Позволю себе рассказать о новом проекте Хуана Ву, фильме «Страна сновидений» несколько подробнее.
промо-постер фильма "Страна Сновидений"
Начнём издалека. В 1919 году Говадрд Филлипс Лавкрафт знакомится с произведениями Лорда Дансени (Эдвард Джон Моретон Дракс Планкетт, восемнадцатый барон Дансени (1878-1957)), пользовавшегося в ту пору в англоязычном мире невероятной популярностью. 20 октября того же года он посещает лекцию британца, который приезжал в Бостон в рамках своего американского турне, и проходит совсем немного времени, прежде чем Лавкрафт сам начинает сочинять рассказы, стараясь подражать своему литературному кумиру. Увлечение Дансени трудно назвать неожиданностью — ещё не будучи знакомым с «Богам Пеганы», «Книгой чудес» или «Историями спящего», Лавкрафт написал фантастическую притчу «Белый корабль», которая по стилистике и по образному ряду немало походила на произведения Дансени. Фантастические, чарующие миры, лежащие вне времени и пространства; таинственные и необыкновенные существа божественной природы; особая литературная вселенная поистине космических масштабов — всё это в тот период было в высшей степени близко молодому фантасту из Провиденса, который, вдобавок ко всему, был не чужд старомодному языку библии короля Якова, отличавшему практически все сочинения британца.
Говард Филлипс Лавкрафт
фото Люциуса Трусделла, Флорида, 1934 год
Лорд Дансени
В итоге почти все произведения Лавкрафта, написанные с 1919 по 22 год, подверглись в той или иной степени влиянию Лорда Дансени. Позже Говард сетовал: «Вот мои работы в духе По, вот — Дансени, но где же в них сам Лавкрафт?» Пожалуй, писатель был излишне самокритичен. Несмотря на явные сходства, его творения никогда не сводились к подражанию или имитации, они самобытны, оригинальны и увлекательны. Лавкрафту удалось создать своеобразный мир, подчиняющийся своим законам, со своей мифологией, преданиями, неподражаемой географией и жителями, подчас весьма причудливыми. Это не был ещё мир сновидений (описанные им земли оказались в стране грёз лишь по завершении романа «Сомнабулический поиск неведомого Кадата», созданного в 1926 году и опубликованного в 43 лишь после смерти писателя), но некое доисторическое легендарное безвременье. Вселенная обретает окончательный образ в уже упоминавшемся «Сомнамбулическом поиске...», где главный герой путешествует по миру снов в попытке отыскать увиденный им мимолётом прекрасный город — на пути к цели он сталкивается с опасными врагами, встречает неожиданных друзей (в лице пожирателей трупов с бостонского кладбища, возглавляемых давним знакомцем, художником Ричардом Пикманом, исчезнувшим за несколько лет до описываемых событий) и вообще переживает массу увлекательных приключений, венчающихся встречей с самим Ползучим Хаосом, Ньярлатхотепом. Для исследователей творчества Лавкрафта, конечно же, куда важнее тот факт, что зловещие и ужасающие божества так называемых «Мифов Ктхулху» были придуманы явно под впечатлением от мифотворчества барона Дансени, однако мы сейчас говорим о «Сновидческом цикле», а значит мрачная участь отвратительных стариков из «Кошек Ултара», трагический поход мудреца Барзайя в обитель «Других Богов», диковины величественного града Сарната, уничтоженного в одночасье, и отчаянные «Поиски Иранона» интересуют нас много больше...
Карта страны сновидений.
авт. Джек Гохэн, 1967 год.
Как ни странно, несмотря на богатейший и дотошно проработанный материал, «Цикл снов» никогда не попадал в объектив кинокамеры. Известны лишь несколько анимационных работ, посвящённых этой теме (здесь нельзя не упомянуть достаточно специфическую полнометражку «Призрачный поиск неведомого Кадата» и фильм-мистификацию «Другие боги», не без успеха выдававшийся в своё время за подлинную анимационную ленту, созданную в 1924 году), однако в сфере игрового кино пока никто не осмелился, вслед за Рэндольфом Картером, бросить вызов стражу Мира сновидений, Ньярлатхотепу. За исключением немецкого режиссёра Хуана Ву, решившего посвятить загадочной Земле грёз свой новый фильм, выход которого намечен на 2016 год.
Рэндольф Картер на террасе перед вожделенным городом мечты.
"Призрачный поиск неведомого Кадата", реж. Эдвард Мартин III, 2003 г.
Барзай-мудрец обдумывает дерзкий поход в обитель Земных богов.
"Другие боги", произв. Subterranea Entertainment, 2006 г.
