Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Хождение по мукам (1977)

Какая из экранизаций трилогии А.Толстого лучше?  

13 проголосовавших

  1. 1. Какая из экранизаций трилогии А.Толстого лучше?

    • версия Г. Рошаля (1957-1959)
    • версия В. Ордынского (1977)
    • обе понравились
    • обе не впечатлил


Рекомендуемые сообщения

Хождение по мукам

zymn7jb9hurx.jpg

О фильме:

год - 1977

страна - СССР

режиссер - Василий Ордынский

сценарий - Василий Ордынский, Олег Стукалов, Алексей Толстой

оператор - Николай Васильков

композитор - Юрий Буцко

жанр - драма, история

премьера (мир) - 19 октября 1977

В главных ролях:

Ирина Алфёрова

Светлана Пенкина

Юрий Соломин

Михаил Ножкин

Вячеслав Езепов

Михаил Козаков

Георгий Бурков

 

и другие

Синопсис:

Петербург, 1914 год. Предреволюционное буржуазное общество, декаденствующая интеллигенция — приметы этого смутного времени.

 

В центре внимания — сестры Булавины — Даша и Ката, их личная жизнь, любовь, увлечения, сердечные драмы.

Изменено 27.07.2015 18:12 пользователем Elena-P
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне понравились четыре главных героя - Катя и Даша и их возлюбленные, мужья: герой Ю. Соломина и М. Ножкина. Все такие разные. Сыграно замечательно; есть в фильме множество других прекрасных актеров. Две красавицы-сестры в свое время, говорят, поразили всю страну. Даша - девочка, юная, наивная вначале. Очень категоричная. Впрочем, она такой и осталась, изменившись во многом и повзрослев. Катя мне нравится больше. В ней есть не только красота - есть любовь.Человеколюбие. Ради любви к мужчине женщина может пойти на многие жертвы. Но так любить свою сестру. Бескорыстно. Ради ее прихоти она признается мужу в имевшем место в прошлом адюльтере, разрушая свою семью таким образом. Прощает, сопереживает. И когда сестра встречает свою любовь, Катя радуется: "Кому же еще не быть счастливым, как тебе, девочка..)", будучи сама глубоко несчастной. В ней есть сочувствие, прощение. Пережили обе сестры очень много. Но в Кате есть внутренняя сила. Страдает молча. Она не жалуется, никого не учит. Светлана Пенкина создала здесь прекрасный образ. И она более женственна. В Дашином союзе с мужем скорее муж подстраивается под нее. Все их несчастья и испытания - да, хождение по мукам. Так же, как и их мужья, - каждый проходит свой путь. Кроме их жизни, фильм, вообще, о том времени - до и после революции. Не могу сказать, чтобы нравился сюжет, но поставлен он и сыгран всеми актерами очень хорошо, ИМХО.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что у Алферовой ,что у Пенкиной это -лучшие роли. Мне тоже больше нравится Катя ,Дашу я не понимала, но Алферова ,конечно, прекрасна в этом фильме.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что у Алферовой ,что у Пенкиной это -лучшие роли. Мне тоже больше нравится Катя ,Дашу я не понимала, но Алферова ,конечно, прекрасна в этом фильме.
Да, они обе прекрасны. Так красивы - особенно в начале фильма, до всех их мытарств. Да и весь фильм, конечно)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сложный сериал. В плане того что тут встречаются довольно таки антогонистичные подходы к съемкам, разные творческие поиски режиссера и множится это на антогонизм сторон гражданской.

 

К примеру.

С одной стороны тут периодически идет чистая тарковщина с его огромедными созерцательными паузами, когда камера долго наблюдает за ничего неделанием персонажа. Это хорошо работает на то что бы передать какие-то глубокие переживания и сомнения персонажей, а в других местах сменяется активным почти экшеном, в третьих почти документальным историческим повествованием, как к примеру при заседаниях советов или донского правительства.

Увы такой набор подходов далеко не везде в этом сериале был гармоничным.

 

На мой взгляд такая сложная со всех сторон структура была вызвана довольно типичной тенденцией советского кино в подходе к освещению событий гражданской. талантливые и умные режиссеры в атеистическом государстве искали смыслы существования, искали бога, симпатизировали белым, видели в них интуитивно куда более близких себе людей чем красные. В СССР существовала целая обойма фильмов о гражданской с подобными подтекстами. "В огне брода нет", "Служили два товарища", "Бег", ну и этот сериал продолжил эту тенденцию. Можно посмотреть сколько раз тут появляется церковь с молитвами, ситуации библейского выбора персонажей, или к примеру как антитеза рассуждений о материализме.

