Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

Далтон Трамбо

Отношение к творчеству Далтона Трамбо  

7 проголосовавших

  1. 1. Отношение к творчеству Далтона Трамбо

    • Хороший писатель
      0
    • Хороший сценарист
    • Может, хороший прозаик и отличный сценарист, но за "Джонни взял ружьё" его можно назвать гениальным режиссёром
    • Затрудняюсь ответить
      0


Рекомендуемые сообщения

Далтон Трамбо | Dalton Trumbo

135678.jpg

Сценарист, режиссёр

Родился 9 декабря 1905

Место рождения - Монтроуз (Колорадо, США)

Дата смерти - 10 сентября 1976

Место смерти - Лос-Анджелес, США

Первый фильм - 1936

Последний фильм - 2008 (сценарий)

Краткая биография

Трамбо родился в Монтроуз, Колорадо. Во время учёбы в школе работал в местной газете репортером, освещая деятельность различных гражданских организаций, включая школы и суды. В Университете Колорадо он продолжает заниматься журналистикой. Свою профессиональную карьеру начал с сотрудничества с журналом Vogue. Первое опубликованное произведение, «Затмение», было написано в жанре соцреализма и рассказывало о жизни простых людей в провинциальном городке штата Колорадо. Работать в кинематографе Далтон Трамбо начал в 1936 году, но уже в начале 1940-х он был одним из ведущих и высокооплачиваемых авторов Голливуда, и даже успел отметиться номинацией на премию «Оскар» в 1940 году.

Антивоенный роман Трамбо «Джонни взял ружьё» выиграл в 1939 году Национальную литературную премию. Идея написать подобную книгу родилась из прочтённой им статьи о солдате, искалеченном на фронтах Первой мировой войны.

Причастность к коммунизму

Трамбо присоединяется к Коммунистической партии США перед 1940-ми (официально вступает в партию лишь в 1943 году). После начала Второй мировой войны в 1939 году американские коммунисты утверждали, что Соединённые Штаты не должны вступать в войну на стороне Великобритании, так как Пакт Молотова-Риббентропа о ненападении означал, что Советский Союз был в мире с Германией. В 1941 году Трамбо пишет роман «Замечательный Эндрю», в котором в одной сцене призрак Эндрю Джексона появляется, чтобы предостеречь Соединённые Штаты от развязывания военных действий.

Вскоре после немецкого вторжения в Советский Союз Трамбо и его издатели решили приостановить переиздание «Джонни взял ружьё» до конца войны. После получения писем от людей, включая пацифистов, изоляционистов, а также тех, кто очевидно связан с нацистами, просящих копии книги, Трамбо связался с ФБР и отдал все эти письма им. Таким образом, он в действительности сам указал имена, которые спустя несколько лет сыграют против него на заседании Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Трамбо впоследствии сожалел об этом решении и называл его «глупым».

В 1947 году Трамбо, наряду с девятью другими сценаристами и режиссёрами, предстал перед судом как один из основных свидетелей по делам Комиссии. Трамбо отказался дать информацию, что посчитали неуважением к Конгрессу, в результате чего его имя занесли в чёрный список, и в 1950-м году он провёл 11 месяцев в федеральной тюрьме Ашленда, штате Кентукки.

После того, как Трамбо оказался в чёрном списке, некоторые голливудские актёры и режиссёры, в частности, Элиа Казан и Клиффорд Одетс, согласились свидетельствовать и назвать Конгрессу имена людей, сотрудничавших с коммунистической партией. Многие из тех, кто свидетельствовал, были немедленно подвергнуты остракизму и осуждению их прежними друзьями и коллегами. Однако Трамбо всегда утверждал, что те, кто свидетельствовал под давлением Комиссии и киностудий, были такими же жертвами «Красной паники», как и он сам.

Trumbo-prison.jpg.9d2b80d76eab910d7a8839e98ad87f13.jpg

Тюремное фото Далтона Трамбо

После тюремного заключения Трамбо вместе с семьёй перебирается в Мексику. Там он продолжает писать, однако с этого момента вынужден пользоваться псевдонимами. В частности, в 1956 году фильм «Отважный» получает премию Оскар за лучший сценарий, который был им написан под псевдонимом «Роберт Рич».

