Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Сквозь тёмное стекло (Sesom i en spegel)

Рекомендуемые сообщения

48e6961379ee.jpg

Год: 1961

Страна: Швеция

Режиссер: Ингмар Бергман

Сценарий: Ингмар Бергман

Продюсеры: Allan Ekelund

Оператор: Свен Нюквист

Композитор: Erik Nordgren, Иоганн Себастьян Бах

Жанр: драма

Мировая премьера: 16 октября 1961

Продолжительность: 89 минут

В главных ролях:

О чём: Только что вышедшая из психиатрической лечебницы девушка Карин отдыхает вместе со своим мужем Мартином врачом, отцом Дэвидом — известным писателем, и младшим братом Фредериком, по прозвищу Минус, на небольшом островке. Карин страдает галлюцинациями и истерическими припадками — ей кажется, что ее посещает Господь Бог…

Фильм был номинированн на премию Оскар 1962 года в двух номинациях и получил премию как

«Лучший иностранный фильм»

67f091dd33fc.jpg e13e8ebd6488.jpg

Изменено 14.03.2009 12:15 пользователем Billy Elliot
Добавлена ссылка на IMDb
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, меня как-то не впечатлило. Второй фильм Бергмана, который я отсмотрел (первым был "Фанни и Александр"). Мне кажется, что Оскара следовало вручить за сценарий, он этого заслуживает. Фильм показался каким-то скучным и затянутым, несмотря на короткий хронометраж. Пересмотрю через несколько лет, может тогда смогу "извлечь" что-нибудь для себя.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

MysteryMan, как выяснилось, эта тема давно уже сущестовала, правда под другим названием. Приведено в соответствие с сайтом и если есть что сказать о фильме, пожалуйста сюда.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень многоматричный фильм. Как и большинство у Бергмана. Мне очень понравилась идея, что Бог внутри нас. Карин пыталась вырваться "к богу", понять неизведанное, а в итоге бог оказался всего лишь пауком. что это значит? Это значит, что по Бергману поиск Бога вне-нас, вне-нашего мира - может закончиться ничем. Бог окажется фикцией (=пауком). мне эта идея очень близка. И финальный диалог отца с мальчиком о том, что "Бог и есть любовь" великолепен. Причем отцу пришлось быть "На грани" (в попытке суицида), чтоб осознать это. Опустошенный, без веры в потустороннего Бога, хотя пишущий романы на религ тематику - ему понадобилось быть у края, чтоб его в сердце зародилась любовь. Она и есть главное божество. Отец и Карин - 2 разных способа поиска бож начала. Для нее он поту-сторонен, для него посю-сторонен. И в конце для мальчика отец как раз стал божеством, тем началом, который откроет себя, все грани, и свою любовь к нему. Безразличие сломлено. Для отца Карин перестанет быть "подопытной" для своих записей. Карин формально душевнобольна (а для Бергмана символизирует ее "болезнь" фанатизм религиозных фанатиков, которые не верят в наш мир, но верят в сверхъестественное и нечто эфемерное). Тут сквозит паралелльно и тематика "Земляничной поляны", где старый профессор лишь в последний момент осознал всю эфемерность своей жизни вне-любви, вне-близких. Близкие и есть главное божество в нашем мире. Все остальное - от лукавого. Чтоб познать бога, нужно познать себя. Чтобы полюбить Бога - нужно полюбить себя. "Сквозь темное стекло" - именно так мы смотрим на наш мир.

Тут еще идея, что сугубо верующие люди живут паралелльно в двух мирах (монолог Карин "я не могу больше жить в двух мирах сразу"). Нужно выбирать. Либо открыться другим, либо сосредоточиться на себе и потустороннем. Для Бергмана любовь - прежде всего любовь к другому. Экзистенциальная мудрость.

Она нитью проходит через все его творчество. И в "Шепотах и криках" будет показана не менее ярко.

----

Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (с)

Изменено 16.03.2009 18:38 пользователем MysteryMan
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Собрал я воедино свои разрозненные мысли (см выше) и написал отзыв Изменено 27.08.2019 15:44 пользователем MysteryMan
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Младший брат ее недолюбливает, а для отца — прежде всего Карин интересна в качестве подопытной для его книг, которые он пишет на религиозную тематику.

