Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Грек Зорба (Zorba The Greek)

Рекомендуемые сообщения

Грек Зорба (Zorba The Greek)

Ng7R6mbjEq.jpg

film_oscar_icon.jpg film_oscar_icon.jpg film_oscar_icon.jpg

Год 1964

Страна США, Великобритания, Греция

Режиссер Майкл Какояннис

Сценаристы Майкл Какояннис, Никос Казанцакис

Продюсеры Майкл Какояннис, Энтони Куинн

Оператор Уолтер Лассали

Композитор Микис Теодоракис

Жанр драма

Бюджет $783 000

Премьера (мир) 17 декабря 1964

Хронометраж 142 мин.

В ролях: Энтони Куинн, Алан Бейтс, Ирен Папас и Лиля Кедрова

Молодой англичанин Бэзил получает в наследство участок земли и шахту на острове Крит, где сталкивается с жестокими нравами местных жителей, и только дружба с жизнерадостным и находчивым греком Зорбой позволяет ему преодолеть возникшие проблемы.

3793126631_1eb2b30fc3.jpg.f9e0e2f1b0675b04acf02c37b7f50760.jpg

3689388023_233a1c2061.jpg.955fcbe08bb98142c25bd744398bbd5f.jpg

ALEXIS_ZORBAS.jpg.85dccd08f2f0a733c6dd5683f115d579.jpg

3793126631_1eb2b30fc3.jpg.45f9c13377e0942e00064cd7d22f4d69.jpg

3689388023_233a1c2061.jpg.b2a5eee335bf68b42bbf688250c27bfa.jpg

ALEXIS_ZORBAS.jpg.8a09806ba493db9f72d477c04d9a6924.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С первых капель дождя. С первой наглости надоедливого Зорбы. С первой секунды фильма со дна души поднимается страх давно подавленных животных инстинктов. Хорошо или плохо?

 

-Возьми меня с собой.

 

-Почему?

 

-Неужели нельзя сделать что-нибудь просто так? Не спрашивая почему?

 

Странный грек, который словно стелется перед иностранцем ради того, чтобы получить работу. Есть ли у него гордость? Оказывается есть. Для того, чтобы человек казался гордым и несгибаемым, необходимо одно но, через которое он никогда, ни при каких условиях не переступит. Так и старик Зорба, который выполнит для вас любую работу, никогда не откажется от своей свободы.

 

Ты слишком много думаешь, вот в чем твоя вина. Образованные люди все взвешивают.

 

В чем прелесть образования? Оно дает осознанный выбор. Но одновременно погружает в отчаяние, доказывая что выбора нет. На самом деле есть лишь крайности:

 

Зорба — едешь со мной, или Зорба ты мне не нужен.

 

Неужели вся жизнь сводится к упрощению, а мнимый выбор сводится к двум пунктам — смирение или дикость?

 

-Почему молодые умирают? Почему люди вообще умирают? Какая же польза от твоих чертовых книг, если они не дают ответа? О чем в них говорится?

 

-В них говорится об агонии человека, который не может ответить на этот вопрос.

 

-Я плюю на агонию.

 

Фильм «Грек Зорба» такими мелкими деталями как сигареты, плач ребенка, стадо овец, на которые вдруг фокусируется камера с диалогов главных героев, завораживает зрителя как змея, медленно поднимающая голову. О чем он? О любви к жизни? О греках? Об ожидании смерти?

 

-Полагаю мы найдем где остановиться.

 

-Конечно. Ты что, никогда не слышал о гостеприимстве греков?

 

Гостеприимство — несомненно положительное качество той толпы, которую мы видим. Но как толпа может быть гостеприимной? Звери не ходят друг к другу в гости, не останавливаются в гостиницах. Они вообще привыкли надеяться лишь на себя. И те милые люди, с которыми вы только недавно выпили чашечку чая или пропустили пару-тройку стаканчиков рома, в толпе перестают быть людьми.

 

Неужели?

 

Веселые греки исполняют греческие танцы под веселую греческую музыку. Что еще нужно для счастья?

 

Радоваться мелочам — любить жизнь, какая она есть, находить веселье в каждодневных трудах и невзгодах, восхищаться дельфинами, любоваться красавицами-гречанками, слушать беззаботные крики босоногих греческих детей. По сравнению с «Греком Зорбой» «Моя большая греческая свадьба» выглядит хромой пародией американцев.

 

Бог, который еще тот дьявол, дает тебе в руки Рай.

 

По контрасту с беззаботностью и танцем на костях жизни, предстает героиня Ирен Папас, Вдова. Молодая, красивая, дикая и неукротимая. Ее не сможет приручить ни пылкая любовь, ни голая страсть, ни большой кошелек. Ее взгляд, обращенный к Бэзилу, показывает жажду уважения. До встречи с ним она была похожа на тигрицу, только не рычала для сходства. А в сцене, где галантный англичанин подает дикарке зонт, ее глаза вдруг вспыхивают. Ирен Папас удалось так ярко передать эмоции героини, что секундный эпизод притягивает и западает в душу как вершина актерского мастерства.

