Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

finzz

Пользователи
  • Сообщений

    15
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

0 Neutral
  1. Помню, смотрел в год выхода в полном зале крупного питерского кинотеатра, т. е. был нормальный прокат и был зрительский интерес. Сейчас, видимо, фильм неинтересен никому, вот и обсуждения никакого. Меж тем процентов для 90 современных поделок этот уровень недостижим. Понятно, что Янковский играет не только словом, фигурой и взглядом, но также и затылком, силуэтом и даже собственной старой фотографией в сепии. Но ведь и Балаян - мастер, это его рукой рыхлая взвесь тягучей и бессобытийной захолустной жизни стянута в тугой напряжённый узел невыносимых моральных проблем, из которого другого выхода, чем у негероического героя, и нет. Можно сколько угодно говорить о его слабости, нечистой совести и конформизме, но время-сволочь всегда сильнее людей, даже будучи безвременьем. В безвременье угодил и сам Роман Балаян. Год назад к юбилею режиссёра смотрел док. фильм о нём, где он этаким печальным могиканским вождём бродит по пустынным руинам киностудии им.Довженко. Тем не менее, два из трёх его последних фильмов - "Ночь светла" и "Две луны, три солнца" очень хороши.
  2. Спасибо всем ответившим, скорее всего, это "Миза Ми". https://www.kinopoisk.ru/film/66525/
  3. Помогите, пожалуйста, вспомнить фильм. Там вроде бы убивают волчицу, и девочка ухаживает за волчатами. Действие происходит где-то в горах, похоже на Скандинавию.
  4. Для меня, к сожалению, как и весь Пазолини - без больших восторгов. Не увидел я в этом фильме, как поначалу ожидалось, собственного авторского биографического аспекта, какого-то роста мифа как общечеловеческого вместилища памяти и культуры. А без этого зачем его трогать? Разумеется, Пазолини, взявшийся быть глашатаем мифа в наше время, мастер, каких немного, и если не он, то кто; но не операторского, не актёрского - что здесь? Фрейдовское упрощённо-спекулянтское переосмысление - кто его сейчас всерьёз воспринимает? "Ленинские тезисы" - вариант наполеона - смешно, конечно, но безответственно и безосновательно. Лучше всего получились в фильме паузы, места лёгкого касания, не исключаю, что даже и непреднамеренно. Камень на перепутье, трагические глаза Мангано или взгляд Читти, высекающий искры вначале и горестно-потухший в конце (даже смерти ему не дано) - это врезается, да. А важнейшая длинная убийственная (без кавычек) сцена, по-моему, мало имеет себе равных по нелепости. Также умилила лужайка с тополями, по которой в начале катали коляску - эту лужайку снимали в половине итальянских фильмов, я её точно видел и у Ольми, и у Тавиани, и у Бертолуччи в "Двадцатом веке". Частности, конечно, но досадные какие-то. В общем, Софокла перечитывал с бОльшим увлечением.
  5. Но кино ведь и существует для того, чтобы взволноваться чужим волнением, найти в душе отклик на чужой призыв и загореться чужими чувствами. Вот только огонь нужен свой (pale fire, например, у Набокова, см. примечание №73 к поэме). У меня между пересмотрами прошло лет с десяток, и теперь смысловой перпендикуляр трубы архангела в последних фразах девочки ("Увидеть Юг"), так очаровавший вначале, кажется даже и излишним - заканчивать нужно было раньше и жёстче. Теперь, повидав и в жизни некоторых мучеников и данников этого бледного огня, разделивших участь главного героя, припоминаю и их мономанскую сосредоточенность, и отчуждённость грёз, и холодноватую прощальную приязнь - всё страшно и точно, Эрисе не подкачал. Фильм жуткий на самом деле, anatole в этом прав.
  6. Очень интересный фильм. Внешне как бы неотформованный, не дающий лобовых ответов и рецептов, заставляющий, однако, вместе с авторами всматриваться в серьёзнейшие жизненные проблемы - демократия и ответственность, долг и мужество, свобода и несвобода принятия решений, компетентность и приспособляемость; в конечном счёте добро и зло. Удивительны глубина и точность, продуманность постановки этих философских вопросов у совсем молодых - чуть за тридцать - Абдрашитова и Миндадзе. На мой взгляд, тематически близкий "Левиафан" Звягинцева проигрывает на фоне этого полузабытого фильма как раз в сложности, амбивалентности персонажей и ситуаций. Пожалуй, именно отсюда начинается изображение в их работах людских масс как "чертога теней", как сумрачной, явно или тайно манипулируемой силы, не структурированной, но действующей по своим законам (или беззакониям), в дальнейшем ставшее одним из фирменных знаков этого творческого дуэта.