В первой экранизации этого романа, Рощин и Телегин вполне себе равноценны, а здесь Рощин фактически стал главным мужским персонажем, Телеген конечно тоже есть но по яркости он полностью затмевается.

Многие реалии гражданской некрасящие белых тут удачно обеляются, и добавляются вещи не красящие красных. Т.е. сам по себе такой подход режиссеров как здесь, так и в других фильмах, когда личные симпатии были на одной стороне а госзаказ стоял за другую сторону вели к большей взвешенности и объективности.

Пара слов о съемках боевых сцен. Он на мой взгляд когда был невероятно удачен, а когда настолько же откровенно провальным. К примеру первый бой на фронте ПМВ был визуально удачным соответствовал тому что мог видеть и делать человек того времени. Опять таки бой в Екатиринодаре на мой взгляд лютый вин, при том что абсолютно не похож на стандартные картинки типичные для показа ПМВ и ГВ что в советском кино что в иностранном. Фактически "Райан", где герои перемещаются от укрытия к укрытию и обстреливают видимые цели. Причем делают это именно в манере того времени. Я к примеру видел пару фильмов о ПМВ куда принесли новомодные райановские съемки, но там именно что разыгрывается нечто характерное для другого времени, с уже автоматическим компактным оружием и самозарядными винтовками. Ну кто играл в шутер, тому не надо объяснять как это выглядит. А в ПМВ этого почти не было. Оружие не позволяло, уже конечно была индивидуальная стрельба, но еще до хрена стреляли пачками по цели которую определил офицер и задал установку прицела. Собственно как и тут.

А вот бой за переправу с деникинцами откровенно не удачен, уже просто тупая беготня массовки. Кавалерийская рубка тоже не удачна.

Так же в фильме много отличнейшего реквизита гражданской, интересных операторских планов, которые правда иногда тащили в кадр вещи из другой эпохи.

И много хороших и интересных образов исторических персонажей вроде Сорокина, Махно с Задовым, и Корнилова. Много интересных образов второстепенных персонажей.

 

Есть у этого сериала огромнейшая ценность в моих глазах, историческая. Так получилось что при отличной обойме советских фильмов и литературных произведений о гражданской войне, замечательно и объективно освещающих её аспекты, а при скрытых симпатиях авторов к белым так еще и хорошо показывающих противоположную сторону, был и довольно существенный пробел в поднятых темах.

О чем такие замечательные фильмы как "Бег" и "Служили два товарища". Это уже крах белого дела. Они могут претендовать только на освещение последнего белого островка Крыма. О чем "Тихий дон"? О восстании и борьбе донских казаков. О чем "Белая гвардия"? О последних днях белых в Киеве и их крахе. А ведь это по сути не основные события гражданской, даже в каком то смысле сторонние. Одним словом был очень большой пробел с тем как зародилась белая гвардия. Мотивы, контингент, боевой путь. Вот 9 серия сериала и закрывает этот пробел. Если не ошибаюсь именно она, 9 серия "Рощин". Причем её повествование соответствует духу, а во многом и букве таких вещей как "1920" и "Ледяной поход", особенно хороша атмосфера ненависти и озверения в среде белых. Те книги они им просто пронизаны и того же Шульгина они пробирали до самых пяток, и это то самое что удалось схватить Ордынскому, вслед за Толстым, и связать с неплохой исторической последовательностью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо запомнилось первое впечатление: рыхлый, затянутый.

И все 4ГГ проигрывают первой экранизации.

Недавно пробывал перечитать роман, не пошло чего-то. В отличие от Петра. Может быть, всё-таки в этом случае литературная основа не предполагает успешной экранизации?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бурков очень понравился. Великолепный монолог в эпизоде с Телегиным в вагоне.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пара слов о съемках боевых сцен. Он на мой взгляд когда был невероятно удачен, а когда настолько же откровенно провальным. К примеру первый бой на фронте ПМВ был визуально удачным соответствовал тому что мог видеть и делать человек того времени. Опять таки бой в Екатиринодаре на мой взгляд лютый вин, при том что абсолютно не похож на стандартные картинки типичные для показа ПМВ и ГВ что в советском кино что в иностранном. Фактически "Райан", где герои перемещаются от укрытия к укрытию и обстреливают видимые цели. Причем делают это именно в манере того времени. Я к примеру видел пару фильмов о ПМВ куда принесли новомодные райановские съемки, но там именно что разыгрывается нечто характерное для другого времени, с уже автоматическим компактным оружием и самозарядными винтовками. Ну кто играл в шутер, тому не надо объяснять как это выглядит. А в ПМВ этого почти не было. Оружие не позволяло, уже конечно была индивидуальная стрельба, но еще до хрена стреляли пачками по цели которую определил офицер и задал установку прицела. Собственно как и тут.

