Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Рэй Харрихаузен

Рекомендуемые сообщения

Рэй Харрихаузен

kinopoisk.ru-Ray-Harryhausen-453588.jpg

Наверно сложно переоценить тот вклад, который внес в кино этот легендарный создатель спецэффектов. То, что в наше время делают на компьютере из пикселей он делал своими руками и это было сродни искусству.

Рэймонд Фредерик Харрихаузен родился в в Лос-Анджелесе в 1920 году. «Я всегда любил фэнтези, с возрастом это увлечение только крепло: книги, картины и, конечно, кино, - вспоминает он. - И родители меня всегда поддерживали. Они растили эту странную любовь ко всему фантастическому, таская меня по музеям и кино. Позже позволили мне экспериментировать с марионетками, куклами и, в итоге, даже помогали снимать фильмы. И они никогда не пытались отговорить меня, направить мою энергию в более коммерческое русло, настояв на юридическом или медицинском образовании, а ведь эти профессии приносили больше денег».

В 5 лет, родители показали «Затерянный мир» Уиллиса О`Брайена – это было озарение. Фильм сразу сделал Рэя фанатом киномонстров. Он одолжил 16-мм камеру, и снимал фильмы про динозавров, создавая своих кукол из пластилина. У камеры не было функционала для покадровой съемки, поэтому Рэю аккуратно нажимал кнопку, чтобы получить только один кадр за раз, но не всегда удавалось. Сначала он снимал в саду за домом, но понял, что, несмотря на достаточное количество света, солнце тоже двигалось и изменяло положение теней в сцене, где этого происходить не должно. Поэтому он переехал в гараж. Отцу приходилось парковаться на улице. В итоге он купил камеру, которая могла снимать по одному кадру. И продолжал снимать свои фильмы.

Судьба вмешалась в его жизнь еще раз – на перемене Рэй заметил, что одна из его одноклассниц читает книжку про Кинг-Конга, которая оказалась сценарием фильма. Поговорив с ней, он выяснил, что она - племянница О`Брайена. Заполучив телефон кумира, Рэй оказался у него в гостях вместе со своими куклами. «Он пригласил меня в MGM, где он собирался снимать War Eagles, фильм, который так и не вышел из-за войны, - вспоминает Рэй. – Я прихватил с собой своих динозавров. О`Брайен посмотрел на стегозавра, который занял второе место в конкурсе местного музея, и говорит: «У него ноги как сосиски. Тебе следует изучать анатомию и работу мышц». Что я и сделал».

Было много идей: он написал сюжет фильма о пришельце с Юпитера, нарисовал концепты, сделал модель, и даже начал снимать. Проект не был закончен. Но фотография молодого Рэя за работой была опубликована в журнале «Популярная механика». После Рэй начал работу над проектом - «Эволюция» - полнометражный фильм об эволюции живых существ на Земле. И, начал со своего любимого сегмента – эры динозавров. До сегодняшнего дня дожила только одна модель из этого фильма, до ее анимации Рэй просто не дошел – это модель млекопитающего, покрытая шкурой, срезанной с маминого пальто, которое она все равно не носила. После школы, молодой Харрихаузен начал искать работу в киноиндустрии. В 1940 году, благодаря отснятым кускам из «Эволюции», его взял в свою команду Джордж Пол для работы над анимационным сериалом “Puppetoons”. Однако война помешала этим планам.

Он задумал серию трехминутных сказок из серии «Матери гусыни», их авторские права уже никому не принадлежали. Заинтересованных в этой теме не нашлось и Рэй все сделал сам. В это время ему помогали родители. В скоре, Рэй решил, что анимация отбирает слишком много времени, чтобы заниматься ею как хобби, ему хотелось делать большое кино. И возможность появилась – О`Брайен позвонил ему и предложил работу над новым фильмом, в котором собрали чуть ли не всю команду, снимавшую «Кинг-Конга».

Фильм назывался «Могучий Джо Янг» (1949) и Рэй многому научился от своего гуру в процессе работы – в конце концов, он сделал 85% анимации для этой ленты. Фильм включал очень сложную компоновку гориллы и львов с живыми актерами. Для огромной гориллы пришлось усовершенствовать технологию создания кукол. Шкура была прорезинена. Прежде всего, это был не кроличий мех, как у Кинг-Конга, а шкура нерожденного теленка. Ее поместили в парафин, оставив только кожу, которую позже удаляли с помощью кислоты и заменяли латексом. В этом случае мех пружинил и возвращался в исходное положение после того, как его трогал аниматор. Это решило множество проблем, с которыми О`Брайену пришлось столкнуться на «Кинг-Конге».

harrymjy0090.jpg

Харрихаузен и Джо Янг.

