Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Пейзаж в тумане (Topio stin omichli)

Рекомендуемые сообщения

Пейзаж в тумане /

Topio stin omichli

997d7303ede8.jpg

7738.gif

год 1988

страна Франция, Италия, Греция

слоган «A voyage of initiation.»

режиссер Тео Ангелопулос

сценарий Тео Ангелопулос, Тонино Гуэрра, Танасис Вальтинос

продюсер Тео Ангелопулос, Эрик Хойманн, Стефани Сорлат

оператор Гиоргос Арванитис

композитор Элени Караиндру

художник Анастасия Арсений, Mikes Karapiperis

монтаж Яннис Цицопулу

жанр драма, ...

В главных ролях:

Михалис Зик

Таня Палайологу

Стратос Цорцоглу

Димитрис Каберидис

Герасимос Скиадаресис

Василис Коловос

Ева Котаманиду

Вангелис Казан

Кириакос Катриванос

Stratos Pahi

Синопсис:

Фильм-путешествие про двух детей (Вула и Алешандри), ищущих своего отца, который, предположительно, живёт в Германии. Одержимость личностью отца будет удерживать их на границе между детством и юностью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прекрасное, размеренное кино про взросление, первое столкновение с обществом. В фильме много ярких, запоминающихся сцен, но больше всего запомнился эпизод с труппой бродячего театра, актеры которого слонялись по берегу моря. Есть в этой сцене какая-то магическая, неземная отрешенность...

 

А вообще, фильм чем-то напоминает картины Брессона, чуткостью и аккуратностью в отношении к человеческим чувствам. Занятно рассматривать творчество этих двух мастеров с учетом того, что оба зачитывались Достоевским. Федор Михайлович страницами расписывал человеческие мысли и чувства, целые главы отводил на личные исповеди, а его поклонники в кинематографе умудряются использовать минимум слов и диалогов/монологов.

 

У кого какие мысли на этот счет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вообще, фильм чем-то напоминает картины Брессона, чуткостью и аккуратностью в отношении к человеческим чувствам. Занятно рассматривать творчество этих двух мастеров с учетом того, что оба зачитывались Достоевским. Федор Михайлович страницами расписывал человеческие мысли и чувства, целые главы отводил на личные исповеди, а его поклонники в кинематографе умудряются использовать минимум слов и диалогов/монологов.

 

У кого какие мысли на этот счет?

 

Мне то как раз кажется, что Брессон, в отличие от Ангелопулоса, максимально холоден и отстранен от героев, т.е. он фиксирует их проблемы и поиски выбора, но сам не вмешивается. В "Пейзаже" по-моему чувствуется явная симпатия к героям, и снят он в более душевной чтоли манере, тут еще музыка играет важную роль, которая создает лирический настрой. Ну а сам сюжет в большей мере полон метафор и отсылок, нежели описывает реальные события.

 

У меня ассоциации возникли скорее с "Дорогой" Феллини и "400 ударов" Трюффо. Что-то есть от них в ленте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В фильме много ярких, запоминающихся сцен, но больше всего запомнился эпизод с труппой бродячего театра, актеры которого слонялись по берегу моря. Есть в этой сцене какая-то магическая, неземная отрешенность...

 

А мне, пожалуй, врезался в память только эпизод с камазом на дороге: там даже, помнится, когда во время насильственного акта рядом остановились какие-то машины, подумалось вот сейчас наконец кто-то вмешается, ан-нет - фильм этот далеко не сказка и хэппиэнду здесь не быть. Не в данной конкретной ситуации, не в концовке, в частности.

 

В целом - картина, скорее, мимо. Чуть было не уснул к середине, благо соседи шумели.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

*** Изменено 04.04.2014 15:59 пользователем makara
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильм, конечно, не про детей. И не про сбывшуюся(?!) мечту. Вообще, "Пейзаж в тумане", мне кажется, наиболее универсальный, применимый ко всем, понятный в любой стране фильм Ангелопулоса. Во всех странах люди ищут Бога, сталкиваются на этом пути с друзьями и недругами (в этой связи интересно,какую роль режиссёр отводит себе - ведь Орест-мотоциклист - явный пример самоидентификации), взрослеют (или нет) духовно, остаются в конце сами с собой наедине, и, как правило, финал столь же печален, как и в этом поразительном фильме.