 

Забавное связанное с новым сериалом. Вот это самое подчеркнутое. В новом сериале все перестрелки сделали в райанстайле. Неужто наш скромный форум читают авторы? Лучше бы прочитали вот это, что шло ниже...

Я к примеру видел пару фильмов о ПМВ куда принесли новомодные райановские съемки, но там именно что разыгрывается нечто характерное для другого времени, с уже автоматическим компактным оружием и самозарядными винтовками

 

Вот у авторов нового сериала оно и вышло новомодным, без стрельбы пачками, перебежек и залеганий, все так будто стреляющие находятся в 30 метрах друг от друга. Очень наглядно было видно в сцене атаки австрийского ДЗОТа. И они даже автоматическую винтовку Федорова в фильм притащили! :)

Изменено 18.04.2018 15:36 пользователем Танцор34
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сериал смотрела очень давно, в детстве. Он казался мне бесконечным. Помню необычайно красивую Алферову в роли Даши и вызывавшего симпатию Соломина, который играл Телегина. Вторая пара была менее удачна. Во всяком случае Катя мне совсем не нравилась. Потом, лет в 17, я уже читала роман. Он ведь достаточно слабый и (если использовать современные критерии оценки) отдает мылом. Недаром Шаламов в своей переписке с Пастернаком характеризовал "Хождение по мукам" как идеальное чтение для поездки в трамвае. Поскольку сериал не пересматривала, то странными образом впечатления от романа слились с впечатлениями от сериала и, в результате, теперь осталось лишь некое расплывчатое воспоминание о чем-то не слишком ярком, хотя местами и увлекавшем. Так что, каким бы это не показалось старомодным, сейчас я, пожалуй, отдаю предпочтение трилогии Рошаля. Хоть она и передает все в сильно сжатом виде, но там есть на мой взгляд прекрасная Катя - очень убедительная, типичная, как мне кажется, толстовская женщина, есть потрясающе мерзкий и жуткий Лева Задов в исполнении Белокурова, да и вообще все как-то более основательно вышло.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Старая трилогия как не странно с фантасмагорией.

Недаром Шаламов в своей переписке с Пастернаком характеризовал "Хождение по мукам" как идеальное чтение для поездки в трамвае

Забавная параллель с Пастернаком получилась. Как мне кажется когда Дэвид Линн делал своего "Живаго" он смотрел трилогию Рошаля и кое что от туда заимствовал. Тем паче что и у романов, особенно по предвоенному времени есть общие черты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я уже не помню, что в фильмах Рошаля фантасмагоричного. Но по общему впечатлению это наиболее точный перенос на экран произведения, которое далеко не безупречно. Еще в самом начале получше, а потом Толстой съехал на мой взгляд очень сильно. Изменено 15.12.2017 06:08 пользователем makara
опечатка в фамилии режиссера
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сериал наверное стоит поздравить с тем что стал довольно распиливаем на зубочистки у нынешних киноделов.

1. "Страсти по Чапаю" стрельба Фурманова в Чапаева. К тому же Чапаев еще и Озерова немножко попилил.

2. "Герой" сцена боя красных и белых у переправы, повторяющая мизансцену серии Рощин.

3. "Крылья Империи" не я один пишу что по мотивам "ХпМ". Но именно что мотив пропустить через ПМВ и ГВ четырех героев + богемное общество поэтом и интеллигенции.

4. Пресловутый адовой римейк.

 

Дык ведь еще и фильмы Рошаля не кто иной как сам Дэвид Линн заценил.

 

 

Я уже не помню, что в фильмах Рошаля фантасмагоричного.

Ну не знаю вспомнить к примеру как Махно стрелял евреев катаясь на карусели. Этакая бутафорская фантасмогоричность. Нарочитая театральность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...