Это первый хороший мультик Pixar. Почему хороший? Потому что не отличный и не замечательный, в отличие от последних трех шедевров. Почему мультик? Потому что это не фильм и уж тем более не бёрдовский фильм.
После просмотра "Рататуя", когда немного спал экстаз от лицезрения этого гениального творения, внутри уже появился холодок: "ребята прыгнули до потолка... Зачем? Что же они дальше будут делать?". И вот появляется первый трейлер ВАЛЛИ - где ничего не видно, только звезды и полные нежности два окуляра. Видать, все-таки придумали нечто новое, они же там Художники. Потом, когда стало появляться все больше рекламы, меня очень насторожило, что везде только сам робот ВАЛЛИ. И ничего, кроме него. На плакатах, на роликах, на рекламках - везде ВАЛЛИ: сидя, стоя, танцуя, летая и т.д. И даже после трейлера, где вроде бы появилась романтическая линия, все равно внимание осталось прикованным к ВАЛЛИ, т.е. к персонажу, а не к действию. Ну и, естественно, оно неспроста - в итоге мы получили фильм ради одного персонажа, т.е. плохой фильм.
Видимо, персонаж робота-мусороуборщика действительно возник как замысел давно. И видимо он так понравился сам по себе, что пиксаровцы не пожалели времени на разработку его концепции, но так как вставить его ни в какую историю никак не получалось, проект ВАЛЛИ все откладывали да откладывали. И видимо, так надоело откладывать, что они все-таки запихнули его в некое подобие истории (но не драмы), сделав его и пупом кино, и пупом рекламы. И пусть эта история напрочь лишена конфликтов, лишена персонажей, могущих стать противовесом ВАЛЛИ, пусть в ней никакая будет музыка, пусть в ней будет гораздо больше дурацких шуток, лишь бы слепился фильм, демонстрирующий этого ВАЛЛИ во всей красе.
И ВАЛЛИ действительно можно за время просмотра рассмотреть со всех сторон, и в собранном, и в разобранном виде. Ведь больше смотреть не на что.
Первый и самый губительный, на мой взгляд, недостаток, который априори лишает фильм жизни, формы и динамики - это отсутствие драмы как таковой. Есть намеки, но не более. Драма - это столкновение разных характеров, с трансформацией обоих. Какая же может быть драма, если в фильме только один характер - ВАЛЛИ?! И он не изменился в течение фильма ни на йоту. Насколько объёмен и прекрасен его внешний вид, настолько же плоский у него "характер". Вообще мне совершенно непонятен стилистический замысел "ВАЛЛИ". Многие посмотревшие "Тачки" обвиняли создателей в том, что они сделали слишком пластичные машины, что у них мол такая активная мимика, что они и на машины-то не похожи. Ну что ж, пожалуйста - здесь роботы сделаны именно роботами, с отсутствующей мимикой (за одним исключением - ВАЛЛИ). В итоге один из главных по сюжету персонажей - Ева - совершенно сливается с массовкой, она безэмоциональна даже тогда, когда должна выражать эмоции. Ведь какую можно было сделать интересную трансформацию при встрече ВАЛЛИ и Евы! Показать вживую переход от агрессии к симпатии... Нет, ничего подобного Все гладко и скучно. Дальше больше - отношение ВАЛЛИ к Еве ни разу не изменилось. На что тут смотреть? Интересна не любовь, а проблемы любви, ее колебания, разрушения и воскрешения. Нет контрастов в отношениях - все стоит.
Теперь если взять весь фильм глобально, то и в этом масштабе никакого конфликта нет. "Противостояние" - зажравшиеся люди vs геофоб-автопилот - протекает легко и плавно, и завершается нажатием кнопочки...
Ну а раз нет конфликтов, то нет и переживаний. Отсюда и скука.
У меня такое чувство, что Эндрю Стэнтон так и не определился, как он сам относится к роботам - как к роботам, или как к людям. Яркий ВАЛЛИ оказался однобок внутри, а серая массовка (включая Еву) почему-то страдает отсутствием мотивации в поступках.
Мои попытки отыскать смысл этого скучного повествования не увенчались успехом, ведь романтические отношения не раскрываются, а просто констатируются. Ну а о том, что много кушать и много мусорить плохо... Блин, это что, идея пиксаровского фильма?!!! (После бёрдовского психоанализа семьи в "Суперсемейке" и проблеме возвращения в детство в "Рататуе")) Просто смешно, это похоже на Дримворкс, ей Богу.
Касательно визуального воплощения этой недодрамы, вопросов почти нет. Хотя ВАЛЛИ и тут удивительно выделяется на общем фоне. Получается что-то вроде: реалистичный ВАЛЛИ попадает на мультяшную станцию. Нет, они явно в этот раз работали недобросовестно. Все эти массовые клоны людей, клоны роботов - чтобы создать мельтешение в глазах и эффект "вау". Здесь не тот огонь (сравните с вулканами "Суперсемейки"), не та вода ("Рататуй"), не тот дым. Если мультяшна среда, почему должны быть мультяшны детали? Анимационные движения здесь в основном технологичные, понятно дело. Поэтому смотреть на них приятно, одновременно чувствуя недостаток "живого".
И последнее. Меня удивило еще и то, что впервые Pixar прибег к заимствованию в своей картине. Их много: это и японско-хайтековая Ева (есть в ней что-то необычного, изюминка? неа), и образ автопилота (копия из Звездных войн). И заимствования в музыке, причем напрочь шаблонные, типа Космической одиссеи Кубрика. Да, музыка... Ее нет. Есть только какое-то клубное фоновое сопровождение. Ни тем, ни симфонизма. Видимо, "Рататуй" так и останется единственным анимационным фильмом с лейтмотивами и единством музыки и действия.
Я уверен на 100%, что Pixar прекрасно понимают, ЧТО они сделали. Они же не дураки. Но зачем? Я надеюсь, что они просто вынуждены были занять нас чем-нибудь, пока сами делают следующий после "Рататуя" Фильм.
6/10