Tommy 30 июля, 2010 ID: 1 Поделиться 30 июля, 2010 Положение Вещей | Der Stand der Dinge Картина рассказывает о судьбе художника в мире коммерции. "8 1/2 Вендерса" Февраль 1981 года, Португалия. Берег моря. Здесь, в полуразрушенном бурей курортном отеле, поселились участники съёмочной группы фильма об ядерной войне (фрагмент этого "виртуального" произведения, перекликающегося с ранним фильмом Роджера Кормана "День конца света", открывает картину Вендерса). Денег на продолжение съёмок нет. В главных ролях: Патрик Бошо Аллен Гарфилд Сэмюэл Фуллер Пол Гетти мл. ... год: 1982 страна: США, Германия (ФРГ), Португалия режиссер: Вим Вендерс сценарий: Роберт Крамер, Джош Уоллес, Вим Вендерс продюсер: Рени Гунделах, Крис Сивернич, Пьер Коттрелл, ... оператор: Фред Мерфи, Анри Алекан, Мартин Шэфер композитор: Юрген Книпер, Аллен Гарфилд, Джо Эли, ... жанр: драма, ... премьера (мир): 20 октября 1982 время: 121 мин. Обзор (Осторожно, спойлеры!): Фильм Вима Вендерса «Положение вещей» по стилистике немного выбивается из других работ того периода (например, «Париж, Техас»). Но это вполне объяснимо - ведь мы имеем дело с картиной весьма специфического жанра: «кино о кино». «Положение вещей» Вендерс снимал в Европе, после возвращения из Голливуда, где у него был не самый приятный опыт работы с Фрэнсисом Фордом Копполой. Естественно, личные впечатления Вендерса во многом легли в основу фильма. Однако было бы неправильно утверждать, что «Положение вещей» - лишь сведение счетов с Копполой (который был показан в образе голливудского продюсера Гордона) и с заокеанской кинематографической системой . Фильм получился гораздо глубже, метафоричнее и многограннее, чем это может показаться на первый взгляд. Действие картины начинается со съемок фантастического фильма, которыми руководит режиссер Фридрих Мунро (Патрик Бошо) - главный герой вендеровского повествования (и, разумеется, alter ego Вендерса). И эти 15 минут «фильма в фильме» очень важны: несмотря на явные элементы пародии (обратите внимание на картонные диалоги и нарочито «артхаусный» видеоряд), этот фрагмент является, по сути, размышлением о сущности кинематографа . Неслучайно в первом же кадре мы видим человека с камерой. Камера, как предмет в «Положении вещей» фигурирует постоянно (в том или ином виде), но Вендерс оперирует и более сложными символами. Например, все герои «фильма в фильме» ходят в специфических очках. И как только одна из актрис снимает эти очки - съемки завершаются. Таким образом, очки - символ иллюзорного мира. Пятнадцать лет спустя схожий прием использовал Стэнли Кубрик в своем посмертном шедевре «С широко закрытыми глазами», где героиня Николь Кидман, надевая очки, превращалась в добропорядочную домохозяйку, а сняв их - высвобождала нереализованные сексуальные фантазии. Вендерс как бы говорит нам, что кино (сколь бы талантливым оно не было) - это ни что иное как иллюзия. Однако подспудно зрителю внушается еще одна мысль: без кино жизнь не имеет смысла. Поясним этот момент. У Фридриха Мунро заканчиваются деньги, и съемки останавливаются. Вместе со съемками останавливается жизнь в португальском отеле, где разместилась съемочная группа. Актеры напиваются, бездельничают и изнывают от скуки, режиссер не находит себе места, а старый оператор уезжает... В конце концов, Вендерс озвучивает эту мысль устами одного из персонажей: «Кино - это сказка, но без этой сказки жизнь ничего не стоит». Действительно, Кино (именно так, с большой буквы) предстает как некое всеобъемлющее понятие: ради него живут, с его помощью зарабатывают и теряют деньги, им защищаются и, наконец, ради него гибнут... В этом отношении финальный кадр особо символичен: главный герой сначала защищается от невидимых нападающих, держа ручную камеру как оружие, а затем гибнет, хватаясь за нее, как за соломинку, и до последнего издыхания не выпуская из рук, как самую дорогую вещь. Удивительно, что Вендерс, всегда стремившийся к минимализму, скупости выразительных средств, здесь создает очень «богатое» кинополотно - не в плане бюджета, конечно, но в плане обилия эффектных сцен, колоритных персонажей и эстетского видеоряда. Последнее - отдельный разговор: сначала мы восхищаемся фантастическими пейзажами фильма Мунро, затем наблюдаем панораму португальского побережья, после чего попадаем в богатый загородный дом продюсера Гордона и напоследок любуемся главным городом кино - Лос-Анджелесом (снятым гораздо более красочно, чем в «Париж, Техас»). Может, это вышло случайно, но если и так - напрашивается определенный вывод: кино о кино у Вендерса получается гораздо эффектнее, «декоративным» и внешне привлекательным, чем фильмы о людях. Что отнюдь не означает поверхностности и несерьезности данного творения - перед нами безусловный шедевр, по всем параметрам. Имя Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.