AndaLucia 5 марта, 2011 ID: 1 Поделиться 5 марта, 2011 (изменено) Жан Кокто / Jean Cocteau (1889-1963) Биография "Поэты не рисуют. Они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом" (Жан Кокто) Андре Маруа как-то заметил, что Кокто выпала опасная удача - счастливое и обеспеченное детство. Он вырос в обеспеченной семье адвоката, среди людей, увлеченных искусством. В чем-то воздух детства Кокто напоминал атмосферу романов Пруста - тот же высший свет, те же изысканные манеры, те же долгие беседы о прекрасном и трудноуловимом. С юности режиссер имел особую претензию к чистоте пластики. По части балетной эстетики и чувству хореографии с Кокто-режиссером мало кто мог сравниться. Именно с увлечения балетом началась слава Жана Кокто. В возрасте 20-ти лет он познакомился с Сергеем Дягилевым, меценатом и директором "русских балетных сезонов". В ответ на призыв Дягилева: "Удивите меня!", юный француз выступил автором либретто к балету "Синий Бог" (1912), партии в котором исполняли Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Выступление с треском провалилось, ущерб списали на эксперименты неопытных иностранцев, тем не менее, Кокто прошел необходимую поэту инициацию. С этого момента он войдет в салон парижской богемы, станет там своим и запечатлеет жизнь света изнутри в книге "Портреты-воспоминания, 1900-1914", в которой коснется светил культуры начала века – Пабло Пикассо, Сары Бернар, Айседоры Дункан, Мориса Ростана. Сценическая деятельность Кокто способствовала появлению спектакля нового типа, отрицавшего традиции и отражавшего настроения "потерянного поколения". Самым знаменитым и одновременно скандальным стал авангардный балет "Парад" (1917) на музыку Эрика Сати, с декорациями Пабло Пикассо: в представлении, включавшем элементы акробатики и спорта, использовались кубистские принципы оформления. На афише к этому спектаклю впервые появилось придуманное Гийомом Аполлинером определение "сюрреалистический". При обращении к биографии Кокто принято акцентировать внимание на фантастической разносторонности француза. Он участвовал в росписи часовен, рисовал афиши, оформлял театральные сцены, создавал композиции из подручных предметов, делал эскизы модных фасонов и ювелирных украшений, иллюстрировал все свои произведения. Кокто сочинял поэзию, прозу, пьесы и критику, поставил несколько фильмов, нарисовал тысячи скетчей и картин, сотрудничал с такими композиторами, как Стравинский, Сати, Мийо, Пуленк, Онеггер и Менотти, играл в кино и в театре, стал одним из основателей Фестиваля проклятых фильмов, который состоялся в Биаррице в 1949 году, играл джаз в нескольких парижских клубах и лично натренировал конченого боксёра из Панамы по имени Эл Браун до титула чемпиона мира в весовой категории «петуха». Он вёл кипучую деятельность, при этом производя впечатление абсолютного бездельника, — а чаще бывает совершенно наоборот. Новое и чрезвычайно плодотворное поле деятельности он обрел в кинематографе. В 1930 году, когда он дебютировал в кино фильмом "Кровь поэта", заложившим основы его личной мифологии, он, по собственному признанию, совершенно ничего не понимал в кино. «Мои ошибки впоследствии были приняты за находки и открытия», — признавался он позже. «Кровь поэта » предваряют титры, из которых следует, что из самопроизвольного отбора натуры, формы, пластики, жестов произрастает (дословно) "реалистический документальный фильм об ирреальных событиях". Уже в первом фильме возникают основные мотивы творчества Кокто - мотив прохода в зазеркалье или вхождение в контакт со статуями, посланцами античного века. Он верил в то, что зеркала — это порталы, через которые люди могут проникать сквозь время и пространство. Окна в потусторонний мир. Во многих его работах эта тема повторялась, и наиболее чётко — в самом знаменитом фильме Кокто "Орфей" и фильме-автопортрете «Завещание Орфея» (Франсуа Трюффо, для которого Кокто был воплощением истинного автора, профинансировал фильм при помощи прибыли от международных сборов своих «Четырёхсот ударов»). Кокто также часто обращается к теме детства. В «Портретах-воспоминаниях» значительная часть посвящена отрочеству. Первая