Может быть, это только моё мнение, но личность Тео Ангелопулоса просвечивает сквозь все его фильмы - всеведущий патриарх, уверенный во всём, что и как делает, упрямый, как это свойственно его возрасту. Иногда кажется, что и режиссёром ему становиться было необязательно - это философ, учитель. Его фильмы - один за одним - сложились в моих глазах в стройную систему, изучать которую чрезвычайно интересно.

 

P.S. Параллелей с Брессоном, пожалуй, я не заметил. Если уж подбирать, то скорее Мануэль де Оливейра, ещё один гениальный старик.

Изменено 20.10.2011 02:44 пользователем Floid
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Иногда бывает, что приготовишься смотреть какой-то очень известный, очень титулованный и расхваленный фильм и чувствуешь себя потом идиоткой, не способной понять "красоту момента", зато в другой раз, когда от фильма ничего особенного и не ждешь, случается настоящее откровение. Вот и на этот раз - "Пейзаж в тумане" - один из лучших фильмов, которые я увидела за последнее время. Фильм настолько многогранный и неоднозначный, вызывающий столько эмоций и разрозненных хаотичных мыслей, что оформить все это в более-менее стройную рецензию сразу даже как-то не получается...Например, Орест - кто он этим детям - гипотетический отец, к абстрактной идее которого они так стремятся, первая любовь для столь быстро повзрослевшей Вулы? Фильм до предела наполнен символами...Кадр пустой пленки, которую находит на помойке Орест:

- Видишь дерево?

- Ничего не вижу...

- Там ничего и нет...Шутка..

в финале фильма воспроизводит реальность, только там уже появляется дерево, настоящее, реальное дерево, которое при желании можно рассматривать как воплотившуюся на яву грезу из снов Алешандри, сбывшуюся мечту о «сказочной» Германии, столь же неуловимо-абстрактной, как и отец детей…Или как воплощение идеи о том, что мысль первична и «сначала было слово»…

В общем, подводя итоги всему сказанному сумбуру, могу констатировать, что согласна с Кудрявцевым – меньше 10/10 никак не могу поставить.

 

Кстати, фильм снят в 1988, кажется не отмечен никакими наградами и номинациями, ни на одном из фестивалей вроде не мелькал… Ради чистого интереса глянула, что там у нас в это время гремело мешками призов и наград – попсово-глянцевый мэйнстримчик Торнаторе «Новый кинотеатр «Парадизо»…:redface:Ну да, ну правильно…В принципе уже ничему не удивляюсь. Ещё один пример недооцененного шедевра.

 

О самом стиле Ангелопулоса… Странно, всем этот стиль кого-то напоминает, мне вот напомнил Феллини, скорее позднего, только без феллиниевского сюра и стеба..., вернее элементы сюрреализма безусловно в какой-то мере присутствуют, но я бы скорее назвала это «сюрреалистическим реализмом» …ТА явно вдохновлялся кадрами из "Джульетты и духов", или "Амаркорда" а поднятая из моря вертолетом рука создает аллюзии с "полетом" статуи Христа начальных кадров "Сладкой жизни". Благодаря серо-промозглой атмосфере, так не вяжущейся в нашем сознании с "солнечной Грецией", можно конечно провести параллель с Мельвилем, да только у Ангелопулоса эта безлико-индустриальная Греция присутствует в большинстве его картин (на память сразу приходит «Пчеловод»), так что Мельвиль скорее мимо, но Феллини - определенно да.

Изменено 11.08.2011 06:15 пользователем serenada12
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...Например, Орест - кто он этим детям - гипотетический отец, к абстрактной идее которого они так стремятся, первая любовь для столь быстро повзрослевшей Вулы?
Может быть проводник из одного мира в другой как в древнегреческих мифах.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может быть проводник из одного мира в другой как в древнегреческих мифах.

 

Да возможно что-то вроде этого, т.к. с точки зрения реалий нашей жизни ему трудно дать определение

Изменено 11.08.2011 06:13 пользователем serenada12
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От фильма ожидал большего. Долго предвкушал просмотр, надеялся увидеть нечто запредельное, берущее за душу, но ничего подобного так и не увидел. Очень тягучий фильм. Даже как-то расхотелось и дальше знакомиться с творчеством Ангелопулоса.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Даже как-то расхотелось и дальше знакомиться с творчеством Ангелопулоса.
Понятное чувство. Тоскливое кино, хотя и стильное, и значительное.

Западные интеллектуалы, мягко говоря, не обольщаются достижениями своей техногенной цивилизации, достигнутыми во многом за счёт утраты человечности, культуры и веры в Бога.

