Помнится, в "Красной жажде убийства" японского режиссера Имамуры были две любопытные в плане раскрытия нашей темы сцены. Внешне одна практически копирует другую: совершенно пассивная главная героиня, ей говорят что-то незначительное, она отвечает. Между этими двумя сценами какое-то нагромождение событий, обыденных и не совсем, по ходу герои по-новому начинают смотреть на собственное положение, но все это очень пассивно происходит. Но по едва уловимым моментам в тех двух сценах становится понятно, что внутренне первая абсолютно противоположна последней: покорность превратилась в свободу.
Я это к тому говорю, что свобода в контексте обсуждаемых тут фильмов, как правило, мыслится как нечто атрибутивное, получающее выражение вовне. Здесь и свободная любовь, наркотики и рок-н-ролл, и воображаемая стрельба по прохожим у Андерсона, воображаемые же взрывы под музыку Pink Floyd у Антониони, противопоставление пустынных закоулков запруженным армией белых воротничков улицам у Джармуша, ну и далее.
То есть свобода определяется сообразно определенным культурным ли, историческим канонам. Но вот если обратиться к кинематографу той же Японии, то можно наблюдать презанимательную картину. Здесь, разумеется, есть и открытое противостояние системе. Самый яркий пример нонконформизма, наверное, фильмы Кобаяси (опять же, учитывая, что в японском кино тему свободы вряд ли можно назвать краеугольной): «Удел человеческий», «Харакири» - своего рода вызов тупому следованию инструкциям, формализму, давно утратившему всякое содержание. Но, что характерно, интроверсивная направленность кино часто создает весьма своеобразный портрет свободы, с присущими ей неоднозначностью поступков и неявностью выводов.
И лучше "Женщины в песках" примера, пожалуй, не найти. На протяжении фильма герой, оказавшийся в плену у жителей пустыни, говорит о свободе, стремится к свободе, но... Насколько свободен человек, один из... зависящий от кипы бумаг и документов, живущий по расписанию? Наверное, тут можно вспомнить фроммовское "бегство от свободы", которое суть бегство от неопределенности, бессилия и одиночества, помноженное на давление слишком высоких требований к личности (современность, как она есть). Но сие, видимо, процесс неосознанный, следствие инертного течения, внутренней слабости. Когда же имеет место решение, возможно, первое в жизни настоящее Решение, тогда, наверное, стоит говорить о свободе, а не бегстве от нее.
Короче, неоднозначность притягивает.