Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Атеизм и агностицизм

Вы:  

225 проголосовавших

  1. 1. Вы:

    • атеист
    • агностик
    • верующий (любая конфессия)
    • не определился


Рекомендуемые сообщения

Почему неверно? Если единственное мерило - выживание, то это логичнее назвать целесообразностью, чем моралью.

 

если бы этот механизм действовал рационально, то да, было бы логичнее, но он работает не так; к примеру альтруизм - который свойственен не только человеку - это не какое-то скрытое желание помогать, чтобы помогли тебе и т. д., это действительно приятная эмоция от помощи другим, желание помочь другим, без второго дна, но сформировалось оно у нас потому, что те, у кого такого желания не было, хуже выживали в социуме, а социум в свою очередь основной залог выживания нашего вида, и иных социальных приматов; при этом, повторюсь, альтруизм свойственен и им тоже, а ведь именно его и производные им чувства мы как раз называем моралью; и поскольку такие чувства есть у других животных тоже, неверно говорить, что у них нет морали

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 4,3 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

если бы этот механизм действовал рационально, то да, было бы логичнее, но он работает не так; к примеру альтруизм - который свойственен не только человеку - это не какое-то скрытое желание помогать, чтобы помогли тебе и т. д., это действительно приятная эмоция от помощи другим, желание помочь другим, без второго дна, но сформировалось оно у нас потому, что те, у кого такого желания не было, хуже выживали в социуме, а социум в свою очередь основной залог выживания нашего вида, и иных социальных приматов; при этом, повторюсь, альтруизм свойственен и им тоже, а ведь именно его и производные им чувства мы как раз называем моралью; и поскольку такие чувства есть у других животных тоже, неверно говорить, что у них нет морали

Давайте уточним дефиницию морали. "Мораль" = "альтруизм и производные"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С учетом какой разный может быть человек в истории, в обществе и в семье - человек это не просто человек.

Нет такого - просто человек.

Всякая усредненность -это уже наука, а как мы знаем научный метод познания мира отличается от религиозного.

Кроме того, что я считаю, что всякая вера довольно интимная сфера, а всевозможные расспросы ходили ли вы в церковь на пасхальные мероприятия, являются крайне бестактными, так же как ответ пошел- потому, что верю, а не потому что все побежали и я со стадом ломанулся, во многих случаях просто лжив.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте уточним дефиницию морали. "Мораль" = "альтруизм и производные"?

 

ну да, этим она и является; есть, конечно, официализированные на основании морали правила, табу, но и даже они есть у других приматов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну да, этим она и является; есть, конечно, официализированные на основании морали правила, табу, но и даже они есть у других приматов

 

Тогда я просто не согласна с определением. Далеко не все формы морали можно привязать к альтруизму без того, чтобы совсем уж откровенно шить белыми нитками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда я просто не согласна с определением. Далеко не все формы морали можно привязать к альтруизму без того, чтобы совсем уж откровенно шить белыми нитками.

 

какие же формы морали нельзя привязать к альтруизму?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

какие же формы морали нельзя привязать к альтруизму?

 

Аморально писать в гостях на ковер, например :) Или прилюдно демонстрировать половое возбуждение при виде самки. Причем тут альтруизм?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аморально писать в гостях на ковер, например :)

А если назвать это инсталляцией или перформансом, то уже норм.

Или прилюдно демонстрировать половое возбуждение при виде самки. Причем тут альтруизм?

 

Оно, кмк, порой само собой демонстрируется у мужиков. Аморально сразу напрыгивать на самку, если она против, а так-то... пффф, постоит да и упадет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аморально писать в гостях на ковер, например :) Или прилюдно демонстрировать половое возбуждение при виде самки. Причем тут альтруизм?

 

ну как же причем, если оба примера прямо связано с вредом, который наносится другому человеку (его жилищу, репутации), ставит его в неудобное положение и является очевидно асоциальным действием? ты как раз привела в пример именно то, что напрямую связало наши ощущения, чью совокупность мы назвали моралью, и удобство жизни в социуме, т. е. то, для чего и нужен альтруизм - умение не мешать другому, не причинять ему вред, и не делать этого потому, что тебя останавливает определенный набор правил и, главное, ощущений, в частности стыда; история этого чувство в принципе завязана на социальности, как почти все, что относится к морали

