Да, я опять к вырезанным эпизодам. Мне весь фильм посмотреть не удалось - только 7-9 и 11, 12 серии. Поэтому сужу только по ним. Так вот, вырезали и целые сцены.
Вот, Штирлиц забрал Кэт из клиники и повез ее на допрос. После сцены в машине следовала почти минутная сцена провода Кэт через охрану здания РСХА. Этой сцены в новом фильме нет целиком! А еще мне запомнились вырезанные очень смысловые эпизоды, которые мне очень нравились. Мюллер ведет Штирлица в подвал, на переднем плане охранник. Не зная намерений офицеров, он открывает решетчатую дверь, но Мюллер, не доходя до него несколько шагов, резко поворачивается, смотрит в глазок камеры и просит ее открыть. В новом фильме после сцены с шофером Бормана Мюллер сразу смотрит в глазок камеры. И еще - эпизод в сцене беседы Плейшнера с немецким агентом в конспиративной квартире. После получения шифра, агент поручает своему сотруднику немедленно передать ее начальству. Для того, чтобы Плейшнер не услышал хлопка двери он усиленно крутит ручной кофемолкой - вырезали.
Еще в фильме практиковали наложение голосов с последующей сцены на предыдущую. Вот, например, сцена беседы пастора с кюре. В следующей сцене кюре заходит в свою резиденцию и, после слов "Джованни, я продиктую вам депешу", начинает ее диктовать. В новом фильме еще не окончилась их встреча, а голос за кадром уже диктует депешу, причем не с самого начала. Подобный прием повторился и в 12 серии перед сценой в швейцарском ресторане.
Заметно повырезали пауз. Их, очевидно, вырезали совершенно без зазрения совести просто как ненужные. А ведь они тоже были смысловые! Без них действие происходит быстрее и голос Копеляна за кадром почти без остановок.
Еще бросился в глаза фрагмент с переозвучкой. В сцене, где Штирлиц везет Кэт с детьми к Шелленбергу, им дорогу перегородил грузовик с раненными. Немецкий полицейский пристально смотрит на людей в машине. В старой версии в это время звучит плач ребенка. В новой версии этого плача нет - и сцена приобретает другой, менее драмматичный характер.
Я все это к тому, что решение о подгонке фильма под новый временной формат и переозвучку принималось келейно и непрофессионально. Лиознова об этом ничего не знала. То, что ей показали (как она говорит в титрах) вряд ли была целая серия. Просто не хочется верить, что она уже не может отличить искалеченный вариант от своей грандиозной работы.