Каковы бы ни были причины запрета фильма, важнее, мне кажется, другое - высочайший художественный уровень картины в целом. Это одна из лучших экранизаций, что мне доводилось видеть вообще. "Скверный анекдот" для Достоевского, думаю, вещь непрограммная, в немалой степени сиюминутная, что видно хотя бы по тому удовольствию, с которым он сводит там кое-какие литературные счёты. Мастерство слова и обличение нравов - это, конечно, есть, но на широкие философские обобщения ФМ тут не тянет.
Совсем другое дело - фильм. В сцене застолья даже я, не будучи самым большим начётчиком, разглядел отсылки ко всему творчеству Достоевского - тут и "Сон смешного человека", и "Записки из подполья", и "Петербургская летопись", и, конечно, все романы "великого пятикнижия". Сделано это, конечно, не просто ради приёма - Алов и Наумов мастера высокой пробы, и в рамках одного рассказа им попросту тесно. Но этого мало - чем ближе к финалу, тем больше поражает происходящее на экране. Танец лилипутьего народца с властью-генералом - это же незабываемо, и, антр ну, за одну эту сцену фильм можно положить на далёкую и высокую полку при любой власти. Изумительно найден приём с авторскими ремарками на длинных-предлинных стоп-кадрах - смех сквозь слёзы, сущее наслаждение для внимательного зрителя. А неудавшаяся брачная ночь Пселдонимова, а сны генерала, и т. д. и т. п.
Актёрские работы в "Скверном анекдоте"- отдельная песня. Евстигнеев выдаёт, на мой взгляд, один из лучших перфомансов своей карьеры. Вся линия его персонажа ведётся тонко, умно и настолько - ммм...- соприродно и времени и окружению, что только диву даёшься. Виктора Сергачёва я открыл для себя именно с этого фильма, потом уже отмечал и его зятя-Мижуева у Швейцера в "Мёртвых душах", и Косых у Ефремова в "Иванове", и небольшую роль в прекрасном фильме "Степной король Лир" Анатолия Васильева. Интересны и второстепенные персонажи - гусарский офицер (Николай Гринько), и некий философствующий художник (если не ошибаюсь, Г.Георгиу), и жуткий молчаливый свидетель с моноклем.
И всё же при всём этом, когда я слышу: "Скверный анекдот", то вспоминаю прежде всего музыку Николая Каретникова. Вот абсолютно точное попадание, идеальный баланс изображения и звука. Разухабистые бешеные скрипки и контрабасы в сценах плясок; флейтовые и скрипичные же лиричные, нежные мелодии снов и видений; горестная, почти умирающая шарманка в финале - каждый момент работает на идею фильма и врезается в память.
В общем, одна из "десяток" на сайте - моя.