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ну как же причем, если оба примера прямо связано с вредом, который наносится другому человеку (его жилищу, репутации), ставит его в неудобное положение и является очевидно асоциальным действием? ты как раз привела в пример именно то, что напрямую связало наши ощущения, чью совокупность мы назвали моралью, и удобство жизни в социуме, т. е. то, для чего и нужен альтруизм - умение не мешать другому, не причинять ему вред, и не делать этого потому, что тебя останавливает определенный набор правил и, главное, ощущений, в частности стыда; история этого чувство в принципе завязана на социальности, как почти все, что относится к морали

Что-то у вас смысл альтруизма становится то таким, то эдаким в зависимости от того, подо что его надо подогнать. Буквально парой постов выше альтруизм был приятной эмоцией от помощи другим. А тут - опаньки! - стал умением не мешать другому вследствие набора правил и стыда. Попробуйте связать описанный ковер с радостным чувством. Даже интересно, как у вас это получится :biggrin:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что-то у вас смысл альтруизма становится то таким, то эдаким в зависимости от того, подо что его надо подогнать. Буквально парой постов выше альтруизм был приятной эмоцией от помощи другим. А тут - опаньки! - стал умением не мешать другому вследствие набора правил и стыда. Попробуйте связать описанный ковер с радостным чувством. Даже интересно, как у вас это получится :biggrin:

 

у меня смысл альтруизма не менялся, и он не был исключительно приятной эмоций от помощи другим, это его частный случай, а я не зря упомянул даже не об одном лишь альтруизме, но и о его производных; связать описанный ковер с радостным чувством весьма легко - например, оно будет невозможно, если его описать (как правило), поэтому люди так и не делают (как правило), и это более чем очевидная связь морали с альтруизмом, которую вы пытались опровергнуть; но я сразу хочу предупредить, что этого не сделать, потому что общественная мораль целиком завязана именно на это, а примеры морали, которая не является общественной, это уже сказки

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мораль по природе общественна, ибо устанавливается обществом, никто не спорит. Вот только альтруизм (как радостное чувство) тут не всегда имеет хоть какую-то привязку. В конкретном случае с ковром человек (как правило) не испытывает радостных эмоций ни от того, что описал ковер, ни от того, что воздержался от описывания. Такими образом, осуществить выбор его понуждает отнюдь не стремление к радости.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мораль по природе общественна, ибо устанавливается обществом, никто не спорит.

 

да она не то что устанавливается обществом, общество - единственное, чему она служит, она производится необходимостью жить в обществе

 

Вот только альтруизм (как радостное чувство) тут не всегда имеет хоть какую-то привязку. В конкретном случае с ковром человек (как правило) не испытывает радостных эмоций ни от того, что описал ковер, ни от того, что воздержался от описывания. Такими образом, осуществить выбор его понуждает отнюдь не стремление к радости.

 

это вы уже второй раз описываете альтруизм как стремление к радости за другого, хотя я уже ни раз повторил, что это лишь частный случай; умение ставить себя на место другого и поэтому не делать ему плохо, даже если хочется, например, это тоже альтруизм; если без всяких хочется, то это хотя бы эмпатия; и вот именно производные от этих вещей, чувство стыда от асоциальных действий, неприятные чувства при причинении кому-то вреда, радость от помощи другому, положительные эмоции от социальных действий - все это и является моралью, если говорить о чувстве морали, и все это стало основой того, что является, как говорится, записанной моралью, гласной

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да она не то что устанавливается обществом, общество - единственное, чему она служит, она производится необходимостью жить в обществе

 

 

 

это вы уже второй раз описываете альтруизм как стремление к радости за другого, хотя я уже ни раз повторил, что это лишь частный случай; умение ставить себя на место другого и поэтому не делать ему плохо, даже если хочется, например, это тоже альтруизм; если без всяких хочется, то это хотя бы эмпатия; и вот именно производные от этих вещей, чувство стыда от асоциальных действий, неприятные чувства при причинении кому-то вреда, радость от помощи другому, положительные эмоции от социальных действий - все это и является моралью, если говорить о чувстве морали, и все это стало основой того, что является, как говорится, записанной моралью, гласной

 

Я не согласна с этим неоправданно расширенным определением. Википедия, кстати, тоже.

С тем же самым (а то и с большим) резоном, кстати, можно утверждать, что человек не писает на чужой ковер из махрового эгоизма. Не хочет получить по шее от хозяйки дома.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Аморально писать в гостях на ковер, например :) Или прилюдно демонстрировать половое возбуждение при виде самки. Причем тут альтруизм?

