«Пойдем в кино?», — раздался в телефонной трубке голос. Планов на вечер не было, дома сидеть не хотелось, поэтому перспектива просмотра фильма в кинотеатре с друзьями показалась заманчивой. «Пойдем!», — был ответ. Уже в машине поинтересовалась:
- А что за фильм?
- «Тарас Бульба».
Я как-то сразу насторожилась. Недавний наш поход в кинотеатр на просмотр отечественного исторического киношедевра под названием «Тайна Чингис Хаана» оставил неизгладимый отпечаток на моей психике. Мой пристально посмотрел на меня, и предупреждающе поднес к моему носу кулак. Я смиренно молчала, чувствуя вину, как нагадивший в новые кроссовки котенок. Шоколадное мороженное и молочный коктейль вернули мне уверенность и предали надлежащий настрой для просмотра фильма.
Не буду описывать сюжет, думаю, он вам хорошо знаком. Хочется остановиться на деталях. Глядя на лица казаков, меня обуял ужас! Вот скажите, где Бортко набирал массовку. У меня сложилось впечатление, что все бомжи в Санкт-Петербурге, Каменец-Подольском, Хотине, Аскании Нова, Крыму, Киеве, Запорожье и Вроцлаве (именно в этих местах снимался фильм) неплохо так подзаработали. Возможно, именно так и выглядело русское казачество — пропитые, грязные, старые, сморщенные, одутловатые лица, похожие одно на другое, как похожи алкаши, независимо от их возраста и половой принадлежности. Спасибо Богдану Хмельницкому! Его благородное красивое, мужественное лицо скрасило унылое и омерзительное зрелище. Запорожский казак Михаил Боярский. Сама не знаю почему, но на подсознательном каком-то уровне, я постоянно ждала, что вот-вот сейчас его хриплый голос прокричит: «Тысяча чертей! Каналья! Один за всех и все за одного!» Но этого не случилось, я разочарована.
Хотелось бы отдельно сказать о сценах сражений. Их в фильме много. Натуралистично вспарываются животы, отрубаются головы, перерезаются шеи, много резано-колотых ран, кровь льется рекой…. Все супер. Но! Опять это но, ну не можем мы без него, ну, никак. Все испортил задний план, блин. Пока главные герои умирают на поле боя в аццких муках, говоря перед смертью длинные признания в любви к родине, своей бесконечной преданности православию, давая напутствия своим товарищам по оружию, на заднем плане, все та же массовка, халявит в прямом смысле этого слова. То ли сытно пообедав впервые за много голодных лет жизни в городских трущобах и на свалках, то ли от обильного возлияния накануне съемок, работать не хочется совсем. Вялыми ленивыми движениями они пытаются изобразить некое подобие битвы, глядя при этом в камеру. Отсюда полное неверие происходящему на экране и щемящее чувство жалости к лошадям, которые честно отрабатывая свой хлеб, получали увечья, а некоторые даже были съедены…
В целом в течение всего фильма хотелось спать. Мои соседи по просмотру время от времени позевывали, смущенно прикрывая руками рот. Ситуацию спасли сцены пыток и старший сын Бульбы Остап. Владимир Вдовиченков умница. Мужественно перенес все пытки, не проронив не слова, а его душераздирающий крик: «Батько, слышишь меня?» откликнулся в сердцах кинозрителей, у многих на глазах появились слезы. Это было сильно!
Многое еще могу написать, но жалея ваше время, скажу только, что потраченных на прекрасные костюмы, постановочные трюки денег и усилия всей съемочной группы жаль, потому что в целом фильм получился фиговый, если не сказать круче.