 

Встречи, которые ведут в никуда. Взгляды которые так и остаются взглядами.

 

Я должен торопиться, ведь смерть приходит так скоро.

 

Фильм о том, как надо танцевать до потери дыхания, танцевать на обломках любви, на радость жизни и на зло смерти. Когда весело и когда больно. Когда пусто на душе и когда эмоции выливаются через край. Тогда первобытная жажда веселья вызывает уважение:

 

-Я не хочу неприятностей

 

-Жизнь — вообще одни неприятности. Жить значит искать неприятности.

 

Или неприкрытая логика:

 

Лес принадлежит монастырю, монастырь пронадлежит Богу, а Бог принадлежит всем.

 

Плевать в лицо условностям — тоже завораживающая черта, которая восхищает в Зорбе. Пока он все делает «как надо», ему все равно, каковы правила вокруг. Он изобретет новые при необходимости. А не получится — пошлет всех подальше и рассмеется в лицо дуракам, даже если дурак — он сам.

 

Все так непринужденно и ярко. Но Грек Зорба еще и о менее приятных материях. О том как далеко можно зайти, подчиняясь животной стороне натуры. О том, как толпа готова закидать камнями, затоптать тех, кто непохож на нее и пугает своей непохожестью. О том, как падальщики слетаются, почуяв добычу. Как обезумевшие от жажды наживы люди, если можно их так назвать, слетаются на труп словно огромные жужжащие мухи. Это пугающе отвратительно. Это глубина падения человека. Но такова жизнь, и страшнее всего то, что никто этому не удивляется.

 

Вот только к чему пессимизм? Мы же боимся, что и в нас, таких образованных, начитанных, когда-нибудь проснется животное. Да и нагружаем себя академическими знаниями в страхе, что можем приблизить конец. А ведь человеку на земле изначально дан выбор, нужно только помнить, что добро со злом нокогда не смешиваются в душе. Тогда можно и танцевать от безумного веселья, пира во время чумы, или топтать в танце удушающее горе.

 

Я слишком люблю тебя чтобы не сказать, босс — у тебя есть все, кроме одного. Безумия! Тебе не хватает безумия! Иначе ты никогда не сможешь обрубить веревку и быть свободным.

 

И вот после всех трагедий Зорба и его босс-англичанин пляшут и смеются как сумасшедшие. Ведь фильм — о людях, которые находят бешенную радость уже в одном дне жизни. О жизни, которая любит тех, кто радуется ей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Случайно узнал из Википедии о необычайно популярном греческом танце под названием СИРТАКИ, который впервые был исполнен именно в этом фильме. Инструментальные мотивы звучащие при исполнении этого греческого танца должны быть знакомы очень многим, поскольку они нередко используются в разных целях, например для рекламы. После этого возникло стойкое желание посмотреть "Грека Зорбу", но с другой стороны я даже "Бен Гур" ещё не смотрел...

 

Сиртаки (от греч. συρτάκι — касание) — популярный танец греческого происхождения, созданный в 1964 году для фильма "Грек Зорба". Он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий хасапико — старинного танца мясников. Танец сиртаки, а также музыку к нему, написанную греческим композитором Микисом Теодоракисом, иногда называют "Танец Зорбы".

 

После выхода фильма на экран сиртаки стал самым популярным греческим танцем в мире и одним из символов Греции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Странное впечатление оставляет после просмотра это кино. Не секрет, что американскому кинопроизводству здорово удавались картины собственного жития-бытия, но изображая «кого-то там ещё», они почти всегда радовали критиков Голливуда совершенно фееричными косяками, а то и просто развесистой клюковкой…Но в данном случае международная команда компании «20 век Фокс» взяла просто немыслимые рубежи, буквально прыгнув выше головы…Ни в одной из западных картин я не видела и не ощущала такой искренности…вернее нет, даже не просто искренности, а чего-то такого трудновыразимого словами…, того странного сочетания теплоты и жестокости, «правды жизни» и высокого пафоса, горечи и оптимизма , и великой Надежды и Веры в предназначение человека и возможное счастье, которое встречается разве только что в самых лучших образцах советского кинематографа.

 

Майкл Какоянис снял кино, по выражению Левит-Броуна, «с большой нелюбовью к людям и большой любовью к Человеку». Зорба в его интерпритации – идеал Человека…, не «нового человека», ни «человека возрождения», ни «человека будущего», и проч. расхожих штампов, а просто Человека… Почти с первых же кадров персонаж Э.Куина легко и властно забирает себе всё внимание зрителя, являя собой неотъемлемую данность, основной стержень сего повествования даже когда не появляется в кадре. В напарники ему дан отнюдь не бесталанный Алан Бэйтс, но даже он, даже изумительная Лиля Кедрова в роли «Мадам» - смешно, трогательно, пошло и возвышенно одновременно – даже они всего ли оправа, прекрасная и необходимая, но оправа для главного брильянта этой картины.

