После встратых детективов захотелось отдохнуть и почитать чет посуровее, и тут я вспомнил, что у меня на полке уже 10+ лет пылится один кирпич, который я купил в более тучную эпоху, переодически вспоминал, но никогда не думал, что буду читать всерьез. А тут прям настолько выбесило все это "легкое" чтиво, что прям думаю - пора. Итак, вот так я на две-три недели погрузился в чтение возможно самого графоманского фанфика, который я когда-либо встречал, потому что... уверен жанр определяется как-то по другому, но скажем прямо: Иосиф и Его Братья Томаса Манна это определенно фанфик, ведь сам автор заявлял, что идея пришла ему в голову потому что он всегда считал библейское повествование слишком сухим, и это определенно графомания, ведь... мы же понимаем, как пишет Томас Манн. Но честно - как же он хорош! Т.е. как будто все - неторопливая и общеизвестная библейская история; размашистый авторский стиль, где четвертая стена не то что не ломается, а ее в принципе нет; попытка в архаический стиль с сочетанием прекрасного чувства юмора и дотошности; сочетание исторических экскурсов и культурологическо-мифологические экскурсы - все вот это вот делают Иосифа прям реально крутым текстом в который погружаешься, в котором у меня возникает прям полный коннект с автором. И да, первые страниц двадцать читаются типа: как это вообще можно читать... следующие двести ты продираешься сквозь дебри этого словесного жонглирования гигантскими оборотами, к четырехсотой привыкаешь, к шестисотой уже любишь его, а далее просто не понимаешь, почему все в мире вообще не пишут в этом роскошном, и к этому моменту уже достаточно легко воспринимаемом, стиле.
В принципе, ладно Манна я читал, и слушал (для ознакомления, т.к. слушать Манна для нормального понимания его текстов безусловно задача почти невыполнимая и требующая большого усилия от слушателя), поэтому прекрасно понимаю, с кем связался и как он пишет, поэтому я ждал чего-то подобного, но все-таки он меня сильно удивил. Да, Иосиф очень непохож повествовательно на его остальные работы. Ну, т.е. общие черты видны, но он тут очень старается стилизовать текст под не столько архаичное повествование, сколько под долгую беседу с читателем в очень патетическом ключе, с долгими рассуждениями, отступлениями и аргументированиями. Ты буквально не столько сюжетное произведение читаешь, сколько как будто бы слушаешь своего дедушку в таком большом кресле у камина вечером, который очень долго и витиевато рассуждает над историей, порой споря и заговариваясь сам с собой. Обычно Манн все-таки более нарративен.
Особенно мне понравилось, как перекликается эта книга (да, технически это - четыре книги, но издатели хотели, чтобы их читатели немножко подкачались и издали их виде двух-с-половиной-килограммового кирпича) с библейским повествованием, его я тоже перечитал по ходу. В Бытие эта история занимает страниц эдак двадцать. Ну знаете, Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков вообще нарожал двенадцать дитев (сыновей естественно, дочерей вообще за людей никто не считает и Манн опять же прекрасно над этим иронизирует в тексте), одного любил, остальные его продали, потом тучные колосья сожрали коров, и в конце все обнимаются, целуются, хоронят Иакова и думают, за чей же счет все полетят с курортов египта, которым мудрый Бог устроил всенародный тревел-эвент. И Манн тут идет очень хорошим путем - он реально не сильно много останавливается на моментах, которые там и так ясно и подробно описаны - его интересуют больше моменты, которые были упомянуты вскользь. Поэтому самая большая и подробная арка в книге - это Иосиф у Потифара, и конкретно его взаимодействия с его женой, о чем в Библии буквально описано парой строчек, где она такая: "Спи со мной!", и Манн такой: "так-так-так, давайте-ка вот тут остановимся, давайте не будем делать поспешных выводов и подумаем, а с чего она вообще решила это сказать" и далее следует история страниц на двести, где Манн не только дает ей имя, но и делает, по сути, наверное главным и самым интересным женским образом в его книге. С ними тут реально плохо, и отчасти это скорее отсылка к оригиналу, который женщин за людей не считает, но и сам Манн остальных женщин тут тоже изображает исключительно, как функции, и при всем внимании и к Дине, и к Рахиль - они едва ли проходят тут, как личности (справедливости ради - тут вообще мало кто проходит, как личности), тогда как Мут - это действительно полноценная второплановая героиня, эмоциям и мотивам которой посвящена львиная доля третьей книги. И тут