрессии за счет общего дела — например, строительства дорог. Государство объявляло призыв, откликаясь на который люди, потерявшие работу, получали возможность выжить. А в результате их деятельности вся Америка опутана первоклассными дорогами.

За нас на протяжении десятилетий всё решали Коммунистическая партия и Политбюро. А когда требовалось отвлечь народ от чего-то или подвигнуть на единый порыв, то объявлялась, скажем, на очередном съезде целина, куда уезжали сотни тысяч людей. Или приходила безумная идея повернуть реки вспять, слава Богу, не осуществленная. Строили БАМ — полезнейшее дело, которое, к сожалению, так и не было доведено до конца. Но на долгие годы люди получали работу. Они становились жителями Тайшета, Байконура, Абакана. Про них сочиняли песни, показывали телепередачи, снимали кино. Они делали дело, которое во всех средствах массовой информации и на всех вершинах власти оформлялось и объявлялось как всенародное, необходимое. Люди в это верили. Вдобавок они зарабатывали неплохие деньги, надеясь со временем переехать в Сочи. А в итоге оставались в том же Тайшете навсегда, потому что привыкали, рождались дети, и само обаяние жизни в Сибири, ее красоты влюбляли в себя.

Помните — мы собирали металлолом. Или макулатуру — и еще умудрялись хитрить: собрав кучу бумаги, обливали ее изнутри водой, чтобы она была тяжелее и наш 8-а мог выиграть у 8-б. За это мы получали вымпел, первое место, газету «Молния» с поздравлением и так далее. Кроме того, возникал лишний повод для общения: «Я знаю подвал, где сложены во-от такие рулоны…». Завязывался разговор: «Он идет и несет такую здоровенную… Я ему говорю: «Что несешь?» А он…». И — хохот.

Я понимаю, что это частности. Но, умноженные в десятки, сотни, тысячи раз, они формировали единую жизнь большой страны и уже на другом уровне выплескивались реальным всенародным счастьем, когда запустили первый спутник, или полетел Гагарин, или мы выиграли чемпионат мира по хоккею…

Поверьте, это не ностальгия по советским временам. Просто я пытаюсь понять, почему мы так разобщены сегодня. Почему зависть и недоброжелательство стали движущей силой страны, а мозг и душа современного россиянина формируются программами «Русские сенсации» или «Пусть говорят». Почему вместо сопричастности к чужому горю мы руководствуемся злорадством: «Так им и надо!» или просто выдыхаем с облегчением: «Слава Богу, это не у меня». Когда цунами смыло 300 тысяч человек, телевизионные каналы даже не изменили программу. Продолжались «комнаты смеха», развлекательные шоу. Да, это случилось далеко, но ведь эти 300 тысяч жизней — часть человечества, часть тебя самого.

Трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС могла закончиться глобальной катастрофой. Сотни тысяч людей могли оказаться смытыми с лица земли. А мы опять демонстрируем душевную мертвечину, теплохладность — как говорят в православии. То есть, нам от того, что происходит, ни жарко ни холодно. Зато параллельно с этим возникают фарисейские, кликушеские кампании. Ты слышишь по телевизору, что у нас Год молодежи — но все это в пустоту.

Оглянитесь вокруг. Осознайте, что с нами творится. Отравление людей алкоголем, просто истребление народа, уничтожение генофонда. «Какой ужас», — говорим мы и ничего не предпринимаем. Тотальная коррупция, которая ничего не боится. Юридически грамотные люди заняты выискиванием параграфов, которые позволят не выполнять данного им поручения. Проще высидеть двое суток за этими бумагами и найти оправдание, почему делать не надо. А причина одна — делать очень не хочется, если, конечно, за этим не стоит личная выгода. Я сам постоянно на это наталкиваюсь, и меня бросает в холодный пот от мысли, что могут противопоставить пенсионер, студент, домохозяйка, учитель этой абсолютно непробиваемой стене, этой равнодушной фанаберии, которая наслаждается тем, что вооружена властью, законом и чувствует себя абсолютно безнаказанной?…

Мы снимали «Утомленных солнцем-2» под Петербургом. К нам на съемки приехал Владимир Владимирович Путин, его привезли на паровозе. Он спросил: а как вы сюда добираетесь? — На машинах. — А что, можно доехать? — Можно. — Почему же мы не поехали? — Потому что, если бы вы поехали по этой дороге, вы решили бы, что гражданская война еще не закончилась. — А на вертушке? — А если бы вы полетели на вертолете, то увидели бы, что эта разруха распространяется на десятки километров вокруг… Он сокрушенно покачал головой, и я его понимаю.

