Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Филер

Рекомендуемые сообщения

Филер / Филер

6728907675b9t.jpg

год - 1987

страна - СССР

режиссер - Роман Балаян

сценарий - Роман Балаян, Рустам Ибрагимбеков, Александр Серафимович

В главных ролях:

 

Олег Янковский

а дальше, по большему счету, не суть важно

Награды:

1988 — Приз Олегу Янковскому за лучшее исполнение мужской роли на МКФ в Вальядолиде (Испания)

О чём:

1916 год, Первая мировая война, предчувствие революции. Воробьёв, учитель гимназии, уходит со службы в знак протеста против увольнения революционно настроенных преподавателей, хотя и не разделяет их взгляды. Он остаётся без средств к существованию — нечем платить за съёмную квартиру, у него больной ребёнок, которому необходимо лечиться в Крыму. Воробьёв ищет работу, даже самую плохую, лишь бы платили деньги.

Жандармское управление предлагает ему стать филёром (шпиком, тайным наблюдателем), сотрудничать с ними и сообщать обо всех неблагонадёжных людях. Воробьёв стоит перед чудовищным выбором — или стать стукачом, или остаться честным человеком без средств к существованию.

Роман Балаян о концовке фильма:

в «Филёре» герой Янковского в конце бросается под поезд, но в тумане, я это прямо не показываю — он говорит: «Прощайте» и так далее… Я специально пару напустил и говорю: «По-моему, не видно, не догадаются», а монтажёр: «Нет, ну как не догадаются?» То есть читали сценарий, знали мой замысел… И выяснилось, что на просмотрах половина зрителей решила, что герой своих друзей предал, стал стукачом и поехал на море лечиться

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Помню, смотрел в год выхода в полном зале крупного питерского кинотеатра, т. е. был нормальный прокат и был зрительский интерес. Сейчас, видимо, фильм неинтересен никому, вот и обсуждения никакого. Меж тем процентов для 90 современных поделок этот уровень недостижим. Понятно, что Янковский играет не только словом, фигурой и взглядом, но также и затылком, силуэтом и даже собственной старой фотографией в сепии. Но ведь и Балаян - мастер, это его рукой рыхлая взвесь тягучей и бессобытийной захолустной жизни стянута в тугой напряжённый узел невыносимых моральных проблем, из которого другого выхода, чем у негероического героя, и нет. Можно сколько угодно говорить о его слабости, нечистой совести и конформизме, но время-сволочь всегда сильнее людей, даже будучи безвременьем.

В безвременье угодил и сам Роман Балаян. Год назад к юбилею режиссёра смотрел док. фильм о нём, где он этаким печальным могиканским вождём бродит по пустынным руинам киностудии им.Довженко. Тем не менее, два из трёх его последних фильмов - "Ночь светла" и "Две луны, три солнца" очень хороши.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Замечательный фильм! Хотя лично мне смотреть его было тяжело, ибо весь ход повествования неумолимо движется к единственно возможному финалу (даже если бы у меня теплилась надежда на спасительного deus ex machina - фамилия Серафимовича, автора экранизируемого произведения, сама по себе не оставляет шансов, а в интерпретации Романа Балаяна - тем более. Не то чтобы Балаян столь махровый "пессимист" - он просто не относится к числу гарцующих "на коне" в любые времена при любых обстоятельствах. И персонажи в его фильмах (тех, что довелось увидеть) соответствующие - вечно "невписывающиеся", они даже пытаются иногда приспособиться как-то - да получается плохо, нелепо, неловко, то есть правильнее сказать - не получается совсем; интернетные "учителя жизни" обычно презирают подобных особенно ядовито, ибо явление "невписывания" универсально - актуально в любые времена.

 

Другими словами, в наших "северных джунглях" каждый должен быть хищником, а кто не... - сам, дурак, виноват). Но персонаж-то ещё надеется, мечется в поисках выхода, а меня при просмотре не оставляло чувство: чем больше "движения" - тем сильнее затягивается петля. И, вроде, в фильме много "уличных" сцен (или мне так запомнилось?), а ощущение духоты замкнутого пространства не оставляет - настолько там "густая" атмосфера. Должно быть поэтому картину люблю, но давно её не пересматривала...

 

P.S. Сначала я высказалась, а затем прочитала сообщение выше - получается, по сути я повторяю finzz'a. Ладно, не буду ничего менять, если мы выражаем сходное впечатление - значит, так и есть, фильм ясно "прочитывается" при просмотре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(изменено)
Но ведь и Балаян - мастер, это его рукой рыхлая взвесь тягучей и бессобытийной захолустной жизни стянута в тугой напряжённый узел невыносимых моральных проблем, из которого другого выхода, чем у негероического героя, и нет

 

По большему счету, лучше и не скажешь.

 

Я невольно и, как-то даже незаметно для себя, начал ретроспективу Балаяна и могу сказать, что очень полюбил его почерк. В одном из интервью он назвал свои фильмы монофоничными, имея в виду, что параллельного действия в них нет - камера неотступно следует за одним героем (чаще всего Янковским), всё внимание акцентируя на нем. В Филере, где актерский диапазон значительно уже чем в тех же Полетах (в которых актеру приходится играть всё - от шута до трагика) - это ощутимо более всего: вероятно потому, что напряжение, создаваемое неразрешенными моральными дилеммами, во многом достигается и за счет среды, в которую герой погружен; именно потому, вот это вот бессобытийное захолустье не столько антураж, сколько элемент киноязыка, за счет которого эмоциональное состояние гг доходчивей всего передается / сильней всего ощущается.

Изменено 03.04.2017 12:01 пользователем W.Axl_Rose
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я смотрю, Янковский постоянно у Балаяна снимался, прямо из фильма в фильм.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...