Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Проклятие темно-красного алтаря (Curse of the Crimson Altar)

Рекомендуемые сообщения

Проклятие темно-красного алтаря / Curse of the Crimson Altar

9006f5290bdft.jpg

  • Год 1968
  • Страна Великобритания
  • Жанр ужасы
  • Слоганы "Что за непотребная молитва или жертва утолит жажду Господа-Дьявола?"
    "Обнажённый ужас на алтаре прорка"
  • Премьера 1 сентября 1969
  • Хронометраж 87 мин.
     
     

Режиссёр Вернон Сьюэлл

Сценарий Говард Филлипс Лавкрафт (рассказ), Мервин Хейсман,

Генри Линкольн, Джерри Сол (сюжет), Джерри Леви

Продюсер Луис М. Хэйард

Оператор Джон Кокийон

Композитор Питер Найт

Монтаж Ховард Леннинг

В ролях:

Борис Карлофф | Кристофер Ли | Марк Иден

a0c92c4b2037t.jpg 912e0d08ff07t.jpg 075b0fdb55b0t.jpg

Барбара Стил

Майкл Гоф

Вирджиния Уэтерелл

Руперт Дейвис

Розмари Рид

Дерек Тэнсли

Майкл Уоррен

и др.

Синопсис

После исчезновения брата, Роберт Маннинг отправляется в дом в глуши, откуда брат дал знать о себе в последний раз. Хозяин и его племянница внешне гостеприимны, но Маннинг чувствует что-то здесь не так. Тем более эти места известны легендой о ведьме с Серых болот.

Это интересно

  • Фильм представляет собой весьма вольную трактовку рассказа Говарда Филлипса Лавкрафта Сны в ведьмином доме

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/33939-proklyatie-temno-krasnogo-altarya-curse-of-the-crimson-altar/
Поделиться на другие сайты

– О, боже! Они сожгли особняк!

– Сволочи!

 

Похоже, постановщики фильмов, основанных на произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта, в середине шестидесятых обнаружили некую «золотую формулу», по которой полагалось снимать эти картины. Также, как и в «Умри, монстр, умри», в фильме «Проклятие тёмно-красного алтаря» имеется ставший уже стандартным набор элементов – замок, коему традиционно положено быть преданным огню в финале повествования (чем объясняются эти пироманские наклонности режиссёров объяснить крайне сложно, особенно если учесть, что в оригинальных произведениях строения горели крайне редко), любовная история, лежащая в основе приключений героев (также мотив практически не использовавшийся в прозе писателя), наличие Бориса Карлоффа, занимающего ставшее неотъёмлемым атрибутом кресло-каталку и, наконец, крайне вольное обращение с литературным прототипом.

На этот раз, Лавкрафту не удалось даже пробраться в титры, где в качестве автора сюжета значится некий Джерри Сол. Что ж, быть может, это и к лучшему, поскольку от «Снов в ведьмином доме» в картине Вернона Сьюэлла осталось немногое: действительно, главному герою во сне являются чрезвычайно тревожные видения, где некие странные существа обязывают его расписаться в Чёрной книге, кроме того, в фильме упоминается зловещая служительница сил Зла – на этом сходства заканчиваются. Зато «Проклятие тёмно-красного алтаря» щедро приправлено разного рода эротическими приключениями в духе времени – впрочем, весьма невинными. Мы имеем возможность лицезреть фривольные развлечения молодёжи, заключающиеся в пародийных обрядах оргиастичесого характера; а также знакомимся с весьма непуританскими нравами юных жительниц Великобритании конца шестидесятых (впрочем, кавалеры особенной строгостью нравов также не отличаются); наконец мрачные обряды, грезящиеся главному герою Роберты Мэннингу, отмечены явным сексуальным колоритом. Стоит отметить, что, по большей части, все эти чувственные экскурсы к повествованию имеют лишь малое отношение и присутствуют в качестве пикантного бонуса.

Как и в прежних экранизациях Лаврафта, возникает резонный вопрос, чем же не устраивают кинематографистов оригинальные истории автора. Проза Говарда Филлипса, казалось бы, обладает интересной завязкой, нестандартными сюжетными ходами, пугающей визуальной составляющей, и единственное, в чём можно упрекнуть писателя, так это в том, что Ужас в его работах настолько ужасен, что описать его средствами любого изобретённого человеком языка не представляется возможным, а, следовательно, и для воплощения его на экране требуются некоторая изобретательность и нестандартность мышления. Но нет – авторские амбиции сценаристов не позволяют им сохранить даже элементарную сюжетную канву оригинальных произведений, вместо этого измышляются крайне примитивные кинозарисовки, нередко лишённые логики, и практически всегда ущербные в плане оригинальности и увлекательности. Загадочная повесть о злоключениях студента-математика, в ходе своих изысканий, включавших, помимо изучения традиционных дисциплин, исследование древних фольклорных традиций, обретшего возможность проникать в миры вне эйнштейновского пространства, и тяжко поплатившегося за любознательность, превратилась в похождения продавца антиквариата, пытающегося разыскать пропавшего брата…

