Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Отчаяние (Despair)

Рекомендуемые сообщения

Отчаяние / Despair

kinopoisk.ru-Despair-1629372.jpg

год: 1978

страна: Германия (ФРГ), Франция

режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер

сценарий: Том Стоппард, Владимир Набоков

продюсеры: Петер Мэртесхаймер, Лутс Хенгст, Эдвард Р. Прессман

оператор: Михаэль Балльхаус

композитор: Пер Рабен

жанр: фэнтези, драма

время: 119 мин.

награды и номинация

в ролях: Дирк Богард, Андреа Ферреоль, Фолькер Шпенглер и другие

Герман, русский эмигрант, владеет в Берлине начала тридцатых годов небольшой шоколадной фабрикой. Он женат на Лидии, чуть глуповатой толстушке, а та поддерживает отношения со своим кузеном Ардалионом, вечно пьяным художником, у которого никогда не бывает денег. Герману кажется, что за ним наблюдает двойник, который преследует его на каждом шагу, особенно когда он занимается любовью со своей женой. Однажды он знакомится с безработным актером Феликсом Вебером, которого принимает за своего двойника, и пытается навязать тому свой план: они должы поменяться ролями.

Герман якобы хочет, чтобы его видели одновременно в двух разных местах. Феликс, которому обещано вознаграждение в размере 1000 марок, принимает это предложение. Но после того как они обменялись одеждой, Герман убивает своего предполагаемого двойника. Он бежит в Швейцарию и под именем Феликса Вебера хочет начать новую жизнь. Но так как мужчины совсем не похожи друг на друга, Германа вскоре арестовывает полиция.

Изменено 22.08.2012 12:24 пользователем Queen Renata
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Экранизацией романа Набокова фильм "Отчаяние" назвать сложно. Потому что когда одна яркая личность берется за работу с произведением другой яркой личности, то в результате получается нечто вроде "Баллады о дамах прошедших времен" Франсуа Вийона в переводе Николая Гумилева - это уже процентов на девяноста Гумилев. Так и с этой лентой. Это не перенос на экран прозы Набокова. Это (на мой взгляд) типичнейший Фассбиндер со всеми вытекающими отсюда последствиями: типичной фассбиндеровской тоской, типичным фассбиндеровским надломом и типичной фассбиндеровской эстетикой в построении кадра ( как непрофессионал я могу говорить о последнем факторе только на уровне зрительного восприятия без малейшей попытки разобраться конкретно почему я так воспринимаю).
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Это попытка предпочесть нормальной жизни безумие. Сама мысль, что можно оказаться перед таким решением, отталкивает или настолько пугает, что многие люди просто отворачиваются от нее. Что делают такие люди, как Германн Германн, нормальным образом, когда им становится ясно, что они достигли того поворотного пункта, когда все уже позади, а впереди ничего нет? Они отступают назад, они сдаются по мелочам, и прежде чем признать. что их жизнь подошла к концу, они топят ее остаток в море компромиссов и отказов от себя. Однако немногие, кто протестует, пусть и совершенно иррациональным образом, все же достигают чего-то, что дает им надежду. Так что не оправдывая их, но сравнивая с теми, кто отступает перед жизнью, я предпочитаю тех, кто способен, даже в безумии, на надежду"

Из интервью Райнера Вернера Фассбиндера, 1981 год.

7c75193f48c9.jpg

 

Я так много писал об этом фильме в темах Фассбиндера и Богарда, что мне, собственно и нечего добавить. В общем-то из-за этого фильма я и зарегистрировался на Форуме, потому что о нем никто никогда не упоминал, а просмотров было всего 16. Фильм в свое время вызвал у меня шок, потому что (надо признать это честно, несмотря на то, что могу быть растерзан фанатами Набокова) книга довольно посредственная, а фильм гениальный. Для меня это один из немногих (но, пожалуй, самых блестящих) примеров, как может режиссер увидеть больше и глубже, чем видел писатель и тд... И вот прошло два с половиной года, и наконец-то появилась тема. Ура, товарищи!

 

Спасибо, Queen Renata!

 

Несколько фоток со съемок "Отчаяния":

 

1271dde98a61.jpg

 

b4712b6df329.jpg

 

1f8f13e87408.jpg

Изменено 27.07.2012 20:01 пользователем anatole
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А мне и книга Набокова нравится. Правда, хотя я прочитала её до того, как посмотрела фильм, сюжет уже знала, и "сюрприза" не случилось. Но поскольку ты не видишь персонажей, а только представляешь их во время чтения по описаниям - всегда остаётся небольшой простор для сомнений: а вдруг хоть какое-то сходство между фабрикантом и бродягой было?