же, например, самую известную часть истории - когда Иосиф рулит с фараоном и возвышается до главного человека в Египте, Манн описывает максимально скупо и сухо, зачастую уделяя некоторым моментам внимания даже меньше, чем первоисточник. В принципе, если брать сюжетно важные для Бытия части, то это первая и четвертые книги - они максимально близки к повествованию писания, расширяют, добавляют, размышляют, но, в целом, следуют оригиналу. Вторая книга, которая Юный Иосиф - это чисто пляжный эпизод, филлер в кубе, хотя и наверное единственный, который оправдывает общее название тетралогии "Иосиф и его братья", потому что тут на протяжении всей книги есть и Иосиф и его братья, и конфликт между ними, и развязка - в других вы такого не увидите! Ну и Иосиф в Египте, это безусловно самая сильная часть, самое самостоятельное произведение, самое яркое и с точки зрения персонажей, и с точки зрения истории, и с точки зрения авторских приемов, хотя она разбирает очень короткий библейский отрывок, где Иосифа тащат в Египет, продают Потифару и до момента, когда его арестуют по заявлению жены последнего. Тем не менее описание Египта, рассуждение о мифологии, богах, предназначении, описание двора Потифара, персонажи там - это реально самая богатая и крутейшая часть из всех. После нее даже кажется, что финальную книгу Иосифа-Кормильца Манн легко мог бы разделить книги на три и сделать тоже подобными, но словно бы решил, что не-не, надо и честь знать, надо уже к финалу подходить, поэтому поэтому четвертая часть и, особенно, ее финал, самые скомканные и вымученные - тоже хорошо, но на фоне остальных частей прям видно, что Манн уже торопит себя и утрирует многие моменты.
Тут же, наверно, стоит упомянуть, что мне запомнилось, когда на форуме наш Пухтырь открыл тему Молчалина, а я тогда как раз читал Феликса Круля и мне еще тогда подумалось, типа вот в чем ключевая разница, что русская литература, и в частности Грибоедов воспринимают такого персонажа, как Молчалин, в целом, негативным, отрицательным героем, лицемером, приспособленцем. Но! Тот же Феликс Круль у Манна - это и есть вот такой вот Молчалин, чистый приспособленец, живущий только одним - он угождает всем, с кем пересекается. Его единственное мастерство, помимо очень живого недюжего ума и привлекательной внешности - это вот вот эта невероятная угодливость и изворотливость. И главное - у Манна это вообще не выглядит, как недостаток, напротив, эта та призма, через которую он показывает мир, и это тот инструмент, который позволяет Крулю легко и беззаботно перемещаться по миру, из-за чего книгу воспринимают, как "плутовской роман", хотя будем откровенны - там ничего плутовского (с криминальным оттенком) нет вообще - т.е. этот человек один раз там кражу совершает, и то, потом признается той, у которой украл, той вообще пофиг, более того, предлагает герою украсть еще больше. И просто почему я начал здесь про другую книгу, про Феликса Круля - потому что, давайте скажем прямо, Иосиф и Феликс Круль - это один человек, это тот самый удобный и симпатичный автору типаж, который он тащит из одной книги в другую, и который ему легко и приятно описывать. Более того, Иосиф тоже красив и умен - это его главные характеристики. Он также перемещается по миру угождая всем, его главный дар - бесконечно забалтывать потоками многоярусной лести своих собеседников, и опять же, что важно, Манн показывает - это не плохо. Со всем этим можно оставаться библейским образцом добродетели и деятельности, это возвышает, упрощает путь и позволяет часто прийти к безконфликтному решению многих проблем. Да, важное уточнение - это отсутствие у этих героев злонамеренности, они манипуляторы, но манипуляторы не злые, хотя, безусловно, далеко не все остальные герои на них так смотрят, и здесь повествование об Иосифе как раз-таки дает более важную пищу для размышлений. Да и за Крулем-то этого толком этого нельзя было заметить, но в контексте Иосифа мне показалось это важным - это персонаж, на котором автор как-будто бы (не знаю, сознательно или нет), рисует яркую демонстрации нарцисического расстройства, и это невероятно прямо показано в Юности Иосифа, где он буквально своим отсутствием какой бы то ни было эмпатии к окружающим и желанию привлечь внимание к своей персоне буквально бесит всех своих братьев. Ты даже понимаешь, почему они хотят его убить - не сложно проявить это малое сострадание к десяти челам, которые день за днем наблюдают рядом с собой вот такого вот кадра. И потом, да, совершается как бы развитие персонажа - внезапно Иосиф