Это не аморальность, это невоспитанность.

 

... Таким образом, осуществить выбор его понуждает отнюдь не стремление к радости.

Воспитание понуждает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Та ладно! :) Если ваш взрослый знакомый сознательно написает на ваш ковер, вы очень вряд ли посчитаете его просто невоспитанным. Скорее задумаетесь, а не поехала ли у него крыша.

 

Но тут прямая взаимосвязь же. Не противоречь подобные действия морали, сиречь действующим в обществе представлениям о том, что хорошо/плохо, допустимо/недопустимо, никому бы и в голову не пришло бы тратить время на воспитание в этом отношении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Скорее задумаетесь, а не поехала ли у него крыша.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мораль и нравственность – две совершенно разные сущности.

Простейший пример – доблестный солдат вермахта, нагибающий Европу в начале 1940-ых или эсэсовец, жгущий весной 43-го Хатынь. Уровень морали – заоблачный, геройства и отваги – прям хоть отбавляй. Не подумаешь, что тот же бравый вояка будет деморализованной скотиной вяло плестись в полной апатии в колонне военнопленных, замотав рожу бабьим платком, после того как его по полной опустят под Сталинградом. Или, соответственно, пИсать под себя со страху, сидя на скамье подсудимых в Нюрнберге.

А вот безнравственными оба мерзавца были изначально, ещё в 30-х – надрывая лужёные глотки в факельных шествиях, маршируя бараньим стадом экзальтированного быдла и оря "хайль!!!" своему бесноватому фюреру.

 

К сожалению, этой разницы не понимают носители западноевропейских языков (у англосаксов так это и вовсе синонимы), и к ещё большему сожалению, эту разницу всё чаще перестают понимать и у нас, особенно – приверженцы западной культуры.

А эта разница есть. И термин "безнравственная мораль" станет оксюмороном не раньше, чем Человек окончательно оскотинится и потеряет право называться человеком.

 

PS: Если что – я это исключительно ради лингвистической справки. А то, гляжу, тут взаимопониманию то и дело мешает терминологическая путаница. Так что не подумайте, будто я чью-то сторону активно поддерживаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не согласна с этим неоправданно расширенным определением. Википедия, кстати, тоже.

С тем же самым (а то и с большим) резоном, кстати, можно утверждать, что человек не писает на чужой ковер из махрового эгоизма. Не хочет получить по шее от хозяйки дома.

 

с этим определением, боюсь, согласуются данные о морали, которые есть сегодня, а ты, к слову, так и не привела в пример ситуацию, где мораль не связана с альтруизмом/эмпатией;

 

эгоизм тоже играет роль, но не такую (если это эгоизм сознательный, то моралью связанные с ним ощущения не являются, еще один пример того, к слову, что мораль намертво привязана к социальности и тому, как человек ставит себя на место другого)

 

А вот безнравственными оба мерзавца были изначально

 

так и аморальными они были изначально с этой тз

 

тут возникает путаница из-за суждения сначала про солдата с тз его страны, а затем с тз союзников или, там, мира в целом; а поскольку мораль все же завязана на конкретный социум, на "своих", может так статься, что моральный для одних, и нравственный для них же, может быть аморальным и безнравственным для других

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Та ладно! :) Если ваш взрослый знакомый сознательно написает на ваш ковер, вы очень вряд ли посчитаете его просто невоспитанным. Скорее задумаетесь, а не поехала ли у него крыша.

 

Но тут прямая взаимосвязь же. Не противоречь подобные действия морали, сиречь действующим в обществе представлениям о том, что хорошо/плохо, допустимо/недопустимо, никому бы и в голову не пришло бы тратить время на воспитание в этом отношении.

 

Тут опять какая-то путаница у нас, я о морали чисто как внутренней оценке, когда ситуация примеряется на себя.

Но и в вашей интерпретации - ехать крышей тоже не аморально :)

 

с этим определением, боюсь, согласуются данные о морали, которые есть сегодня

Да уж, мораль морали рознь.

Ну и вспомнить o tempora, o mores - всего лишь нравы.