 

Отдаю должное творческой дерзости Фассбиндера: замахнуться на произведение, построенное именно на том, что читатель не видит объективности, а вынужден доверяться восприятию персонажа, от первого лица ведущего повествование - значит, искать решение чрезвычайно сложных задач. В кино невозможно избежать визуального "разоблачения заблуждения" с первых секунд появления бродяги в кадре, и это волей-неволей сдвигает акценты в совсем другом направлении, то есть коренным образом меняет суть истории.

 

Так оно и произошло, на мой взгляд, самым удачным образом. Признаюсь, правда, что самое-самое начало слегка царапнуло по сердцу: воспоминания о снеге, звоне колоколов, тройке - ужасно заезженный "ностальгический штамп" о "русской жизни". Но потом это показалось логичным: эмигранту положено ностальгировать, а если он сам запутался и не понимает, что чувствует на самом деле, а что пытается чувствовать (любовь к Лидии, например), то и ностальгия становится, выражаясь подростковым языком, как бы ностальгией - со всеми банальностями, характерными для имитации.

 

Мне приходилось читать отзывы, в которых Фассбиндеру ставилось в вину именно то, что я нашла достоинством его "прочтения" книги: показ прихода нацистов к власти, которого не было у Набокова. Но ведь это и есть то самое "направление", возникшее благодаря невозможности сосредоточиться исключительно на частной истории одного заблуждения. Без политического фона "заблуждение" Германа повисает в пустоте. В книге Набокова как раз, на мой взгляд, тема причин отчаяния не очень полно раскрыта, а книжный Герман примитивнее экранного (спасибо Дирку Богарду, наполнившему героя глубокими переживаниями).

 

Я так понимаю (или где-то читала об этом), Набоков позволил себе реверанс в сторону другого Германа, сошедшего с ума от отчаяния и одержимости пришедшим в его голову "проектом успеха" - Герману из "Пиковой дамы". Так что шутка с паролем "Пушкин" показывает, что создатели фильма-немцы тоже вполне увидели перекличку. Но их-то Герман "изменяется сознанием" в бОльшей степени в силу внешних причин, чем исключительно психических. И вся Германия "изменяется сознанием" синхронно с ним. Метафора с шоколадными фигурками, "пользующимися теперь спросом", была настолько необычной, что после эпизода с ними я избавилась от остатков сомнений и отдала сердце фильму.

 

Я обрадовалась, увидев фильм в сетке программ телеканала "Культура": показ назначен на 12 июля (по местному времени - в полночь).

Изменено 08.07.2012 18:39 пользователем Лента Мёбиуса
уточнение даты показа
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но их-то Герман "изменяется сознанием" в бОльшей степени в силу внешних причин, чем исключительно психических.

И вся Германия "изменяется сознанием" синхронно с ним. Метафора с шоколадными фигурками, "пользующимися теперь спросом", была настолько необычной, что после эпизода с ними я избавилась от остатков сомнений и отдала сердце фильму.

 

Вот-вот! Это то, что я всегда чувствовал, когда смотрел этот фильм, но не умел выразить словами. Добровольное безумие героя на фоне добровольного безумия целой страны. Спасибо, Лариса! Какая Вы все-таки умница!

 

И вот эта сцена очень показательна, когда уже "сдвинутый" Герман в один прекрасный день застает своего заместителя в нацистской форме, и тот просит разрешить ему в таком виде ходить на работу. "А что? Хорошая спецодежда. Вполне шоколадного цвета", - пытается шутить Герман... Спрашивается, кто из них больше сумасшедший?

 

84035a5e576f.jpg

 

Конечно, все эти издевки не от Набокова и не от Стоппарда. Это все Фассбиндер, который неприкрыто ненавидит "тех немцев" и "ту Германию".

 

ЗЫ. Некоторые журналисты посчитали тогда безумием Райнера то, что он не стал строить для "Отчаяния" специальные декорации Берлина 30-х, а снял фильм в декорациях "Фанни и Александра" Бергмана. Это позволило серьезно сократить бюджет фильма. "Пфу, могу и после Бергамана!" - усмехаясь, отвечал он на недоуменные вопросы.

 

Вот здесь он дает интервью в этих самых бергмановских декорациях, а также кадры со съемок фильма:

 

 

Всем приятного просмотра 12 июля!

