Интересно было почитать обсуждение фильма за все годы на форуме. И выделить можно два основных мнения:
1) Псевдо-нуар, ретро-фильм с излишней театральностью.
2) Притча о зле, скрывающемся под маской добродетели.
Факты о фильме подтверждают: при выходе картина не снискала успеха у массового зрителя. Если ожидать от неё лишь динамичного триллера, разочарование неизбежно. Однако тем, кто винит в этом режиссёра Чарльза Лоутона, стоит напомнить: статус классики не достаётся заурядным лентам.
Главная сила фильма - его многослойность. На поверхностном уровне это довольно условная история, но стоит вглядеться внимательнее, и каждый эпизод обретает глубину. Это мрачная, почти апокалиптическая история с тонким психологизмом. Для американского кино 50-х (да и в целом для Голливуда) такая сложность - крайне редкое явление.
Готическая притча вместо нуара: Лоутон вдохновлялся не столько нуаром, сколько немецким экспрессионизмом. В его работе угадываются отсылки к “Кабинету доктора Калигари”, “М - убийце” и “Носферату”.
Религия как маска за которой скрывается зло: Гарри Пауэлл - священник с татуировками “LOVE/HATE”, многоженец и убийца. Это не просто “плохой христианин”, а карикатура на религиозный фанатизм. Удивительно, что фильм избежал жёсткой цензуры: в те годы запрещали за куда более безобидные вещи. Лоутон не отрицает веру в бога - он обличает лицемерие.
Неизгладимые образы: Даже если сюжет со временем сотрётся из памяти, это кадры обязательно останутся с вами:
- Пауэлл, скачущий на лошади на фоне заката, поёт христианский гимн “Leaning on the Everlasting Arms”, превращая его в зловещий саундтрек для своей охоты. Это не погоня - это наслаждение властью над жертвами.
- Тело утопленницы, снятое с поэтичной нежностью: волосы колышутся, словно водоросли, лицо безмятежно. Контраст между ужасом и покоем напоминает: зло бывает обаятельным.
Дети: они здесь скорее схематичные символы, чем полноценные персонажи. Их травма показана условно, будто Лоутон щадит зрителя.
Два противоположных женских архетипа:
Уилла - жертва патриархального насилия.
Рэйчел Купер - воплощение праведной силы.
фраза “Все женщины - дуры” может и могла бы звучать антифеминистски, но в контексте фильма именно Рэйчел становится символом сопротивления. Её главное оружие в том, что она отказывается играть по правилам Пауэлла.
Финал ошибочно кажется победоносным (злодей наказан, дети получают подарки), это иллюзия. Мир по-прежнему остается враждебен: река и лес таят угрозу, люди слабы и равнодушны, дети по прежнему лишены детства. И лишь тот кто не играет в игры со злом в силах заставить его отступить (но не исчезнуть полностью).