Или мораль сказки или басни - другое значение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

с этим определением, боюсь, согласуются данные о морали, которые есть сегодня, а ты, к слову, так и не привела в пример ситуацию, где мораль не связана с альтруизмом/эмпатией;

 

эгоизм тоже играет роль, но не такую (если это эгоизм сознательный, то моралью связанные с ним ощущения не являются, еще один пример того, к слову, что мораль намертво привязана к социальности и тому, как человек ставит себя на место другого)

Как я могу чего-то привести, если у нас нет согласия в вопросе об альтруизме? У вас он, вон, опять в связке с эмпатией пошел, хотя только что это было всего лишь частным случаем. И с эгоизмом сплелся, хотя альтруизм и эгоизм вроде полярные понятия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если ковер загорелся и знакомый вовремя на него пописал - то он спаситель))

То есть многое зависит от контекста ситуации.

Вообще забавно вот так клеить всем ярлыки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

так и аморальными они были изначально с этой тз

 

тут возникает путаница из-за суждения сначала про солдата с тз его страны, а затем с тз союзников или, там, мира в целом; а поскольку мораль все же завязана на конкретный социум, на "своих", может так статься, что моральный для одних, и нравственный для них же, может быть аморальным и безнравственным для других

 

Нет. Ничего подобного. Мораль – это мораль. Не пресловутое моралитэ, и не бессмысленное moral, а именно – мораль. Объективное состояние нервной системы индивидуума, субъективно отображаемое в его самоощущении как: "море по колено!", "смелость города берёт!", "цель вижу – препятствий не замечаю!", и всё такое прочее.

А что до "с одной/другой точки зрения" и т.п. – так вот это уже пошла путаница. С той же нравственностью, хотя бы. Хотя даже нравственность, наполовину зиждущаяся на этологических инстинктах, а на вторую – на религиозных воззрениях и прочем фольклоре, – и сама-то по себе тоже далека от объективности. Аксиоматика "хорошо =/= плохо" работает лишь до некоего условного уровня абстракции мышления, после которого уже вовсе не очевидно: а действительно ли гореть в аду хуже, чем целую вечность изнывать со скуки в райских кущах, где даже сексуальными похождениями развлечься невозможно, ввиду отсутствия плотских потребностей.

Но всё-таки максимальный вклад в существующий ныне сумбур внёс ещё – кто бы вы думали? – ага, знаменитый пранкер-баснописец (переводчик-плагиатор) дедушка Крылов. Иже с ним, вплоть до "трижды автора гос-гимна", у которого каждая (почти) его очередная плюшка тоже заканчивалась безобразно безграмотным "мораль сей басни такова", что нанесло русской словесности едва ли не больше вреда, чем всё остальное, вместе взятое. А через словесность, соответственно, и ментальности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как я могу чего-то привести, если у нас нет согласия в вопросе об альтруизме? У вас он, вон, опять в связке с эмпатией пошел, хотя только что это было всего лишь частным случаем. И с эгоизмом сплелся, хотя альтруизм и эгоизм вроде полярные понятия.

 

расскажите, где у меня сплелся альтруизм с эгоизмом? где и каким частным случаем он у меня был? таки чтобы говорить о наличии или отсутствии согласия в вопросе про альтруизм, нужно хотя бы прочитать, что я об этом говорю; пока что же как я и ожидал, приведенные вами примеры морали по факту были связаны исключительно с той моралью, которая есть и у других приматов - это строго социальный механизм, мешающий асоциальному поведению

 

Нет. Ничего подобного. Мораль – это мораль. Не пресловутое моралитэ, и не бессмысленное moral, а именно – мораль. Объективное состояние нервной системы индивидуума, субъективно отображаемое в его самоощущении как: "море по колено!", "смелость города берёт!", "цель вижу – препятствий не замечаю!", и всё такое прочее.

 

мораль индивидуума строго завязана исключительно на точку зрения (хотя я не вижу признаков морали в этих присказках, если честно) его же социума, просто понятие своего социума может быть весьма широким, особенно у человека

 

Хотя даже нравственность, наполовину зиждущаяся на этологических инстинктах, а на вторую – на религиозных воззрениях и прочем фольклоре

 

это как религиозный и прочий фольклор зиждется на условных понятиях нравственности, которые, как и мораль, а не присказки про смелость и города, являются синонимичными обозначениями определенных несознательных установок человека на жизнь в своем социуме

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этика, мораль - исключительно человеческие изобретения.

И создавались в социуме как свод писаных и неписанных правил.

И как все правила они могут как быть устаревшими, так и прогрессивными.

В зависимости что считать прогрессом.

А что считать прогрессом люди еще не договорились, вернее в разных слоях населения это мнение разное, и с разной степенью осознанности.

И хорошо это или плохо - я не скажу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...