  7. Один знакомый философ (ему четыре года) при каких-либо нештатных ситуациях (внешний мир не всегда дружелюбен к философам), чтоб не пасть бесславной жертвой обстоятельств, имеет в своём арсенале испытанный приём. Перед тем, как зареветь, он принимает наполеоновскую позу и гордо заявляет: "Не-смес-но!" Вот примерно с такими чувствами я и смотрел это кино. Персонажи (и, чувствуется, авторы) веселятся напропалую, высмеивают всё и вся, а меня позабавила, пожалуй, только морриконовская обработка нашей "Катюши". И да, птичку, безусловно, жалко. Так уж и незамысловатые?
  8. Фильм берёт с места в карьер, сразу же начиная ворочать глыбами смыслов и образов ("равнины дышащее чудо", усталые глаза Ульянова в зеркале автомобиля, монолог "князя", звучащий злой издёвкой по отношению к себе и т. д.) И с первыми аккордами "Зимнего пути" Шуберта чувствуешь, что тут есть ещё какой-то пласт, непроговариваемый вслух, и за историей потери вдохновения исписавшимся драматургом скрывается нечто большее, чем позднесоветские провинциальные реалии, пусть и прекрасно разыгранные Ульяновым, Чуриковой, Весником, Любшиным и Ко. Пожалуй, одним из главных действующих лиц в фильме является тот самый "край мой, чистый, скромный, родной" из первого монолога, молох пространства, русского палехского пейзажа, равнодушно перемоловший героя со всеми его метаниями, а перед тем - и князя с его дружиной, и Чижика с его стихами и каланчой, а вслед за тем и могильщика, и регулировщика, к финалу картины невзначай поменявшихся ролями, да и вообще "поочерёдно всех своих детей, свершающих свой подвиг бесполезный".
  9. Яркая мощная мастерская работа. Задействованы лучшие актёрские силы, чрезвычайно удачно найдена натура (хотя во Фландрию вроде не ездили). Драматизм по сравнению с книгой едва ли не заострён. Фильм мог бы стать шедевром, но почему-то не стал. ИМХО, зря он так политизирован в духе классовой борьбы века ХХ. У меня, пожалуй, именно это вызвало отторжение, точнее затрудняюсь. И всё равно, очень неплохо.
  10. Если рассказывать фильмы Одзу своими словами, весь рассказ уместится в пять-шесть предложений. В манере съёмки - никаких особых новаций и вывертов, актёры не рвут жилы, музыка - ну между нами, разве это вообще музыка? Теперь фабула - таких тринадцать на дюжину; обычная, благопристойная матримониальная буржуазная история. Ну что здесь делать искушённому киноману?) Но я не отвлёкся ни на минуту, эмоции испытывал сильные и подлинные, и вряд ли скоро забуду это кино.
  11. Мне кажется, в том смысле, как Вы употребляете, слово "поэзия" должно включать в себя нечто иррациональное, разумом не поверяемое. По крайней мере по отношению к какой-нибудь юной героине эпитет "поэтичная" нередко подразумевает чувства высокие, но своевольные и слегка сумасбродные. Между тем наша Мадо весь фильм ведёт себя исключительно разумно и по-взрослому - шутит над собой, прекрасно понимает окружающих, и даже "бунт" в церкви со старым другом кюре ничего, кроме доброй улыбки, не вызывает, да и заканчивается не каким-нибудь "возвращением билета Творцу", а взрывом хохота. Как же мне не хватало в кино таких героинь! Итак, на мой вкус не поэзия, а проза, но да здравствует такая проза! Прекрасно вписываются в изобразительный ряд и придают дополнительное измерение фильму и рисунки Адабашьяна, в чём-то а-ля Уильям Блейк. Максимальной оценке помешало лишь навязчивое внимание к мадам Плантю со своим кавалером. Ну раз, ну два, но все ведь знают, чем становится дважды и трижды повторенная шутка. Но это так, мелочи.