Интересно, что, несмотря на фантастический характер произведений, Лавкрафт придерживался строго материалистических взглядов на мироустройство. В самом деле, сверхъестественный ужас наиболее остро ощущается человеком, который далёк от мистического мировоззрения, ибо само наличие Неименуемого, помимо того, что по своей природе ничего хорошего человеку не сулит, ещё и входит в явное противоречие с общими представлениями материалистов о функционировании Вселенной. Именно в силу этих причин автору удавалось создавать столь пугающие образы и придавать своим творениям неповторимый колорит. Постановщики «Проклятия тёмно-красного алтаря», создавая фильм ужасов, то есть произведение, в основе которого, по определению, лежит мистика, полностью отказались от модели Лавкрафта, извратив её в своей основе. Они пошли по пути известного автора готических романов миссис Анны Радклифф, которая славилась тем, что, создав великолепную ауру запредельного ужаса, уродовала свои повести рациональными объяснениями каждой отдельно взятой загадки. Понятно, что подобное низведение мистики до уровня банального (при том, достаточно пошлого) детектива творению Вернона Сьюэлла на пользу пошло едва ли.

И всё же в «Проклятии тёмно-красного алтаря» (кстати, почему не «багрового» или «кроваво-красного»?) имеются светлые стороны. Конечно же, речь идёт об актёрских работах корифеев жанра Бориса Карлоффа и Кристофера Ли. Если первый привычно (и, заметим, очень эффектно) утилизирует характерную для своих поздних фильмов роль загадочного, зловещего старца, то второй играет в высшей степени убедительно – практически безупречно. Несмотря на то, что система персонажей в сценарии Хайсмана и Линкольна крайне примитивна, артистам удалось привнести в образы своих героев некоторую многомерность и наполнить их настоящими эмоциями, добавив столь необходимой всему произведению правдоподобности. Было бы несправедливо не отметить игру почтенного Майкла Гоффа, который исполнил роль странного слуги (прошу заметить, очередной штамп лавкрафтовских постановок: в фильме непременно должен присутствовать слуга и он обязательно должен обладать каким-либо дефектом или странностью), пытающегося отвратить неминуемую угрозу от ничего не подозревающего Мэннинга. Женские роли в фильме не слишком запоминаются – дебютное появление на экране Вирджинии Уэтерелл носит чисто декоративный характер, а ведьме (превращённой из древней старухи Кезии Мейсон в сексапильную, хоть и выкрашенную в зелёный цвет, юную особу) досталось слишком мало экранного времени, чтобы оценить качество её игры.

В остальном, говоря о «Проклятии тёмно-красного алтаря», следует заметить, что это произведение стало предшественником направления, представленного концерном Юзны-Гордона и, даже при наличии отличных актёрских работ, едва ли имеет право называться серьёзным кинематографическим опытом, сочетая черты прежних низкобюждетных картин с собственными «находками», которые en masse дают весьма неубедительный результат.

Тем не менее, 6 из 10

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/33939-proklyatie-temno-krasnogo-altarya-curse-of-the-crimson-altar/#findComment-1893925
Поделиться на другие сайты

Удивляют и поражают громадные амбиции экранизаторов известных (особенно культовых) произведений. С какой-то оргиастической одержимостью они до неузнаваемости уродуют сюжет и фабулу экранизируемого произведения, как бы крича: "Смотрите! Смотрите! Я могу ничуть не хуже! У меня авторское виденье!" Притом особенно шокирующие экземпляры куншткамеры получаются в тех случаях, когда для экранизации достаточно просто трепетно и уважительно перенести на экран авторский текст без особых препарирований. Тот же "Понедельник начинается в субботу" достаточно было снять постранично без особых адаптаций - и получилось бы чудесное кино, а не чудовищный бред, который мы получили на выходе. То же с "Реаниматором" и "Дагоном" - самые кинематографичные фильмы Г.Ф.Л. превратили в какой-то полукомедийный трэш. Зачем?
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/33939-proklyatie-temno-krasnogo-altarya-curse-of-the-crimson-altar/#findComment-1996958
Поделиться на другие сайты

Хороший фильм, хоть от Лавкрафта мало что осталось. Зато есть отличная атмосфера Хаммер-фильмов времен расцвета студии, три жанровые кино-звезды и симпатичная серокожая ведьма в рогатом шлеме.

7 из 10.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/33939-proklyatie-temno-krasnogo-altarya-curse-of-the-crimson-altar/#findComment-4116719
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...