сцена из «Трудных детей» /1950/ (по разным сведениям, Мельвиль снимал фильм под непосредственным контролем автора) будет означена играми в зимнем школьном саду. В "Крови поэта" подростки, играя в снежки, разрушали статую. Кокто стремился к гармонии античной культуры и красоте произведений поэтов древности, которые тоже олицетворяли невинность (так же, как и пора детства). Не секрет, что Кокто испытывал более чем повышенный интерес ко всему эзотерическому - оккультизму и чёрной магии, несколько раз принимал участие в сеансах общения с мёртвыми и часто использовал термин «фениксология» (наука о том, как умирать и воскресать бесчисленное количество раз), который позаимствовал у своего друга Сальвадора Дали. Впоследствии тема смерти, которую он называл "своей возлюбленной", станет для него одной из ведущих. Кокто был первым из совершенно нового поколения художников и заплатил за это сполна, но благодаря ему в культуре и обществе Франции происходили новые события и открывались новые порталы. Его фильмы оказали прямое и непосредственное влияние на всю без исключения Новую волну (Годар, Трюффо, Варда, Рене) и на таких режиссёров, как Мельвилль, Пазолини, Бертолуччи, Энгер, Гринуэй, Фассбиндер и Джармен, — то есть на любого из когорты «священных чудовищ» и «проклятых поэтов» кино. А «Кровь поэта» Кокто ни много ни мало дала начало альтернативной ветке арт-кино, последней из ярких работ в которой стоит киноцикл Мэтью Барни «Кремастер». «Я стараюсь придерживаться, — писал Кокто,— обозначенной мною программы: постепенно писать обо всём где придётся, и не только для избранных, но отважиться быть интересным для широкого круга читателей». Кокто в теории был эстетом и элитистом, а на практике и в душе — популистом. Жан Кокто был из тех, кто никогда не делает лишних различий. Его любовь перерастала в дружбу, а дружба в любовь. Он часто говорил, что пишет только для своих друзей. Например для Жана Маре, с которым Кокто познакомился в 1937-м. Он вывел его в люди, устроил лучшие роли, восславил в стихах. Они долго жили вместе. Писатель Гильберт Адер, переиначивший роман Жана Кокто «Ужасные дети» в пьесу «Мечтатели», позже лёгшую в основу одноименного фильма Бертолуччи, дал Кокто прозвище — обнаженный денди. Кокто часто называли французским ответом Оскару Уайльду — и из-за гомосексуальных наклонностей, и по количеству афоризмов, оставленных потомкам, и по богатству гардероба. В истории жизни Жана Кокто сплошной балаган, но ни единого банального поворота. Если с самого первого акта настойчивый режиссер повесил на сцене ружье, то надо во что бы ни стало помешать ему выстрелить - вот его девиз. Кокто лавировал между скандалами и парадами, менял глянцевые фасады и маски, флиртовал с новомодными дадаизмом и сюрреализмом, врывался в новые или изменённые состояния художественного бытия (будь то гипнотический транс опиума, сны наяву или сенсорные зоны кинематографа) — и при этом оставался серьёзным художником, задававшимся вечными вопросами.«Я правда и вымысел одновременно», — говорил о себе Жан Кокто и был абсолютно прав — его жизнь и творчество были настолько невероятны, что выдумать их было бы не под силу никому из живших на Земле. По материалам статей Андрея Полонского, Владислава Шувалова и др. Избранная фильмография Жана Кокто: Изменено 05.03.2011 14:08 пользователем AndaLucia Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/40187-zhan-kokto/ Поделиться на другие сайты Поделиться
GANT1949 6 марта, 2011 ID: 2 Поделиться 6 марта, 2011 (изменено) Гуля, красивая тема.) Режиссер однозначно входит в число тех, с творчеством которого планирую ознакомиться детально. Как минимум с 4 фильмами: "Красавица и чудовище", "Кровь поэта", "Орфей", "Завещание Орфея". А вот вчера, совершенно случайно, набрел на выставку Люсьена Клерга "Жан Кокто и завещание Орфея". Впечатлен. Там и сам Кокто в упопомрачительных костюмах и ракурсах, и Маре, и кентавры, и люди-собаки, и бог весть что еще. Неординарнейший человек был, судя по всему. Изменено 06.03.2011 20:36 пользователем GANT1949 Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/40187-zhan-kokto/#findComment-2180848 Поделиться на другие сайты Поделиться
