Гвалиор 10 мая, 2021 ID: 1 Поделиться 10 мая, 2021 (изменено) Михаил Константинович Калатозов 15(28).12.1903 - 26.03.1973 Биография: Трудовую деятельность начал в 1917 году, спустя шесть лет пришёл на Тбилисскую киностудию, где работал монтажёром, ассистентом оператора. В 1925 году был оператором, а также снялся в качестве актёра в фильме «Дело Тариэла Мклавадзе» И. Н. Перестиани. В фильмах «Гюлли» (1927) и «Цыганская кровь» (1928) выступал соавтором и оператором. Режиссёрский дебют Калатозова — кинокартина «Их царство» (1928, сорежиссер Н. В. Гогоберидзе), построенная на хроникальном материале меньшевистской Грузии 1918-1920 годов. Этот фильм обнаружил стремление Калатозова к поэтическому, образному постижению реального мира. Пластика изображения, острые ракурсы, необычные эффекты освещения поднимают до уровня шедевра последний немой художественно-документальный фильм Калатозова «Соль Сванетии» («Джим Шванте», 1930, также один из операторов). Чёрно-белая графика горных пейзажей Верхней Сванетии, экспрессия в построении кадра и в смене планов, романтичность режиссерской манеры сделали «Соль Сванетии» заметным явлением советского кинематографа своего времени. С приходом звука и угасанием поэтической эстетики в кино Калатозову пришлось пережить трудные годы. Лента «Гвоздь в сапоге» (1932) не попала в прокат. В 1933-1934 годах режиссёр был аспирантом ленинградского отделения Государственной Академии искусствознания. В 1934-1938 годах работал директором Тбилисской киностудии. Только в 1939 году вернулся к режиссуре, сняв на «Ленфильме» картины «Мужество» (1939) и «Валерий Чкалов» (1941), в которых патетически воспевал отвагу советских героев-лётчиков. «Валерий Чкалов» (в главной роли Владимир Белокуров) имел шумный успех и упрочил режиссёрскую репутацию Калатозова. В годы Великой Отечественной войны снял военную драму о ленинградской блокаде «Непобедимые» (1942, совместно с С. А. Герасимовым), затем «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (1943, с Герасимовым и Е. Л. Дзиганом), после чего вновь перешёл на административную работу. В 1944 году был награжден "За успешную работу в области советской кинематографии в дни Отечественной войны и выпуск высокохудожественных картин". В качестве уполномоченного Кинокомитета он в 1943-1945 годах был в США, затем до 1948 года руководил Главным комитетом по производству фильмов, был заместителем министра кинематографии СССР. Вернувшись в режиссуру, снимает политически одиозные ленты «Заговор обречённых» (1950, по Н. Е. Вирте, премия Карловарского кинофестиваля, Сталинская за 1951 год) и «Вихри враждебные» (1953, по Н. Ф. Погодину, выпуск 1956). Затем поставил неожиданно для многих лирическую комедию «Верные друзья» (1954, премия кинофестиваля в Карловых Варах), снискавшую широкую популярность у зрителей. Следующая картина «Первый эшелон» (1956, сценарий Погодина) была посвящена освоению целины. Пиком творчества и одной из лучших лент отечественного кинематографа стала экранизация пьесы «Вечно живые» В. С. Розова — фильм «Летят журавли» (1957, главный приз Каннского кинофестиваля 1958 года). Лирическая манера Розова, патетичность Калатозова, виртуозность операторского искусства С. П. Урусевского, блестящая игра Татьяны Самойловой и Алексея Баталова наполнили фильм атмосферой полной творческой свободы. В последующие годы Калатозов пытался наполнять свои фильмы экспрессией поэтического кино, но, несмотря на постоянное сотрудничество с Урусевским, достичь органичности картины «Летят журавли» так и не удалось. Много сил было отдано фильму «Неотправленное письмо» (1960, по рассказу В. Д. Осипова) об открытии группой геологов месторождения алмазов в сибирской тайге и их трагической гибели в лесном пожаре. Эмоционально страстная политическая картина «Я — Куба» (1964, соавтор сценария Е. А. Евтушенко) интересна операторскими решениями Урусевского, но не имеет прочной драматургической основы. Последняя картина Калатозова «Красная палатка» (1970) основана на истории полярной экспедиции Умберто Нобиле 1928 года. В фильме было задействовано множество как советских, так и европейских кинозвёзд. Тема противоборства человека со стихией решалась режиссёром в приподнято романтическом ключе. Похоронен режиссёр в Москве на Новодевичьем кладбище (7 участок, 5 ряд). Призы и награды:1950 — МКФ в Карловых Варах (Премия Мира, фильм "Заговор обречённых") 1951 — Сталинская премия (II степени, фильм "Заговор обречённых") 1954 — МКФ в Карловых Варах (Большая премия, фильм "Верные друзья") 1958 — МКФ в Канне (Гран-при, фильм "Летят журавли") 1958 — МКФ в Локарно (Почетный Диплом, фильм "Летят журавли") 1958 — МКФ в Мехико (Почетный приз, фильм "Летят журавли") Фильмы: Мужество Валерий Чкалов Непобедимые (вместе с Сергеем Герасимовым) Заговор обречённых Вихри враждебные Верные друзья Первый эшелон Летят журавли Неотправленное письмо Я - Куба Красная палатка Изменено 10.05.2021 05:20 пользователем Гвалиор Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/124025-mihail-kalatozov/ Поделиться на другие сайты Поделиться
Танцор34 10 мая, 2021 ID: 2 Поделиться 10 мая, 2021 В последующие годы Калатозов пытался наполнять свои фильмы экспрессией поэтического кино, но, несмотря на постоянное сотрудничество с Урусевским, достичь органичности картины «Летят журавли» так и не удалось. Странная формулировка. Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/124025-mihail-kalatozov/#findComment-6460324 Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.