При поддержке Отто Премингера Трамбо получает заказ на написание сценария фильма «Исход». Сразу после этого Кирк Дуглас смог добиться для него разрешения работать над фильмом «Спартак». Всё это послужило завершением «травли», Трамбо был восстановлен в Гильдии Авторов Америки, Запада. Произведениям, написанным под псевдонимами, возвращается подлинное имя автора, а 1993 году Далтона Трамбо посмертно награждают премией Оскар за сценарий фильма «Римские каникулы», которая до этого момента формально принадлежала другому человеку.

В 1971 году Далтон Трамбо снимает фильм «Джонни взял ружьё», который является адаптацией его же собственного литературного произведения.

Одна из его последних киноработ — «Привести в исполнение», основана на различных теориях заговора об убийстве Джона Кеннеди. Примером глубокого анализа политической жизни также служит публицистическое произведение «Дьявол в книге», посвящённое Акту Смита.

Далтон Трамбо умер в результате сердечного приступа в Лос-Анджелесе в возрасте 70 лет.

Творческие работы

Сценарист (избранное)

1938 — Пойте все

1940 — Китти Фойл: Настоящая история женщины

1942 — Я женился на ведьме

1943 — Парень по имени Джо

1944 — Тридцать секунд над Токио

1945 — У нас растёт нежный виноград

1947 — Гангстер

1950 — Сумасшедшее оружие

1950 — Ракета X-М

1953 — Римские каникулы

1954 — Прыжок

1955 — Трибунал Билли Митчелла

1956 — Отважный

1957 — Зеленоглазая блондинка

1958 — Отчаянный ковбой

1959 — Карьера

1960 — Спартак

1960 — Исход

1962 — Одинокие отважны

1965 — Кулик

1966 — Гавайи

1968 — Посредник

1971 — Всадники

1971 — Джонни взял ружьё

1973 — Привести в исполнение

1973 — Мотылёк

1989 — Всегда

Режиссёр

1971 - Джонни взял ружьё

Литературные произведения

1935 — Затмение

1936 — Вашингтонская дрожь

1939 — Джонни взял ружьё

1940 — Замечательный Эндрю

1949 — Самый большой вор в городе

1972 — Перерыв гадины (эссе)

1979 — Ночь Зубра (неоконченная новелла)

Публицистические произведения

1941 — Гарри Бриджес

1949 — Перерыв гадины

1956 — Дьявол в книге

1970 — Письма Далтона Трамбо, 1943—1962

Награды

1941 - Оскар

Номинации: Лучший адаптированный сценарий («Китти Фойл: Настоящая история женщины»)

1954 - Оскар

Победитель: Лучший сценарий игрового фильма ("Римские каникулы")

1957 - Оскар

Победитель: Лучший сценарий игрового фильма («Отважный»)

1969 - Золотой глобус

Номинации: Лучший сценарий («Посредник»)

:!:1971 год - Каннский кинофестиваль

Победитель: Большой приз жюри («Джонни взял ружьё»)

Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) («Джонни взял ружьё»)

Номинации: Золотая пальмовая ветвь («Джонни взял ружьё»):!:

Изменено 26.03.2011 12:55 пользователем Рыжая кошка
Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/38343-dalton-trambo/
Поделиться на другие сайты

Виктор Астафьев о книге Далтона Трамбо "Джонни взял ружьё"

Неистовая книга

 

Самые великие антивоенные книги написаны теми, кто познал войну в окопах, грубо, по-солдатски говоря, испытал ее «на собственной шкуре». И всегда, во все времена неодолимо тянет воина на то место, где пролита его кровь и кровь его товарищей, словно бы хочет человек отмучиться навсегда последней мукой, испытать последнее страдание там, где он страдал в войну, и успокоиться. Но никогда еще, ни одному человеку достичь этого желанного покоя не удалось. Наоборот, память начинает терзать бывшего окопника с нарастающей болью и силой.

 

Больная память. Вот как она мучается и мучает человека: «Рахе, сгорбившись, сидит в окопе. Вот остатки ремня, два-три котелка, ложка, поржавевшие ручные гранаты, подсумки, а рядом — мокрое, серо-зеленое сукно, вконец истлевшее, и останки какого-то солдата, наполовину уже превратившегося в глину. Он ничком ложится на землю, и безмолвие вдруг начинает говорить. Там, под землей, что-то глухо клокочет, дышит прерывисто, гудит и снова клокочет... ему слышатся голоса и оклики. Рахе встает и бредет дальше, бредет долго, пока перед ним не вырастают черные кресты, ряд за рядом, построенные в длинные колонны, как рота, батальон, полк, армия... перед этими крестами рушится здание громких фраз и возвышенных понятий... страшным обвинением дышит эта ночь, самый воздух, в котором еще бурлит сила и воля целого поколения молодежи, поколения, умершего раньше, чем оно начало жить».