Изменено 09.07.2012 21:07 пользователем anatole
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это (на мой взгляд) типичнейший Фассбиндер со всеми вытекающими отсюда последствиями: типичной фассбиндеровской тоской, типичным фассбиндеровским надломом и типичной фассбиндеровской эстетикой в построении кадра

 

Эстетика, спору нет, фассбиндеровская, но мне показалось, что обилие и даже избыточность красоты в каждом кадре - это как раз дань стилю Набокова. Все эти бесконечные витражи, светильники, зеркала, разрисованные стеклянные двери, "лиловые шелка" в воспоминаниях о матери Германна и лиловые наряды Лидии, лиловый цвет вообще повсюду - на кондитерской фабрике, на разбитом фарфоре в предфинальном кадре и даже в фоне для титров. Забавное совпадение - обложка моей книги Набокова "Отчаяние" тоже лилового цвета. Если не ошибаюсь, у раннего Пастернака тоже есть "отчаянья лиловь". Такой вот цвет.

Фильм, разумеется, потрясающий, Богард, разумеется, гениальный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эстетика, спору нет, фассбиндеровская, но мне показалось, что обилие и даже избыточность красоты в каждом кадре - это как раз дань стилю Набокова. Все эти бесконечные витражи, светильники, зеркала, разрисованные стеклянные двери, "лиловые шелка" в воспоминаниях о матери Германна и лиловые наряды Лидии...
Вполне возможно. Я сейчас припоминаю, что при просмотре "Тоски Вероники Фосс" мне очень понравилось как раз то, что кадр не загроможден деталями, обилие свободного пространства. Разумеется я не помню картину покадрово. Но общее впечатление было именно такое. Хотя там это может быть обусловленно выбором цветового решения ( черно-белого), что дает определенные преимущества, но и накладывает некоторые ограничения при компоновке. Мне всегда казалось, что игра светотени в таком варианте выразительнее, но требует до некоторй степени лучшего чувства ритма и большей лаконичности. За отсутствием цвета на первый план выходит ритмическая игра пятен различных градаций черного, серого и белого. Но может статься, что нелюбовь к обилию вещей в поле зрения вообще характерна для этого режиссера вне зависимости от того цветной фильм он снимал или черно-белый. Особо мне сравнивать не с чем, потому что с его картинами я знакома плохо: не мое. Я и смотреть стала только исключительно из-за Богарда и Набокова. Изменено 14.07.2012 05:45 пользователем iokasta
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Восхитительный, прямо-таки завороживший меня фильм Фассбиндера. Да, эстетика просто уникальная, вот если бы не сказали, что это - бергмановские декорации, никогда бы не стала бы их сравнивать с тем, что видела в "Фанни и Александр", совершенно иное преломление света, эти медитативные круговые движения камеры, эти скорее декадэнские начала века неопределенно-лиловые, огненно-красные, янтарно-желтые цвета и противопоставленный им тускло-серый, ассоциирующийся с вязким холодным "утром" нацистской Германии. А уж как восхитителен Богарт, просто слов невозможно подобрать! Иррациональное безумие, непостижимые выверты сознания, бессмысленная эскапада и моральная прострация - всё в единственном взгляде, единственном жесте...Финальный монолог просто чуть ли на ставит все с ног на голову...Просто гениальная работа!

Самое лучшее, что я видела в Фассбиндера, и его единственный фильм, который тянет пересматривать по многу раз.

10/10

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слова автора (о попытке предпочесть нормальной жизни безумие) точнее всего отражают идею картины. Герой все меньше начинает осознавать что-либо вообще, по мере приближения к концу. Отчаяние, кажется, полностью овладело его рассудком и лишило его поступки минимальной рациональности. С другой стороны, видимо, он просто так больше не мог.

 

Финальный пейзаж, пасмурный, дождливый день в горах. Грязный серый снег, свинцовое небо, горы окружают со всех сторон, и такое чувство, что за ними больше ничего нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Serenada 12, спасибо за прекрасный отзыв!

 

Самое лучшее, что я видела в Фассбиндера, и его единственный фильм, который тянет пересматривать по многу раз.

10/10

 

Весь, так называемый, "средний период" творчества Фассбиндера, начиная с "Марты" и "Страх съесть душа" и заканчивая "Отчаянием" хочется пересматривать по многу раз. А вершиной все-таки считается его монументальное произведение (не хочу писать слово "сериал") "Берлин. Александерплац".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Serenada 12, спасибо за прекрасный отзыв!

 

 

 

Весь, так называемый, "средний период" творчества Фассбиндера, начиная с "Марты" и "Страх съесть душа" и заканчивая "Отчаянием" хочется пересматривать по многу раз. А вершиной все-таки считается его монументальное произведение (не хочу писать слово "сериал") "Берлин. Александерплац".

 

Не спорю, возможно так оно и есть, просто я пока сравниваю с тем, что видела. Уже давно хочу посмотреть "Марту" и "Страх", да никак руки не доходят, то времени нет, то настроения - всё-таки Фассбиндера нельзя смотреть в полуха в полглаза...Кстати, "Александрплатц" тоже не видела...Позор..:unsure:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Идея фильма живёт, причём именно в Германии.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...