  12. Война войне рознь. Есть войны официальные, объявленные, или условные, как в сабже, а то и вовсе внутренние. Никаких надёжных критериев войны\мира не существует. Речь о том, что гибельны - любые, победителей - не будет, выживших - тоже навряд , да и стоит ли вообще? Но, конечно, Бергман не был бы собой, если б помимо этой, пусть и радикально высказанной идеи, не нашпиговал свой фильм самыми разными смыслами, торчащими из невзначай вроде бы оброненных фраз во все стороны. Вот герой Бьёрнстранда вопит: "Святая бесхребетность искусства!" и хлещет палкой по столу, вот финальный сон героини Ульман о неродившейся девочке, вот "ария следствия, петая в ухо причине" в жуткой сцене с деньгами, да мало ли ещё ...
  13. Название фильму годилось бы любое, хотя бы из первого разговора героев со своим мнимым спасителем - страх, холод, боль, стыд, вина, злоба, обман, жестокость. Категории же прекрасного - от музыки, культуры, воспитанности до простой человеческой нежности и взаимовыручки с пугающей быстротой расползаются и опадают шелухой. Надо ли знать такое о себе? - у меня ответа нет, но пересматриваю и третий и четвёртый раз. В своих выводах Бергман, мне кажется, вплотную подходит к едва ли не главному авторитету в вопросах выживания - Варламу Шаламову. В данном случае не столь существенно, что речь не о лагере, а о войне. Вопрос глубже - об отрицательности любого такого опыта, и в этой связи о тотальной неудаче человека "в замысле"; ведь история человечества = история войн. Как писал об одном из главных шаламовских тезисов Дмитрий Быков - "Проект "Человек" надо закрывать".
  14. Каковы бы ни были причины запрета фильма, важнее, мне кажется, другое - высочайший художественный уровень картины в целом. Это одна из лучших экранизаций, что мне доводилось видеть вообще. "Скверный анекдот" для Достоевского, думаю, вещь непрограммная, в немалой степени сиюминутная, что видно хотя бы по тому удовольствию, с которым он сводит там кое-какие литературные счёты. Мастерство слова и обличение нравов - это, конечно, есть, но на широкие философские обобщения ФМ тут не тянет. Совсем другое дело - фильм. В сцене застолья даже я, не будучи самым большим начётчиком, разглядел отсылки ко всему творчеству Достоевского - тут и "Сон смешного человека", и "Записки из подполья", и "Петербургская летопись", и, конечно, все романы "великого пятикнижия". Сделано это, конечно, не просто ради приёма - Алов и Наумов мастера высокой пробы, и в рамках одного рассказа им попросту тесно. Но этого мало - чем ближе к финалу, тем больше поражает происходящее на экране. Танец лилипутьего народца с властью-генералом - это же незабываемо, и, антр ну, за одну эту сцену фильм можно положить на далёкую и высокую полку при любой власти. Изумительно найден приём с авторскими ремарками на длинных-предлинных стоп-кадрах - смех сквозь слёзы, сущее наслаждение для внимательного зрителя. А неудавшаяся брачная ночь Пселдонимова, а сны генерала, и т. д. и т. п. Актёрские работы в "Скверном анекдоте"- отдельная песня. Евстигнеев выдаёт, на мой взгляд, один из лучших перфомансов своей карьеры. Вся линия его персонажа ведётся тонко, умно и настолько - ммм...- соприродно и времени и окружению, что только диву даёшься. Виктора Сергачёва я открыл для себя именно с этого фильма, потом уже отмечал и его зятя-Мижуева у Швейцера в "Мёртвых душах", и Косых у Ефремова в "Иванове", и небольшую роль в прекрасном фильме "Степной король Лир" Анатолия Васильева. Интересны и второстепенные персонажи - гусарский офицер (Николай Гринько), и некий философствующий художник (если не ошибаюсь, Г.Георгиу), и жуткий молчаливый свидетель с моноклем. И всё же при всём этом, когда я слышу: "Скверный анекдот", то вспоминаю прежде всего музыку Николая Каретникова. Вот абсолютно точное попадание, идеальный баланс изображения и звука. Разухабистые бешеные скрипки и контрабасы в сценах плясок; флейтовые и скрипичные же лиричные, нежные мелодии снов и видений; горестная, почти умирающая шарманка в финале - каждый момент работает на идею фильма и врезается в память. В общем, одна из "десяток" на сайте - моя.
×
×
  • Создать...