Дети, которые отправляются в Путь на поиски своего Отца...

Границы у Германии с Грецией нет, так что необходимо говорить о символах и метафорах. И речь идёт, скорее всего, о поисках Бога.

Орест - тут, конечно, вспоминаются греческие мифы; скульптура без пальца также напоминает о сыне Агамемнона (он откусил себе палец).

 

Колорит, замедленное повествование и долгие кадры напоминают Тарковского (прежде всего, "Ностальгию"), Антониони (ленты начала 60-ых). Неудивительно - у всех этих фильмов сценарист один, Тонино Гуэрра.

 

Про тоску см. ещё здесь.

 

Всё же в тумане я предпочитаю ёжика, а не детей, с которыми происходят тяжёлые сцены.

9 из 10.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На мой взгляд, основная трудность восприятия фильмов Ангелопулоса - это условность, символичность повествования. Герои совершают не просто поступки, а ритуалы, произносят не просто слова, а изречения. В этих фильмах (особенно "Плачущий луг" и "Взгляд Улисса") мало примет простой будничной жизни и нужно заранее принять такой стиль. У меня лично это никакого отторжения не вызывает. Разгадывать же метафоры и параллели и есть одно из главных кинематографических удовольствий.

А "почерк" Гуэрры - это, по-моему, не медленный темп и долгие кадры,а прежде всего способность увидеть проблеск иного мира в обыденном, своеобразный "божественный сюр". Как известно, сам Гуэрра чрезвычайно высоко ценит Ангелопулоса, наравне с Феллини и Антониони.

Изменено 20.10.2011 14:27 пользователем Floid
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Герои совершают не просто поступки, а ритуалы, произносят не просто слова, а изречения.

 

А "почерк" Гуэрры - это, по-моему, не медленный темп и долгие кадры,а прежде всего способность увидеть проблеск иного мира в обыденном, своеобразный "божественный сюр".

Ну да, это и правда Оливейру напоминает.

 

Форма всегда содержательна. Эстетика определяется идейной нагрузкой, `содержанием`. Так что - не вижу противоречия :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как известно, сам Гуэрра чрезвычайно высоко ценил Ангелопулоса,наравне с Феллини и Антониони.

Почему в прошедшем времени?

 

Фильм видела давно, в кинотеатре.

Красивое кино. Во всех смыслах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фильм, конечно, не про детей. И не про сбывшуюся(?!) мечту. Вообще, "Пейзаж в тумане", мне кажется, наиболее универсальный, применимый ко всем, понятный в любой стране фильм Ангелопулоса. Во всех странах люди ищут Бога, сталкиваются на этом пути с друзьями и недругами (в этой связи интересно,какую роль режиссёр отводит себе - ведь Орест-мотоциклист - явный пример самоидентификации), взрослеют (или нет) духовно, остаются в конце сами с собой наедине, и, как правило, финал столь же печален, как и в этом поразительном фильме.

Может быть, это только моё мнение, но личность Тео Ангелопулоса просвечивает сквозь все его фильмы - всеведущий патриарх, уверенный во всём, что и как делает, упрямый, как это свойственно его возрасту. Иногда кажется, что и режиссёром ему становиться было необязательно - это философ, учитель. Его фильмы - один за одним - сложились в моих глазах в стройную систему, изучать которую чрезвычайно интересно.

 

На мой взгляд, основная трудность восприятия фильмов Ангелопулоса - это условность, символичность повествования. Герои совершают не просто поступки, а ритуалы, произносят не просто слова, а изречения. В этих фильмах (особенно "Плачущий луг" и "Взгляд Улисса") мало примет простой будничной жизни и нужно заранее принять такой стиль. У меня лично это никакого отторжения не вызывает. Разгадывать же метафоры и параллели и есть одно из главных кинематографических удовольствий.

Спасибо за ценное мнение (впрочем, как всегда).

 

Символичность и условность повествования для меня лично была неизбежна и необходима, слишком уж тяжело чисто по-человечески наблюдать за детьми, приходилось искать параллели, создавать свои (дети=душа, спутники=опыт, граница=взросление, отец=Бог, и так далее). Кино не тяжелое и не депрессивное, но и не светлое, оно какое-то... туманное.

Каждый видит в тумане, что хочет. Если вообще хочет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, Ecumene - за такой красивый пост.