anatole 6 марта, 2011 ID: 3 Поделиться 6 марта, 2011 (изменено) Гуля, браво! Несправедливо, что у такого великого режиссера до сих пор не было темы. Видел "Красавицу и чудовище", "Орфея", "Завещание Орфея", и "Вечное возвращение" (сценарий Кокто). Впечатление осталось незабываемое. Ему удалось создать свои удивительные, неповторимые миры. Ну, и, конечно, у Жана Маре во всех этих фильмах самые лучшие роли в его карьере. Это тот случай, когда другого актера просто невозможно представить на его месте, настолько блестяще он воплощал замыслы Кокто. Изменено 07.03.2011 19:19 пользователем anatole Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/40187-zhan-kokto/#findComment-2182151 Поделиться на другие сайты Поделиться
Julietta83 7 марта, 2011 ID: 4 Поделиться 7 марта, 2011 Гений. И как журналист, и как театральный режиссер, и как кинорежиссер, и как драматург, и как поэт, и как художник. Кроме того, что довольно неплохо знаю его литературное наследие и биографию, смотрела "Орфея", "Двуглавого орла" и "Красавицу и чудовище", а также "Вечное возвращение" и "Опасное сходство", где он был сценаристом - наверное, лучшее воплощение символизма начала века в кинематографе найти проблематично. Жана Марэ воспринимаю только в его спектаклях и фильмах, ведь после смерти Кокто серьезных драматических ролей у него практически не было, в большинстве своем одни Фантомасы. Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/40187-zhan-kokto/#findComment-2182328 Поделиться на другие сайты Поделиться
alexgo 12 марта, 2011 ID: 5 Поделиться 12 марта, 2011 Отличная, информативная тема для великого мастера! Видел "трилогию творчества" ("Кровь поэта", "Орфей", "Завещание Орфея") и понравилась она вся за исключением, быть может, второй половины "крови". Неповторимый сюрреалистический, абсурдистский мир Кокто запоминается навсегда и сразу. Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/40187-zhan-kokto/#findComment-2191397 Поделиться на другие сайты Поделиться
AndaLucia 13 марта, 2011 Автор ID: 6 Поделиться 13 марта, 2011 (изменено) Мое знакомство с режиссером началось с фильма "Женщины на грани нервного срыва" (сценарий Кокто). Потом был пленивший с первого кадра "Орфей" - самый любимый фильм Кокто, затем ирреальная "Кровь поэта", похожая на запечатленный кинопленкой сон. Вдогонку были просмотрены "Завещание Орфея" , "Красавица и чудовище" и "Ужасные родители". Разносторонне одаренная личность самого Кокто впечатлила до глубины души - больше чем поэт, больше чем режиссер, больше чем художник. Феноменально талантливый человек, ставший объектом поклонения и подражания для современников и сумевший остаться при этом деликатным, искренним человеком с безупречным чувством юмора и самоиронии...На мой взгляд, креативному и личностному обаянию Кокто сопротивляться просто невозможно Изменено 24.07.2011 19:21 пользователем AndaLucia Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/40187-zhan-kokto/#findComment-2192830 Поделиться на другие сайты Поделиться
makara 17 июня, 2011 ID: 7 Поделиться 17 июня, 2011 Своеобразная, разносторонне одаренная личность. Для меня интереснее всего как художник. Фильмов видела два: "Орфей" и "Завещание Орфея". Первая лента очень изящна и поэтична. Вторая, пожалуй, слишком перегружена на мой взгляд всем и не производит впечатления целостного произведения. В любом случае это кино - поэзия в чистом виде, переложенная на язык кинематографа. Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/40187-zhan-kokto/#findComment-2385201 Поделиться на другие сайты Поделиться
director20 17 марта, 2013 ID: 8 Поделиться 17 марта, 2013 ...из фильмов Кокто пока знаком лишь с Орфеем, однако это тот самый случай, когда даже одного штриха достаточно для определения самобытности режиссера. его биографию было весьма интересно читать, например, "лично натренировал конченого боксёра из Панамы по имени Эл Браун до титула чемпиона мира" - милейшая деталь)) спасибо, Gulya Имя Цитата Ссылка на комментарий https://forumkinopoisk.ru/topic/40187-zhan-kokto/#findComment-3507182 Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.