 

Герой романа Ремарка «Возвращение» Рахе может видеть, слышать, проклинать войну и тех, кто ее сотворил, он может в отчаянии даже покончить с собой, уйти к братьям по окопам, которых он «слышит» в земле, ибо на земле он братства не нашел.

 

А вот герой романа Дальтона Трамбо «Джонни получил винтовку», Джон Бонхэм, не может ничего. На войне взрывом снаряда у него оторвало руки и ноги, «сняло» лицо. Он не может говорить, видеть, есть и даже плакать. В каком-то ему неведомом госпитале Джонни держат как экспонат: давая дышать и питаться через зонд, испражняться — через катетер.

 

Все убито в человеке, кроме разума, памяти, кожных ощущений да способности шевелить головой. Человек этот, или остатки его, весь теперь принадлежит себе и может сколько угодно думать, вспоминать. «Парни всегда сражаются за свободу...» — таково внушенное ему убеждение, но на смену уже приходит сомнение: отчего же тогда не сражаются за свободу те, кто посылал и посылает парней в пекло войны? Им что, свобода не нужна? «Америка с боями прокладывала себе путь к свободе. Сколько тогда полегло ребят?! А что в итоге?! Намного ли у Америки больше свободы, чем у Канады или Австралии, которые за нее не сражались?» И дальше, дальше трудно пробивается мысль бывшего солдата Джона Бонхэма к такой сложной для него, но всем давно известной истине, которая, правда, не меняется в своей сути со дня творения: «Всегда хватает людей, готовых пожертвовать чужой жизнью. Они удивительно горласты и способны без конца разглагольствовать...»

 

Прочитавши это, начинаешь понимать, отчего роман Трамбо, написанный в тридцатые годы, экранизированный в 1943-м, подзамалчивался в Америке и трудно достиг берегов тех земель, где живут «мирные люди», но их «бронепоезд» постоянно «стоит на запасном пути», и они вроде бы против войны, но не всякой — есть ведь войны локальные, «освободительные», и просто походы в соседнюю страну затем, чтобы навести там порядок и научить соседей пониманию истинной демократии, а вот герой Трамбо считает всякую войну дерьмом, и ищет способы восстать против нее, и даже в его чудовищном состоянии находит возможность бороться за мир.

 

Когда-то Джонни был научен работать на радиопередатчике и знает азбуку Морзе, и вот он начинает стуком головы «сигналить» о том, чтобы его посадили в клетку, возили по земле и, сняв маску с того места, где было лицо, показывали людям — пусть видят истинный лик войны, пусть содрогнутся и, может быть, остепенятся, одумаются. Но в ответ бывший солдат, не имеющий даже имени, думающий, что он воскрес из мертвых, получает отзвук все той же несокрушимой демагогии: «Ваша просьба противозаконна. Кто вы?»

 

И снова «они заточили его в непроницаемость, втиснули обратно в утробу, в могилу, да еще и приговаривают: прощай, не тревожь нас, не возвращайся к жизни — мертвый должен оставаться мертвым...»

 

Когда-то Дальтон Трамбо работал в Голливуде, и по его сценариям было снято немало фильмов, в том числе идущий до сих пор на наших экранах «Спартак», и вместе с большой группой прогрессивных кинодеятелей он отказался отвечать на вопросы комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, за что отбыл срок в тюрьме, после выхода из которой опальный сценарист под псевдонимом Роберта Рича продолжал зарабатывать свой хлеб в кино, сотрудничая со знаменитыми режиссерами.

 

Надо заметить, что кино благотворно повлияло на «перо» Дальтона Трамбо. Прочитав «Джонни...», любой внимательный читатель убедится, как материальна его проза, сжата до предела — маленький роман «Джонни получил винтовку» читается вязко, трудно, кажется книгой огромной, порой непереносимой по силе страдания и боли. И не зря Трамбо «приметил» и выбрал в соавторы «страшный» режиссер Стенли Кубрик. Автор этих строк, вроде бы что-то читавший и даже сочинивший в жизни, медленно «осваивавший» роман Трамбо по страницам, по абзацам, несколько раз с криками от кошмаров вскакивал по ночам с постели.

