Ну, посмотрел я этот фильм. Не в лучшем виде, конечно: добые люди выложили его онлайн бесплатно (слава Веселому Роджеру), но качество картинки, естественно, не лучшее.
Но что я могу сказать:
Когда фильм только начался, мне показалось, что у нас худо-бедно научились снимать в этом жанре, но чем дальше я смотрел...
Знаете, что мне напомнила сама идея этого фильма? "300 спартанцев", только не последнюю экранизацию, а старую, 1962 года. Берётся некое знаковое историческое событие, и показывается "в лицах". И в правильной идее. Этакий "школьный", иллюстративный фильм. "Для интереса" приправленный парочкой-другой вымышленных героев с их личными проблемами.
Но только в "Спартанцах" этих героев - минимум, и проблемы их связаны с темой фильма довольно логично.
А в "Злом городе" выглядит так, словно сценаристы и режиссёр ломали голову, чем бы таким заполнить полтора часа экранного времени фильма.
Событие, что в основе фильма:
Монголы собрались вокруг Козельска. Предложили сдаться, получили отказ. Сходу не взяли, обложили. Держали в осаде почти два месяца, но город упорно не сдавался. Наконец взяли штурмом. Защитники бились до последнего, положили кучу врагов, город был вырезан, юный князь не найден, ни живой, ни мёртвый. И монголы назвали город "Злым".
Чем можно было бы наполнить "русскую сторону" сценария?
Вспомним историю.
... В русских землях уже давно тревожно. За 14 лет до наших событий монголы разгромили давних соседей, то союзников, то врагов - половцев. Заодно разбили вышедших на помощь половцам русских князей. А за два года до этого разбили-завоевали соседей-булгар. Нет, монголы/татары не были "неведомым народом", когда пришли на Русь.
Их нападения можно было ожидать. И вот монголы пришли. Месяц за месяцем громят русские города. И - что характерно - все (вне их путей) это знают. Разбегаются жители; скачут княжеские послы; к городам прибиваются воины, уцелевшие в битвах. В незатронутых нашествием городах гадают, придёт ли их черёд увидеть страшного врага. Думают, что делать.
И Козельск, конечно, не исключение...
Что могло бы быть в фильме: какие-то моменты вот этого ожидания. То, что привело к воспетому в летописях согласию: хоть князь наш мал, но положим за него свою жизнь.
Монголы обложили город. Предлагают сдачу, получают отказ. Штурмуют. Штурм отбит (как и почему - можно подумать (придумать); исторический Козельск стоял, вроде, для штурма "неудобно"; как сделать это в кино - ну, повторяю, можно придумать). Можно, в принципе, вообще (в кино) обойтись без этого штурма, показать, что монголы сразу перешли к осаде (ну, куда эти урусуты из мышеловки денутся?). По обычаю (как делали с другими городами), огородили город (и от вылазок, и - чтобы потенциальные пленные не утекли).
Город ждёт, обреченный. Напрашиваются картины, показывающие мрачную обреченную решимость его защитников (какой простор для хорошего сценариста...).
К монголам приходят подкрепления, монголы готовятся к штурму. Козельчане совершают отчаянную (практически безнадёжную, обреченную) вылазку, рубят камнеметы, гибнут, положив множество врагов. Но - и оставляют город почти без воинов-защитников.
И когда монголы идут на штурм, с ними сражаются все, кто остался в городе - и гибнут, защищая, как говорится, каждую пядь. Победителям достаются горы мёртвых и лужи крови...
Нет, основа для хорошего фильма есть. Но - что было сделано?
Начну с хорошего. Хорошая "картинка", но - только общие виды. Вроде заснеженных равнин, по которым тянутся и тянутся монгольские тумены. А чем крупнее план, тем хуже.
Хороши, если честно, крупные планы с монголами. Монголы вообще получились хорошо (кроме тех сцен, где они воюют, но о "махаловках" скажу особо). "Нормальные захватчики", занятые делом. "По делу" разговаривают, побуждения и заботы их понятны... Ведут себя, как положено, перед своим ханом (не хамят, не панибратствуют "по-современному", но и не изображают карикатурного благолепия).
А как получилось всё остальное...
Чем заполнено "экранное время"? Большим количеством персонажей, у которых "всё не слава богу". Двое соперничают из-за красавицы, кто-то - вообще раскаявшийся изменник, у кого-то - изменничек-родственник, кто-то "свой" с разбойничками... При этом их проблемы и мало нужны для действия фильма, и - между прочим - плохо связаны с сюжетом.