 

MysteryMan, спасибо за рецензию :) Но я не согласная, что Минус недолюбливал Карин. Он тянется к ней, но его пугает её суетливость и то, что она относится к нему как к ребенку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

MysteryMan, спасибо за рецензию :) Но я не согласная, что Минус недолюбливал Карин. Он тянется к ней, но его пугает её суетливость и то, что она относится к нему как к ребенку.

 

Мне кажется. была детская ревность к ней. Если Карин хоть была больна, но о ней заботились (муж и частично отец), а вот Минус - словно незаметен для других. Это его угнетало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне кажется. была детская ревность к ней. Если Карин хоть была больна, но о ней заботились (муж и частично отец), а вот Минус - словно незаметен для других. Это его угнетало.

 

Их мать была больна и Минус, думаю, тоже боялся, что одержимость Карин затронет его. Пропасть что была между ними до этого лета на острове стала внезапно заполнятся взаимных пониманием, потому как Минус став взрослым осознал, что страдания Карин заключаются в невозможности почувствовать реальный мир, связь с которым и сам юноша стал терять в последнее время.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По фильму пока сказать ничего не могу, так как еще не смотрел. Но отзыв Алекса очень понравился, будем искать.

 

Зато меня терзает вопрос к знатокам Бергмана и истории американской киноакадемии: :!:как этот фильм умудрился принять участие сразу в двух церемониях "Оскара"?!:?:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Их мать была больна и Минус, думаю, тоже боялся, что одержимость Карин затронет его. Пропасть что была между ними до этого лета на острове стала внезапно заполнятся взаимных пониманием, потому как Минус став взрослым осознал, что страдания Карин заключаются в невозможности почувствовать реальный мир, связь с которым и сам юноша стал терять в последнее время.

 

Я бы не назвал это пониманием. Скорее симпатия взаимная, и то не сразу. В начале Минус по-детски раздражителен, обидчив. К концу фильма - он действительно позврослел. Ну и думаю, во много был благодарен Карин, что именно ему она открыла свою тайну.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(изменено)
По фильму пока сказать ничего не могу, так как еще не смотрел. Но отзыв Алекса очень понравился, будем искать.

 

Зато меня терзает вопрос к знатокам Бергмана и истории американской киноакадемии: :!:как этот фильм умудрился принять участие сразу в двух церемониях "Оскара"?!:?:

 

Ха, это на КП опять был выходной! imdb сообщает, что Оскар фильм получил только в 1962 году, а вот еще раз "Как в зеркале" номинировался на эту же премию в 1963 году, но уже в категории "Лучший оригинальный сценарий".

 

Я бы не назвал это пониманием. Скорее симпатия взаимная, и то не сразу. В начале Минус по-детски раздражителен, обидчив. К концу фильма - он действительно позврослел. Ну и думаю, во много был благодарен Карин, что именно ему она открыла свою тайну.

 

Бергман показывает, что Минус испугался... так как понял, что Карин в его сознании уже не просто сестра, а по-женски очаровывающая его молодая девушка.

Изменено 12.07.2023 15:39 пользователем Elena-P
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Второй (по счету) фильм Бергмана пошел у меня на порядок сложнее первого ("Земляничная поляна"). Несмотря на небольшой хронометраж и простой, по сути, сюжет, фильм неоднослоен и посвящен очень сложной тематике. Судя по всему, тема поисков Бога, как и отношений с родными (между которыми в этом фильме он ставит некий знак равенства) - одна из ключевых тем творчества (предполагаю, так как судить наверняка еще не могу).

 

Финальный диалог отца и сына - выше всяких похвал. Только ради него и стоило смотреть этот фильм.

 

Насчет отношений Минаса с Карин поддерживаю позицию Касабланки, тоже явно заметил эту проскользнувшую нотку в их отношениях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Любовь - астролябия Истины. Зашей глаза - пусть сердце станет глазом..." (Д.Руми)

Пытаясь разглядеть "лицо" Бога сквозь мутное стекло своего расщепленного восприятия, Карен ищет духовного прозрения в искаженной болезнью параллельности бытия. Средневековый, почти античный антропоморфизм образов, через которые она приоткрывает дверь в непознанное - очень точно подчеркивают детскую хрупкость, израненную незащищенность ее психики. Сцена с дождем и сцена, когда камера словно бы в состоянии транса Карен погружается в гипнотизирующий рисунок обоев под "давящие" звуки виолончели - вызывают одновременно колотящуюся в сердце панику и болезненный восторг. Ее брат, муж и отец - такие разные ипостаси любви как индивидуального опыта познания Бога и себя в нем - эгоцентричной, альтруистичной, и экзистенциальной. Пограничные для здравого смысла понятия любви и веры Бергман гениально соединяет в единое целое в своем фильме, доводя до немыслимого совершенства финальным диалогом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хороший фильм, в котором Бергман снова возвращается к истово волнующей его проблеме веры, неверия и самого бытия Божия.