 

 

И за то, что не поленились апнуть эту ветку. Впервые за три с лишним года.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Девочка 11-ти лет с 5-тилетним братом ищет папу, которого они никогда не видели. Меня одного это смущает? Т.е. ей 11, ему 5, но папу девочка не видела. У папы нет имени... Очевидно, что девочка крайне недалёкая.

Мальчик плохо плакал - это недоработка режиссёра.

И ещё

Они непонятно куда идут, и едут, при этом ничего не едят.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Девочка 11-ти лет с 5-тилетним братом ищет папу, которого они никогда не видели. Меня одного это смущает? Т.е. ей 11, ему 5, но папу девочка не видела. У папы нет имени... Очевидно, что девочка крайне недалёкая.

Мальчик плохо плакал - это недоработка режиссёра.

И ещё

Они непонятно куда идут, и едут, при этом ничего не едят.

 

Как вам живётся-то с таким буквалистским восприятием.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как вам живётся-то с таким буквалистским восприятием.

Живу - не тужу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мальчик плохо плакал - это недоработка режиссёра.

Кстати да. Но если бы не было в конце сцены крупного плана лица мальчика, это бы не бросилось в глаза. Девочка гораздо лучше вышла.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Девочка 11-ти лет с 5-тилетним братом ищет папу, которого они никогда не видели. Меня одного это смущает? Т.е. ей 11, ему 5, но папу девочка не видела. У папы нет имени... Очевидно, что девочка крайне недалёкая.

Мальчик плохо плакал - это недоработка режиссёра.

И ещё

Они непонятно куда идут, и едут, при этом ничего не едят.

 

Вот когда подобное читаю о произведениях, которые можно назвать искусством в чистом виде, огорчаюсь неимоверно. Не столько за фильм, сколько за людей.Знаете, вот иногда лучше сдержаться и не писать ничего... Ну бывает - не попал фильм в зрителя, но когда зритель мало что понял и бравирует этим да ещё и ярлыки навешивает...

Вы просто плохо знаете детей. Есть прямо возрастные предпосылки для склонности к бродяжничеству (как способ познания окружающего мира) у детей плюс мечты, фантазии - и здесь примерно этот возраст и показан. Куда собирался бежать Генка из "Кортика"? Или как было у Саньки из "Двух капитанов"? Что собирался Саня делать в этом Туркестане? Точно так же бежал не думая ни о еде, ни о том, что у него там никого нет.

 

Но здесь, конечно, фильм другой. Прошёл почти год, как я посмотрела это кино, но вот до сих пор не получается высказать всё, что думаю и чувствую. Для этого нужно пересмотреть, а не могу - потому что где-то в середине пути я почти умерла вместе с этими детьми и весь символизм отошёл на второй (если не на третий) план. Всё же правду говорят - красота в глазах смотрящего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, наверное это и есть искусство, но уж очень тяжелое. Такой фильм выше категорий нравится, не нравится, но досматривала я с трудом. Сначала показавшийся социальной драмой, он глубже, но и просто драмы и быта тут хватает. Каждая сцена и диалог значат больше, чем просто слова и события и тайный смысл, я наверное не всегда уловила.

Не все печально, но радости точно нет, есть пара жизнеутверждающих сцен. Несостоявшийся танец у моря, сцена в кафе, показывающая способ договориться и получить желаемое наглядно. Но актеры на пустом пляже - печально, а есть и пара просто страшных сцен. После умирающей лошади я думала хуже не будет, ведь девочка очень мала. Но оно было. И очень тягостно. А почти в финале сцена еще ужасней. Без лишних натуралистических подробностей режиссер достигает нужного эффекта. И символизм уже как то не вспоминается, а вспоминается, что указано в начале, цель путешествия недостижима.

А закончить хочу просто фразой из фильма, которая просто запомнилась, без всякого смысла. Иногда мы так устаем, что забываем о тебе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каждая сцена и диалог значат больше, чем просто слова и события и тайный смысл, я наверное не всегда уловила.

 

Но актеры на пустом пляже - печально

 

Актеры являются отсылкой к "Комедиантам" Ангелопулоса. Вот этого могли не уловить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этого я конечно не знала, потому что не смотрела тот фильм. И не знаю пока, посмотрю ли. С одной стороны интересно, с другой - боюсь.

В Пейзаже уже много тягостного, но много и красивых сцен. С теми же актерами у моря, когда они уже продавали костюмы, которые так напоминали висельников. И красиво вроде и так грустно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...