Дорожное покрытие в России начинают чинить в октябре. Ни у кого не возникает желания отнестись к этой разбитой дороге как к части своей родины. Владельцы предприятий не вкладывают деньги в модернизацию, даже в ремонт, а просто эксплуатируют нещадно то, что сами не строили и на что зачастую не имеют никакого права. Сколько выдоим из завода, столько и ладно. Что происходит с медициной, с лекарствами… Что происходит с силовыми структурами, когда майоры милиции убивают людей… Возникает общее ощущение безысходности. Нет радости, нет предвкушения будущего. От этого мало детей.

Думали, что достаточно просто сломать систему — и всё мгновенно произрастет божественными цветами. Ничего подобного! Не произрастет! Всё держалось только на страхе. Когда его не стало, выяснилось: мы работали потому, что система заставляла нас работать. Уже двадцать лет мы существуем только за счет того, что Бог дал нам в земле. Мы, способные создавать потрясающие военные машины, задираем цены на запчасти, что не позволяет этим машинам быть проданными — в мире или в своей стране.

Едешь по русской провинции — тысячи пустых деревень, заросшие сорняками поля. Казалось бы, есть всё — земля, возможности, бери, делай! Колхозы отменили, никто не заставляет. Однако повсюду — пустые глазницы окон, нищета и мерзость запустения. У русского крестьянина нет воли жить. Иногда я думаю: «Господи, ну хоть бы мы вымерли все!». Чем земля-то виновата? Пусть сюда придут шведы, китайцы, кто угодно — лишь бы они с уважением отнеслись к тому, что создал Бог. В конце концов, какая разница, кто вырастит хлеб, — и он будет колоситься в Вологодской или еще какой-нибудь области, если мы сами не хотим и не можем этого сделать.

Пришло время нам ткнуть самих себя, как щенка, в собственные испражнения. Чтобы мы очнулись и осознали: никто за нас это не уберет. Чтобы мы поняли: этот смердящий запах порождает вокруг России презрение к нам, недоверие, нелюбовь. Но главное — презрение. И я начинаю понимать Олбрайт, которая говорила: «Где справедливость, что такие земли, как Сибирь, принадлежат одной стране?!». Раньше это вызывало во мне неуправляемое негодование. А потом я представил себе ситуацию ее глазами. Мы летели с Сергеем Шойгу над Сибирью: на тысячи километров — ни огонька. Столыпин расселял среднюю полосу России, давал людям в Сибири такие наделы, какие они хотели. Население этих областей тогда увеличилось в два с половиной раза. Почему мы не можем?

Я вижу усилия руководителей страны, слышу их правильные слова, понимаю, что они возмущены. Но что дальше? Каковы рычаги воздействия? Сажать в тюрьму, вернуть смертную казнь? Но так мы снова загоним страну в страх.

На мой взгляд, сегодня у нас есть шанс сплотить нацию не механически, а духовно — за счет единой идеи и общего дела. Эта идея звучит не очень пафосно, это дело кажется слишком простым и прозаическим, но, поверьте, иначе мы можем поставить крест на своем будущем.

Нам необходимо прибраться в своей стране — в прямом смысле слова. Начиная с «мелочей». С того, чтобы объяснить человеку: если он оставил в лесу полиэтиленовый пакет с отбросами, то этот пакет тысячу лет не сгниет, никуда не исчезнет. Более того: ты бросил здесь свой мусор, другой так же бросил, глядя на тебя, и еще кто-то, и еще. А потом ты попадаешь на такой пляж, который я видел где-то на Волге. Когда вдруг поднялся ветер, и начался кошмарный мусорный ураган. Отбросы летели над белоснежным пляжем, опадали на нескольких километрах вокруг и превращали всё в помойку…

Мы оставляем за собой мертвую землю и двигаемся дальше. Когда поднимается шлюз на Волге, что всплывает? Когда входишь в лес, что ты видишь? Когда едешь на поезде, на что похожа полоса отчуждения?

Неприлично носить дорогостоящий костюм от Бриони поверх грязного белья. Неприлично прикрываться богатством Москвы и Санкт-Петербурга, имея разоренную окраину. Причем окраину, которая начинается сразу за Московской кольцевой автодорогой.

Роскошные презентации, Евровидение за миллионы долларов… А когда ты выходишь из этой красоты и садишься в «бентли», то красота собственно в «бентли» продолжается, вот только едешь ты по совсем другой стране. Бессмысленно забивать запахи грязного тела дорогим одеколоном.

