Шредер, при всём к нему почтении, одобрит что угодно, лишь бы имелась религиозная провокация.
Фильм хоть фабульно и аккуратен по отношению к первоисточнику, ровней ему не является. Да, сценарий более-менее точно пересказал роман, но он же его и выхолостил, убрав всю метафизическую основу. А маркетологи довершили дело, позиционируя экранизацию как детектив со звёздами а-ля «Достать ножи». Недоумение от финала, обвинения в проталкивании «повестки» или версии об интригане-герое – не задумка, а следствие недостатка постановки.
Книга выстроена через напряжённый, внутренний монолог декана, причиняющий ему душевные страдания как порядочному человеку и страдания духовные как церковному сановнику, на которого возложена важная обязанность. Проповедь о «сомнении» и «уверенности» для него не просто мутный истеричный экспромт, как это показано в фильме, а его душевная боль. То, что в романе существует гармонично и целостно, в фильме – рояли в кустах и твисты на манер богов из машины. И дело не в том, что кино, в принципе, упрощает литературу. Просто здешний режиссёр – ремесленник телевизионного уровня (бурное сериальное прошлое снимателя даёт сильный отпечаток) не вовлечён ни эмоционально, ни интеллектуально в дилеммы сюжеты. Такая работа – снять нечто удобоваримое по предложенному материалу. А какая тема – Первая Мировая, папский конклав, да хоть супергероика…пофиг. Бергер – не Автор, у него нет стиля, а в художественном тексте он способен разглядеть только действие, пригодное для традиционной экранной мизансцены. Жаль, Полански с Харрисом не сотрудничали в третий раз. Великий поляк, без сомнений, создал бы настоящее кино.