 

Страшная книга! Неистовая книга! Но, как рядовой участник войны, повалявшийся в грязи окопов и на госпитальных жестких койках, могу уверить читателей, что война тоже страшная, ничего нет ее страшнее, и писать о ней надо правду, чтоб люди видели всю трагедию и мерзость человеческой бойни.

 

Дальтон Трамбо не был бы истинным художником, если бы изображал одни только страдания, страх и смаковал их. Нет, его Джонни Бонхэм — обыкновенный, земной человек, и ничто земное ему не чуждо, воспоминания о прошлой жизни, о кратком миге молодости, недолгой, но такой доброй встрече с девушкой, о работе на пекарне — полны света и добродушного юмора.

 

А как блистательно написаны две медсестры, которые его обслуживают в госпитале. Он их не видит, не слышит, он их «чувствует» и до одной казенной, строгой и равнодушной тети не может достучаться. Она его и охраняет более надежно, чем любой тюремщик, чем любая цепь или каменная стена. Но вот Джонни по шагам почувствовал: в палате появилась молодая, ласковая сестра, и верит, что она его «услышит».

 

«У нее была легкая походка, тогда как дневная сестра, что работала так быстро и споро, — ступала тяжело. Новой сестре требовалось пять шагов, чтобы дойти от двери до койки. Значит, она пониже той, другой сестры и, вероятно, помоложе ее, потому что дрожжание пружин от этих незнакомых шагов казалось ему плавным и даже каким-то радостным».

 

Эта сестра не содрогнулась от жуткого зрелища при виде ран Джонни, не убежала стремглав из палаты. Она даже положила ладонь на его лоб. «Ладонь эта молодая, маленькая, влажная. Сморщив кожу на лбу, он дал ей понять, что слышит ее и благодарит за ласку и привет». «Это было вроде передышки после долгого напряженного труда».

 

Сестра расстегивает на нем рубашку и начинает чертить пальцем по груди. После долгих мук, сделав невероятное усилие, он «прочел» начертанное на остатках его еще живого тела: «С Рождеством Христовым!»

 

Джонни в припадке истерического счастья! Не знающий, сколько лет он пробыл в одиночестве, счастливый Джонни наконец-то нашел союзника и друга. «Это как ослепительный луч среди мглы».

 

Но не помог ему и этот союз. Попытка Джонни Бонхэма с помощью сестры милосердия связаться с миром, показать людям весь ужас войны признается «противозаконной».

 

Но что же тогда закон? Что? Подготовка к новой войне? Новое кровопролитие, смерти, калеки, страдания?

 

Нет, нет и нет. Джон Бонхэм, наперекор грозным силам войны, продолжает посылать сигналы миру, разбивая голову о госпитальную койку, шлет свой протест, свои требования, добытые страданием и кровью. «Если же вы собираетесь начать новую войну... если снова надо убивать людей, то мы этими людьми не будем... Мы люди мирного труда и не желаем войны... Мы хотим быть живыми и ходить, и разговаривать, и есть, и пить, и смеяться, и чувствовать, и любить, и растить своих детей в полном спокойствии, в безопасности, чтобы они стали достойными и мирными людьми».

 

Дальтон Трамбо не был на войне, но так «проникся ею», борясь с силами зла, так возненавидел насилие и страдание, что смог создать одну из самых неистовых книг в мировой литературе, яростно сражающихся за нас, за нашу землю, за нашу единственную жизнь.

И, в принципе, я полностью солидарна с данным мнением.

 

Есть ли кому что сказать по творчеству этого выдающегося деятеля?

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/38343-dalton-trambo/#findComment-2094531
Поделиться на другие сайты

Трамбао редкий пример того, что из известного и талантливого сценариста выходит не менее талантливый режиссер. И хотя гуманистический посыл "Джонни взял ружье" слегка прямолинеен и в силу этого смазывает впечатления, фильм все равно довольно крутой в своей жанровой нише.

 

К сожалению, с Трамбоа-писателем не знаком.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/38343-dalton-trambo/#findComment-2097622
Поделиться на другие сайты

Рыжая кошка, спасибо большое за создание данной темы и материалы. Как сценариста я пока его еще плохо знаю(всего три фильма из такой обширной фильмографии), но как писатель и режиссер он занимает прочные позиции в списке личных предпочтений.

Green Snake,а каким образом прямолинейность в данном конкретном случае смазывает впечатления? наоборот, простота и жёсткость подачи материала должны усиливать их.

Ссылка на комментарий
https://forumkinopoisk.ru/topic/38343-dalton-trambo/#findComment-2109373
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...