Я, например, для себя решил, что никогда не выкину на землю бумажку, окурок, бутылку. Просто взял за правило. Однажды я был на охоте под Великим Новгородом, охотился на медведя с подхода. Ночь. Страшная, стремная охота. Ты видишь медведя в бинокль, не можешь угадать, насколько он далеко, но ты его слышишь. Ты идешь по пашне из-под ветра, останавливаясь и проверяя все время, слышит он тебя или нет. Я боялся закашляться, взял конфетку, положил под язык. В руке у меня осталась бумажка. И тут я ловлю себя на мысли, что кладу ее в карман — в диком поле, за триста километров от любого жилья, где эту бумажку никто никогда не найдет и никто меня не осудит. Но это уже сильнее меня. Кто-то скажет «клинический случай». Но я не хочу излечиваться от этой мании. Потому что дело — не в бумажке и не в общепринятых для цивилизованного мира нормах поведения. А в отношении ко всему, что тебя окружает, как к живому и единственному. А к себе — как к части всего.

Представьте: человек бросил окурок в урну около метро, к нему подбегают репортеры с камерой: «Здрасьте, вы выкинули окурок в урну и выиграли три тысячи рублей». И по всем каналам его показали. А другой человек бросил на землю и, наоборот, заплатил три тысячи.

Да, нужны уговоры, подарки, лотереи, влияние прессы. Надо заставить шевелиться муниципальное и областное руководство, проводить конференции, соревнования, викторины, что угодно. Это должна быть последовательная политика. Не просто лозунг в послании президента: «Давайте, не будем сорить на улице», но глубинная, продуманная система — как обратить людей взором к собственной земле.

Это единственный путь, чтобы человек с младых ногтей осознал красоту и необходимость своего Отечества. Еще совсем недавно, в масштабах истории — три секунды назад, мы бегали в школу мимо разбитых церквей, и это был привычный пейзаж. А теперь для маленького человека, который ходит в воскресную школу, вид разрушенного храма удивителен и странен. Он спросит: «А почему наша церковь такая красивая, а эта разбитая? Это ведь тоже церковь». Чем раньше возьмемся за уборку, тем быстрее для наших детей и внуков любое неуважение к собственной земле станет уродливым, вопиющим, преступным.

Я уже не говорю о прибыльности такого проекта. Он потребует десятков заводов по переработке вторсырья. Появятся тысячи вакансий. Откроются преступления, над которыми до сих пор милиция ломала голову. Обнаружатся захоронения радиоактивных веществ, найдутся украденные машины. А по берегам морей собрать корабельные остовы — сколько металла!

Надо мной будут смеяться, обзывать мою идею бредом, маниловщиной. Но это не маниловщина. Это единственная возможность соединить нанотехнологии, о которых мы столько говорим, с элементарной стиркой. Естественность хорошего костюма — с естественностью чистого белья. Ни оборона, ни космос, никакие инновации без этого жить не будут. Они, извините, утонут в дерьме.

Убежден: уборка страны — дело, которое способно консолидировать общество. По большому счету, на этом можно построить концепцию управления страной, потому что отсюда вырастают производные: рабочее место, дом, школа, детский сад…

Посмотрите фотографии крестьянских дворов дореволюционной России. Там могло быть нечисто, но мерзко — никогда. Инструмент у человека, который занимался делом, был отлажен, лошади — сыты и вычищены, коровы доились, навоз убирался. За внешним порядком всегда существует внутренний стержень — самосознание хозяина: это моя жизнь, это моя земля.

Зайдите в монастыри — в Дунилово, в Дивеево, в Сретенский монастырь — это рай на земле. И не потому, что там все время кто-то метет (хотя там все время кто-то метет), а потому что там у людей другая направленность мыслей, другая духовная наполненность. Я не предлагаю превратить страну в монастырь, но предлагаю поучиться у монастырей сосредоточенности на своем месте, концентрации на том, где ты живешь, что ты делаешь. Это и есть культура — в самом высоком, сакральном смысле.

На мой взгляд, в России должна быть создана серьезная институция, которая разработает государственную систему уборки страны так, как советская власть разрабатывала строительство БАМа или работу пионерской организации. Или — как сегодня собирают молодежь на Селигере. Хватает же сил — организовать, создать определенную ауру, пригласить президента, премьер-министра, осветить всё это в СМИ. Значит, механизм существует. Только, к сожалению, мы всегда делаем что-нибудь хорошее в одном экземпляре — экспериментальный автомобиль, опытный станок. Осталось научиться, чтобы всё лучшее множилось в тысячах экземпляров и служило Отечеству, примиряя нас друг с другом и собственной землей.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/3818-nikita-mihalkov/page/21/#findComment-1713195
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...