Воеводе и прочим совсем не было нужно, чтобы какой-то "Штирлиц" знакомил их (да ещё через юного князя) с особенностями монгольской манеры вести войну. Монголы уже с осени её демонстрируют (кто о ней раньше не слыхал). Воевода и прочие должны были уже думать, что им делать с "прочим населением" - прогнать их подальше (чтоб и живы остались, и монголам не достались) или, наоборот, собрать в городе... Ан нет - в последний момент потребовалось решение юного князя (читавшего шпионский доклад...). "Влюблённое соперничество" как-то вообще не при чём. Изменник-купец приносит родственнику пайцзу, пробравшись каким-то тесным "лазом" - и это вообще в фильме "не работает". А уж приход "душегубов" - вообще ни в какие ворота. В реальности (напрашивается "ходовой", стандартный - но и правдоподобный - момент: они бы и пришли раньше, и заявили бы, что они хоть и разбойники, но не "поганые"...) им бы предложили "крест целовать", что с чистой душой сражаться пришли - и с радостью бы пополнили ряды защитников крепкими мужиками...
Ах, да - "экшн". "Махаловки". Батальные сцены. Два с минусом - и в угол, коленями на горох... Из рук вон поганые.
Конечно, "стандарт на стандарте". Без которых, видимо, сейчас рукопашный экшн наши киношники не мыслят. "Обоерукий" боец (как же без него) - но в кино это "не работает". С ним (двуруким) никаких смысловых эпизодов. "Богатырь-девица" в стиле "восточных единоборств" - только для того, чтобы она кого-то там в одном эпизоде отмахала. У кого-то внезапно прорезается снайперский талант насчёт арбалета (откуда-то взявшегося, да ещё с "импортным" названием...). Но это - так, мелочи. Выглядит так, что, обдумывая батальные сцены, сценаристы и режиссёр вообще не думали о... да о реальности.
Вот - "душегубы" пробираются в город, по пути поджёгши вражьи камнемёты (что они "не той системы", что были у монголов, уже не говорю). У монголов не то, что сторОжи нету, их даже разгорающиеся огнём камнеметы не разбудили. А когда монголы проснулись-таки, из всех нескольких туменов набежало - пешком (это монголы-то) - человек двадцать, и "душегубы" спокойно утопали в город.
Штурм. Из нескольких туменов собирается - от силы - пара сотен человек, реденько так собравшихся под стенами. Даже не выделивших лучников - прикрывать лезущих по лестницам прицельной стрельбой. Какой-то монгол, удачно взобравшийся - нет, чтобы остаться на стене, не давать защитникам мешать влезать следующим, так он скатывается по лестнице в город. Наверное, специально, чтобы дать "богатырь-девице" повод показать своё искусство.
Таранят ворота. Искусство, вывезенное монголами из Китая. Но прикрыть весь таран крышей они позабыли. Специально для того, надо полагать, чтобы их удобнее было полить маслом. (Кстати, каким? Если оно такое чёрное? А если их полили горячей смолой, так они бы разбежались прежде, чем их подожгли стрелой с огонёчком). Впрочем, для защитников города это тоже гениальное решение: устроить смоляной костёрчик под деревянным сводом ворот. Правда, брёвна оказались сознательными - не загорелись...
А в городе - всё по-старому. Народу (исходный плюс "смерды" из окрестностей плюс "душегубы") всё так же мало, все так же не думают, что их ждёт завтра (в любви объясняются, подарки делают). Ни убитых не отпевают, ни молятся...
Правда, нам сообщают, что - оказывается - устраивают вылазки. Через ворота? И - куда? Впрочем, учитывая, как далеко от Козельска разместились монголы, может, просто погулять выходят...
Но вот привезли камнемёты (повторяю: "не той системы"). Ставят их на дистанции, с которой не то, что камнемёты - пушки на поле Бородинском не стреляли. Но в городе тревога, и решимость устроить вылазку. Долгое прощание, потом отряд (небольшой) выходит из ворот (среди бела дня), спокойно доходит до камнеметов, и... И из множества конных туменов опять-таки прибегает пешком несколько десятков воинов, и учиняет... очередной стандарт: рассыпная драка. В стиле стандартной же в плохом экшне "пляски с мечами".
Недоубитые защитники Козельска отступают к воротам (отрезать их монголы, конечно, не догадались), преследуемые небольшим (и пешим) отрядом. Собрать народ справа-слева и пострелять по врагу из луков монголам, опять же - в голову не приходит...
После чего оставшиеся в городе ждут, когда же монголы соберутся вломиться в уже выбитые ворота...
Ну, и так далее.
Кстати, сценаристам явно было не придумать, что делать с князем. Заставить его пасть в бою, просто как-то быть убитым, и "потерять" его среди кучи мёртвых тел - на такую кучу явно не предусматривалась массовка... Вот и пришлось его уморить в подполе, "а то иначе воины будут тебя защищать, а не..." А что, кстати, воины в обреченном городе ещё бы делали?
И - что странно - этот фильм кому-то понравился...
А ведь можно было бы сделать лучше. И историчнее. И драматичнее...