Перейти к содержанию
Форум на Кинопоиске

На серебряной планете (Na srebrnym globie)

Рекомендуемые сообщения

год 1988

страна Польша

жанр фантастика, драма

режиссер Анджей Жулавский

сценарий Анджей Жулавский, Ежи Жулавски

композитор Анджей Кожиньский

в ролях Анджей Северин, Кристина Янда, Ивона Бельска, Ежи Треля и другие

длительность 166 минут

О чем?

Три астронавта, двое мужчин и одна женщина, решают покинуть Землю, чтобы начать новую цивилизацию. Посадив звездолет на пустынной планете, они начинают работу по ее заселению, рожая детей, и заканчивают группой отпрысков, которые выросли в банду язычников-огнепоклонников.

Стоит знать

В 1977 году, когда фильм был сделан примерно на 80%, заместитель министра культуры Польши Януш Вильхельми внезапно приказал уничтожить декорации и костюмы и свернуть съёмки. Два года судьба проекта оставалась неизвестной. Но и после гибели Вильхельми в авиакатастрофе в 1979 году, возобновить работу над картиной не разрешили. Жулавский, представив фальшивое приглашение из Голливуда, получает разрешение уехать из Польши. Фильм «На серебряной планете» всё же вышел в прокат: в конце 1980-х, когда режиссёру удалось вернуться в Польшу, он смонтировал сохранившиеся фрагменты фильма, добавив вместо недостающих эпизодов их пересказ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

год 1988

страна Польша

жанр фантастика, драма

режиссер Анджей Жулавский

сценарий Анджей Жулавский, Ежи Жулавски

композитор Анджей Кожиньский

в ролях Анджей Северин, Кристина Янда, Ивона Бельска, Ежи Треля и другие

длительность 166 минут

 

О чем?

Три астронавта, двое мужчин и одна женщина, решают покинуть Землю, чтобы начать новую цивилизацию. Посадив звездолет на пустынной планете, они начинают работу по ее заселению, рожая детей, и заканчивают группой отпрысков, которые выросли в банду язычников-огнепоклонников.

 

Стоит знать

В 1977 году, когда фильм был сделан примерно на 80%, заместитель министра культуры Польши Януш Вильхельми внезапно приказал уничтожить декорации и костюмы и свернуть съёмки. Два года судьба проекта оставалась неизвестной. Но и после гибели Вильхельми в авиакатастрофе в 1979 году, возобновить работу над картиной не разрешили. Жулавский, представив фальшивое приглашение из Голливуда, получает разрешение уехать из Польши. Фильм «На серебряной планете» всё же вышел в прокат: в конце 1980-х, когда режиссёру удалось вернуться в Польшу, он смонтировал сохранившиеся фрагменты фильма, добавив вместо недостающих эпизодов их пересказ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не видел ещё фильма, но скоро посмотрю. Оказывается, видные польские чиновники разбивались в авиакатастрофах и до Катыни.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думается, пан Жулавский лукавил, когда говорил, что именно мысль обо всех тех людях, которые на протяжении нескольких лет хранили отснятые материалы, реквизит и прочее, побудила его формально доделать так не понравившийся польскому правительству "На серебряной планете". Нет, все это, конечно, могло иметь место, однако, должно быть что-то действительно важное, а, может, и личное в картине, чтобы режиссер талантливый (а создатель "Главное - любить" таковым не может не быть), чуждый заигрываниям со зрителем, решился выпустить незавершенный фильм, не имеющий даже финала как такового. И вот от такой мысли становится уж совсем не по себе, поскольку увидевшее свет произведение отражает, мягко говоря, мрачное миропонимание.