осознает, какую боль он доставляет братьям, как он все-таки их бесил, и, казалось бы, моя теория о нарциссическом расстройстве главного героя разрушена, но... не-а. Это почти также смешно, как наблюдать за Эриком Картманом в серии Gayfish Южного Парка, где Эрику тоже пытаются объяснить, что он из-за когнитивных искажений не может правильно видеть картину мира и он слушает и, внезапно, у него происходит озарение - но не в ту сторону, в которую вы ожидаете. И вот Иосиф тут, как будто бы тоже обретает эту эмпатию, до этого ему немыслимую, на самом-то деле просто осознает, что его юношеский максимализм и слишком очевидное самолюбование могут раздражать людей и... прекращает так делать, но вообще ни разу не меняясь внутри - он ведь реально едет с караваном торговцев в Египет под полным осознанием, что он избранник божий, что у него миссия, что это возложенный на него путь, и все его дальнейшие действия, где он уже офигенно деликатен и внимателен к людям - это не внимательность эмпатичного человека, это внимательность обожающего себя нарцисса, однако, полностью осознающего, что если он не будет влюблять в себя всех встречных поперечных, то не сможет реализовать свой великий потенциал. И даже встречая препятствия на своем пути, он уже мыслит только вот этой категорией - я пройду этот тернистый путь, потому что я офигенен. И знаете что - это все еще довольно круто и вообще-то довольно хорошо объясняет всю библейскую историю этого персонажа, чтящего заветы, хранящего чистоту, любящего свой род, но хранящего в глубене души этого неуемного хомячка, раскручивающего колесико самолюбования до космических скоростей. Впрочем, опять же, возможно это просто моя трактовка, но смерть автора, все дела - мне нравится!
Ну и, наверное, да, в будущем возможно почитаю что-то о Манне, потому что тут он мне реально стал интересен, как личность. У меня даже появилось стойкое предположение, что он атеист (я пока не читал о нем вообще ничего! вскользь кое-что попалось на глаза, и только), и интересно будет кстати, это проверить. Просто хотя бы потому, что Бог в его книге занимает очень интересное место. Он есть. Но, он как бы вообще не нужен. Перед четвертой книгой появляется "пролог в высших сферах" (или типа), где Бог фигурирует, как персонаж в окружении ангельских полуулыбок - но это явно не размышления теолога, это не Бог в произведении набожного автора, это Бог именно от лица фигляра-рационалиста. Хотя, тем не менее, странно, что этот пролог там вообще есть, потому что перед первой книгой есть другой пролог - про колодец (вообще диалог торговца-измаильтянина с братьями о колодцах - один из алмазов местного юмора!) и про общие теологические понятия и их восприятие тут как раз-таки прям чистое золото, и хоть для начала оно очень грузновато, его прям хочется перечитывать, а вот "пролог в небесных сферах" - как будто бы такая необязательная графомания от начинающего писателя, который решил написать рассказ с аллюзиями на сотворение мира - вроде возвышенно, даже умно, но непонятно на кой черт. А еще тут есть забавный персонаж, явно комическо-демонический - это провожатый-сторож-посыльный (просто местный яндекс-курьер с сотней приложений о работе на телефоне), который впервые встречается Иосифу, когда Иаков отправляет его проведать братьев. Потом Рувим встречает его охраняющим колодец, в который они бросили Иосифа (тут наш курьер уже охранником устроился), а потом когда Иосифа везут в Египет караванщинки нанимают себе провожатого - и это вот этот же парень. И его манера отвечать вопросами на вопрос, говорить, не говоря ничего, просто откровенно троллить собеседника, вкупе с тем, что он демонстрирует нехилые знания личных данных (возможно, они там тоже утекали, как у нас сейчас и он скачал их все и подрабатывает еще телефонным мошенником) как бы намекают на то, что это еще один из портретов встречных ангелов, расхаживающих по миру. Проблема в том, что появившись три раза на очень близком отрезке сюжета, этот парень куда-то пропал из повествования и больше не появлялся, словно бы Манн о нем забыл, или просто такой в духе Латимоса - сами думайте, че это значит, стройте свои теории, ищите смысл, я пошел дальше.
Короче, в целом, да, отличная книга, меня вштырила, Манн в моих глазах вырос как никогда раньше и исцелил меня от "убийств и кексиков". А то все думают, что легкая литература - это чтобы отдохнуть, это чтобы мозг не напрягать, тогда как иногда надо потом четырехтомник Манна прочитать, чтобы хоть немного отдохнуть от бесконечной тупости этих "уютных историй".