После «Джо Янга» Харрихаузен работал с О`Брайеном над еще одним проектом – «Долина туманов», в котором предполагалось совместить жанр вестерна и динозавров. Однако этот проект не был закончен.

Следующий проект Рэя – фильм по рассказу Рэя Брэдбери «Чудовище из глубин» (1953), в котором морское чудовище просыпается после ядерной бомбардировки, и уничтожает пол Нью-Йорка. Он стоил $200 тысяч, а собрал около пяти миллионов. Из-за небольшого бюджета Рэй не мог снимать его по технологии О`Брайена, потому что тот использовал несколько слоев стекла для создания разных планов, а это было дорого и привязывало камеру к единственному ракурсу. Рэй придумал, как совместить человека на переднем плане и миниатюрных монстров на заднем. Система, которую придумал Харрихаузен, назвали динамация. Сначала снимали актеров, которые реагировали на невидимого монстра, а потом, используя рир-проекцию и маску для переднего плана, Рэй анимировал своего монстра покадрово. После чего пленка отматывалась на начальную позицию, и перед камерой ставили вторую маску, закрывающую уже отснятую часть кадра. В неэкспонированную часть пленки впечатывалось то, что было закрыто при первом экспонировании.

Он модифицировал технологию создания кукол: Сначала делал из глины прототип. По нему создавал форму, в которую заливал пенорезину. Туда помещался скелет куклы со всеми шарнирами и арматурой, после куклу запекали, получая цельную конструкцию на двигающейся основе. При поломке это позволяло содрать со скелета резину, починить двигающуюся часть и запечь новую копию куклы.

harryhausen010.jpg

Случайно Рэй узнал о человеке, который мечтал сделать фильм о гигантском спруте, живущем в заливе у Сан-Франциско и разрушающем знаменитый мост «Золотые ворота». Он нашел этого человека, и их совместная работа продлилась почти тридцать лет – вместе с Чальзом Шниром (Charles H. Schneer) Харрихаузен сделал тринадцать фильмов. Первый фильм - «Оно пришло из глубины моря» (1955).

В следующем своем проекте «Земля против летающих тарелок» (1956)

Рэй уничтожал Вашингтон с помощью инопланетян. Этот фильм навсегда запечатлел внешний вид летающих тарелок на киноэкране, чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть «Марс атакует». Позже Харрихаузен снова объединил усилия с Уиллисом О`Брайеном для создания анимированного сегмента фильма «Мир животных» Ирвина Аллена. Сейчас этот проект, который снимали много разных людей, погряз в судах по авторскому праву. Единственное, чем сегодня владеет студия – это 13-минутный кусок, снятый знаменитыми аниматорами.

В 1957 году Рэй написал сюжет фильма о монстре с Венеры. Космический корабль терпит бедствие в Средиземном море, чудовище, сбегает и растет с нереальной быстротой, армия пытается уничтожить монстра – финальные сцены разворачиваются в римском Колизее. Фильм «20 миллионов миль до Земли» (1957) стал популярным, а существо по имени Аймир и по сей день одно из любимых существ Харрихауезна.

Однако не пришельцы и монстры, а экранизация греческой мифологии сделала Харрихаузена знаменитым. В 1958 на экраны вышел фильм «Седьмое путешествие Синдбада», который до сих пор считается классикой покадровой анимации. Именно его называют главной причиной выбора своей профессии такие мастера спецэффектов, как Фил Типпетт и Кен Ролстон. В этом фильме сложились три фактора: удивительное музыкальное сопровождение Бернарда Херманна, великолепная игра Кервина Мэттьюса, который очень хорошо умел представлять те образы, с которыми его позже собирались совместить (он даже смотрел в глаза скелету) и анимация Рэя. Это первая цветная лента Рэя. И она принесла ему головную боль в виде зернистости изображения, получаемого с помощью рир-проекции.