 

В основе фильма по сути та печальная история о группе идеалистов, которые, устав от несовершенства этого мира, решили построить новую цивилизацию сообразно собственным идеалам, но пришли все к тем же страху, одиночеству и отчуждению (то самое сартровское "дальше себя не убежишь"). По Жулавскому получается, что все архетипическое, накопленное веками, оказывается сильнее осознанных мотивов, и каждое новое поколение обречено воспроизводить коллективное уродство вновь и вновь. Бесконечные монологи об истине, о вере, бытии, которые герои не произносят, но буквально исторгают из себя, перемежаются погружением в странное, почти до самозабвения, бессознательное состояние единения со всеми и со всем. Но, что самое важное, если в том же "Главное - любить" путь сомнений, страданий и боли в конечном счете приводил к зыбкому, пусть на одно мгновение, но счастью, то в "На серебряной планете" демонстрируется тернистый, извилистый путь в ничто. И, стремясь всякое слово и действие довести до предела, не сумев ни в чем найти середины, герои в фильме Жулавского обрекли себя на пустое, перманентное мучительное существование.

 

Грустно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да шикарный фильм.

 

Можно прямо подписаться под словами Der Neid - именно таким я кино и запомнил хотя смотрел его очень давненько.

 

Где-то читал что там еще важная тема актерства, эту стезю режиссер тоже исследовал. Помниться там есть такая сцена когда актер подходит к мертвому и говорит - "О я могу тебя сыграть!" (в этом есть какой-то ключ). Но пересмотреть надо.

 

А еще если направить на этот фильм луч, то тенью от него будет книжечка Вербера "Звездная бабочка", но это так кому особо интересно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Где-то читал что там еще важная тема актерства, эту стезю режиссер тоже исследовал. Помниться там есть такая сцена когда актер подходит к мертвому и говорит - "О я могу тебя сыграть!" (в этом есть какой-то ключ).

 

Кстати, да. Правда, зная как играют актеры у Жулавского (чего стоит одна "Одержимая"), на эту тему можно поначалу и не обратить внимание, да и, признаться, анализировать фильм по ходу просмотра как-то затруднительно. Но при этом нельзя оставить без внимания ту самую фразу: "Я лучше тебя, ведь я могу тебя сыграть". Как вариант - такое объяснение:

 

Форма довлеет над содержанием, имитация жизни, чувств, поисков важнее самой жизни, поисков и чувств. И такой философией "актёрства" в той или иной степени заражён каждый герой "На серебряной планете" (она здесь как часть человеческой природы), хотя большинство из них попросту не осознают этого. Ведь неспроста картина перенасыщена гротескными сценами, нереальными движениями, чрезмерными чувствами (ну прямо греческая трагедия). Монологи за гранью добра и зла - форменное помешательство. Как следствие, самая попытка поиска - "глас вопиющего в пустыне" - обречена --> истины нет, вера невозможна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про фильм, про Жулавского, и Лунную трилогию:

Спасение по правилам: Фантастика. Ежи Жулавский, польский модерн и «Лунная трилогия»