Сильная актерская игра ( фон Сюдов лапочка:roll:), незамысловатый, но весьма интересный сюжет, великолепная музыка Баха - и успех у зрителя гарантирован.

Главная героиня симпатии не вызвала. Как по мне, то она - просто не сумевший/ не захотевший вырасти ребенок, достающий всех и вся своими истериками и капризами.

Цепанула сцена в которой отец разыскивает сына, чтобы поговорить. Как-то совсем по-библейски.. Сильно.

9 из 10. Пожалуй, пересмотрю спустя некоторое время.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хороший фильм, в котором Бергман снова возвращается к истово волнующей его проблеме веры, неверия и самого бытия Божия.

Сильная актерская игра ( фон Сюдов лапочка:roll:), незамысловатый, но весьма интересный сюжет, великолепная музыка Баха - и успех у зрителя гарантирован.

Главная героиня симпатии не вызвала. Как по мне, то она - просто не сумевший/ не захотевший вырасти ребенок, достающий всех и вся своими истериками и капризами.

Цепанула сцена в которой отец разыскивает сына, чтобы поговорить. Как-то совсем по-библейски.. Сильно.

9 из 10. Пожалуй, пересмотрю спустя некоторое время.

 

Главная героиня - это чисто по-бергмановски. Человеку не хватает любви, и эта нехватка любви концентрируется и в определенных обстоятельствах начинает кричаще истязать его. В принципе, это подсознательность почти каждого человека в мире и на сегодняшний день

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шедевр, недоступный пониманию масс!

 

10 из 10

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Главная героиня - это чисто по-бергмановски. Человеку не хватает любви

 

А по-моему, она сама не знала, чего ей не хватает:) *мозгов, или люлей хороших, как сказала бы одна моя форумская знакомая*)) Муж у нее чудный просто ( я это не только потому что фон Сюдова люблю, говорю. Чудный персонаж:roll:), не каждый с такой теткой возиться будет, а он - вон, как оберегает и - ЛЮБИТ... Да и с братом у них, по-моему, вполне себе теплые отношения, с эротическим подтекстом даже)) Отец - да, он, скажем так, проблемный... Но лично я бы с таким мужем о мифической нехватке любви и не заморачивалась даже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

о мифической нехватке любви и не заморачивалась даже.

 

Иначе я вообще не понимаю, как можно смотреть Бергмана.

И да, насчет того, что был инцест с братом, Вы поняли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шедевр, недоступный пониманию масс!

 

10 из 10

 

Вы очень оригинальны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И да, насчет того, что был инцест с братом, Вы поняли?

 

Что поняла, простите? Что инцест был?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что поняла, простите? Что инцест был?

 

Ну да. Я просто с первого раза не "въехал".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну да. Я просто с первого раза не "въехал".

 

Конечно, именно так я и поняла) Не зря же потом парень от отца прятался, аки Адам, вкусивший запретный плод:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет смысла фильма, как раз от того, что человек, которому не хватает любви Отца и отца, не может быть счастлив в семейной жизни даже с идеальным мужем. Отсюда и инцест. Для меня так.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет смысла фильма, как раз от того, что человек, которому не хватает любви Отца и отца, не может быть счастлив в семейной жизни даже с идеальным мужем. Отсюда и инцест. Для меня так.

 

Может быть ( и скорее всего) , Вы правы...

Хотя, с психологической точки зрения, женщина практически всегда выбирает себе в мужья мужчину, похожего на отца. Муж ее очень любил, отец - только старался преодолеть свой эгоизм. Как он сам сказал в одной из сцен: " сейчас я полюбил вас всех..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не практически всегда, насколько я знаю психологию.

А вообще, у Бергмана (как и, в принципе, у пачки психологистов после него) чувства, естественно, гипертрофируются, как правило, под воздействием каких-либо внешних факторов, то есть, психология, которая у большинства людей может никогда не раскрыться (в данном случае, страдание из-за нехватки любви), у героев подобных фильмов крайне обострена.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...