Следующий фильм – «Три путешествия Гулливера» Рэй делал в Европе, куда он и его продюсер Чарльз Шнир перевезли все свое производство. Это позволило применять в работе желтый экран, освещенный специальными лампами. В Америке правами на такое производство владела студия «Дисней». С помощью желтого экрана и специальных камер, в которые заряжалось два вида пленки: цветная и черно-белая, одновременно снимали актеров и производили блуждающую маску для последующего комбинирования изображений. В фильме меньше покадровой анимации, абольшинство «кукол»-миниатюр были сыграны живыми людьми в специальных декорациях. Когда же Кервин Мэттьюс попадает в мир великанов – он становится лилипутом сам. Снова Мэттьюс отлично воспроизводит интерактив с предметами, которых нет в кадре, и которые предстояло вставить потом. В этом фильме использована технология усиленной перспективы, когда предметы в кадре выглядят разного размера, а на самом деле – просто находятся на разных расстояниях от камеры.

harry08dvd.jpg

В следующем своем фильме Харрихаузен обратился к творчеству Жюля Верна, его «Таинственный остров» (1961). В фильме обитатели острова встречают гигантского краба, гигантского доисторического цыпленка, огромную пчелу и осьминога. На этот раз они существуют в фильме не только как спецэффекты, у них есть характер и история. Здесь Рэй запихнул каркас из арматуры с шарнирами в раковину настоящего краба и подвесить ее на тросах для анимации, и сделал три пчелы из одной с помощью блуждающих масок.

Харрихаузен придумал даже, как совмещать актеров и анимированных покадрово монстров в динамике. Например, когда персонаж бросает копье в монстра, при использовании рир-проекции или фронт-проекции, копье, конечно же, исчезает за куклой, не причиняя ей вреда. Рэй придумал добавлять кукле идентичное копье соответствующего размера в тот момент, когда оно скрывается за спиной монстра. Плюс путь «движения» кукольного копья внутрь тела животного также анимировался покадрово. Так создавалась иллюзия единства актера и кукольного монстра на экране.

harryhausen04.jpg

Вернувшись к мифологической теме, Рэй снял свою, возможно, главную ленту - «Ясон и аргонавты» (1963). Этот фильм считается вершиной его карьеры и мастерства. Зритель при просмотре совершенно забывает о нереальности происходящего: мифическая аура ленты помогает принять происходящее на экране, и когда огромная бронзовая статуя Талоса оживает и пытается погубить Ясона и его друзей, вы искренне переживаете, забыв, что все это лишь вымысел. Но главным шедевром покадровой анимации считается сцена битвы аргонавтов с семью скелетами.

Очень сложная сцена, включающая несколько анимированных персонажей, одновременно находящихся в кадре, которых, к тому же, еще надо было совместить с живыми актерами, снятыми ранее. В среднем аниматор создавал всего 13 кадров за рабочий день, а вся трехминутная сцена заняла у него четыре с половиной месяца работы. Но усилия того стоили! Когда в 1992 году Том Хэнкс вручал Харрихаузену специальный «Оскар» за вклад в развитие кинематографа, он сказал: «Многие считают «Гражданина Кейна» лучшим фильмом всех времен и народов, другие говорят - это «Касабланка», а для меня лучшим фильмом на свете был и остается «Ясон и аргонавты».

«Я всегда старался подарить своим персонажам какую-то привычку, которая делала бы их живыми, - говорит он. – Например, один из скелетов всегда смотрит на землю прежде, чем сделать шаг. Я всегда обдумывают физическое состояние персонажа. Например, в «Золотом путешествии Синдбада» Кали двигает необычно, это из-за ее центра тяжести, а Талос, которого все время критикуют за странные негибкие движения, двигался так именно потому, что его суставы заржавели».

HARRYHAUSENGWANGI.jpg

Еще один недооцененный фильм – «Долина Гуанли» (1969) – в нем Харрихаузен анимирует сцену битвы тираннозавра и слона. Над этой сценой Рэй работал пять месяцев! Но зрителям уже надоели подобные темы, и фильм не добрал в прокате. Последние ленты Харрихаузена были возвращением к мифологии: он снял еще 2 фильма о Синдбаде, и закончил свою карьеру «Битвой титанов» (1981). Пегас, Калиб, летучие твари и потрясающая Медуза оживают в этой ленте благодаря мастерской анимации Рэя Харрихаузена. Этот фильм – самый известный из фильмов Рэя, хоть и не лучший.

HarryhauseKrakan.jpg

«Я не смотрел римейк, - говорит он. – Это чей-то другой фильм, другая версия. Меня приглашали поучаствовать, но я не пошел». Что не помешало кинематографистам довольно много позаимствовать из его фильма. Скульптура Медузы полметра в высоту, ее взгляд пугает, а змеи на голове готовы к атаке. Издали видно, что ее торс кропотливо проработан до мельчайших деталей – есть даже мускулатура под кожей.

По словам Харрихаузена, на студии обсуждали, нужно ли одеть ее в бюстгальтер. На оригинальных рисунках у нее было нечто, скрывающее грудь. Но в фильме она обнажена. И есть даже волосы в подмышках. Медуза была очень сложной инженерной конструкцией. Вместе со знаменитой сценой с семью скелетами она представляет одно из высочайших технических достижений спецэффектов в кино.

harryhausen88.jpg

Медуза – его самый известный персонаж из «Битвы титанов» (1981 года).

Рэй признается, что не ожидал того, как долго будут жить эти фильмы. «Ведь тогда все было совсем иначе, говорит он. – Эти фильмы считались фильмами категории «Б», фантастику тогда всерьез никто не воспринимал. Это сейчас снимают многомиллионные блокбастеры, а тогда мы финансировались по остаточному принципу».

Многие режиссеры до сих пор помнят о ветеране и иногда приглашают его в свои фильмы: Рэй появлялся в камео в фильмах режиссера Джона Лэндиса, а также – в римейке «Могучего Джо Янга» (1998).

Был снят документальный фильм - «Пришельцы, драконы, монстры и я» - это исследование творчества аниматора, в котором можно увидеть отрывки из его ранних работ. Кроме того, самые ранние работы Рэя, снятые еще в школьные годы в родительском гараже, были выпущены на DVD – их можно при желании посмотреть.

Стаття и фото от сюда.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/66566-rey-harrihauzen/
Поделиться на другие сайты

Ну, кто что скажет?
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/66566-rey-harrihauzen/#findComment-3414200
Поделиться на другие сайты

Неужели никто не знает?
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/66566-rey-harrihauzen/#findComment-3415416
Поделиться на другие сайты

Неужели никто не знает?

Фильмы-то знают, но не все в курсе, кто над ними пахал. Лучший стоп-моушн как бы вообще, у Рэя и конкурентов-то нет. Выделяю 20 мильонов миль, но у мужика все креативы со знаком качества безусловно. Погляжу Ясона, раз так хвалят, что-то он мимо меня прошёл (вроде).

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/66566-rey-harrihauzen/#findComment-3417707
Поделиться на другие сайты

Вчера, 7 мая, на 93-м году жизни скончался Рэй Харрихаузен, легендарный пионер стоп-моушн анимации и великий мастер спецэфффектов в кино. Влияние, которое Харрихаузен оказал на киноиндустрию, не возможно переоценить, не зря в коллекции наград мастера премии Оскар, Сатурн, BAFTA, причем большинство из них - за достижения всей жизни и заслуги перед кинематографов.

 

Для того, чтобы понять, чем занимался этот человек, вспомните легендарные старые фильмы "Седьмое путешествие Синбада" (1958), "Язон и аргонавты" (1963), "Битва Титанов" (1981). Влияние работ Харрихаузена можно увидеть в фильмах таких гигантов современного кино как Стивен Спилберг, Джеймс Кэмерон, Джордж Лукас, Джон Лэндис, Питер Джексон...

 

В 2003 году Харрихуазен озвучил одного из персонажей в фэнтези-комедии "Эльф", а кроме того он несколько раз появлялся на экранах в ролях камео в таких известных фильмах как "Шпионы как мы" (1985), "Полицейский из Беверли-Хиллз 3" (1994), "Могучий Джо Янг" (1998), "Руки-ноги за любовь" (2010).

Покойся с миром. Мы тебя не забудем.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/66566-rey-harrihauzen/#findComment-3601444
Поделиться на другие сайты

Покойся с миром. Мы тебя не забудем.

 

Никогда не забудем. :(

Вообще я смотрел и "Язона...", где самые мощные и просто невероятный даже для этого времени стоп-моушн-эффекты, особенно запомнился бой со скелетами и по мне фильмы со спецэффектами Харрихаузена бесценны.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/66566-rey-harrihauzen/#findComment-3602641
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...