Хуан Ву известен отечественному зрителю по великолепной экранизации рассказа Лавкрафта «Цвет из иных миров». Фильм «Die Farbe» (Цвет) относится к тем редким фильмам, где авторы сумели с изяществом и неподдельным уважением к оригинальному произведению создать собственное повествование, хоть и повторяющее в целом сюжет лавкрафтовской повести, но обладающее немалой самобытностью. К чести режиссёра и его съёмочной группы, атмосфера «Сияния извне» (альтернативный перевод The Colour Out Of Space) осталась неизменной (что редко удаётся даже прославленным постановщикам, отважившимся взяться за столь непростой материал); отрадно и то, что художественные достоинства фильма мало страдают от невысокого бюджета. Отдельного упоминания заслуживает остроумная техническая находка, которую реализовал Ву в своём фильме – речь идёт об изображении Цвета. У Лавкрафта Сияние описывается как чуждый всему земному оттенок, названный цветом лишь за неимением подходящего слова. В своё время небезызвестный Джон Карпентер заявлял, что мог бы сделать недурной фильм по «Цвету из иных миров», останавливает его лишь то, что он не видит абсолютно никакой возможности показать этот загадочный оттенок. Молодой, малоопытный режиссёр решил эту задачу остроумно и весьма нетривиально.
постер фильма «Цвет» (Die Farbe) 2006
Учёные изучают загадочные свойства метеорита, упавшего на ферме
Нахума Гэртенера.'Die Farbe' (2006)
Однако вернёмся к «Стране сновидений» (The Dreamlands). По сюжету, действие которого разворачивается в Германии в преддверии Первой Мировой войны, рано осиротевший молодой человек по имени Роланд, встречается с загадочным стариком, владеющим неким тайным знанием. В обыденной жизни дряхлый отшельник, этот старец оказывается единовластным правителем царства грёз — полного мрачных загадок и удивительных чудес места, создававшегося на протяжении тысячелетий многими поколениями талантливых и умудрённых в мистических опытах сновидцев. Молодой человек, в чьём прошлом кроется некая мрачная тайна, оказывается втянут в извечную борьбу хаоса и порядка, и ему предстоит сделать непростой выбор: привести страну сновидений к процветанию, став законным наследником короля, или превратить этот благодатный край людских фантазий в исполненную страданиями пустыню.
Роберт, главный герой "Страны сновидений"
Угрюмый старец, властелин мира снов.
Белый корабль, который должен доставить странников в страну грёз.
Вот как Хуан Ву рассказывает о возникновении замысла «Страны сновидений»:
После [съёмок фильма «Цвет»] я решил взяться за экранизацию одного из моих любимейших рассказов Лавкрафта, повести «Селефаис». В ней рассказывается об одиноком бедняке, который в своих снах переносится в Страну сновидений, где правит как король. Там он бессмертен и любим своим народом, однако в реальном мире герой погибает и никто даже не вспоминает о нём. Мне нравится это чувство утраты вкуса к жизни, печаль и зыбкая надежда, что таится в идее бегства от мира. В этом произведении есть самый настоящий, живой и вызывающий симпатию человечный образ, столь редкий в других работах Лавкрафта. И мне никак не удавалось придумать, как бы сделать из этой истории полнометражный фильм, так что я начал присматриваться к другим рассказам Цикла снов. Мне потребовалось немало времени, чтобы понять, что здесь потребуется сделать шаг назад и оценить картину целиком — быть может, отказаться от экранизации какого-то конкретного произведения и попытаться, воспользовавшись сразу несколькими мотивами, сотворить что-то своё. В конце-концов, именно это меня всегда привлекало в кинематографе — создавать нечто новое; такое, чего не было прежде.
Хуан Ву на съёмочной площадке
Замысел режиссёра амбициозен, в особенности, для независимого кино: двухчасовое путешествие по фантастическому миру потребует применения современных компьютерных технологий, однако эффекты не станут самоцелью — основное внимание Ву планирует уделить истории, киноповествованию. Съёмки пройдут в два этапа: на натуре, в живописнейших уголках Европы (по предварительной информации, в Германии, на Балтийском побережье, в Исландии, Хорватии и Турции), и в павильонах одной из крупных немецких киностудий. В постановке планируется задействовать многонациональную актёрскую труппу с участием известных артистов. Фильм будет снят на английском языке, что позволит расширить его аудиторию, также предполагается дубляж на другие европейские языки.
Съёмочная группа "The Dreamlands"
Уже в период подготовки к съёмкам кинематографисты смонтировали шестиминутный рекламный тизер в целях привлечения внимания к проекту. Финансирование планируется осуществить при помощи частных инвесторов, а также пожертвований пользователей сети Интернет. Подобная схема позволит режиссёру сохранить самостоятельность и не зависеть от решений студийного менеджмента, но главное, это позволит сделать поклонников Лавкрафта и жанрового кино полноправными соавторами грядущей картины.
промо-постер
Принять участие в краудфандинге (прошу простить великодушно за это жуткое заморское слово) можно до 3 августа сего года по следующей ссылке.
Концепт-Арт: