Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Венгерская рапсодия (Magyar rapszódia)

Рекомендуемые сообщения

Венгерская рапсодия / Magyar rapszódia

hungarian.jpg

год: 1979

страна: Венгрия

жанр: драма, история

премьера (мир): 4 октября 1979

время: 103 мин. / 01:43

режиссер: Миклош Янчо

В главных ролях:

Дьёрдь Черхальми

Лайош Балажович

Габор Конц

Удо Кир

О чем:

Первая мировая война. Два сына крупного венгерского землевладельца Жадания отправляются на фронт. Они храбро сражаются и полны желания победить. Но война длится слишком долго, и солдаты больше не хотят воевать. В части, где служат братья, вспыхивает бунт. Старший брат Иштван приказывает расстрелять каждого десятого солдата. Вскоре в Венгрии происходит революция. Но новая власть продержалась недолго. В стране свирепствует террор, и братья принимают в нем активное участие. Но в душе Иштвана происходит переоценка ценностей, он пытается порвать со своим прошлым…

Награды

Каннский кинофестиваль, 1979 год

Номинация:

Золотая пальмовая ветвь

[ATTACH]402013[/ATTACH][ATTACH]402009[/ATTACH][ATTACH]402014[/ATTACH]

[ATTACH]402008[/ATTACH]

[ATTACH]402010[/ATTACH][ATTACH]402011[/ATTACH][ATTACH]402012[/ATTACH]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Альтернативное описание: "Поэтическая, изобилующая метафорами и фольклорными реминисценциями версия Венгерской истории в 20-м веке.

Янчо активно оперирует аллегорическими образами и ритуальной символикой, следуя логике не привычно повествовательной, а ассоциативной. Театрализованная кинопоэтика Янчо в немалой степени объясняется и проверяется его театральной практикой.

“Венгерская рапсодия” - первая часть дилогии - инсценированной истории Венгрии, с начала 20 века до Второй Мировой войны, представленная в значительной степени в виде характерных для Янчо крупных хореографических композиций на природе. История рассказана с точки зрения Георгия Чернами, сына богатого землевладельца. Во время Первой Мировой войны Чернами используют для подавления мятежа в армии. Осознав, что он в ответе за смерти нескольких крестьян-новобранцев, Чернами клянется быть “человеком народа”, когда военные действия прекращаются. Он вступает в коммунистическую организацию, но понимает, что он здесь не на своем месте. На протяжении 20-30-х гг. политические взгляды Чернами определялись исключительно колебаниями его эмоций.

Фильм усилен лейтмотивом “русской рулетки”.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Положа руку на сердце, просмотр некоторых (подозреваю - большинства) фильмов Миклоша Янчо - занятие для весьма терпеливого и упорного зрителя. Говорю так, опираясь не только на собственный опыт, но и на многочисленные отзывы в сети, ибо в реальной жизни как-то не встречала поклонников творчества этого режиссёра.

 

Если продолжать говорить честно, я подступалась к "Венгерской рапсодии" раза три - и в 1990-е, и лет 10 назад, когда картина демонстрировалась по каналу "Культура", и относительно недавно. А потом вдруг раз! - "процесс пошёл" настолько, что я одним махом одолела, так сказать, комплексно - вместе с "Аллегро Барбаро", благо к персонажам уже успела привыкнуть. Смотрела-то не без усилия, зато теперь некоторые сцены вспоминаются словно манящие своей причудливостью сны, где элементы так называемой реальности образуют ирреальные конструкции и композиции - хореографические, как уже было сказано, ибо с какого-то момента Янчо именно хореографию, непрерывное движение в кадре (кажется, это он поставил что-то вроде рекорда: 10 минут "акробатических номеров" на природе без единой монтажной склейки) сделал принципом стиля. Поэтому подозреваю, что зрители, способные воспринимать подобные эксперименты, смотрят фильмы Янчо не столько ради содержания, сколько от заворожённости формой, к которой хочется возвращаться, стОит один раз проникнуться (впрочем, сейчас я говорю исключительно о себе).

 

Однако никак не могу назвать "Венгерскую рапсодию" бессодержательной, просто любимая мысль Миклоша Янчо о хищной, требующей крови природе человека (порой не знающего пощады даже по отношению к своим близким), раскрываемая в сабже, кажется мне более внятно и оригинально сформулированной на раннем этапе его творчества. Всё, что снято позднее, включая "Венгерскую рапсодию" - танец (без метафор) всё по тому же кругу: меняются лишь движения, но не суть, хотя упомянутая выше сцена "русской рулетки" действительно очень сильна - пожалуй, она выделяет "Рапсодию" из ряда подобных работ Янчо. По-моему, именно благодаря столь выразительным сценам режиссёры попадают в историю кинематографа, а следующие поколения учатся по ним снимать и монтировать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Положа руку на сердце, просмотр некоторых (подозреваю - большинства) фильмов Миклоша Янчо - занятие для весьма терпеливого и упорного зрителя. Говорю так, опираясь не только на собственный опыт, но и на многочисленные отзывы в сети, ибо в реальной жизни как-то не встречала поклонников творчества этого режиссёра.

"Рапсодия", пока единственное, что я посмотрело у Миклоша Янчо, прочитав восторженную оду в ФБ Сергея Кудрявцева. Приступала к просмотру с осторжностью, но осталась очень даже довольна увиденным. Смотрится, на мой взгляд, фильм очень легко. Что-то есть в этой ленте гипнотическое, завораживающее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Рапсодия", пока единственное, что я посмотрело у Миклоша Янчо, прочитав восторженную оду в ФБ Сергея Кудрявцева. Приступала к просмотру с осторжностью, но осталась очень даже довольна увиденным. Смотрится, на мой взгляд, фильм очень легко. Что-то есть в этой ленте гипнотическое, завораживающее.
Да, наверное важно, чтобы картина "попала" в нужное настроение. В моём случае мало того, что "попало" не с первого раза, так ещё и кое-что оставило в недоумении.

 

Я принимаю то, что события фильма, точнее дилогии, нельзя трактовать прямолинейно: мы видим на экране нагромождение метафор, но всё же так и не поняла, почему в одних фильмах Янчо персонажи гибнут однозначно и определённо, а в других - расхаживают после огнестрельных ранений, явно несовместимых с жизнью. Эпизод с Иштваном и суровой женщиной в белом (кстати, женщина сия - отдельная загадка картины, для меня во всяком случае: каюсь, я так и не поняла, кто она), от души палящей по нему, ещё можно трактовать многозначно,

но младший брат его Габор, стреляющий себе в висок на 70-й минуте, не мог выжить никоим образом, однако, забегая вперёд, констатирую: появляется уже в "Аллегро" вполне себе живым-здоровым, разве что несколько... "в себе",

но для фильмов Янчо эмоциональная статичность иных персонажей при внешней динамике - нормально.

 

Вот мне и интересно: как подобную живучесть можно трактовать? Как неистребимость того, что Иштван назвал "Имя тебе - Каин" или как-то ещё? И это отнюдь не единственный вопрос, возникший при просмотре, просто самый, так сказать, терзающий меня, и я была бы рада получить разъяснение.

 

P.S. В целом я режиссёра Миклоша Янчо уважаю, а особенно выделяю и люблю два его фильма - "Без надежды" и "Частные пороки, общественные добродетели" (второй, кстати, не ранний, но как раз на удивление... цельный). В отличие от них, полюбившихся без анализа, "Венгерскую рапсодию" я воспринимала при просмотре скорее умом, чем эмоционально: всё больше оценивала манеру съёмок, технические детали, в некоторых сценах восхитившие меня, нежели сопереживала героям, как это обычно бывает, когда вдруг начинаешь видеть на экране именно людей, а не прописанных сценаристами персонажей, но не случилось в данном случае. Должно быть, оттого и остались вопросы, возможно, глупые.

Изменено 12.04.2014 18:46 пользователем Лента Мёбиуса
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(изменено)
В "Венгерскую рапсодию" я воспринимала при просмотре скорее умом, чем эмоционально.

 

Я восприняла фильм все-таки больше на уровне чувств. Как мы воспринимаем, например, балет, мюзикл. Здесь очень интересна форма изложения. Не каждую метафору , конечно, мне удалось понять.

"Суровая женщина", видится мне олицетворением всех убиенных Иштваном людей, а эпизод с рулеткой, не конкретным фактом, а аллегорией сложного выбора, метафорой отчаяния, невозможности для целого поколения принять какое-то верное для себя решение.

Может быть, это покажется наивным или поверхностным, но для меня сюжет ,как таковой, все-же не так важен.В конце концов ,все революции порождают схожие последствия. Здесь можно провести прямую параллель с нашей историей.

Важно, как донесена идея фильма. На мой взгляд, общая композиция, созданная автором, симбиоз музыки, движений, этакий театрализованный перфоменс на природе, все это здорово иллюстрирует замысел режиссера и оставляет особое острое чувство после просмотра.

Изменено 14.04.2014 10:15 пользователем nata909
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я восприняла фильм все-таки больше на уровне чувств. Как мы воспринимаем, например, балет, мюзикл. Здесь очень интересна форма изложения. Не каждую метафору , конечно, мне удалось понять.

"Суровая женщина", видится мне олицетворением всех убиенных Иштваном людей, а эпизод с рулеткой, не конкретным фактом, а аллегорией сложного выбора, метафорой отчаяния, невозможности для целого поколения принять какое-то верное для себя решение.

Может быть, это покажется наивным или поверхностным, но для меня сюжет ,как таковой, все-же не так важен.В конце концов ,все революции порождают схожие последствия. Здесь можно провести прямую параллель с нашей историей.

Да, красивая версия, в целом я согласна, но есть расхождения в деталях. Мне показалось, что Янчо при очевидном тяготении к многослойным метафорам говорит вполне конкретные вещи. Если допустить, что Иштван представляет своё поколение, его метания и впрямь выглядят символичными, но не типичными для представителя его класса, ибо игры со смертью сослуживцев (сам он, что характерно, так и не выстрелил) преподносятся всё-таки как попытка бегства, ложно понятая свобода выбора (так и было произнесено перед очередным выстрелом: "У нашей свободы нет границ". Впрочем, о важнейшей для режиссёра теме свободы я ещё скажу), не устраивающая его, ведь устраниться от всего дезертирством из жизни легче, чем преодолевать и созидать. Иштван, видимо, являясь более деятельной натурой, предпочитает будущее: связать дальнейший путь с выбором следующего поколения - крестницы, образ которой, как мне кажется - что-то вроде источника внутреннего света фильма (в "Аллегро" уже не всё так просто...).

 

И при всей сложности формы картины путь предлагается простой: твоё место среди твоего народа. Соглашусь с тем, что женщина в белом олицетворяет людей (только сейчас поняла), но не могу согласиться, что убиенных, ибо стрелять она начинает после того, как в ответ на её слова: "Ты должен взять на себя это [стать премьер-министром]" Иштван произносит: "Нет, вы не будете водить меня на поводке". (Ох уж эта вечная дилемма, невозможность разобраться - кто кем управляет). Но как бы он не сопротивлялся (и в продолжении тоже), в финале "Рапсодии" он займёт своё место в первом ряду колонны людей, исполняющих песню, которую невозможно трактовать двояко: "Мы те, кого взрастили для забот... Тысячи лет высокомерия и притеснения не смогут больше подавлять народ. Смело крикнем в небо: "Мы будем свободными людьми завтрашнего дня!""

 

Циник мог бы найти слова песни чрезмерно пафосными, а меня подобные финалы всегда впечатляли. Как зритель, посмотревший добрый десяток работ Янчо, могу смело утверждать: каждый его фильм так или иначе о свободе - жажде свободы, невозможности терпеть угнетение и притеснение, какими бы трагедиями не оборачивалась борьба за эту самую свободу. По-моему, он и зовёт к революции, но, будучи умным человеком, осознает всю кровавость её последствий, а вот выхода из этого неразрешимого противоречия, должно быть, нет (это дилемма того же порядка, что и отмеченная мною во втором абзаце) - вот что самое трагичное...

 

Спасибо за направление мысли, которое Вы задали своим ответом, хотя, возможно, я увидела то, что хотела увидеть, то есть у меня, так сказать, свой Янчо.

Изменено 14.04.2014 17:43 пользователем Лента Мёбиуса
Стараюсь быть точной в деталях, а это нелегко
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...