Изменено 24.08.2020 00:49 пользователем KinoDark
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рецензия Изменено 24.08.2020 00:49 пользователем KinoDark
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю зачем в фильмах Жулавски кто-то вообще разговаривает, у него такой мощный визуальный ряд, стиль съёмки и игра актёров (за гранью добра и зла=), что кино вполне могло бы быть немым. Атмосфера, настроение и смысл всё равно бы улавливались. А с речевыми потоками (а именно так я могу охарактеризовать то, что декламируют актёры тут на экране), у меня, например, только голова болеть начинала. Какой-то не фильтрованный поток подсознания. Тут выше кто-то точно вспомнил Сартра - так же грустно и безысходно. Как-будто мне оголяют все нервы и играют на них, как на гитаре. Нет, вполне возможно дело в переводе, достаточно топорном, или в том, что я пыталась ловить одновременно его, одновременно читать английские субтитры и в то же время, улавливать польский. Такая тройная атака. Но фильм всё равно производит мощное впечатление и я б даже сказала - гипнотическое. Как будто понял всё и одновременно ничего))) Зато понравилось. Хотела поставить семь, рука не поднялась так занизить оценку, даже за весь хаос который остался не до конца осознанным и понятым мной. Просто некоторые сцены были уж очень сильны...та же сцена распятия, к примеру. Или люди, насаженные на колья. Такое уж не забудешь. О_О Спасибо, Жулавски=)))
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Судя по многострадальности этого проекта, экранизации «Лунной трилогии», написанной двоюродным дедом режиссера, на экране должно было появиться нечто революционное и знаковое для мира кино. О несчастной судьбе притесняемого польским правительством детища пана Жулавски можно прочитать либо на Википедии, либо в фактологии любого интернет-справочника кино. Середина 80-х годов стала для режиссера просто жирной полосой творческих неудач, где ему перебежал дорогу не то, что банальный черный кот, а то самое «нечто» из «Одержимой бесом» переползало сантиметровыми шажками, издавая препротивнейшие хлюпающие звуки и высасывая весь творческий потенциал. Уже в которой своей картине Жулавски наотрез отказывается внятно выстраивать повествование, усугубляя положение вечно психующей съемочной группой, в которой эпилептические припадки в сочетании с хроническим словесным эээ.. недержанием – это норма. Доводилось мне слышать споры о том, какая же из картин мэтра является самой истеричной, и, пожалуй, лично мной ответ найден. Оговорюсь сразу, Анджей Жулавски – режиссер, безусловно, талантливый. Человек, снявший совершенно потрясающие «Главное – любить» и «Одержимая бесом» (там тоже истерят и все на оголенном нерве, но именно в этих работах был найден идеальный баланс краеугольных камней - режиссерской «фишки», формы, и содержания), по определению не может быть бездарем. Здесь же вышел неполный фильм, где частично отсутствует материал, замещенный закадровым чтением сценария. А теперь представьте себе, как усложняется задача зрителя, когда приходится два с половиной часа наблюдать постановку психбольничного драмкружка в инопланетных декорациях, всеми силами стараясь не утерять нить повествования, так она еще и идет штрихпунктиром вперемешку с закадровыми интермиссиями! Само собой, нить эта теряется еще где-то в начале нелегкого пути. Общая мысль, в принципе, понятна – где бы человечество ни получило второй шанс начать все сначала, оно неизбежно будет повторять ту же историю, которую мы все и так знаем, и непременно будет кто-то распятый на кресте, только звать его будут по-другому. Визуальный ряд здесь нельзя не отметить – он более, чем интересен и выступает белеющим парусом среди всего этого мракобесия, как и везде у Жулавского – что-то, а художественно выстроить картинку с помощью верных операторов он всегда сумеет.

 

P.S. Демидрольный одноголосый перевод какой-то барышни с украинским акцентом добавляет своей атмосферы. Смотреть этот фильм мне пришлось в 5 заходов.

 

4/10

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сначала Жулавски снял своего «Трудно быть Богом», а потом Герман свою «Серебряную планету».

Фильм стоит посмотреть хотя бы ради его трагического пути, которым, спустя столько лет и режимов, Жулавски похоже упивается. Но и помимо этого он пресыщен визуальными изысками (не буду повторятся), так снимать умеют наверное только поляки (ух и много же их). Конечно операторское мастерство (когда оно не просто ремесло), сначала "рассказ" от лица первопроходца, невольно ставшего монахом(святым), а после как "от Бога" взирающего со стороны на происходящее, есть в этом некое заигрывание со зрителем, не дающее оставаться нейтральной стороной. Сама идея что всё прописано заранее, а мы лишь актёры играющие сценки из Библии и ежи с ней - понятна и убедительно исполнена. Другое дело что она отягощает фантастику, которая и так уже научная и философская.

Философия не моя сильная сторона, посему пришлось суть понимать опосредованно. Понравилась идея что так и не понятно что это за планета - не Земля ли, именно в этом контексте фильм более органичен, чем если бы прямо про Луну (как в книге). В остальном внучек нашёл в первоисточнике себе единомышленника, радует что нет прямого анти-советского (у деда анти-российского), но и так, поляки ну ни как не уймут своих имперских амбиций, смирившись с ролью прослойки промеж двух держав.

Трёхчасовой урок польского с субтитрами (но всё равно лучше чем та баба, при всей дословной идентичности славянских языков, несущая отсебятину пропуская целые куски текста) - изматывает сознание, особенно в кастрированных сценах, неужели автор не слышал о анимации или хотя бы рисунках, что не дорого и качественно. А так даже понимаешь узколобого чиновника, ставшего на сторону человеческого разума которому не постичь сие творение. Поэтому вижу необходимо делить составляющее на сознательное и эстетическое, если готов на такое, то не жаль потраченного времени.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...