 

Но как же здорово отжигает эта парочка (или троица), чем-то неуловимо вызывающая ассоциации с незабвенными Осей и Кисой (в придачу с мадам Грицацуевой), проигрывающая одним за другим забавные эпизоды, полные непередаваемого тонкого юмора и иронии, оживляющие их пребывание на «гостеприимном острове Крит»…Ах, какие там красавцы-мужчины, не то что городские недомерки-интеллигенты,… какие благолепные почтенные старушки в дверях каждого дома…богомолки хреновы… И среди этого феерверка черными точками - «червоточинками» - сначала незаметно мелькают, а потом, по мере того как этот легкий фарс набирают обороты, становятся всё больше и переходят в пунктир, а потом и жирную линию признаки приближающейся трагедии поистине древнегреческого масштаба и такой же первобытной по своей дикости логики, превращая этих прекрасных мужчин и богобоязненных женщин в помесь зверей и клоунов…Однако режиссер не выносит окончательного приговора, жизнь сложная и неоднозначная штука,… такая жизнь была у Зорбы, такая жизнь стала и у его «боса», Бэзила…Танец.., да танец наверное неплохое решение…

 

Энтони Куин вложил в этот фильм не только деньги, роль Зорбы - вершина его мастерства, безусловное свидетельство огромного таланта этого человека, поистине одного из лучших «актеров всех времен и народов», которого почему-то редко вспоминают в этом контексте, а ведь постоянно восхваляемые Аль Пачино и Де Ниро на фоне его Зорбы просто дети малые…Оскара он за этот фильм так и не получи,..впрочем, кажется это уже норма, когда те, кто в основном и «несут на своих плечах» весь фильм, поощрительно номинируются, но поучительно не награждаются.

 

Так же нельзя не отметить удивительную «живую» атмосферу фильма, абсолютную аутентичность натурных съемок и массовки. По счастью добросовестность создателей картины не позволила им набрать народу из эмигрантов в Нью-Йорке или Лондоне и не изображать «остров Крит» где-нить в Монтане…Также с удивлением узнала, что знаменитая мелодия Теодоракиса есть «всего лишь» саунд-трэк к этому фильму, а не обработка каких-то народных первоисточников.

Подводя итоги, могу сказать, что «Грек Зорба» не только одна из лучших картин, снятая в 60-х, это вообще один из лучших виденных мною фильмов, который незаслуженно редко вспоминают, фильм, что называется, на все времена и для всех, а не только для высоколобых эстетов.

10/10

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

*** Изменено 01.04.2014 21:19 пользователем makara
офф-топ
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надо бы тему поднять... serenada12 и Candylin выше все очень точно и верно написали, даже добавить особо нечего. Это действительно тот случай, когда совпало и сработало абсолютно все : литературная основа вкупе с режиссером, оператором, композитором и блестящими актерскими работами! Великий Энтони Куинн совершенно незабываем и блистателен в образе Зорбы, остальные также потрудились на славу! Во многом грустное и печальное, но жизнеутверждающее кино, незаслуженно многими забытое!..
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, что напомнили. Смотрел бог знает когда, сюжета не помню совсем. Но танец сразу же всплыл в памяти! А с ним - и то, что "Грек Зорба" стал для меня одним из тех первых фильмов, которые открыли для меня "серьёзный кинематограф". Жаль, июльский трафик на исходе. Дождусь августовского и обязательно скачаю! Зуб даю!
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодня по "Культуре" показывать будут. Обязательно посмотрю. Столько лет "руки не доходили".

--------------

Посмотрела. Нельзя такие фильмы на ночь глядя смотреть. Жестокость в нём по лицу наотмашь бьёт. Э.Куин гениален безусловно, но кино не моё.

Изменено 21.12.2014 20:13 пользователем MONNA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хоть и комментов не так много, но всё уже написано до меня. Очень достойное и колоритное кино с отличными актёрами. Уютная атмосфера, танцы и красивые виды виды острова Крит радуют глаз. Тут есть и драма, и комедия, есть над чем задуматься, и есть над чем посмеяться. Жизненный, оптимистичный фильм, действительно заслуживший все свои награды. Вот только за Куинна обидно, потому что "Оскар" здесь просто напрашивается.

 

9 из 10

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какой сообразительный человек додумался написать в жанрах на Кинопоиске "комедия", это какое-то прям вредительство. Откровенно смешных эпизодов, на мое восприятие, в фильме вообще не было, все с каким-то вкраплением драмы. А вот тягостных вагон, особенно

 

 

смерть одной женщины (которой даже умереть спокойно не дали), и безнаказанное убийство второй.

 

 

очень тяжко было наблюдать, на самом-то деле. Фильм, хороший, конечно, сугубо реалистичный, но уж слишком жестокий. Зато, наконец, посмотрела, откуда есть пошел танец сиртаки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казандзакиса читать трудно, фильм смотрится хорошо.

Тяжелые сцены с толпой. Тирания большинства не оставляет шансов одиночке.

Но финал в целом жизнеутверждающий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какой то бестолковый сюжет - набор разных эпизодов.

Удивительно, что знаменитые музыка и танец, где только не использовавшиеся, например, в мультике про казаков и ну, погоди, созданы были именно для этого фильма.

Изменено 16.06.2023 17:07 пользователем Неизвестный злоумышленник
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...